Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. Философия древности и средневековья

волка и бежать от него. Таким образом, то, что воспринимается от волка сначала внешним чув¬ством, а затем внутренней силой, именуется формой, а то, что воспринимается внутренней силой, без того, чтобы это воспринималось внешним чувством, назы¬вается идеей.

Разница же между восприятием, сопровождаемым действием, и восприятием, не сопровождаемым дейст¬вием, состоит в том, что действия некоторых внутрен¬них сил необходимо заключаются в сочетании воспри¬нимаемых форм и идей друг с другом и в их разъеди¬нении, так что после того, как эти внутренние силы воспринимают, они еще и действуют в том, что вос¬приняли. Восприятие же, не сопровождаемое действи¬ем, заключается в том, что формы и идеи лишь запе-чатлеваются в органе чувств, а о чувстве нельзя ска-зать, что оно сочетает и разъединяет произвольно.

Разница между первичным восприятием и вторич-ным восприятием состоит в том, что первичное вос-приятие определенным образом принимает непосред¬ственно самое форму. Вторичное же восприятие при¬нимает форму вещи через посредство чего-то другого, что передает ей эту форму.

К числу внутренних животных воспринимающих сил принадлежит сила фантазии, или общее чувство; это расположенная в переднем желудочке мозга сила, которая самостоятельно принимает все формы, запе¬чатлевающиеся в пяти чувствах и передающиеся ими этой силе.

Далее следует сила представления, также располо¬женная в конце переднего желудочка мозга; это сила, которая сохраняет то, что общее чувство получает от пяти частных чувств и что сохраняется в нем даже после исчезновения чувственно воспринимаемого предмета.

738

Знай: форму принимает иная сила, нежели та, бла¬годаря которой имеет место упомянутое сохранение. Рассмотри это на примере воды: вода обладает способ¬ностью принимать отпечаток, след и вообще очерта¬ния, но она не имеет способности сохранять их.

Далее идет сила, которую применительно к живот¬ной душе называют воображающей, а применительно к человеческой душе — мыслительной. Это располо¬женная в среднем желудочке мозга, близ червеобраз¬ного отростка, сила, которой свойственно произвольно сочетать и разъединять вещи в представлении.

Далее идет сила догадки. Расположенная в конце среднего желудочка мозга, эта сила воспринимает не воспринимаемые чувством идеи, существующие в еди¬ничных чувственных предметах. Примером может слу¬жить существующая в овце сила, которая судит о том, что от этого волка следует бежать, а к этому ягненку можно приласкаться.

Далее идет сохраняющая и вспоминающая сила. Расположенная в заднем желудочке мозга, эта сила сохраняет те не воспринимаемые чувством идеи в еди¬ничных чувственных предметах, кои воспринимаются силой догадки. Отношение сохраняющей силы к силе догадки такое же, как отношение силы, называемой представлением, к общему чувству, а отношение силы догадки к идеям такое же, как отношение силы, назы¬ваемой воображением, к чувственно воспринимаемым формам.

Таковы силы животной души. Одни животные об-ладают всеми пятью чувствами, а другие лишь неко-торыми из них. Вкус и осязание необходимо присущи каждому животному, однако есть такие животные, из которых одни не обладают обонянием, другие — слу¬хом, третьи — зрением.

Раздел о разумной душе

Что же касается разумной, человеческой души, то она делится на практическую силу и умозрительную силу. Каждая из этих сил называется разумом по общ¬ности имени.

739

Практическая сила является началом движения че¬ловеческого тела, побуждающим его совершать еди¬ничные осмысленные, соответствующие тем или иным намерениям действия. Она имеет известную связь с животной вожделеющей силой, с животной вообража¬ющей силой и силой догадки и сама обладает двойст¬венной природой. Ее связь с животной вожделеющей силой заключается в том, что в ней возникают свойст¬венные человеку состояния, благодаря которым он рас¬положен быстро действовать и претерпевать действие, как это, например, бывает со стыдом, застенчивостью, смехом, плачем и тому подобным. Ее связь с живот-ной воображающей силой и силой догадки заключается в том, что она использует их, будучи занята рассмот¬рением порядка в возникающих и уничтожающихся вещах, а также изучением человеческих искусств. Ее двойственная природа заключается в том, что между практическим разумом и умозрительным разумом рож¬даются мнения, которые связаны с действиями и ста¬новятся распространенными и широко известными, как, например, то, что ложь и притеснение постыдны, и тому подобные исходные посылки, кои в книгах по логике отчетливо отграничиваются от первых начал разума.

Эта практическая сила необходимо господствует над остальными силами тела сообразно с предписани¬ями другой силы, о которой речь будет идти ниже, да¬бы она совершенно не подвергалась действиям этих сил, а чтобы, напротив, эти силы подвергались ее дей¬ствиям и подавлялись, чтобы тело не вызывало в прак¬тической силе возникающие под воздействием природ¬ных вещей страдательные состояния, которые назы¬ваются дурными нравственными качествами; необхо¬димо, чтобы она вообще не подвергалась действиям и не была подчиненной, а чтобы, напротив, она господ¬ствовала над другими телесными силами и имела до-бродетельные нравственные качества.

Не исключено, что нравственные качества будут приписываться также и телесным силам; однако, если последние возобладают, то они будут иметь некое дея¬тельное состояние, а практический разумстрада-

740

тельное. Таким образом, одно и то же будет источни¬ком нравственных качеств как для практического ра¬зума, так и для телесных сил. Но если телесные силы будут побеждены, то у них будет некоторое страда¬тельное состояние, между тем как у практического разума будет деятельное состояние; так что мы будем иметь два состояния и два нравственных качества или же будет одно нравственное качество, но оно будет иметь двоякое отношение. Имеющиеся у нас нравст¬венные качества приписываются практической силе потому, что человеческая душа, как это выяснится ниже, есть единая субстанция, имеющая отношение к двум сторонам: одна сторона — это то, что выше ее, другая — то, что ниже ее8. Для каждой из этих сто-рон человеческая душа имеет известную силу, посред¬ством которой устанавливается связь между ней и этой стороной. Так что практическая сила имеется у души для связи с тем, что ниже ее, то есть с телом, и для управления им. Умозрительная же сила имеется у души для связи с тем, что выше ее и от чего она при¬нимает умопостигаемое. Итак, у нашей души имеются как бы два лица: одно лицо, обращенное к телу (не¬обходимо, чтобы это лицо совершенно не поддавалось тому или иному воздействию, обусловленному приро¬дой тела), и другое лицо, обращенное к высшим нача¬лам (необходимо, чтобы это лицо получало от них и испытывало их воздействие). Вот то, что касается практической силы.

Раздел об умозрительной силе и ее степенях

Что касается умозрительной силы, то ей свойствен¬но получать впечатления от всеобщих, отвлеченных от материи форм. Если последние будут отвлеченны¬ми сами по себе, то она будет просто принимать их, а если нет, то она будет их абстрагировать, дабы у них не оставалось никакой связи с материей. Но как это делается, мы объясним позже. К указанным формам эта умозрительная сила имеет разные отношения, по¬скольку то, чему свойственно принимать что-то, при^ нимает его иногда потенциально, а иногда актуально,

741

«Потенция» же говорится как о «предшествующем» и «последующем» в трех смыслах. Потенцией назы¬вается предрасположение вообще, в силу которого ни¬что не становится актуальным и не возникает ничего такого, благодаря чему что-либо могло бы стать акту¬альным, как, например, способность ребенка писать. Потенцией называется, далее, это же предрасположе¬ние, когда для данного предмета реализуется только то, в силу чего он может достигнуть актуального со¬стояния без чего-то посредствующего, как, например, способность к письму у отрока, который уже подрос, познакомился с чернилами, калемомs и значениями букв. Потенцией, наконец, называется это предрас¬положение, когда оно получило завершение благодаря орудию. В этом случае вместе с орудием возникает совершенство предрасположения таким образом, что оно может перейти в актуальное состояние когда уго¬дно, при этом действующий не нуждается в приобре¬тении — для этого бывает достаточно одного лишь его желания, — как, например, способность искусного писца, когда он не пишет. Первая потенция называет¬ся потенцией вообще, или материальной потенцией. Вторая потенция называется возможной потенцией. Третья потенция называется опытом. Иногда вторую называют опытом, а третью — завершением потенции.

Так что отношение умозрительной силы к упомя-нутым нами отвлеченным формам может носить харак¬тер потенции вообще, когда эта сила имеется у души, но еще не получила ничего из потенциально принад¬лежащей душе завершенности. В этом случае она на¬зывается материальным разумом. Эта сила, называе¬мая материальным разумом, существует у каждого индивида, а материальной ее называют лишь потому, что она подобна предрасположенности первой мате¬рии, которая, будучи субстратом всякой формы, обла¬дает той или иной формой не сама по себе. Указанное отношение может носить характер возможной потен¬ции, а именно тогда, когда в умозрительной силе уже имеются первые предметы разумного восприятия, от которых и посредством которых доходят до вторых предметов разумного восприятия. При этом под пер-

742

выми предметами разумного восприятия я подразуме¬ваю исходные посылки, кои принимаются не путем приобретения извне и не так, чтобы принимающий отдавал себе отчет в том, что ему хоть в какой-то мо¬мент можно было бы воздержаться от их принятия; таково, например, наше убеждение в том, что целое больше части и что вещи, равные одной и той же ве¬щи, равны между собой. Пока материальный разум на пути к переходу в актуальное состояние не имеет ни¬чего, кроме этой потенции, он называется обладающим разумом. По сравнению с первой потенцией он может быть назван также разумом в актуальном состоянии, ибо первая потенция не может актуально познавать вещь, в то время как обладающий разум познает, на-чиная исследовать в актуальном состоянии. Отноше-ние умозрительной силы к отвлеченным формам мо-жет носить характер завершенной потенциальности, а именно тогда, когда после первых умопостигаемых форм приобретаются и вторые умопостигаемые формы, хотя обладающий разум не рассматривает их и не воз¬вращается к ним актуально, а скорее они как бы хра¬нятся в нем, так что он при желании рассматривает эти формы актуально, осмысливая их и осмысливая то, что они уже им осмыслены. Называется он разу¬мом в актуальном состоянии потому, что он познает, когда хочет, не затрудняя себя приобретением извне, хотя его можно было бы назвать и разумом в потен-циальном состоянии по сравнению с разумом, следу¬ющим за ним. Отношение умозрительной силы к от¬влеченным формам может носить характер актуально¬сти вообще, а именно тогда, когда умопостигаемая форма присутствует в разуме, а последний актуально рассматривает ее и актуально осмысливает ее, осмыс¬ливая также и то, что он актуально осмысливает ее, и тогда получается то, что называется приобретенным разумом. Приобретенным же разумом он называется лишь потому, что, как мы это выясним позже, разум в потенциальном состоянии переходит в актуальное со¬стояние только благодаря некоему разуму, находяще¬муся всегда в актуальном состоянии; и когда разум в потенциальном состоянии определенным образом

743

соединяется с этим находящимся е актуальном состоя¬нии разумом, в нем актуально запечатлевается опреде¬ленный вид форм, приобретаемых от того разума, так что эти формы оказываются приобретенными извне.

Таковы степени сил, называемых умозрительным разумом. Приобретенный разум венчает род живых

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать онлайн