Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. Философия древности и средневековья

воли дол-жен быть поставлен так: возникла ли воля благодаря природе или благодаря еще чему-то, чем бы оно ни было? Что бы ни предположили как нечто возникшее после своего несуществования, вопрос о нем всегда будет стоять так: либо оно предполагается возникшим в сущности необходимо сущего, либо оно предполага¬ется возникшим не в его сущности, а как нечто посто¬роннее для его сущности. Если оно возникло в его сущности, значит, его сущность претерпела изменение, а необходимо сущее, как это уже было выяснено, по своей сущности есть необходимо сущее во всех отно¬шениях. С другой стороны, если необходимо сущее при возникновении чего-то постороннего для него остава¬лось бы таким же, каким оно было до этого, если с ним вовсе не произошло бы ничего нового, если поло¬жение не изменилось бы и при этом положении ни¬чего не возникло бы, то не было бы и необходимости в том, чтобы из него что-то возникало, а напротив, положение и состояние должны были бы оставаться та¬кими, какими они были. Ибо необходимость существо¬вания, от него проистекающего, была бы обязательно сопряжена с различением, или этому существованию надо было бы отдать предпочтение благодаря чему-то посредствующему, какового не было, когда отдавалось предпочтение исходящему от него небытию и когда оно находилось в состоянии воздержания от действия. Но это уже не есть нечто внешнее по отношению к

732

нему. Мы же ведем речь о возникновении того, что возникает от него самого, без посредства чего-то тако¬го, что, возникая, ведет к возникновению другого, как об этом говорят в отношении воли и предмета воле-ния. Искренний, не лживый разум свидетельствует о том, что если одна и та же сущность во всех отноше¬ниях остается такой, какой она была, и если раньше из нее ничего не возникало и она в данный момент остается прежней, то, следовательно, и в данный мо¬мент из нее ничего не возникает. Ибо если в данный момент из нее вдруг начало бы что-то возникать, то в этой сущности возникла бы или цель, или воля, или природа, или сила, или способность, или еще что-то в этом роде, чего не было прежде. Кто отрицает это, тот на словах отвергает истину, внушаемую его разу¬мом, чтобы принять ее в глубине своей души. Ибо то, что может существовать и не существовать, само не переходит в актуальное состояние, и его возникнове-ние получает предпочтение только по определенной причине…

И каким образом момент воздержания от творения может в небытии отличаться от момента, когда начи¬нается творение? Чем один момент отличается от другого? С другой стороны, если возникающее, как вы¬яснилось, возникает только благодаря такому возникаю¬щему, которое заключено в самом принципе, то воз¬никновение того, что возникает от первоначала, мо¬жет быть определено либо природой, либо какой-то свойственной ему акциденцией, отличной от воли, либо волей, поскольку оно не определяется ни принужде¬нием, ни случаем. Если это возникновение опреде¬ляется природой, значит, природа претерпела изме¬нение, если акциденцией, значит, и акциденция пре¬терпела изменение, а если волей, то, допуская, что она возникает в нем или вне его, мы спрашиваем: почему же… предмет воления не обрел существования рань¬ше? Не думаешь же ты, что первоначало сочло его подходящим именно теперь, или что возник для него удобный момент, или что оно именно теперь обрело способность осуществить его…

733

О ДУШЕ Раздел о растительной душе

Когда элементы смешаны более соразмерно, то есть более уравновешенно, чем в упомянутых телах4, из них благодаря силам небесных тел возникают и дру¬гие виды сущего, и в первую очередь растения. Одни растения вырастают из семени и выделяют некое те¬ло, с тем чтобы оно служило субстратом для силы раз¬множения, а другие растут, возникая самопроизволь¬но, без семени. Поскольку растения питаются сами, они имеют питательную силу, а поскольку они растут сами, у них имеется сила роста. Далее, поскольку не¬которым растениям свойственно порождать себе подоб¬ное и быть порождением себе подобного, они имеют силу размножения. Сила размножения не тождествен¬на питательной силе, так как, например, у неспелых фруктов есть питательная сила, но нет силы размноже¬ния. Равным образом у них есть сила роста, но нет силы размножения. Точно так же и питательная сила не тождественна силе роста — действительно, разве ты не видишь, что состарившиеся животные имеют питательную силу, но не имеют силы роста?

Питательная сила, питая, возмещает то, что уже разложилось. Сила роста увеличивает субстанцию главных органов в длину, вширь и вглубь, при этом не как придется, а так, чтобы они достигли предела роста. Сила же размножения придает материи _форму определенной вещи; она отделяет от данного тела та¬кую часть, в которой находится приобретенная у него сила и которая совершает свои действия, когда суще-, ствуют материя и место, готовые принять ее действие. Из вышеизложенного ясно, что все действия растений, животных и людей совершаются благодаря определен¬ным силам, возвышающимся не только над действия¬ми, совершающимися в неорганических телах, но и над природой самой смеси элементов.

После растений идут животные. Последние возни¬кают из сочетания элементов, смесь которых намного уравновешеннее, чем две предыдущие5, и поэтому оказывается готовой принять животную душу, посколь-

734

ку она уже миновала ступень растительной души. И чем более она уравновешенна, тем больше становится ее способность принять другую силу души, более утон¬ченную, чем предыдущая.

Душа есть как бы единый род, который может быть некоторым образом разделен на три части. Первую часть составляет растительная душа; она — первое за¬вершение естественного органического тела в той мере, в какой оно размножается, растет и питается. Пища же есть тело, коему свойственно уподобляться природе того тела, для которого оно служит пищей, прибавляя к нему или столько же, сколько в нем разлагается, или больше того, или меньше того. Вторую часть состав¬ляет животная душа; она — первое завершение есте¬ственного органического тела в той мере, в какой оно воспринимает единичное и совершает произвольные движения. Третью часть составляет человеческая ду-ша; она — первое завершение естественного органиче¬ского тела в той мере, в какой оно совершает действия благодаря осмысленному выбору и рассуждению и по¬скольку воспринимает всеобщее.

У растительной души три силы: во-первых, пита-тельная сила, которая изменяет некоторое тело, отлич¬ное от тела, в коем она пребывает, так, что оно стано¬вится подобным телу, в котором она находится, воз¬мещая то, что уже разложилось; во-вторых, сила роста, которая увеличивает каждый участок тела, в коем она находится, пропорционально его размерам по длине, ширине и глубине так, что она доводит его до завершения роста; в-третьих, сила размножения, которая берет от тела, в коем она находится, некото-рую часть, потенциально подобную ему, и производит в ней с помощью других, подобных ему тел такие дей¬ствия созидания и смешения, благодаря которым она становится актуально подобной самому телу.

Раздел о животной душе

У животной души при первом делении оказывают-ся две силы: двигательная и воспринимающая. Двига-тельная сила подразделяется на два вида: она является

735

двигательной или как начало, побуждающее к движе¬нию, или как действующее начало. Двигательная сила как побуждающее начало есть вожделеющая сила. Когда искомая или избегаемая форма запечатлевается в воображении, о коем мы еще много будем говорить позже, она побуждает эту силу к движению. Вожде¬леющая сила делится на силу, называемую силой страсти, — она побуждает к такому движению, посред¬ством которого она заставляет тело в поисках удоволь¬ствия приближаться к вещам, представляющимся не-обходимыми или полезными, — и на силу, называемую силой гнева, — она побуждает тело к такому движе¬нию, посредством которого она заставляет его отвер¬гать вещи вредные и тлетворные для их поборенья. Что же касается двигательной силы как действова¬теля, то это такая возникающая в нервах и мускулах сила, коей свойственно вызывать сокращение мышц, притягивать в направлении к началу6 сухожилия и связки, соединенные с членами, расслаблять их или же растягивать в длину, располагая их в направлении, противоположном к началу.

Что касается воспринимающей силы, то она делит¬ся на силу, воспринимающую извне, и силу, воспри¬нимающую изнутри.

Сила, воспринимающая извне, — это пять или во-семь чувств, а именно следующие.

Зрение — это расположенная в полом нерве сила, которая воспринимает запечатлевающуюся в льдооб-разной влаге7 форму тела, имеющего цвет, передавае¬мый через актуально прозрачные тела к поверхностям гладких тел.

Слух — это сила, расположенная в нерве, который рассеян по поверхности слухового канала; эта сила воспринимает такую форму, которая передается через колебания воздуха, сильно сжатого между ударяющим телом и телом, испытывающим удар и сопротивляю¬щимся этому, отчего возникает звук. Колебание это доходит до заключенного в слуховом канале застояло¬го воздуха и приводит его в такое же колебательное движение; волны этого движения приходят в сопри¬косновение с нервом, и тогда мы слышим звук.

736

Обоняние — это сила, которая расположена в двух соскообразных отростках передней части мозга и вос¬принимает передаваемый ему втягиваемым в нос воз¬духом запах, имеющийся в примешанном к воздуху пару, или запах, запечатленный в воздухе благодаря изменению последнего под воздействием того или ино¬го пахучего тела.

Вкус — это сила, расположенная в нерве, который стелится по языку; эта сила воспринимает растворяю¬щийся вкус тел, который соприкасается с языком и примешивается к приятной жидкости, содержащей в себе преобразующую смесь.

Осязание — это расположенная в нервах кожи и мускулов всего тела сила, которая воспринимает все то, что соприкасается с телом, и оказывает на него воздействие благодаря противоположностям, преобра¬зующим смесь или состав. По мнению некоторых, эта сила есть не последний вид, а скорее род для четырех сил, рассеянных по коже всего тела. Одна из этих сил различает противоположность теплого и холодного, вторая — противоположность влажного и сухого, тре¬тья — противоположность твердого и мягкого, четвер¬тая — противоположность шероховатого и гладкого. Только то обстоятельство, что они собраны в одном органе, внушает мысль о единстве их сущности…

Раздел о внутренних чувствах

Что же касается сил, воспринимающих изнутри, то одни из них воспринимают формы чувственных вещей, а другие — идеи чувственных вещей. Из воспринима¬ющих сил одни воспринимают и действуют, а другие воспринимают, но не действуют. Одни из них воспри¬нимают первичным образом, а другие — вторичным.

Разница между восприятием формы и восприятием идеи состоит в том, что форма воспринимается одно¬временно и внутренним чувством, и внешним; только сначала она воспринимается внешним чувством, кото¬рое затем передает ее внутреннему чувству, как, на¬пример, когда овца воспринимает форму волка, то есть его очертания, внешний вид и цвет: форма волка вос-принимается внутренним чувством овцы, только вна-

737

чале она воспринимается ее внешним чувством. Идея же воспринимается от чувственной вещи душой без того, чтобы она воспринималась предварительно внеш¬ним чувством, как, например, когда овца без того, что¬бы воспринять внешним чувством, воспринимает идею враждебности в волке или идею, заставляющую ее бояться

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать онлайн