в первой книге о явлениях при¬роды и Архедем в одной из книг о стихиях. Стихия — это то, из чего как из первоначального происходит все рождающееся, и то, на что как последнее все разла¬гается. (137) Четыре стихии вместе образуют бескаче¬ственную сущность — материю. Огонь — это теплое, вода — влажное, воздух — холодное, а земля — сухое; но и в воздухе находится что-то из последней стихии. Выше всего находится огонь, который называют эфиром и в котором сначала возникает круг неподвижных звезд, а потом круг блуждающих звезд. Затем следует воздух, потом вода и, наконец, земля — основание всего, нахо¬дящееся в центре всего.
А. Мироздание
(137) Они понимают слово «мироздание» трояко: это бог, единственный из всего сущего, обладающий особым свойством — быть неуничтожимым и несотворенным; он
482
творец миропорядка, через определенные промежутки времени поглощает все сущее и из себя снова рождает его; (138) далее, они называют мирозданием само рас¬положение звезд и, в-третьих, то, что состоит из того и другого. Мироздание — это также особое свойство сущ¬ности всего, как говорит Посидоний в «Началах уче¬ния о небесных явлениях»; это совокупность неба и земли, а также находящихся на них созданий или сово¬купность богов и людей, а также вещей, созданных ради них. Небо есть крайняя окружность, обиталище всего бо-жественного. Мироздание управляется сообразно с умом и провидением, как говорит Хрисипп в пятой книге о провидении и Посидоний в третьей книге о богах; этот ум проникает все части мироздания, как душа внутри нас, но одни части больше, а другие меньше. (139) В одних вещах он содержится как состояние, например в костях и жилах, в других — как ум, например в уп¬равляющей части души. Поэтому все мироздание — жи¬вое, одушевленное, наделенное разумом — имеет управ¬ляющей силой эфир, как говорит Антипатр из Тира в восьмой книге о мироздании. Хрисипп же в первой книге о провидении и Посидоний в сочинении о богах считают управляющей силой мироздания небо, а Клеанф — солнце. Но Хрисипп, противореча самому себе, в той же книге считает управляющей силой самую чи-стую часть эфира, которую стоики называют также пер¬вым богом, проникающим, как бы чувственно, все, что в воздухе и во всех живых существах и растениях, а самое землю — как состояние. (140) Существует, говорят они, лишь одно мироздание, ограниченное, имеющее шарооб¬разную форму, ибо эта форма наиболее удобна для дви¬жения, как говорят Посидоний в пятой книге своего «Учения о природе» и ученики Антипатра в сочинениях о мироздании. Вне этого мироздания разлита безгранич¬ная пустота, которая бестелесна. Бестелесно то, что мо¬жет быть занято телами, но не занято ими. В мирозда¬нии нет пустоты, оно едино; к этому выводу неизбежно приводят согласие и связь небесного и земного. Хри-сипп говорит, однако, о пустоте в сочинении о пустоте и в первой книге о природных средствах, Аполлофан в сочинении о природе, Аполлодор, а также Посидоний
483
во второй книге своего «Учения о природе»… (141) Да¬лее, время, говорят они, бестелесно, оно — измерение движения мироздания; прошедшее и будущее бесконеч¬ны, настоящее же ограничено. Стоики считают, что ми¬роздание преходяще, так как оно было порождено по¬добно вещам, познаваемым чувствами. И то, части чего преходящи, преходяще как целое. Части же мироздания преходящи: ведь одни превращаются в другие; следова¬тельно, преходяще и мироздание. Все, что может изме¬ниться к худшему, преходяще; следовательно, и миро¬здание: ведь оно и сгущается, и разжижается. (142) Мироздание рождается, когда сущность из огня превра¬щается через воздух во влагу. Затем наиболее плотная часть ее становится землей, тонкая превращается в воз¬дух, а после этого, разрежаясь еще больше, становится огнем. И наконец, от смешения этих стихий возникают растения, живые существа и все остальное. О возник¬новении и гибели мироздания говорят Зенон в книге о Вселенной, Хрисипп в первой книге о явлениях при¬роды, Посидоний в первой книге о мироздании, Клеанф и Антипатр в десятой книге о мироздании. Панетий, на¬против, считает мироздание непреходящим. О том, что мироздание — это нечто живое, разумное, одушевлен¬ное и умопостигаемое, говорит Хрисипп в первой книге о провидении и Аполлодор в сочинении о природе, а также Посидоний. (143) Мироздание есть нечто живое, поскольку оно сущность одушевленная и восприимчи-~вая. Ведь живое превосходит неживое; нет ничего пре¬восходящего мироздание, поэтому оно живое. Оно оду¬шевлено, как это явствует из рассмотрения нашей души, которая есть как бы отторгнутая от него часть. Однако Боэт говорит, что мироздание не живое суще¬ство. Что оно одно, пишут Зенон в своей книге о Все¬ленной, Хрисипп, а также Аполлодор в сочинении о природе и Посидоний в первой книге своего «Учения о природе». Под Вселенной Аполлодор понимает то ми¬роздание, то сочетание мироздания и находящейся вне его пустоты. Мироздание ограничено, пустота безгра¬нична… (148) …Природу стоики иногда представляют как нечто скрепляющее все мироздание, а иногда как нечто порождающее все земное. Природа есть свойство,
484
она движется сама по себе согласно образовательным началам, которые в определенные времена производят и скрепляют то, что из нее возникает… (149) Она стре-мится к пользе и удовольствию, как это явствует из создания человека. Все происходит по велению судьбы, как говорят Хрисипп в книгах о судьбе, Посидоний во второй книге о судьбе, Зенон, а также Боэт в первой книге о судьбе. Судьба — это непрерывная цепь при¬чин сущего или разум, согласно которому управляется мироздание. Они говорят, что в совокупности прорица¬ние основательно, поскольку существует провидение. Они признают прорицание искусством на основании не-которых успехов. Об этом говорят Зенон и Хрисипп во второй книге о прорицании, Афинодор, а также Посидо¬ний во второй книге своего «Учения о природе» и в пятой книге о прорицании. Что касается Панетия, то он считает прорицание неосновательным. (150) Первичная материя, говорят они, есть сущность всех вещей. Об этом пишет Хрисипп в первой книге о явлениях при¬роды, а также Зенон. Материя — это то, из чего что-то возникает. Называется она двояко: сущностью и мате¬рией, смотря по тому, относится ли она ко всем вещам или к отдельным. Вся материя в целом не увели¬чивается и не уменьшается; материя же отдельных ве¬щей увеличивается и уменьшается. По их мнению, сущ¬ность — это тело, и притом она ограниченна, как гово¬рит Антипатр во второй книге о сущности и Аполлодор в сочинении о природе. Последний говорит, что сущ¬ность изменчива; в самом деле, если бы она была неиз¬менной, то не было бы тех вещей, которые из нее воз¬никли. Поэтому, говорит он, деление ее бесконечно. Хрисипп же не считает деление бесконечным… (155) По мнению стоиков, миропорядок таков: земля как сре¬динное занимает самый центр, за ней — вода, которая сферична и имеет тот же центр, что и земля, так что земля находится в воде. За водой — воздух, тоже сфери-ческий… (156)… Они полагают, что природа — это огонь-творец, который определенным путем устремляется к созиданию и который есть огнеподобная и творческая пневма. Что касается души, то она восприимчива, она прирожденная нам пневма. Поэтому она есть также
485
тело и остается после смерти, но все же она преходяща, в то время как душа Вселенной — души живых существ суть части ее — непреходяща. (157) Зенон из Кития и Антипатр в книгах о душе, а также Посидоний назы¬вают душу горячей пневмой, поскольку ею мы дышим и благодаря ей мы двигаемся. Клеанф считает, что все души остаются вплоть до воспламенения мироздания; Хрисипп говорит — что только души мудрецов. Они раз¬личают восемь частей души: пять чувств, находящиеся в нас образовательные начала, голос и разум… (158)… Причины страданий они усматривают в переменах, про¬исходящих в пневме… (160) Таковы их взгляды на при¬родные явления, и мне кажется, я их изложил доста¬точно.
Псевдо-Плутарх de plac. phil. II1. Стоики говорят, что есть разница между всеобъемлющим и целым, по¬скольку всеобъемлющее — это бесконечное вместе с пус¬тотой, а целое — мироздание без пустоты.
Стобей Eclog. 1184 (Арним, II, № 527). Хрисипп говорит, что мироздание — это совокупность неба, земли и находящихся на них созданий или совокупность бо¬гов, людей и тех, кто от них родился. Мироздание он называет иначе божеством, от которого возникает и до¬стигает законченности миропорядок.
Псевдо-Плутарх de plac. phil. 111. Стоики говорят, что все причины телесны.
Плотин Ennead. II4,1. Стоики, полагая, что тела — единственно реальное и единственная сущность, гово¬рят, что материя одна; она лежит в основе стихий иона же сущность; все другое, даже стихии, суть только оп¬ределенные состояния материи; они отваживаются считать материей даже богов и в конце концов говорят, что сам бог не что иное, как материя в известном со¬стоянии. Признавая материю бескачественным телом, они приписывают ей также величину.
Немезий de nat. horn. 164. Стоики говорят, что одни стихии деятельные, другие страдательные. Деятельны воздух и огонь, страдательны земля и вода.
Александр Афродисийский de mixt. p. 216, 14 (Ар-ним ?, № 473). Хрисипп утверждает, что всеобщая сущность едина, поскольку по всей этой сущности рас-»
486
прос^раняется некая пневма, посредством которой она скрепляется и остается единой, и целое находится в согласии с самим собой.
Прокл in Plat. Tim. 138 ? (Арним II, № 533). Пла-тон утверждает, что мир един в силу единства прооб¬раза… Аристотель — в силу единства материи и ограни¬чения естественными местами. Стоики исходят из един¬ства сущности, то есть из того, что материя — это тело.
Цицерон Acad. post. 124. Сама материя не была бы возможна, если бы она не поддерживалась какой-то си¬лой, и сила невозможна без какой-нибудь материи.
Лактанций Instit. div. VII23 (Арним II, № 623). Хрисипп говорит: нет, очевидно, ничего невозможного в том, что после нашей смерти по прошествии опреде¬ленных промежутков времени мы вновь принимаем тот же облик, что теперь.
Немезий de nat. horn. 38 (Арним II, № 625). Снова будут Сократ, Платон и каждый из людей с теми же самыми друзьями и согражданами… и это возвращение всего в прежнее состояние происходит не один раз, а многократно или, вернее, бесконечно и неумолимо.
Стобей Eclog. 125,3. Зенон говорит, что солнце, луна и каждое из других светил обладают разумом, умом и творческим огнем; имеются же два рода огня: один — лишенный творчества, превращающий в себя то, чем он питается; другой — творящий, способный к росту и на¬блюдению, как в растениях и животных; он-то и есть природа и душа; сущность светил состоит из подобного огня.
Цицерон Acad. prior. II126. Для Зенона и почти для всех стоиков эфир есть высшее божество,