Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. Философия древности и средневековья

на многие части и таким образом постигает истину. А благодатное познание в противоположность естественному прямо и непосредст¬венно возвышается до постижения божественного…

Познание посредством ощущений, то есть постиже¬ние цвета глазом, звука — ухом и так далее, назы¬вается чувственным познанием. Оно нуждается в двух вещах: органы чувств должны быть здоровы и предле¬жащий предмет должен быть ясен. Только в этом слу¬чае от них получается чистое видение. В противном случае разум не в состоянии правильно мыслить о них…

Человекгосподин и владыка всех животных, по¬этому все животные имеют опущенную вниз голову, как слуги и подданные, а у человека она поднята вверх, как у князя и царя. Голова у него поднята, дабы язык и руки служили мышлению и труду. Ибо если человек имел бы опущенную вниз голову и обе его руки покоились на земле, он не мог бы трудиться. И поэтому ему нужны были бы удлиненный язык и утолщенные губы для собирания пищи, и тогда язык не мог бы служить разуму так, как он служит теперь.

Если кто-либо спросит нас, что же служит источни¬ком возникновения человека, мы ответим: сила семени,

655

находящегося в нас, ибо именно оно есть источник образования материального тела и источник рождения души.

В этом семенном веществе потенциально скрыта душа, которая затем проявляется актуально, сообразно с развитием этого вещества. Ибо, когда вещество еще недостаточно развито, в нем проявляется лишь способ¬ность к питанию. Когда же складывается ощущение, в нем появляется дыхание. И когда оно принимает облик человека, в нем благодаря заботам бега проявля¬ется разумная душа. Заключенная в этом веществе образующая сила сперва подготавливает материю к жизни, затем к ощущению и лишь потом к мышлению. И это главным образом потому, что природа не может действовать внезапно, она постепенно поднимается от несовершенного к совершенному. Примером этому мо¬жет служить восход солнца. Сперва появляются лучи, а затем само солнце. Точно так же лучи разумной души появляются в животной и растительной душе. Как саженец сперва должен зазеленеть, и, когда укре¬пится, — расцвести, и, когда еще более укрепится, начать плодоносить, так и душа, будучи связана с не¬совершенной материей, обладает лишь способностью питаться, и расцветет, когда утвердится в способности ощущать, а когда еще более укрепится, начнет плодо¬носить своей способностью мыслить. Разумная душа проявляется вместе с образованием тела…

Если кто-нибудь скажет, что душа предшествует телу, а потом проявляется по частям, то мы на это от¬ветим: выбрось кз головы это языческое воззрение, ибо душа не предшествует телу, как и тело не предшест¬вует душе.

КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЛЕТНИЙ ТОМ)

Разумное познание следует за природой вещей, и сверх природы оно . ничего не исследует, ибо то, что недоступно природе, недоступно и мысли. Вера же созерцает то, что выше природы, то есть созерцает бога, и признает творимые им чудеса, которые сверхъ¬естественны…

65в

Мы от природы рождаемся голыми и лишенными всяких благ — и телесных, и духовных — и все приоб¬ретаем потом: святость и знание — для души, одежду и другие вещи — для телесных нужд. Мы созданы так, что трудом и старанием находим и то и другое: трудом удовлетворяем телесные надобности, добродетелью и образованием — духовные.

Телесное направляет духовное, духовное нб может обойтись без телесного. Если не действует телесное, то не действует и духовное…

Ощущения — орудия разума, посредством которых он видит, слышит и так далее. Когда они бездействуют, перестает действовать и разум подобно ремесленнику, лишенному своих орудий, который без них не в состоя¬нии создать что-либо.

Душа разумного человека подобна неисписанной до¬ске или вымытому пергаменту — что напишешь на ней, то она и воспримет.

Тело обладает пятью органами чувств, ибо все ощу¬щаемое пятерояко, ведь в мире сверх этих пяти ощу¬щаемых родов сущего нет ничего другого. Поэтому имеется именно пять органов чувств, с помощью кото¬рых мы познаем их…

Один человек может справиться с делами одного дома, но ему не под силу множество домов. Поэтому не¬обходимо большинству собираться вместе и искать бла¬го для большинства жителей страны. Наши предводи¬тели и князья, как духовные, так и телесные, само¬властно, не советуясь, вершили дела, вследствие чего наше государство пало, страна лежит в развалинах, а народ наш бежит из страны и рассеивается среди дру¬гих народов.

КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЗИМНИЙ ТОМ)

Дитя обладает большей способностью к учению по двум причинам. Во-первых, органы чувств его мягки как воск, на котором легко запечатлеваются изображе¬ния, и, во-вторых, он свободен от мирских забот и гре¬хов. Он, как чистая доска, с легкостью воспринимает

657

все, что напишут на ней. А взрослый человек в проти¬воположность этому имеет заскорузлые органы чувств и отягощен множеством грехов.

Своим разумом мы проникаем во все извилины неба и земли, и ничто не может скрыться от света муд¬рости…

Как огонь лампады светит, когда связан с материей, так и р’азум, связанный с телом, познает с помощью органов чувств все сущее и исследует его. Мудрость, которую мы приобретаем посредством образования, про¬свещает разум, который без учения подобен неисписан¬ному камню.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ

Разум — это не испытывающий стыда и бесстраш¬ный судия, ибо не боится бога, ведь он сам себе госпо¬дин. Он не стыдится и людей, ибо скрыт от них. Он недоступен для подкупа, ибо не нуждается в этом. Он мудр, ибо исследует постоянно. Вот почему он судит истинно и точно…

Богатей, цари и князья не знают меры, всегда и во всем они стремятся к большему. Обладая богатством, стремятся приобрести еще больше. Обладая деревней, стремятся завладеть городом и краем. Имея блестящие наряды, мечтают облечься в, более роскошные одеяния. Точно так же и в еде, в питье, в женитьбе и во всем остальном требуют большего. Не знают они насыщения и всегда алчны.

Князья больше других предают забвению божествен¬ные законы. Ради взяток князья забывают их.

Грех одного властелина равен греху, совершенному всем народом…

Простолюдин достоин прощения и пощады, ибо со¬вершает грех не по своей воле, а под гнетом нищеты и, как говорится в притче, ворует, чтобы заморить свой голод. А князь грешит по своей воле, ибо ни в чем не ведает нужды, и потому заслуживает вдвое большего наказания в грядущей жизни.

658

КРАТКИЙ АНАЛИЗ УЧЕНИЯ ДАВИДА НЕПОБЕДИМОГО

Вся природа сводится к индивиду, и индивид — ко всей природе…

У природы больше возможностей, чем у знания, ибо сперва существует природа, а затем наше знание

Индивид называется первичной сущностью, а вид и род — вторичной. И предпочтительна первичная сущ¬ность, ибо род и вид обладают ею потенциально, а ин¬дивид обладает ими актуально. И она называется наи¬лучшей сущностью, ибо вид и род образуются вслед¬ствие собирания индивидов, и при упразднении послед¬них исчезают и они; индивиды — самодовлеющие сущ¬ности, и от них же зависит существование случайных признаков. Ошибка Порфирия в том, что он обесславил главнейшую и первичную сущность, ибо существование ее поставил в зависимость от случайных признаков.

ГРУЗИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

История грузинской философии начинается в III в. Ниже публикуются отрывки из произведений грузинских мыслителей начиная с VI в. Все они подобраны и по большей части пере¬ведены на русский язык с древнегрузинского Ш. В. Хидашели.

НЕКРЕСЕЛИ

Абибос Некресели (VI в.) — один из тринадцати деятелей, возвратившихся в середине VI в. в Грузию из Сирии, значи¬тельного в то время центра античной философской мысли. Для сохранения национальной самобытности особое значение имела в этот период истории Грузии антимаздакистская пропаганда, которую и вел Некресели. За эту пропаганду, по сохранивше¬муся житию, Некресели предстал перед судом марзпана — пер¬сидского правителя Восточной Грузии.

Перед судом обвиняемый Некресели пролил воду на огонь, считавшийся священным, и потушил его. В публикуемом от¬рывке содержится полемика между Некресели и марзпаном по вопросу, является ли огонь богом. В споре против тезиса о тождественности огня богу Некресели пользуется широко распространенным в средних веках античным натурфилософ¬ским учением о четырех элементах.

Нижеследующий отрывок переведен с древнегрузинского языка Ш. В. Хидашели по изданию: «Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии». Тбилиси, 1955 (на грузин¬ском языке), стр. 193.

Огонь не бог, а другой он природы. Огонь — одна из малых частей веществ, из которых бог воздвиг сей мир. Равно порождены влажное, холодное, сухое и огонь, каждое из которых связано с другими под небес¬ным сводом. Существуют они равнозначными частями сущего, и если какое-нибудь из них приобретает пре-

660

несходство над другим, то оно рассеивается. Огонь, при¬знанный вами богом, лишь частица общей огненной природы (подобно сухому и холодному), постоянно вос¬станавливающейся пожиранием дров. Вода, которую я пролил на огонь, оказалась сильнее и уничтожила его. И удивляюсь вашему безумию — считать его богом.

МУДРОСТЬ БАЛАВАРА

«Мудрость Балавара» (X в.) — грузинская редакция грече¬ского романа «Варлаам и Иоасаф». «Варлаам и Иоасаф» и его грузинская и арабская редакции пользовались широкой попу¬лярностью в средние века. Долгое время в науке держалось опирающееся на грузинские, греческие и латинские источники мнение о принадлежности греческой редакции романа грузин¬скому литературному деятелю Евфимию Иверу (955—1028). Советский ученый Ш. И. Нуцубидзе, не оспаривая этого мне¬ния, в своем исследовании «К происхождению греческого романа «Варлаам и Иоасаф»» (Тбилиси, 1956) доказывает, что автором первоначальной редакции романа был Иоанн Мосх (VII в.), грузинский литературный деятель, автор «Лимона-рия». Перевод с древнегрузинского публикуемых ниже отрыв¬ков, сделанный Ш. В. Хидашели, осуществлен по изданию: «Грузинские редакции повести «Варлаам и Иоасаф»». Тбилиси, 1957.

Слово, которое услышал я свыше, таково: неразум¬ные люди полагают сущее не-сущим, а не-сущее су¬щим. Кто не постигнет сущего, тот не в силах избежать не-сущего. Сущее — это будущий мир, а не-сущее — сей мир, в плену которого ты находишься (стр. 6).

Богом созданы небеса и земля, моря и бездны, солнце, луна и звезды; по его велению происходят и движение воздуха, гром и ветры. И человека создал он из земли и вдохнул в него душу свою бессмертную. Кто будет служить ему и руководиться его заветами, тому уготованы рай и царство небесное… А из филосо¬фов одни считают душу смертной, другие бессмертной (стр. 25).

Един бог, отец и вседержитель, творец неба и зем¬ли… Только он творец, а все остальное сотворено; толь¬ко он вне времени, а всё остальное во времени; только он могуч, а все остальное бессильно; только он высок, а все остальное низко; и все сотворено им, и нет ни¬чего, что было бы сотворено без него (стр. 59).

661

Такова заповедь бога, что, чего ты хочешь для себя, сделай и ближнему своему, а чего не хочешь для себя, не делай и другому (стр. 59),

Невыразим образ божества, и разум не в силах по¬стигнуть, каков он; и ни один из языков не способен достойно прославить его… Если видишь сделанный со¬суд и не видишь сотворившего его, ты убежден, что имеется творец. Так

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать онлайн