Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. Философия древности и средневековья

наделенное умом и управляющее всем. Клеанф, ученик Зенона, счи¬тающийся едва ли не самым великим стоиком, полагает, что над всем господствует и властвует солнце.

Цицерон de nat. deor. 1129,37. Итак, существует природа, которая объемлет в себе все мироздание и обе¬регает его; она не-лишена ни чувства, ни разума; в са¬мом деле, необходимо, чтобы вся природа, которая не единична и не проста, но которая соединена и связана с чем-то другим, имела в себе некое управляющее на¬чало: в человеке — это ум, в животных — нечто подобное

487

уму, откуда возникают определенные влечения… Управ¬ляющим началом я называю то, что греки называют hegemonikon и превосходнее чего не может и не должно быть ни в каком роде. Вот почему необходимо, чтобы то, в чем заключается управляющее начало всей природы, также было наилучшим и самым достойным из всего благодаря своему могуществу и господству.

Цицерон de nat. deor. II14. Хрисипп остроумно за¬мечает, что как чехол сделан для щита, ножны для меча, так, за исключением мироздания, все вещи со-зданы для других вещей. Так, например, злаки и плоды, которые родит земля, созданы ради животных, живот¬ные — ради людей: лошадь — для перевозок, бык — для землепашества, собака — для охоты и охраны; сам же человек рожден для созерцания мироздания и подража¬ния ему; человек вовсе не совершенен, но он некая час¬тица совершенного. Мироздание же во всех отношениях совершенно, поскольку объемлет все и нет ничего вне его…

Наилучшее в мироздании должно содержаться в чем-то совершенном и неограниченном. В самом деле, нет ничего совершеннее мироздания, нет ничего луч¬ше добродетели, следовательно, добродетель — принад¬лежность мироздания. Природа человека не совершен¬на, однако добродетель встречается в человеке; на¬сколько же легче встретить ее в мироздании. В нем имеется добродетель, оно мудро, и поэтому оно бог.

Диоген Лаэртский VII. (147) Бог, говорят они, жи¬вое существо, бессмертное, разумное, совершенное, умопостигаемое, пребывающее в блаженстве, невоспри¬имчивое ко всякому злу, пекущееся о мироздании и о находящемся в нем. Однако он не человекоподобен. Он творец всего и как бы отец всего… Его называют мно¬гими именами сообразно с его действиями. Так, его на¬зывают Dia, ибо благодаря (dia) ему существует все, a Dzena называют его потому, что он причина жизни (toy dzen) или проникает все живое… (148) Зенон го-ворит, что сущность бога — это все мироздание и небо. Подобным же образом высказываются Хрисипп в пер¬вой книге о богах и Посидоний в первой книге о боках. Антипатр же в седьмой книге о мироздании говорит,

? / 488

что сущность бога воздухообразная. Боэт в своей кни¬ге о природе говорит, что сущность бога — это круг неподвижных звезд.

Тертуллиан adv. Hermog. 44 (Арним II, № 1036). Стоики хотят, чтобы бог наполнял материю, как мед соты.

; Посидоний у Стобея Eclog. I 2, 58. Бог — это огнен¬ная пневма, наделенная разумом, лишенная формы, превращающаяся в то, во что желает, и уподоб¬ляющаяся всему.

Псевдо-Плутарх de plac. phil. I 7. Чаще всего стои¬ки определяют бога как творческий огонь, устремляю¬щийся к созданию мира и содержащий в себе все об¬разовательные начала, из которых все с необходимо¬стью рождается, и как пневму, которая проникает все мироздание, меняя свои имена сообразно с изменения¬ми материи. Они говорят, что мироздание, звезды, земля — это бог, а выше всех богов ум, находящийся в эфире.

Ипполит Philos. 21 (Арним II, № 1029). Хрисипп и Зенон говорят, что бог, начало всего, — это самое чистое тело; его провидение простирается на все.

Аэций I 7, 33 (Арним II, № 1027). Бог — это пне-вма, простирающаяся на все мироздание.

Халкидий in Tim. 294 (Арним I, № 87). Согласно стоикам, бог тождествен материи или же бог — это ка¬чество, неотделимое от материи. Он движется через материю, как семячерез детородный орган.

Ориген contra Gels. VI 7 (Арним II, № 1051). Ра-зум бога есть не что иное, как телесная пневма.

Цицерон de nat. deor: II16. Хрисипп говорит: «В самом деле, если в природе существует нечто, чего не могли бы произвести человеческий ум, разум, сила, человеческое могущество, то ясно, то, что создало это нечто, лучше человека… И как его назвать иначе, чем богом? Действительно, если боги не существуют, что может быть в природе лучше человека? Ведь только у него имеется разум, превосходнее которого ничего не может быть. Если человек считает, что во всем мироздании нет ничего лучше его самого, то это при¬знак безрассудного высокомерия. Следовательно, есть

48а

нечто лучшее, чем мы. Итак, бог действительно су¬ществует».

Секст adv. math. IX119, 120. В любом теле, состоя¬щем из разных частей, управляемых природой, есть нечто главное. Поэтому оно Имеется и у нас; оно, как полагают, находится в сердце, или в мозгу, или в ка¬кой-то другой части тела. У растений не так: у одних оно находится в корнях, у других — в листьях, у тре^ тьих — в сердцевине. Поэтому, поскольку мироздание управляется природой и состоит из многих частей, в нем есть нечто главное, что вызывает движения. Этим может быть только природа сущего, которая есть бог. Значит, бог существует.

Псевдо-Плутарх de plac. phil. 128. Хрисипп гово-рит, что судьба — это присущая пневме сила, которая управляет миропорядком. В сочинении же о дефини¬циях он утверждает, что судьба — это разум мирозда¬ния, или закон всего сущего в мироздании, управляе¬мом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоя¬щее станет. Стоики говорят, что судьба—это цепь при¬чин, то есть нерушимый порядок и нерушимая связь.

Цицерон de nat. deor. 136. Зенон полагает, что есте¬ственный закон божествен и обладает силой, повелева¬ющей делать правильное и запрещающей противопо¬ложное.

Феодорет VI14 (Арним II, № 916). Судьба — это движение вечное, непрерывное и правильное.

Стобей Eclog. 15, 15. Стоик Зенон в книге о при-роде говорит, что судьба — это сила, которая приво¬дит в движение материю… она не отличается от про¬видения, и он называет ее природой.

Диогениан у Евсевия Praep. evang. IV 3 (Арним II, № 939). Они говорят, что пророческие предсказания не были бы правдивыми, если бы все не было пред-определено судьбой.

Цицерон de divin. I118. Стоикам кажется, что не в каждой выемке между долями печени и не в каждом птичьем крике присутствует бог. Это не подобает бо¬гам и недостойно их и никоим образом не может про¬исходить. С самого начала мир устроен так, что опре-

490

деленным вещам предшествуют определенные приме¬ты либо во внутренностях, либо в птицах, либо в мол¬ниях, либо в чудесах, либо в светилах, либо в видени¬ях спящих, либо в речи одержимых; те, кто правиль¬но воспринял эти приметы, не часто, ошибаются. Неправильно угаданные и неправильно истолкованные приметы ложны не по вине вещей, а из-за неумения толковать их.

Цицерон de divin. II 129—130. Стоики утверждают, что только мудрец может быть прорицателем. Хрисипп же определяет прорицание такими словами: это спо¬собность знать, видеть и объяснять приметы, которые боги предвещают людям; цель прорицания — заранее узнать, каковы намерения богов по отношению к лю¬дям, что боги предвещают, каким образом можно их умилостивить и смягчить. Хрисипп так определяет толкование снов: это способность видеть и объяснять то, на что боги указывают людям во время сна. Так как же? Требуется ли для этого посредственное зна¬ние, или нужно большое дарование и совершенная ученость?

Б. Душа

Псевдо-Плутарх de plac. phil, IV 21. Стоики гово-рят, что высшая часть души — управляющая часть, соз¬дающая представления, логическое приятие, чувст¬ва, влечения; ее они и называют способностью рассуж¬дения. От этой управляющей части происходит семь других частей души, распространяющихся по телу наподобие щупалец осьминога. Пять из этих семи час¬тей души составляют чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение — это пневма, распространяю-щаяся от управляющей части до глаз; слух — это пне¬вма, распространяющаяся от управляющей части до ушей; обоняние — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до носа; вкус — это пневма, рас¬пространяющаяся от управляющей части до языка; осязание — это пневма, распространяющаяся от управ¬ляющей части до поверхности вещей, которых мож¬но коснуться чувствами. Из остальных частей одна на¬зывается воспроизводящей, она пневма, распроетраня-

491

ющаяся от управляющей части до детородных органов. Другая часть — это то, что Зенон называет голосом, она пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи. Управ¬ляющая часть помещается, словно в мироздании, в на¬шей шарообразной голове.

Псевдо-Плутарх de plac. phil. IV11.Стоики гово-

рят: когда человек рождается, его управляющая часть души подобна листу папируса, готовому воспринять надписи. Именно на душе человек записывает каждую свою мысль, и его первая запись производится чув¬ствами.

III. ЭТИКА

Диоген Лаэртский VII. (84) Стоики делят этиче-скую часть философии на учения о влечении, о добре и зле, о страстях, о добродетели, о цели, о высшей цен¬ности, о поступках, об обязанностях, об убеждении и разубеждении. Такое разделение проводят последова¬тели Хрисиппа, Архедема, Зенона из Тарса, Аполло-дора, Диогена, Антипатра и Посидония. Зенон из Ки-тия и Клеанф, как более старшие, понимали эти во¬просы проще. Именно они различают логику и физику. (85) Стоики говорят, что первичное влечение живого существа — это стремление к сохранению себя, по* скольку природа прививает ему это стремление с са¬мого начала. Так говорит Хрисипп в первой книге о целях, утверждая, что всякому живому существу бли¬же всего собственное строение и осознание его. Ведь неестественно, чтобы живое существо относилось к себе как к чужому или действовало так, чтобы его строение стало чуждым и неблизким. Нам остается сказать, что природа сделала животное наиболее близ¬ким ему самому: ведь оно отгоняет все вредное и при¬нимает все годное. Некоторые считают, что первичное влечение живых существ обращено к удовольствию; стоики показали, что это неверно. (86) В самом деле, удовольствие, говорят они, если оно существует, есть нечто привходящее, возникающее, когда природа в своих поисках сама находит то, что соответствует строению живого существа. Именно таким образом

492

радуются живые существа и цветут растения. Стоики говорят, что природа не делает различия между рас-тениями и живыми существами, потому что она управ¬ляет растениями, не наделяя их влечением и чувст¬вом, но в нас происходит нечто такое, что присуще растениям. А так как у живых существ влечение в из¬бытке появляется вслед за тем, чем они пользуются, для того чтобы достичь подобающего им, то влечение управляется тем, что сообразно с природой. Но так как разум дан разумным для более совершенного руковод¬ства, то жить согласно разуму в действительности означает для них жить по природе. Именно разум становится творцом влечения. (87) Вот почему Зенон в

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. древности и средневековья Философия читать онлайн