Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. Философия древности и средневековья

божествен-

642

ного провидения, дабы никто, увидев творения неунич¬тожимыми, не принимал их за создателей и, постоянно видя служение созданных светил земному бытию, пре¬выше всего ставил творца всего сущего…

О ВРАЩЕНИИ НЕБЕС

Верхнее небо, которое греки называют эфиром, а халдеи — плотным огнем, называется также пылаю-щим огнем, ибо этот огонь, лишенный материи, свобо¬ден от чужеродных соединений, так как он не произо¬шел ни от кого, а возник из ничего; и ничто из сущего не возникло из него, и нет ничего выше его… Оно рас¬простерлось вокруг шарообразной земли своим непре¬станным, и неодолимо быстрым вращением, невидимой материальностью, познаваемой лишь разумом, и состо¬ит оно из двух полушарий, нижнего и верхнего, рас¬положенных друг против друга подобно положению полушарий земли. И внутри себя оно замкнуло этот огромный мир…

Человеческая мысль не в состоянии проникнуть в глубины божественной сущности. Что же касается по¬стижения мира, то этому люди учатся на опыте, и де¬лают они это трояким образом — путешествуя, обозре¬вая и слушая, не желая оставаться в полном неведе¬нии о сущем.

АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (АШХАРАЦУЙЦ)

Не найдя в Священном писании ничего обстоятель¬ного о землеописании, кроме редких, разбросанных и в то же время труднопостигаемых и темных сведений, мы вынуждены обратиться к языческим писателям, которые установили географическую науку, опираясь на путешествия и мореплавания, и подтвердили ее гео¬метрией, которая обязана своим происхождением астрономии.

Я верю рассказу Птолемея, чьи люди прошли на юг, начиная с жаркого пояса, с точностью описали на¬роды, там живущие, измерили их пределы…

Я описываю только то, что око человеческое видело и на что нога человеческая ступала.

643

ИОАНН САРКАВАГ

Иоанн Саркаваг (1045—1129) — один из крупных предста¬вителей естественнонаучного направления средневековой ар¬мянской философии. Основал высшую школу в столице Арме¬нии Ани, где преподавал философию, математику, космографию и поэтику. Такую же школу создал он и в Ахпатском мона¬стыре на севере Армении.

В 1085 г. И. Саркаваг реформировал армянский календарь, на основе астрономических вычислений устранив несоответ¬ствия, образовавшиеся за предшествовавшие пять веков. Среди многочисленных его трудов особую ценность представляют «Толкование 500-летнего календарного круга», «О полигональ¬ных числах», «Толкование семи книг Филона Александрий¬ского», «Слово мудрости, обращенное к скворцу» и др.

ТОЛКОВАНИЕ 500-ЛЕТНЕГО КАЛЕНДАРНОГО КРУГА

Краснобайство не в состоянии раскрыть чистую и непреложную истину, подобно тому как созданная ху¬дожником картина не в состоянии воспроизвести нахо¬дящееся в движении живое существо, ибо всякая картина приблизительна, в ней есть и выдумка, и неч¬то от лжесвидетельства. Таковы и мысли некоторых летописцев, которые добавляют от себя, не заботясь о точности сообщаемых сведений, с чем мы не раз встречались во многих сочинениях. Ибо необходимо приложить много труда и усердия, чтобы постичь со¬ответствие слов и вещей: ведь не слово подтвержда¬ет наличие вещи, а, наоборот, вещь подтверждает сло¬во. Исходя из этого и следует устанавливать ис¬тину.

И поэтому не нужно внимать словам болтунов, если даже они кажутся достоверными. Ибо вещь обознача¬ется словом, и не правы те, кто употребляет слова во¬преки вещам, а принимать слова надлежит, лишь сле¬дуя истине…

Мнение, не подтвержденное опытом, не может быть истинным. Только опыт достоверен и непрере-каем. И поэтому необходимо знать не только древние книги, но и самому добывать знания о при-роде.

644

ТОЛКОВАНИЕ СЕМИ КНИГ ФИЛОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО

Я не из тех легковерных, которые без исследования верят всякому слову и обольщаются иллюзиями. Без исследования и опыта не нужно соглашаться ни с ка¬ким высказыванием…

Мысль должна быть правдивой, а слово свободным; оно не должно находиться под гнетом и должно выра¬жать непреложную истину…

Рассуждения мудрецов следует проверять более на деле, чем на словах…

Разум приходит в движение благодаря ощущениям, и поэтому разум не действует прежде ощущения…

Эпикур говорит, что материя совечна богу, что атомы существовали подобно пыли, играющей в лучах солнца, и якобы из нее бог сотворил четыре стихии… Еще много других причин возникновения мира при¬водили философы, утверждая, что мир вечен. Но это не так, ибо начало своего существования мир получил лишь от бога… Мы посредством веры постигаем, что мир начало своего существования получил от бога и им же опекается и что мир не самодовлеющ и не безнадзорен, как утверждают языческие философы…

Четыре стихии — огонь, воздух, вода и земляхотя и противоположны друг другу, однако из них воз¬ник этот мир.

Природа каждой вещи представляет собой гармо-нию противоположностей подобно струнам арфы, у ко¬торой высокие и низкие тоны, сочетаясь, рождают бла¬гозвучие…

Стихии возникают друг из друга, как, например, от кипения воды и гаснущего огня возникает воздух; точно так же вода, сгущаясь, превращается в землю, и так далее… Каждая стихия движется согласно своей природе: легкая стремится кверху, тяжелая — книзу.

МХИТАР ГОШ

Мхитар Гош (1140—1213) — выдающийся мыслитель, зако¬новед и баснописец средневековой Армении, автор «Армян¬ского судебника» (1184). М. Гош был видным представителем социально-политической мысли Армении. Свободомыслие

645

сочетается у него с попыткой обосновать необходимость укрепле¬ния власти монарха и борьбы с центробежными устремле¬ниями феодалов. Перу М. Гоша принадлежит также «Сборник басен». Русский перевод «Судебника» Гоша (перевод А. Папо-вяна) издан в Ереване в 1954 г.

АРМЯНСКИЙ СУДЕБНИК

Законы пророков и Евангелия неизменны; суд же по необходимости изменяется у разных народов и стран. Посему допустимо, чтобы люди, умудренные опытом, творили суд по обстоятельствам…

Лучше всего во всех делах милосердие, но в суде приличествует правда, дабы не лицеприятствовать бо¬гатому и не потворствовать бедному…

Создатель сотворил человеческие существа свобод¬ными, а зависимость их от господ возникла из-за нужды в земле и воде.

СБОРНИК БАСЕН

Государь должен поставить дело так, чтобы знат¬ные и простолюдины выступали друг против друга, чтобы они воевали не против царя, а между собой…

Люди, наблюдая земное царство человеческого ро¬да, соответственно ищут того же и в небесном царст¬ве…

Велика дерзость людей, которые смеют судить о делах повелителей и считают последних причиной мно¬гих зол, не понимая, что этим они колеблют власть в стране.

ИОАНН ЕРЗЫНКАЦИ

Иоанн Ерзынкаци (XIII в.)—видный армянский философ, грамматик, космограф и поэт. Представитель ертественнонауч-ного направления в философии. Большое значение придавал опыту и изучению природных явлений.

Из литературного наследия Ерзынкаци издано немного; большинство его трудов содержится в фондах Ереванского института древних рукописей Матенадаран. Нижеследующие фрагменты из сочинений И. Ерзынкаци на русском языке издаются впервые.

«46

О ДВИЖЕНИИ НЕБЕС

Для устроения мира бог создал четыре вещества: огонь, воздух, воду и землю, которые составляют пер¬вооснову и корень всего существующего; они противо¬положны друг другу. Все творения от них получают свое начало и рождение, от их смешения возникло все сущее, растения и животные. Эти четыре стихии были необходимы, ибо без земли не было бы плотного тела, без воды — смешения и соединения, без воздуха, то есть ветра, не было бы движения, а без огня — цвета и видимости. И поэтому бог создал все ощущаемые и телесные вещи из земли, одел их в зелень через по¬средство воды, сообщил им движение через воздух, придал им видимость и цвет посредством огня.

ФИЛОСОФСКИЙ КОМПЕНДИУМ

Природа подобна плотнику: небеса — это руки, а четыре стихии — нечто вроде дерева и железа; и если из последних изготовляют стул или саблю, то из стихий природа создает животных, растения и мине¬ралы…

Все, что существует в мире, имеет начало и конец. Начало есть возникновение всякого сущего, а конец — разложение его частей…

Если бы не было -материи, откуда возникли бы сущности? Если бы не было сущности, откуда возник¬ла бы возможность? А если бы не было возможности, откуда возникла бы действительность? Итак, именно из них образовано все сущее…

Всякое тело образуется из двух начал — материи и формы. Материя — восприемница формы. И первая форма в материи имеет длину, ширину и глубину…

Имеются три вида познания: первый — это позна¬ние с помощью ощущений, которым пользуются и зре¬лые мужи, и дети и которое не чуждо также и живот¬ным; второе — это разумное познание, которое свойст¬венно только зрелым мужам; третье — логическое познание, которое есть дело мудрецов…

Всякий переход из возможности в действительность совершается благодаря движению звезд. Растения

возникают двояко—или из семени, или самопроизволь¬но из воды, земли и движения солнца. И от сочетания звезд, небес и стихий происходят все животные, расте¬ния и минералы, как и их изменение, то есть уничто¬жение, когда уничтожается форма, например когда меняется форма соли, состоящей из земли и воды, то есть когда соль уничтожается, ее влага поднимается в воздух, а избыточная земляная часть переходит в ветер. И можно убедиться воочию, что соль при со¬прикосновении с теплотой огня превращается в воз¬дух. Так происходит уничтожение и других тел в смы¬сле изменения присущей им формы.

Что же касается чистЪй сущности и материи, то они никогда не уничтожаются…

Благодаря форме существует разнообразие среди сущего. Имеется множество форм в одной и той же материи, как, например, из одной материи—железа— изготовлены и сабля, и нож, и многое другое.

Материя бывает четырех родов. Первый — это ма¬терия ремесел, как, например, дерево для плотника и железо для кузнеца.

Второй род—это материя природы, как четыре сти¬хии и все то, что находится под луной. Из этой мате¬рии, приобретая форму, образуются минералы вплоть до центра земли, растения и животные; и от нее же исходит и уничтожение вещей, когда каждая стихия возвращается в первоначальное состояние: огненная часть — в огонь, как и все другие стихии. И в этом сила чистой сущности как источника движе¬ния.

Третий род — это общая материя, как, например, небеса, звезды и то, что в них имеется; из нее и со-здается все содержимое мира, и благодаря ей сохра-няется равновесие в природе.

Четвертый род — это то, что называют первома-терией, которая и есть чистая сущность, постигаемая разумом и недосягаемая для ощущений; от нее берут свое начало все вещи, и она форма для сущего. Она сущность, в которой нет ни количества, ни качества. А количество и качество придают вещи вид, то есть форму…

648

Познание осуществляется четверояко — разумом, опытом, ощущением и верой… Опыт занимает среднее положение между разумом и ощущением.

ПРОПОВЕДИ

Великочудная высота и глубина неба, как и рас-простертая длина и ширина земли, и все существую-щее в мире собрано творцом в пять видов сущего соответственно нашим пяти органам чувств… И из всего существующего ни одна вещь не может остаться недоступной этим нашим пяти ощущениям…

Животные, растения и извлекаемые из недр земли благородные металлы — золото, серебро и драгоцен¬ные камни — и вообще все возникшее во времени и из материи с течением времени и сообразно с материей подвергается изменению.

Тело не злое начало. Если бы это было так, то душа должна была бы быть еще более злой, ибо она предводительница и воспитательница тела.

Окружающий нас мир есть чувственно воспринима¬емый мир, ибо посредством ощущений и воздействий, получаемых от разнообразных цветов и великолепных красок, как и посредством передающихся по воздуху сладостных

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать онлайн