Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. Философия древности и средневековья

же?

692

К одному, мудрецы, наш пришел разговор:

Не без мастера создан Вселенной узор».

Не касайся ключом этих врат, Низами:

Древней тайны никто ведь не видел, пойми.

Непостижный, создавший высоты и бездны,

Мир земной воздвигая и светлый надзвездный, —

Создал разум вначале. Обрадован им,

Он зажег его очи сияньем своим.

Разум принял в свои многозоркие взоры

Сотворенные кистью господней узоры.

Разум все же не мог, волей господа, взор

Направлять на неведомый первый узор.

Разум сбросил повязку со взора, которой

Был прикрыт, лишь когда завершились узоры.

Разум ключ получил изволеньем творца

От сокровищ любых, от любого ларца.

Разум все же свой взор устремлял без опаски

Лишь на то, что узрел, не имея повязки.

Разум ты вопрошай. Лишь о скрытом забудь.

Разум всем вопрошавшим указывал путь.

Разум, знай, о безвестном не скажет ни разу.

Что ж ты сам все стремишься к запретному сказу?

Разум только лишь там всех скитаться призвал,

Где фарсанги 10 он счел, знает каждый привал

(там же, стр. 566—583).

РУССКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XI-XIV вв.)

Как и в других странах, философская, социологическая и общественно-политическая мысль средневековой Руси нахо-дилась в сильной зависимости от христианского вероучения. Особенностями культуры Киевской, а затем и Московской Руси объясняется здесь отсутствие целостных памятников соб¬ственно философской мысли, если, конечно, не считать тех античных и средневековых философских произведений, кото¬рые появились на Руси в потоке христианской литературы, главным образом из Византии (например, «Источник знания» Иоанна Дамаскина). Если же иметь в виду собственно русские материалы, то различные богословско-философские, социологи¬ческие, этические и эстетические идеи мы находим в летопи¬сях, поучениях, житиях, в исторических, литературных и других памятниках и документах эпохи. К наиболее крупным и оригинальным памятникам такого рода следует отнести: «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Изборник Святослава», «Слово закона и благодати» Илариона, «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху», «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», сочи¬нения Кирилла Туровского. При изучении этих и других па¬мятников мы убеждаемся в сильнейшем влиянии на их идей¬ное содержание народного миросозерцания с присущим ему реализмом и стихийным материализмом. Читатель может судить об этом по приводимым ниже отрывкам из названных произведений. Эти отрывки подобраны Н. С. Козловым, ему же принадлежат и все предварительные аамечания.

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

«Повесть временных лет» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым кня¬жить и как возникла Русская земля») — древнейшая русская

694

летопись. Составлена в начале XII в. в Киево-Печерском мо¬настыре. Авторами ее считают монаха Киево-Печерского мона¬стыря Нестора и игумена Выдубицкого монастыря Селивестра.

Летопись представляет интерес не только как памятник гражданской истории, но и как памятник, содержащий сведе¬ния об особенностях, характере и своеобразии мышления людей того времени, о миросозерцании той эпохи.

Многие вопросы, затрагиваемые летописцами, хотя и не лишены наивности и религиозного облачения, имеют философ¬ский аспект (например, вопрос о происхождении Руси и русского народа, поиски объяснения причины тех или иных явлений природы, исторических событий и др.). В этом памят¬нике делается попытка объяснить происхождение государ¬ственной (княжеской) власти взаимной договоренностью (на¬пример, легенда о призвании варягов, впоследствии использо-ванная для создания реакционной норманистской теории). Летописцы пытались также увязать русскую историю с извест¬ной им мировой историей.

Сквозь толщу суеверий, предрассудков и всяческого славо¬словия богу в «Повести временных лет» проявляются эле¬менты рационального мышления, а также скептического отно¬шения к церкви и религии. Жители, оказывается, думают о боге только в случае смерти, при нападении «поганых», ино¬племенников, во время засухи или при нашествии гусеницы и т. п. В обыденной жизни служение богу считается напрас¬ным трудом. Авторам «Повести временных лет» присущ глубо¬кий интерес к явлениям мира. Восхищение природой, челове¬ком, всем многообразием действительности свидетельствует о наличии у летописцев активных стремлений понять и по¬знать все окружающее и происходящее.

Отрывки из «Повести временных лет» в переводе на совре¬менный русский язык печатаются по изданию: «Повесть вре¬менных лет». М. — Л., 1950.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛАВЯН

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались име¬нами своими, где кто сел на каком месте. Так, напри¬мер, одни, придя, сели на реке именем Морава и про¬звались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских и посе¬лились среди них и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.

695

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Дви¬не и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, ко¬торые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся сла-вянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская» (стр. 207).

ОБ ОБЩНОСТИ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА

А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались Русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. По-лянами прозвались потому, что сидели в поле, а язык был им общийславянский (стр. 219).

ИДЕЯ СОХРАНЕНИЯ И ЕДИНСТВА РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Пришли Святополк и Владимир и Давыд Игоревич и Васильке Ростиславич и Давыд Святославич и брат его Олег и собрались в Любече для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусоб¬ные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» (стр.372).

На другое утро, когда князья хотели было перейти через Днепр на Святополка, Святополк же хотел бе¬жать из Киева, не дали ему киевляне бежать, но по¬слали Всеволодову вдову и митрополита Николу к Вла¬димиру, говоря: «Умоляем., князь, тебя и братьев твоих, не губите Русской земли. Ибо если начнете войну между собою, поганые возрадуются и завладеют зем¬лей нашей, которую приобрели отцы ваши и деды ваши

т

трудом великим и храбростью, обороняя Русскую зем¬лю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую» (стр. 376—377).

СПОР О ДУШЕ

Ян’ же сказал: «Это сущая ложь; сотворил бог человека из земли, состоит человек из костей и кровя¬ных жил, нет в нем больше ничего, никто ничего не знает, один только бог знает». Они же, волхвы, ска¬зали: «Мы знаем, как человек сотворен». Он же ска¬зал: «Как?» Они же сказали: «Бог мылся в бане, рас-потелся, отерся ветошкой и бросил ее с неба на землю. И заспорил сатана с богом, кому из нее сотворить че¬ловека. И сотворил дьявол человека, а бог душу в него вложил. Потому-то, когда умирает человек, в землю идет его тело, а душа к богу» (стр. 318).

О КНИЖНОСТИ И ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие Вселенную; это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Муд¬рость велика, как и Соломон, прославляя ее, говорил: «Я, премудрость, вселила свет и разум и смысл я при¬звала. Страх господень… Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя крепость. Мною цесари царст¬вуют, а сильные пишут правду. Мною вельможи ки¬чатся и мучители управляют землею. Я любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать». Если по¬ищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь вели¬кую пользу для души своей. Кто ведь книги часто чи¬тает, тот беседует с богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостоль¬ские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу (стр. 302—303).

697

О БОГЕ, РЕЛИГИИ, ХРИСТИАНСТВЕ И ЯЗЫЧЕСТВЕ

Наводит ведь бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и, только пережив это горе, жители ее вспоми¬нают о боге; на междоусобную же войну соблазняет людей дьявол. Бог ведь не желает зла людям, но добра; а дьявол радуется злому убийству и кровопролитию, возбуждая ссоры и зависть, братоненавистничество, клевету. Когда же впадает в грех какая-либо страна, карает бог ее смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными каз¬нями, чтобы мы обратились к покаянию, в котором бог велит нам жить; ибо он говорит нам через пророка: «Обратитесь ко мне всем сердцем вашим в посте и в плаче». Если мы будем так поступать, простятся нам все грехи; но мы упорствуем во зле, как свинья, вечно грязнящаяся в греховных нечистотах, и так пребываем (стр. 312-313).

Но вы обрушились на меня словами вашими, гово¬ря: «Напрасный трудслужить богу!» Поэтому: «На словах чтут меня, а сердце их далеко отстоит от меня». Оттого, чего просим, не получаем; «будет же так, го¬ворит, что призовете меня, я же не стану вас слушать». Будете искать меня в беде — и не найдете, ибо не пожелали ходить путем моим, отчего и закрывается или жестоко разверзается небо, град вместо дождя ис¬пуская или морозом плоды побивая и землю зноем томя за наши злодеяния. Если же раскаемся в злодеяниях на¬ших, то, «как родным детям своим, даст он нам все проси¬мое и пошлет нам дождь в любое время. И наполнятся гумна ваши пшеницею. Заработают давила винные и масляные. И воздам вам за годы, которые отняли у вас саранча, и хруст, и гусеницы; сила моя велика, кото¬рую я обратил против вас», говорит господь вседержи¬тель. Слыша все это, устремимся к добру; потребуйте праведного суда, заступайтесь за обижаемого; покаем¬ся, не будем воздавать злом за зло, клеветой за кле¬вету, но возлюбим господа бога нашего, постом и слез¬ным рыданием смывая все прегрешения наши, не так, что словом называемся христианами, а на деле живем

698

точно поганые. Вот разве не поганые мы, если во встречу верим? Ведь если кто встретит черноризца, то возвращается домой, также встретив отшельника или свинью, — разве это не по-поганому? Это ведь по на¬ущению дьявола держатся этой приметы; а другие в чих веруют, который бывает на здравие голове. Но этими и иными способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморо¬хами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоп¬танные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного дейст¬ва, — а церкви стоят пусты; когда же

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать онлайн