Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. Философия древности и средневековья

единство. Другое до¬казательство этого: ни одна из существующих вещей не желает быть множественной, все они желают быть единым; следовательно, все они жаждут единства.

48. Под влечением и любовью мы необходимо по-нимаем стремление прилепиться к любимому предмету и соединиться с ним; а так как материя стремится соче¬таться с формой, то отсюда вытекает, что ее движение совершается из любви к форме и влечения к ней. То же можно сказать обо всем, что движется в поисках формы.

49. Ты скажешь: если движение материи для обре-тения формы совершается только вследствие ее влече¬ния к первому существу, то между ними обоими долж¬но существовать подобие, ибо влечение и сочетание имеют место только между существами, подобными друг другу. Я отвечу тебе так: между материей и пер¬вым существом имеется подобие только в том смысле, что материя получает свет, содержащийся в сущности воли, что направляет материю к воле и вызывает вле¬чение к ней. Но материя движется не для того, чтобы достигнуть сущности воли, а для того, чтобы достиг¬нуть формы, исходящей из воли.

56. Существуют три источника знания и три корня его: первое знание — это знание о материи и форме; второе — это знание о действующем слове, то есть о воле; третье — это знание о первой субстанции. Кто овладел этими тремя общими знаниями, тот имеет зна¬ние о всякой вещи, насколько это возможно для спо¬собности человеческого ума; после того как он приобре¬тет эти знания, ему нечего больше искать, так как в них содержится все.

57. Различие между движением и словом таково: слово — это сила, разлитая в духовных субстанциях и сообщающая им знание и жизнь; движение — это сила, разлитая в телесных субстанциях и сообщающая им действие и страдание. Слово, то есть воля, после того как оно создало материю и форму и сочеталось с ними, подобно тому как душа сочетается с телом, разли-

779

вается среди них, пребывает с ними и пронизывает их сверху донизу.

72. Из всего сказанного ясно, что в сотворенных ве¬щах нет ничего, кроме материи и формы; ясно также, что движение есть сила, истекающая из воли, а воля есть божественная сила, которая пронизывает все, по¬добно тому как свет пронизывает воздух, душатело, а разум — душу.

73. Ты должен напрягать все силы, дабы понять сущность всеобщей материи и всеобщей формы, рас-сматривая каждую независимо от другой, понять, ка-ково отличие, присущее форме, каким способом форма сообщается материи и полностью проникает в нее, как она пробегает по всем субстанциям, сообразно с различ¬ными занимаемыми ими ступенями; ты должен отделять материю от формы, форму от воли и волю от движения, отмечать в своем уме различие между одними пред¬ставлениями и другими, применяя правильное опре¬деление. Когда ты получишь основательное знание обо всем этом, твоя душа очистится, а твой ум прояс¬нится, проникнет в мир разума и ты охватишь своим взором всеобщность материи и формы. Материя со все¬ми формами, заключенными в ней, будет для тебя как бы открытой книгой; ты будешь рассматривать знаки, начертанные на ней, созерцать умственным взором ее фигуры, и тогда ты начнешь понимать и то, что кроет¬ся за всем этим. Цель всего этого — познание мира божества, который обладает абсолютной величиной, ме¬жду тем как все, что находится под ним, ничтожно мало по сравнению с ним. К этому возвышенному зна¬нию ведет двоякий путь: сначала нужно приобрести знание о воле, которая охватывает материю и форму, то есть знание о высшей силе, свободной от всякой примеси материи и формы; затем, дабы достигнуть по¬знания этой силы, целиком отличающейся и от мате¬рии, и от формы, следует сочетаться с силой, облечен¬ной в материю и форму; при помощи этой силы сле¬дует подниматься ступень за ступенью, пока не дой¬дем до начала и источника этой силы. Избегание нами смерти и соединение с источником жизни — вот плод, который мы соберем на этом пути.

780

74. Если ты. спросишь, какими средствами мы мо-жем добиться исполнения этой возвышенной надежды, то отвечу: отрешись от чувственных вещей, погрузись в умопостигаемые вещи и соединись с тем, кто дарует благо; ибо, если ты так будешь поступать, то он обра¬тит на тебя свой взор и сотворит для тебя благо, ибо он источник благодеяния. Да будет он благословен!

МАЙМОНИД

Маймонид (Моисей бен Маймун, 1135—1204) — еврейский средневековый философ, теолог и ученый. Родился в Кордове, в столице Испанского арабо-марокканского халифата, получил религиозно-иудаистское образование. Преследование евреев в Испании заставило Маймонида покинуть город Кордову, а за¬тем и страну. В 1165 г. Маймонид поселился в Каире, столице египетского халифата, и в 1187 г. стал лейб-медиком султана Салах-ад-Дина (Саладина). Здесь Маймонид написал на араб¬ском языке свое главное философское произведение — «Путе¬водитель заблудших» (1190), которое еще при жизни автора было переведено на еврейский язык («Мойре невухим», 1204), а еще позже, в Европе, и на латинский язык. В целом это произведение представляет собой попытку примирения филосо-фии Аристотеля с положениями иудаизма. Оно состоит из трех частей. Первая из них рассматривает проблему антропомор¬физма, поскольку единый древнеиудейский бог Яхве (Иегова) представлен в Ветхом завете в образе человека, а также дает изложение и критику философско-теологического учения при¬верженцев ортодоксального богословия — калама (в особен¬ности мутакаллимов). Вторая содержит доказательства суще¬ствования бога, обсуждает проблему материи и формы, сущ¬ность божественного творчества, стремится дать философское осмысление пророчества, которому отведена столь важная роль в писании (особенно в Ветхом завете). Третья посвящена рассмотрению взаимоотношений бога и мира, божественного провидения, проблеме зла, свободы воли, здесь содержится попытка рационализации моральных предписаний, содержа¬щихся в Торе, священном писании иудаизма.

Приводимые ниже тексты заимствованы из первой части «Мойре невухим». 71-я и 72-я главы этого произведения, яркие и типичные для средневековой натурфилософии и космологии, опубликованы в «Приложении» к книге С. Н. Григоряна «Из истории философии Средней Азии и Ирана VII—XII вв.». М., 1960.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЗАБЛУДШИХ

ВВЕДЕНИЕ

Цель этого сочинения и подобных ему творений со¬стоит в том, чтобы согласовать Тору с истинной нау-

781

кой. Я ставлю себе целью просветить набожного чело¬века, в душе которого укоренилась вера в истинность нашей Торы и который добросовестно исполняет свои обязанности в поведении и в делах веры, но в то же время глубоко изучил философские науки. Человече¬ский разум влечет его к себе; однако он считает труд¬ным принять как разумное учение, основанное на до¬словном толковании Торы и считающее правильными те значения, которые он или другие дают равнозвуч-ным, но разнозначным словам, иноречиям и смешанным терминам. Это приводит его в смущение и тревогу. Ес¬ли он будет руководиться своим разумом и откажется от мнений, основанных на этих выражениях, то он бу-деть считать, что отверг основные принципы Торы; ес¬ли же он будет придерживаться мнений, основанных на этих выражениях, так что он не будет следовать сво-ему разуму и откажется от его руководства, то он уви¬дит, что нанес ущерб и вред своей вере. Ибо он тогда останется при тех причудливых представлениях, кото¬рые вызвали у него страх и боязнь, причинили муче¬ния и внушили великую смуту.

Это сочинение ставит себе и другую цель. Оно стре¬мится объяснить некоторые очень темные иносказания, встречающиеся в книгах пророков, причем в них не указано, что они суть иносказания. Невежественные и поверхностные читатели понимают их дословно и не видят их скрытого содержания. Если эти выражения принимать дословно, то даже образованный человек ис¬пытает великое замешательство; но он почувствует се¬бя освобожденным от своих сомнений, если мы ему объясним смысл иносказания или же обратим его вни¬мание на это. Вот почему сие сочинение называется Путеводителем заблудших.

Я не считаю, что сие сочинение устранит все сомне¬ния у внимательного читателя, но утверждаю, что оно устранит большую часть великих сомнений, в нем воз¬бужденных. Пусть образованный человек не требует от меня, чтобы всякий раз, как коснусь какого-нибудь предмета, я полностью исчерпал его, и пусть он не на¬деется на это; пусть не ожидает того, что, излагая смысл какого-либо иносказания, я дам полное объяс-

782

нение всех его частей. Такое полное изложение невоз-можно даже тогда, когда изучение ведется путем во-просов и ответов; тем более оно невозможно для пи-шущего книгу, ибо в этом случае он рискует стать ми-шенью для всякого чванного глупца, который направит в него стрелы своего невежества…

Знай, что и в науке о природе есть такие предметы, которые не следует излагать полностью. Наши муд-рецы выставили следующее правило: «Маасе Берешит не следует излагать в присутствии двух лиц». Если бы кто-нибудь захотел излагать эти предметы полностью в письменном виде, то это значило бы, что он хочет их объяснить тысячам лиц. По этой причине наши пророки излагают эти предметы иносказательно, а наши муд¬рецы, следуя методу священных книг, говорят о них в иноречиях и иносказаниях; ибо существует очень близ¬кое родство между этими предметами и метафизической наукой, и их тайны действительно составляют часть тайн метафизики. Не думай, что эти великие тайны мо¬гут быть до конца поняты кем-либо из нас. Дело обстоит не так. Иногда истина обнаруживается столь ярко, что мы ее воспринимаем как бы при свете дня; но затем наша природа и наши привычки скрывают ее от нас, и мы погружаемся в такую же густую тьму, в какой пребывали раньше. Мы похожи на тех, кто восприни-мает непрерывно следующие друг за другом молнии, но сам пребывает в глубокой ночной тьме. Если эти вспышки следуют друг за другом очень быстро, то они образуют как бы сплошной свет, так что ночь превра¬щается в день. Такого высокого пророческого совер¬шенства достиг величайший из наших пророков Мои¬сей, которому бог сказал: «А ты здесь останься со мной» Второзак., V, 28, и о котором сказано: «Стало сиять лучами лицо его от того, что бог говорил с ним» Исход, XXXIV, 29. Между одной молнией и другой может быть значительный промежуток; такова степень совершенства большинства пророков. Другие воспри¬нимают в течение целой ночи лишь одну молнию; о них сказано: «Они стали пророчествовать, а потом переста¬ли» Числа, XI, 25. Некоторые воспринимают молнии с различными промежутками; другие же находятся в

783

положении людей, тьма которых освещается не молния¬ми, а некоторого рода кристаллами, или похожими на них камнями, или другими субстанциями, обладающи¬ми свойством сиять ночью; и хотя эта доля света мала, однако она для них не сплошная, а то появляется, то исчезает подобно «пламени вращающегося меча».

Степени совершенства людей видоизменяются сооб¬разно этим различиям. Относительно тех, кто не видит

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать онлайн