Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. Философия древности и средневековья

голосов всевозможных животных и звуков неодушевленных предметов, ощущений запахов, вкуса и осязания, весь этот мир вливается в наш разум че¬рез наши органы чувств, как через городские ворота

Все существующее под небом находится в движе¬нии и изменении. Оно возникает во времени по закону становления, точно так же во времени оно уничто¬жается по закону разрушения.

ВАГРАМ РАБУНИ

Ваграм Рабуни (XIII в.) — видный философ, государ¬ственный деятель и летописец Киликийского армянского цар¬ства. В царствование Левона III (1270—1289) был государ¬ственным канцлером. В истории армянской философии сыграл выдающуюся роль как основоположник номиналистического направления. В своих комментариях к сочинениям Аристотеля и Порфирия развивал материалистические положения в вопро¬сах гносеологии и логики. Оставил несколько комментариев

649

к «Категориям» и «Об истолковании» Аристотеля и к «Введе-нию» Порфирия. Перу В, Рабуни принадлежит также «Хро-ника» (история Киликийского армянского царства XII—XIII вв.), толкование «Определений философии» Давида Непобедимого и другие сочинения.

АНАЛИЗ «КАТЕГОРИИ» АРИСТОТЕЛЯ

Подлинная, первичная и главнейшая сущностьотдельный человек, или отдельная лошадь, или от-дельный орел и другие индивиды… Сперва существуют индивиды, и лишь затем из индивидов образуется вид…

Кто говорит, что индивид образуется из вида, а вид — из рода, тот не знает истины, ибо истина в том, что вид образуется из индивидов, а род — из видов, и поэтому, если упразднить индивид, исчезнет и вид, а если исчезнет вид, то исчезнет и род. Лишь при на¬личии индивида существуют вид и род. Например, сперва ведь был создан Адам — индивид, и лишь затем от него возник вид и род человеческий.

Роды и виды не могут возникнуть без индивидов, а индивид возникает сам и для своего существования не нуждается в них…

Все существующее — живое и неживое — находит¬ся в движении, то есть растет и убывает, возникает и уничтожается…

Ощущение Аристотель называет существующим в возможности, а ощущаемое — существующим в дейст¬вительности и убеждает нас в том, что ощущаемое су¬ществует раньше ощущения…

Ощущаемые и умопостигаемые вещи существуют вне человека, тогда как способность к восприятию имеется в человеке и в животных. Ощущаемое суще¬ствует не в человеке, а во внешнем мире; это, напри¬мер, камень и дерево, море и город, плоды и все тому подобное. Таково же отношение между умопостигае¬мыми вещами, существующими вне познания, и по¬знающими их людьми.

АНАЛИЗ «ВВЕДЕНИЯ» ПОРФИРИЯ

Общее существует не само по себе; оно возникает в нашем мышлении, закрепляется в нем и не исчезает.

650

ИОАНН ВОРОТНЕЦИ

Иоанн Воротнеци (1315—1386) — видный армянский фило¬соф и педагог, основатель Татевского университета (1345— 1415), крупнейшего центра научной мысли средневековой Армении. Оставил значительное философское наследие, а также ряд трудов богословского характера. Развивал материа¬листические положения средневекового перипатетического на¬правления. В вопросах гносеологии и логики стоял на пози¬циях номинализма. Своими трудами и лекциями в Татевском университете способствовал распространению номинализма и развитию материалистических тенденций средневековой армян¬ской философии.

Большая часть трудов И. Воротнеци не издана и хранится в фондах Матенадарана. Изданы лишь трактат «Об элемен¬тах» (критический текст вместе с русским переводом опубли¬кован в «Вестнике Матенадарана», т. 3, 1956. Перевод с древ-неармянского С. С. Аревшатяна) и пространный комментарий к «Категориям» Аристотеля (И. Воротнеци. Анализ «Катего¬рий» Аристотеля. Перевод с древнеармянского А. А. Адамяна и В. К. Чалояна, под редакцией С. С. Аревшатяна. Ереван, 1956).

ОБ ЭЛЕМЕНТАХ

Говорят, будто мельчайшая пыльпричина всего сущего и будто создатель взял эту пыль и придал ей форму и меру, соединив их друг с другом. Но это ложь, ибо если бы это было так, то создатель был бы ремесленником, а не творцом. Ведь мельчайшая пыль есть не что иное, как ничтожные частицы, оторвавши¬еся от земли и поднявшиеся в воздух. Но когда не было земли, откуда могли взяться эти частицы?..

Творить — значит создавать нечто из ничего. И сле¬дует знать, что по-разному творят искусство и ремес¬ло, природа и божественное могущество. Искусство не может создавать нечто без основы, то есть без материи, так как плотник и ткач берут дерево и шерсть и при¬дают им форму и меру… Искусство с его возможно¬стями не может придать изделиям сущностной формы, а придает им форму случайную, и поэтому учители го¬ворят, что все искусственные формы суть формы слу¬чайные.

Природа же обладает большими возможностями, чем искусство, ибо ей достаточно малой основы, и к этой малой основе она прибавляет многое. Ибо основой для природы служит сотворенная богом чистая

651

материя, без которой она ничего Не может создать. Природа, полагая в основу чистую материю, прибавля¬ет к ней не только случайную, но и сущностную форму.

А божественное могущество, превосходящее искус¬ство и природу, чудотворит своей чудодейственной си¬лой, ибо оно дает созданию не только случайную форму, как ремесленник, или же сущностную форму, как природа, а творит и материю, ибо оно в отличие от искусства и природы не нуждается ни в какой ос¬нове: оно само творит основу и придает ей случайную и сущностную форму…

Элементы противоположны друг другу, и, кто не знает их природы и действия, тот вообще ничего не знает…

Если элементы не будут перемешиваться, не возни¬кнет и сущего. Это относится и к человеческой душе, которая есть свет среди четырех элементов. Бог создал землю для того, чтобы она связывала душу с другими элементами подобно солнечному свету и теплу, которые проходят сквозь другие элементы, но задерживаются на земле. Разум и мудрость слиты с душой так же, как солнечный свет и тепло — с элементами. И когда частичка огня соединяется с землей, появляется душа неорганической природы, и от этого возникают полез¬ные ископаемые — соль, квасцы, купорос и другие подобные им вещи. Когда же огонь поднимается вы¬ше и соединяется с водой, появляются растительная душа и вслед за ней — земные растения, а также ве¬щи, происходящие из воды. Когда же огонь соеди¬няется с ветром, появляется чувствующая, то есть жи¬вотная, душа, которая служит основой для возникно¬вения животных и всего присущего им… И когда огонь соединяется с огнем, появляется мышление, ибо сти-хия огня есть носительница света, и, когда достигает высшей степени, она становится духовной природой, ибо достигает области мышления ангелов, что и есть разумная душа, ибо эта стихия среди остальных сти¬хий подобна свету среди тьмы, а в человеке она слу¬жит основой для возникновения разума и мудрости, слитых, как мы поведали выше, воедино с душой по воле всемогущего бога.

652

АНАЛИЗ «КАТЕГОРИЙ» АРИСТОТЕЛЯ

Индивид в своем существовании не нуждается в том, чтобы род и вид сказывались о нем. Последние же нуждаются в нем как в подлежащем, ибо образуются в нем и зависят от него… Индивид, но не род и не вид или что-нибудь другое рождается, растет и умирает, приемлет славу и муки, хвалу и поношение… Вот по¬чему говорится, что индивид есть подлинная, первич¬ная и главнейшая сущность.

Род не может образоваться без вида, а вид — без индивида, как и случайный признак — без сущности. Для того же, чтобы существовал индивид, не тре-буется их существования, так как сущность может су¬ществовать и без случайного признака, как, например, бог.

Индивид порождает вид, а вид порождает род…

Ощущение связано с телом и находится в нем, как, например, зрение связано с глазом, а то, что ощу¬щается тобой, существует прежде твоего тела.

Если ты уничтожишь все ощущаемое, будет унич¬тожено и твое тело, а вместе с телом исчезнет и твое ощущение. Если же ты уничтожишь свое ощущение, тело твое все же останется, и, если уничтожишь свое тело, все ощущаемое не перестанет существовать… Следовательно, вместе с уничтожением живого суще¬ства исчезает и ощущение, однако не исчезает все то, что предшествует живому существу.

АНАЛИЗ КНИГИ АРИСТОТЕЛЯ «ОБ ИСТОЛКОВАНИИ»

Мысль, не таящая в себе знания, ничего не содер-жит. Она чиста, как чистое зеркало. И как чистое зер¬кало отражает в себе образ предмета и заполняет им свою чистоту, так и мысль, познающая какую-нибудь вещь, заполняет себя ею. Точно так же если у всех имеется один первообраз, то и восприятие у них одно и если восприятие у всех одно, то и первообраз у них один. Например, когда одним перстнем тиснят множе¬ство кусков воска, на них получается одно и то же изображение. То же получается, когда у множества людей возникает знание об одной и той же вещи…

653

Различие в вещах определяется не тем или иным высказыванием о них, а наоборот, вещи сами опреде¬ляют то или иное высказывание о себе. Природа ве¬щей остается неизменной, все равно, имеется о них высказывание или нет. Никогда высказывание не из¬меняет природу вещей.

ГРИГОР ТАТЕВАЦИ

Григор Татеваци (1346—1409) — выдающийся армянский философ, богослов, церковно-политический деятель и педагог. Ученик Иоанна Воротнеци, после смерти которого возглавил Татевский университет. Наиболее яркий представитель номи¬нализма в средневековой армянской философии. Оставил обширное философское наследие, в котором нашли свое отра¬жение достижения армянской философской мысли эпохи раз¬витого феодализма. Среди трудов наиболее ценна многотомная «Книга вопрошений» (издана в Константинополе в 1729 г. на древнеармянском языке) — своеобразная энциклопедия фило¬софских знаний средневековья. Развивая материалистические тенденции Татевской школы, выдвинул ряд философских поло¬жений, предвосхищавших концепции философов нового вре¬мени. К ним относятся оценка роли прямохождения для деятельности разума, отрицание врожденных идей, сравнение души с неисписанной доской и т. п.

Приводимые ниже отрывки из «Книги вопрошений», «Книги проповедей» (изданной в Константинополе в 1740— 1741 гг.), «Толкования притчей Соломоновых» (рукопись Мате-надарана № 1264) и «Краткого анализа учения Давида Непо¬бедимого» (рукопись Матенадарана № 1695) публикуются на русском языке впервые.

КНИГА ВОПРОШЕНИЙ

Если бы истинность наших слов была предопре-делена, то не только одно, но и все высказываемые нами слова были бы истинными… но тогда наши вы-сказывания не следовали бы за вещами, а наоборот, вещь следовала бы за мыслью, а это явная ложь, ибо не постоянное следует за преходящим, а наоборот: ведь следы порождаются движением ног, а не ноги — сле¬дами и тень порождается телом, а не тело — тенью. Следовательно, не мысль свидетельствует об истинно¬сти вещи, а вещь определяет истинность мысли.

Все, что существует, имеет причину. И сперва существует причина, а затем то, что ею порождается.

654

Постигнув необходимую причину, мысль приобретает совершенную истинность…

От возникновения и уничтожения вещей стихии не иссякают. Они не умирают и не уничтожаются. Унич¬тожение одних вещей есть возникновение других. Благодаря этому круговороту стихии существуют веч¬но…

Посредством ощущений мы познаем то, что нахо¬дится вне нас, посредством мышления — то, что нахо¬дится внутри нас, а посредством высшего созерца¬ния — то, что находится выше нас, по мере своих сил просвещая себя, чтобы говорить о неисповедимом…

Имеются два вида человеческого познания. Пер-вый — это естественное познание, второй — благодат¬ное. Естественное познание имеет три особенности. Оно, во-первых, преклоняется перед познаваемой вещью, во-вторых, смешивается с ней и, в-третьих, разделяет и расчленяет ее

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать онлайн