Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. Философия древности и средневековья

в достижении общих для всех, и в том числе для себя, выгод. Мы остерегаемся их потому, что грязная зависть, гнездящаяся в их скотских душах, заслоняет своим непроницаемым покрывалом от их рас¬судка свет истины. Мы остерегаемся их потому, что

712

они считают, себя обладателями человеческих доброде¬телей, приобрести которые они не удосужились и от которых они до сих пор еще весьма и весьма далеки, будучи дерзкими и придирчивыми противниками, обе¬регающими свои поддельные троны, кои они воздви¬гали себе без всякого на то права. Мы остерегаемся их, наконец, потому, что они притязают на главенство и торгуют верой, будучи сами врагами веры, ибо, кто торгует чем-нибудь, тот его продает, а кто продает какую-нибудь вещь, тот уже лишается ее, так что тот, кто торгует верой, лишается ее, и воистину нет веры у того, кто противится приобретению знания об истин-ной природе вещей и кто называет приобретение та-кого знания неверием…

Человеческое познание бывает двух видов. Первый вид познания ближе к нам, но дальше от сущности. Это — познание посредством чувств… Оно непостоянно в силу недолговечности, текучести и постоянной из¬менчивости (благодаря тому или иному виду движе¬ния) того, к чему мы обращаемся, а также в силу того, что и количество в нем колеблется, становясь большим или меньшим, равным или неравным, и качество изме¬няется, становясь подобным или неподобным, более сильным или более слабым. Этот предмет знания по¬стоянно исчезает и беспрерывно меняется, и именно его форма утверждается в силе представления, которая передает эту форму памяти… Все чувственно восприни¬маемое всегда обладает материей, ибо оно всегда есть тело и находится в теле.

Другой вид познания ближе к сущности и дальше от нас. Это — разумное познание-Единичные, материальные вещи поддаются чувст¬венному восприятию. Что же касается родов и видов, то они не поддаются чувственному восприятию и не могут служить предметом чувственного познания, но они поддаются восприятию той из сил совершенной, то есть человеческой, души, которая называется челове¬ческим разумом…

Всякий, кто изучает ту или иную науку, должен прежде всего исследовать то, что служит причиной предметов, исследуемых данной наукой. Если мы

713

исследуем причину природных вещей, то мы обнаружи¬ваем ее, как уже говорилось нами, в первых началах природы, служащих причиной всякого движения. При¬родным, стало быть, является все то, что находится в движении. Таким образом, физика есть наука обо всем том, что находится в движении, а то, что относится к области метафизики, не является, следовательно, дви-жущимся, ибо вещь, как мы это скоро выясним, не мо¬жет быть причиной собственного существования; по¬этому ни причина движения не может быть движением, ни причина движущегося — чем-то движущимся…

ОБЪЯСНЕНИЕ БЛИЖНЕЙ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ

Действующая причина бывает либо ближней, либо отдаленной.

Что касается отдаленной действующей причины, то это, например, стрелок, пускающий стрелу в животное и поражающий его насмерть. Стрелок является отда¬ленной причиной убиения поражаемого им животного, а стрела — ближней причиной…

Что касается отдаленной действующей причины возникновения всего, что возникает и уничтожается, всего, что может быть воспринято чувством или разу¬мом, то в нашей книге «О первой философии» мы уже разъяснили, что первая причина, то есть Аллах — да будет он прославлен, — является творцом всего, энте¬лехией всего, причиной причин, творцом всего дейст¬вующего.

Рассмотрим же теперь ближнюю действующую причину всего, что возникает и уничтожается, дабы выяснить, как все устроилось благодаря предсуществу-ющей божественной мудрости.

И мы говорим: в рассуждениях о природе было вы¬яснено, что (1) возникновение и уничтожение свойст¬венны вещам, обладающим противоположными друг другу качествами; (2) теплота, холод, влажность и су¬хость суть начала противоположных друг другу ка¬честв; (3) дальнее тело мира — а именно то, что рас¬положено между внутренней поверхностью сферы

714

луны и отдаленным краем тела неба, — это не теплое и не холодное, не влажное и не сухое; в продолжение того периода времени, который был предуготовлен Ал¬лахом— да будет он прославлен — для дальнего тела мира, в последнем не происходит ни возникновения, ни уничтожения, и возникновение и уничтожение име¬ют место лишь в том, что расположено ниже сферы луны; (4) то, что расположено ниже сферы луны, со¬ставляют четыре элемента, а именно: огонь, воздух, вода и земля — и то, что состоит из них; эти четыре элемента в целом не подвержены ни возникновению, ни уничтожению — в каждом из них возникают и уничтожаются лишь части при переходе одного эле¬мента в другой; что касается единичных вещей в их целостности, то они существуют в продолжение того срока, который был предуготовлен для них Аллахом — да будет он прославлен; что касается сложных единич¬ных вещей, то есть растений, животных, минералов и тому подобного, то все они возникают и уничтожаются, остаются же в них, подобно тому как остаются элемен¬ты, только формы их, такие, как человечность, лошад-ность, древесность, минеральность; (5) каждый из этих элементов и то, что из них составлено, связаны со вре¬менем, местом и перемещением; небесная сфера слу¬жит местом, объемлющим всю совокупность этих че¬тырех элементов и все то, что из них составлено;

(6) время есть число движения небесной сферы;

(7) огонь и воздух находятся в естественном движении от центра к своему местоположению; местоположе¬ние огня — между внутренней поверхностью небесной сферы и внешней поверхностью воздуха; местоположе¬ние воздуха — между внутренней поверхностью огня и внешней поверхностью земли и воды; местоположе¬ние земли и воды — между внутренней поверхностью воздуха и центром Вселенной; (8) для земли и воды естественно перемещение в направлении к центру Все¬ленной; земля вся находится в центре Вселенной, и части ее движутся к центру Вселенной; (9) поверх-ность огня и воздуха — то есть внешние и внутренние поверхности — сферична; точно так же и земля с

715

водой вместе со сложными телами имеют явно сфери¬ческую поверхность

В рассуждениях о природе — а с рассуждениями этими нельзя не согласиться — уже говорилось, что движение в элементах и во всем, что состоит из эле-ментов, вызывает теплоту. Элементы, стало быть, под¬вергаются такому воздействию, которое осуществля¬ется либо через движение, либо через соприкосновение. Но то, что соприкасается с поверхностью элементного мира, не является ни чем-то теплым, ни чем-то холод¬ным, ни чем-то влажным, ни чем-то сухим. Единствен¬ное, чему элементы подвергаются при таком сопри¬косновении, — это воздействие движения. Тому, что соприкасается с поверхностью элементного мира, свой¬ственно разнообразие небесных тел, разнообразие дви¬жения небесных тел и их положения, ибо одни из них больше, другие — меньше, одни из них движутся мед¬леннее, другие — быстрее, одни из них дальше, дру¬гие — ближе; каждый из них движется то быстро, то медленно, то поднимаясь ввысь, то опускаясь вниз, то располагаясь далеко, то близко. При этом мы обнару¬живаем, что сила воздействия того, что нагревает другие вещи через движение, зависит от его величины, рас¬стояния, скорости и близости к определенному месту…

О том, что эти небесные тела служат причиной на¬шего бытия, больше всего свидетельствует видимое нами движение солнца, отчетливо заметное без всяких вычислений, а также движение планет, совершенно ясно воспринимаемое чувством. Эти планеты выделя¬ются среди всех небесных тел: системы их взаимного расположения; их средние расстояния от окружающих нас природных вещей, подверженных возникновению и превращению; число их движений, из коих одни имеют направление с востока на запад, а другие — с запада на восток; их близость или удаленность от центра — все это больше, чем у всех прочих небесных тел, свидетельствует о том, что они являются причиной бытия вещей, подверженных возникновению, уничто¬жению и изменению, а также продолжительности пре¬бывания их форм в материи, предуготовленной для них их творцом (да будет он превознесен!).

716

ФАРАБИ

Абу-Наср Мухаммед бну-Мухаммед Фараби, заслуживший почетное прозвище «второго учителя» (т. е. второго Аристоте¬ля) , родился в местечке Фараба (Средняя Азия) в 870 г., жил и творил в Багдаде, Дамаске, Харране и Алеппо. Умер в 950 г.

Фараби написал более ста работ по различным отраслям философии и естественных наук. Наибольшей популярностью на средневековом Востоке и в Западной Европе пользовались его труды по логике, классификации наук и теории музыки, а также работы по этике и политике («Трактат о взглядах жи¬телей добродетельного города», «Гражданская политика» и др.). Свое почетное прозвище философ получил благодаря обстоя¬тельным комментариям к «Метафизике» и логическим сочи¬нениям Аристотеля.

Ниже публикуемый трактат Фараби «Существо вопросов» воспроизводится по сборнику: «Избранные произведения мыс¬лителей стран Ближнего и Среднего Востока». М., 1961, стр. 165—175.

СУЩЕСТВО ВОПРОСОВ

Знание делится на представление вообще, как, на¬пример, когда представляют себе солнце, луну, разум, душу, и представление, сопровождаемое утверждением, как, например, когда утверждается, что небеса суть сферы, находящиеся одна в другой, или когда сообща¬ется, что мир сотворен.

Некоторые представления бывают совершенными лишь благодаря тем представлениям, кои предшест¬вуют им. Так, ^например, невозможно себе представить тело прежде, чем имеется представление о длине, ши-рине и глубине. Но если некоторые представления нуждаются в других, предшествующих им представ-лениях, то это не значит, что так должно обстоять дело с каждым представлением, — в конце концов мы долж¬ны прийти к таким представлениям, кои не связаны с другими, предшествующими им представлениями, и остановиться на них. Таковы, например, представления о необходимости, существовании, возможности — они не нуждаются в представлении о чем-то им предшест¬вующем, что содержало бы в себе представление о них, ибо они суть ясные, правильные, утвердившиеся в уме понятия. И когда кто-то хочет выразить их речью, то

717

он может это делать, лишь привлекая к ним внимание ума, но это не означает, что он желает их выразить через нечто более известное, чем они.

2

Некоторые утверждения таковы, что они не могут быть поняты, пока не понято нечто другое. Так, на-пример, когда мы хотим сообщить, что мир сотворен, нам прежде всего необходимо утверждать, что мир есть нечто составное, а все составное сотворено, и только после этого мы можем утверждать, что мир сотворен. Это утверждение обязательно должно восходить к та¬ким утверждениям, коим не предшествуют другие ут¬верждения, благодаря которым они имели бы силу. Утверждения подобного рода суть первичные, очевид¬ные для разума суждения. Таковы, например, сужде¬ния о том, что из двух противоречащих друг другу высказываний одно всегда истинно, а другое ложно и что целое больше своей части. Наука, благодаря кото¬рой мы познаем эти пути — пути, ведущие нас к пред¬ставлению и утверждению, есть наука логики. Цель ее заключается в познании этих, упомянутых нами, путей, дабы мы отличали совершенное представление от несовершенного, достоверное утверждение от близ¬кого к достоверному, правдоподобного или сомнитель¬ного, так что из всех этих видов представлений и ут¬верждений мы можем полагаться лишь на- совершен¬ное представление и

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать онлайн