Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. Философия древности и средневековья

золота; их формы различны, но материя, носи¬тельница этих форм, едина и ее сущность едина. Таким образом, вещи различаются по форме, а материя, их носительница, едина.

8. Если мы говорим, что всеобщая материя суще-ствует, то это значит, что она существует лишь в том случае, если к ней прибавляется духовная форма; но сама по себе она не способна к свойственному ей бы¬тию, к которому она способна, только когда к ней при¬бавляется форма; в этом случае она способна к акту¬альному бытию. Тем не менее, хотя она и не может существовать без формы, она способна к другому бы¬тию, а именно к потенциальному бытию.

9. Материя, так же как и форма, имеет четыре вида, а именно: особенную искусственную материю, особенную естественную материю, всеобщую есте-ственную материю — носительницу возникновения и материю сфер. Каждой из этих материй соответ-ствует форма, носительница которой — данная ма-терия.

10. Эти различные виды материи и формы, как бы они ни различались между собой, имеют общим то, что

768

все они принадлежат к материи и форме. В чувствен¬ных вещах природы, и всеобщих, и частных, нет ни¬чего, кроме материи и формы.

КНИГА ВТОРАЯ О субстанции как носительнице телесности

6. Чем тоньше вещь и чем чище ее субстанция, тем сильнее ее способность воспринимать и схватывать вещи. Разум обладает способностью воспринимать и схватывать все вещи в большей степени, чем то, что ниже его; отсюда следует, что его субстанция тоньше и чище, чем субстанции, находящиеся ниже его.

7. Так как разум не имеет отличительной формы, свойственной лишь ему, но в то же время всегда схва¬тывает все формы, то отсюда вытекает, что формы всех вещей суть формы, свойственные его субстанции. Так как все формы суть формы для субстанции разума и вместе с тем различаются разумом, то отсюда выте¬кает, что они различны по своей сущности.

10. Первая материя — носительница всех форм, так же как количествоноситель фигуры, цвета и других подобных акциденций, а субстанция — носительница количества. Отсюда становится ясно, что видимые вещи суть образы невидимых вещей. Ты поймешь, что все вещи, существующие в первой материи, суть в неко¬тором отношении ее части, и ты увидишь, что первая материя включает их все и что среди этих вещей одни составляют части других. Ты представишь себе первую материю, носительницу всего, как книгу, испещрен¬ную письменами, и ты увидишь, как сообразно со спо¬собностями человека твой разум охватывает все вещи и витает над ними.

15. Эта вещь иногда называется субстанцией, а иногда материей; отличие между субстанцией и ма-терией состоит в следующем: «материя» обозначает вещь, расположенную к принятию формы, но еще не принявшую ее, между тем как «субстанция» обозна-чает материю, уже принявшую форму и благодаря этой форме ставшую особенной субстанцией.

769

20. Ты поймешь тайну воли только после того, как познаешь всеобщность материи и формы; ибо это воля творит материю и форму и приводит их в движение. Учение о воле так относится к учению о материи и форме, как учение о разуме к учению о душе; в свою очередь учение о разуме так относится к учению о душе, как учение о материи и форме к учению о ра¬зуме.

26. Первое единство, будучи единством по своей сущности, то есть будучи абсолютным единством, тво¬рит единство, находящееся ниже его; так как послед¬нее произведено первым и истинным единством, не имеющим ни начала, ни конца, не подверженным ка¬ким-либо изменениям и не имеющим различия, то от¬сюда вытекает, что единство, которое составляет отпе¬чаток первого, то есть произведено им, имеет начало и конец, подвержено изменениям и имеет различие. Оно поэтому не похоже на первое истинное единство; оно множественно, имеет различия и подвержено измене-ниям, откуда вытекает, что оно способно делиться и занимать различные ступени. Чем больше единство приближается к первому истинному единству, тем бо¬лее едина и проста материя, представленная в нем, и, наоборот, чем оно дальше от первого единства, тем оно множественнее и сложнее. Вот почему единство, со¬ставляющее материю разума, едино и просто, оно само по себе неделимо и немножественно, хотя оно может быть делимо акцидентально. Это единство более про¬стое и более единое, чем другие единства, составля¬ющие другие субстанции, ибо оно находится у крайней верхней границы, у первого единства, создавшего его. 29. Способ, каким всеобщая телесная субстанция существует во всеобщей духовной субстанции, следует сравнить со способом, каким тело существует в душе: подобно тому как душа объемлет тело и есть его носи¬тельница, так и всеобщая духовная субстанция объем-лет всеобщее тело мира и есть его носительница. И по¬добно тому как душа сама по себе отделена от тела и соединяется с ним, не касаясь его, так и духовная суб¬станция сама по себе отделена от тела мира и соеди¬няется с ним, не касаясь его.

770

КНИГА ТРЕТЬЯ О существовании простых субстанций

6. Микрокосм, то есть человек, по своему порядку и по своему строению подобен макрокосму, то есть Вселенной. Субстанция разума, наиболее тонкая, про¬стая и возвышенная из всех субстанций микрокосма, не соединяется непосредственно с телом, ибо душа и разум суть промежуточные звенья между ними обо¬ими. Подобный же порядок должен существовать и в макрокосме; следовательно, наиболее простая и воз¬вышенная субстанция не соединяется непосредственно с телесностью, то есть с субстанцией, носительницей категорий.

14. Если подумаешь о том, что простая субстанция бесконечна, если рассмотришь ее силу, изучишь ее способность проникать и погружаться в ту вещь, ко¬торую она встречает и которая расположена воспри¬нять ее, и проведешь сравнение между ней и телесной субстанцией, то найдешь, что телесная субстанция не может находиться везде, ибо она слишком слаба, чтобы проникать в вещи; но ты найдешь, что простая суб¬станция, то есть субстанция всеобщей души, прони¬кает в весь мир и погружается в него; подобно этому ты найдешь, что субстанция разума проникает в весь мир и погружается в него. Причина этого состоит в тонкости каждой из этих двух субстанций, в их силе и в их свете; вот почему субстанция разума погру¬жается внутрь вещей и проникает в них. Это рассуж¬дение дает еще более веское доказательство того, что сила бога — да прославится и освятится его имя! — проникает во все, объемлет все и действует во всем без вмешательства времени.

15. Так как субстанция этого мира есть чувствен-ное и сложное тело, то отсюда вытекает, что и отпеча¬ток, производимый в нем духовной субстанцией, также должен быть чувственным. Этот отпечаток, однако, не абсолютно телесный и не абсолютно духовный, а есть нечто среднее между обеими крайностями; подобное этому мы видим в росте, ощущениях, движении, цве¬тах и фигурах, которые, находясь в сложных субстан-

771

циях, воспринимают отпечатки простых субстанций; эти отпечатки не абсолютно телесны и не абсолютно духовны, ибо они воспринимаются чувствами. Из ска¬занного нами вытекает, что все формы, воспринимае¬мые чувствами в телесной субстанции, суть отпечатки разумной духовной субстанции; эти формы чувствен¬ны по той причине, что материя, воспринимающая их, близка по своей природе к телесности и что эти формы в разумной и духовной субстанции более просты, чем в материи. Простая духовная субстанция сообщает свою форму и производит свои отпечатки в телесной суб¬станции таким же образом, как солнце излучает свой свет, который погружается в воздух и проникает в него, не становясь, однако, видимым вследствие тон-кости воздуха, пока он не встретит твердого тела, ка-кова земля; тогда свет становится видимым для чув-ства, так как он не может проникнуть в части земли и распространиться в них, но останавливается у по-верхности тел, так что его сущность сжимается и его излучение усиливается. Таким же образом свет одних простых субстанций проникает в другие и сообщается им, не становясь видимым для чувства вследствие тон¬кости и простоты каждой из этих субстанций; но, когда этот свет доходит до телесной материи, он ста¬новится видимым для чувства вследствие плотности телесной субстанции… Простые субстанции, да и во¬обще все деятельные субстанции совершают свои дей¬ствия под влиянием первоначального действия воли, которое приводит все в движение и проникает во все. Так мы можем достигнуть понимания того, каким об¬разом первоначальная сила и первоначальное действие проникают во все сущее, ибо если силы простых суб-станций, да и вообще всех существующих вещей сооб¬щаются всему, погружаются и проникают во все, то с тем большим правом это следует утверждать относи¬тельно силы первого действователя. Вот почему мы говорим, что первый действователь находится во всем и что вне его нет ни одной вещи.

16. Всякое действие исходит из духовной силы, а всякое восприятие — из телесной силы; таким обра-зом, если субстанция и действует, и воспринимает, то

772

она и духовна, и телесна; если же она отчасти дей-ствует, а отчасти воспринимает, то она отчасти ду-ховна, а отчасти телесна. Всякая субстанция, носи-тельница категорий, телесна, поэтому из нее не может исходить никакое действие.

29. Ощущающая душа превосходит растительную в том смысле, что она сочетается с формами тел, по-добными ей по своей тонкости, и снимает с тел их те-лесные формы, тогда как растительная душа соче-тается с субстанциями тел, ибо она подобна им по своей плотности, близка к ним и соприкасается с ними.

30. Деятельность ощущающей души состоит в том, что она чувствует формы плотных тел во времени, пе¬ремещается в пространстве и издает голоса и звуки, но без порядка, который указывал бы на их смысл. Деятельность разумной души состоит в том, что она чувствует умопостигаемые и тонкие формы, движется среди умопостигаемых вещей вне времени и простран¬ства и издает голоса и звуки в некоем порядке и в не¬коей последовательности, указывающих на определен¬ный смысл. Деятельность разума состоит в том, что он познает все умопостигаемые формы вне времени и пространства и не испытывает ни желания, ни потреб¬ности в какой-либо другой вещи, кроме своей собствен¬ной сущности, ибо ему свойственно полное совершен¬ство.

40. Исследуй, каким образом свет сочетается с воз¬духом, каким образом душа сочетается с разумом, а

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать онлайн