Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. Философия древности и средневековья

в эпоху раннего феодализма. Признавая бога началом и ‘ причиной всего сущего, Езник в то же время выступает против фатализма и отстаивает учение о свободе воли.

Умер Езник приблизительно в 450 г. в сане епископа Баг-ревандского.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЕРЕСЕЙ

Сущность единого бога непознаваема, и природа его непостижима. Исследовать его невозможно, ибо он недоступен знанию. Признание же его бытия дости-гается не исследованием, а верой. Сущность всевыш-него вечна и безначальна, и бытие его не зависит ни

631

от кого. Никто не находится выше него как его причи¬на, от которой он получил бы начало своего бытия. Ибо нет никого, кто был бы раньше него, и никого, по¬добного ему, после него, и ни одного сподвижника, равного ему, и никакого сущего, противоположного ему, никакого противоположного бытия и никакой сущности, которую он использовал бы как сырье для нужд своих, и никакого вещества, из коего он создал бы то, что должен был создать.

Он сам причина всего того, что возникло из ниче¬го, — верхнего неба и всего того, что находится под ним: и видимого, состоящего из воды, неба и земли, и всего того, что образовано из нее и находится в ней. От него произошло все, а сам он — ни от кого. Он дал на¬чало существованию и бестелесным невидимым созда- • ниям, и видимым телесным существам, каждому в свой

черед… Удивительно не только то, что он из небытия обра¬тил не-сущее в сущее и из ничего обратил ничто в нечто, но и то, что он без ущерба и нерушимо хранит

создания…

Он источник добра. Все созданные им существа — разумные и неразумные, мыслящие и немыслящие, го-ворящие и бессловесные — созданы им прекрасными. И установил он, чтобы разумные и мыслящие суще¬ства всеми своими положительными качествами тво¬рили добро, но не прекрасное, ибо он сам дарователь прекрасного, а источником добродетели он сделал сво¬бодную волю.

Те из созданий, кои, по мнению некоторых, пре-красны, произошли от доброго творца. Так думают, на¬пример, языческие греки, персидские маги и еретики. Доброму началу они противопоставляют некую злую сущность, называемую ими хюлэ, что обозначает мате¬рию. Мы первым долгом скажем им в ответ, что богом-благодетелем не создано ничего злого и нет ничего зло¬го, что было бы злым по природе, и что нет творца порочных вещей, а есть творец лишь добрых…

То, что движется и изменяется, не есть самодовлею¬щая сущность; оно создано кем-то и создано из чего-то или же из ничего. А то, что движет всеми, само не дви-

632

жется и не изменяется, ибо оно сущность самодовлею-щая и совершенно неподвижная…

Мир подобен колеснице, запряженной четверкой ло-шадей — теплотой, холодом, сухостью и влажностью, и имеется еще тайная сила, подобная вознице, который покоряет и держит эти противоположности в мире и согласии…

Все видимое телесно, а невидимое бестелесно. И одни из телесных вещей имеют плотное тело, дру¬гие — разреженное… Итак, все, что ощущается или воспринимается нашими органами чувств или каким-то образом воздействует на них, есть телесное, а все, что не воспринимается органами чувств,, есть бестелесное. Тонка стихия света, но, поскольку она воспринимается глазом, она телесна. Тонка стихия воздуха, но, по¬скольку она своим холодом действует на наше тело, она телесна. Тонка стихия огня, однако она телесна, поскольку своей теплотой действует на наше тело. Та¬кова же стихия воды, которая тоньше материи тя¬желых вещей и плотнее, чем стихия легких ве¬щей…

О, как немощен должен быть рок и бессильно пред-, определение, если воры и разбойники могут нарушить его, когда, напав, лишают невинных достояния и жиз¬ни. Если события происходили бы по предопределению, то не нужно было бы, чтобы цари выносили смертный приговор, а судьи пытали и казнили убийц. Между тем, наказывая их, они подтверждают, что грешники совершают грех не по предопределению, а по науще-нию собственной злой воли.

И если захватчик нападает на страну, чтобы гра¬бить и убивать людей, что же, не должны ли они со¬бирать войско и составлять полки для изгнания захват-чика из страны? Что же, пусть разрешат это ему, говоря: если предопределено роком, чтобы захватчик опустошал страну, зачем нам идти против судьбы? Однако люди, составляя войско и изгоняя врага из страны, показывают, что убийства происходят не по предопределению рока, а по наущению злой воли за-хватчика, который, вторгнувшись, алчно разрушает страну, грабя ее достояния и богатства.

633

ДАВИД АНАХТ

Давид Анахт (Непобедимый) (V—VI вв.) — крупнейший армянский философ эпохи раннего феодализма, наиболее вид¬ный представитель неоплатонизма в Армении. Учился в Алек¬сандрии у греческого философа Олимпиодора. По возвращении в Армению развернул широкую научную деятельность и зало¬жил основы светской философской мысли, отстаивал дости¬жения древнегреческой философии, в частности учения Пла¬тона и Аристотеля. Основной труд Давида — «Определения философии» — направлен против скептицизма и релятивизма Пиррона и Кратила. Гносеология Давида испытала влияние теории познания перипатетической школы и содержит ряд материалистических положений.

Кроме «Определений философии» перу Давида принадле-жат три философских сочинения — «Анализ «Введения» Пор-фирия», «Толкование «Категорий» Аристотеля» и «Толкование «Аналитики» Аристотеля». Все труды Давида, кроме послед¬него, сохранились и в греческом варианте. Два его труда изданы в русском переводе С. С. Аревшатяна — «Определения философии» (Ереван, 1960) и «Толкование «Аналитики» Ари¬стотеля» (Ереван, 1967).

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Всякое сущее должно быть рассмотрено четверояко: существует ли сущее? что есть сущее? какова сущность сущего? для чего существует сущее?

Эти вопросы действительно достойны изучения, ибо некоторые из вещей, как, например, козлоолень и ара-лез’, не имеют существования, поскольку они созданы лишь нашим мышлением, а некоторые вещи имеют существование. Из вещей, обладающих существовани¬ем, одни имеют сомнительное бытие, как, например, надзвездное небо и антиподы, ибо мы сомневаемся — существуют ли таковые или нет. Другие же вещи имеют несомненное бытие, как, например, человек, ло¬шадь, орел, которые существуют достоверно…

Хотя божественное само по себе непознаваемо, од¬нако, созерцая его творения и создания, а также упо¬рядоченное движение мира, мы постигаем творца по¬средством мышления и умозрения. Незримое легко по¬знается через то, что зримо…

Необходимо знать, что определение возникло от подражания границам сел и земельных наделов, ибо

634

предки наши, чтобы избежать двух крайностей — из¬лишества и недостатка — установили границы, дабы пользоваться своим и не трогать чужого. Подобно этому и определение, отграничивая данный предмет, отделяет его от других вещей…

Философиямать мудрости, искусств и всех наук, от нее рождаются и берут начало все искусства и науки…

Познание бывает общим или частным, основанным на знании причин или не основанным на нем. Имеется всего четыре вида познания: опыт, опытность, искус¬ство, научное знание.

Опыт есть частное знание единичной вещи, не ос¬нованное на знании причин, как это, например, бывает, когда кто-то, зная какое-нибудь лекарство^ только ис¬пользует его, не зная причины, почему нужно приме¬нять его.

А опытность есть общее знание, не основанное на знании причин, как это, например, бывает у многоопыт¬ных врачей, которые, зная множество лекарств, не зна¬ют причин их действия. Опытность есть также запоми¬нание и неосознанное запечатлевание в человеке мно¬гократно и одинаково повторяющихся явлений. Так, многоопытный врач применяет лекарства, запоминая и запечатлевая в себе их многократное и одинаковое действие.

А искусство есть общее знание, основанное на зна¬нии причин, или же искусство есть способность, сопря¬женная с воображением, ибо искусство есть определен¬ная способность и знание

Когда мастер, желая что-нибудь создать, присту-пает к делу, он создает первым долгом в самом себе представление о вещи, а потом только выполняет ее. А природа никогда предварительно не создает в себе представления о вещи.

Искусство есть также выработанный опытом круг благоприобретенных понятий, цель которых — достиже¬ние чего-то полезного в жизни.

Научное знание есть всеобщее, безошибочное и неизменное знание, ибо наука безошибочно пости-гает предметы познания. Научное знание есть также

635

безошибочное знание сущности вещей, знание природы этих вещей, ибо наука познает природу вещей такой, какая она у познаваемой вещи…

Следует знать пять познавательных способностей: ощущение, воображение, мнение, размышление, разум.

Ощущение есть частичное знание данной вещи… А воображение есть частичное знание об отсутствующей вещи… Мнение же бывает двух родов: основанное на знании причин и не основанное на нем. Мнение, не основанное на знании причин, это такое мнение, как, например, когда кто-то, не зная причины, утверждает, что разумная душа бессмертна. А мнение, основанное на знании причин, это такое мнение, когда известны и причины бессмертия… А размышление есть знание все¬общего, основанное на знании причин…

Исходя из этого следует знать, что из ощущений рождается опыт, из мнения, не основанного на знании причин, — опытность. Опытность рождается также из ощущения и воображения. Из размышления и мнения, основанного на знании причин, рождается искусство, а из размышления и разума рождается научное знание

Философия делится на теоретическую и практиче¬скую, поскольку в нас самих существуют теоретиче¬ское и практическое начала… Философия имеет целью украсить человеческую душу, а человеческой душе свой¬ственно обладать двоякой силой — теоретической и жи¬вотной. Теоретическая сила — это разум, размышление, мнение, ощущение, воображение, о которых мы сказа¬ли выше. А животная сила обладает волей, способно¬стью выбора, благорасположением, гневом и вожделе-нием. Поэтому и философия делится на две части — на теоретическую и практическую, дабы посредством тео¬ретической части украсить познавательную силу души, а посредством практической—животную, так как прак¬тическая часть философии учит нас не совершать чего-нибудь под влиянием гнева и не вожделеть к чему-ни¬будь неподобающему… Для теории подлежащим, яв¬ляется все сущее, а для практики — только человече¬ские души…

Все сущее есть подлежащее для теории в целях по¬знания, оно имеет троякое бытие: или оно материально

636

по предметному и мысленному бытию, как, например, дерево, камень и все остальное из обозреваемого нами, так как они и предметно, и мысленно имеют материаль¬ное бытие, ибо невозможно познать камень или дерево без материи; или сущее нематериально и по предметно¬му, и по мысленному бытию, как, например, бог, ангел, разум, душа, ибо они и предметно, и мысленно имеют нематериальное бытие, так как невозможно признать материальными бога, или ангела, или разум, или душу. Сущее, наконец, имеет предметно материальное бытие и мысленно нематериальное бытие, например формы, которые предметно материальны, ибо треугольник, квадрат или другие формы не могут существовать без материи; они пребывают или

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать онлайн