Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. Философия древности и средневековья

материально¬сти и становления, превратности и текучести и от не¬постоянства разнообразных изменений. И в качестве бесплотных и духовных они умопостигаются; сами же, как умы, они сверхъестественно постигают, ибо бла¬годаря просвещению они познают смысл (логосы) всего существующего, а с другой стороны, передают сродным духам свое знание. Они пребывают в благости и в ней находят свое утверждение, связь, питание и защиту своих благ.

§ 2. Сами души со всеми присущими им благами существуют в силу преблагой благости…

Также и растения черпают из благого свое жиз-ненное начало, которое их питает и приводит в движе¬ние. И даже неодушевленные и безжизненные есте¬ства существуют благодаря благому и через него полу¬чают в удел соответственный способ существования.

§ 4. Благое является причиной также и небесных начал и пределов, той сущности, которая не терпит ни приращения, ни какого-либо умаления, и беззвучных, если можно так выразиться, движений величественней-ших небесных путей и созвездий, их красоты, света и расположения переменных многочисленных движений некоторых звезд…

Все превосходящая божественнейшая благость про¬стирается от самых высоких и значительнейших сущ¬ностей вплоть до самых последних, оставаясь все-таки превыше их всех; ни высшие не достигают ее совер¬шенства, ни низшие не выпадают из ее предела: она проливает свет на все могущее быть освещенным, зиж-дет, оживляет, сохраняет, совершенствует, является мерой всего сущего, его постоянством, числом, поряд¬ком, объемом, причиной и целью…

Более того, она содействует зарождению чувствен¬ных тел, двигает их жизни, питает, растит, совершенст¬вует, очищает и обновляет их… И подобно тому как благость обращает все к себе и, будучи единоначалием и единотворящим божеством, собирает воедино то, что разрознено таким образом, что все к нему как к на¬чалу, связи и цели устремляется; подобно тому как… к нему все обращается как к своему пределу и его все

Ш

вожделеет: разумные и словесные существа — путем познания, чувственные же — путем ощущений, тогда как существа, лишенные чувств, — путем естественных движений жизненных порывов и, наконец, безжизнен¬ные и только лишь существующие вещи — посредст¬вом простой пригодности к участию в существовании, так же именно и свет, будучи проявленным образом благого, сводит и обращает к себе все существующее, зрящее, им движимое, освещаемое и согреваемое — одним словом, все, что объято его сияниями.

§ 7. Это благо прославляется… и как прекрасное и красота, как любовь и возлюбленное, и другими боже¬ственными именами, которые подобают украшающему и благодатному великолепию…

Это одно прекрасное и благое является единствен¬ной причиной всех многочисленных красот и благ. Из него все сущее воспринимает и свое действительное бы¬тие, и единения, и различия, и тождества, и разности, и подобия, и несходства, и сочетания противоположно¬стей, и несмесимость соединений, и предвидение пре¬восходств, и взаимную зависимость равноначальных, и попечения о подчиненных, и самозащиту всех, и нерушимые единства и основания.

‘;•. Прекрасное и благое является опять-таки взаимооб¬щением всех во всем соответственно возможностям каждого: их согласованностью и неслиянной дружбой; гармонией всего и всеобщим соединением; неразрыв¬ной связью всего сущего; непрерывной сменой поколе¬ний; всяким постоянством и подвижностью умов, душ » и тел; постоянством во всем и подвижностью, ибо оно, само будучи превыше всякого постоянства и подвиж¬ности, утверждает всякое существо в соответственном ему смысле’ (логосе) и придает свойственное ему дви¬жение.

§ 10. Обобщая, скажем, что всякое бытие происхо¬дит из прекрасного и благого, все же не-бытие сверх-сущностно пребывает в прекрасном и благом.

§ 19. Зло не происходит от блага. Если же проис¬ходит от блага, то оно не есть зло. Ибо ни огонь не может охлаждать, ни добро происходить от не-доброго. И если все существующее — из блага (ибо благу

615

естественно производить и сохранять, злу же —губить и разрушать), то ничто из существующего не происхо¬дит от зла и само не будет злом, если только оно само по себе не было бы таковым.

ГЛАВА V О СУЩЕМ, В ЧЕМ ОНО, И О ПАРАДИГМАХ

§ 1. Теперь нам следует перейти к подлинной сущ¬ности богословского наименования действительно су¬щего… Имя сущего распространяется на все существу¬ющее, но и превосходит его; имя жизни — на все живое, превосходя его; имя же премудрости — на все мыслящее, словесное и чувствующее и вместе с тем превыше всего этого.

§ 4. После того что было сказано, воспоем теперь благо в качестве подлинно сущего и творца сущности всех существ. Сущий по своему могуществу сверхсущ-ностно превышает все бытия и является основной при¬чиной, творцом существ, существования, ипостаси, сущности, природы, началом и мерой веков, сутью вре¬мен и вечностью существующего (существования), временем становления, бытием всего, что каким-либо образом существует, происхождением всего, что каким-либо образом становится. Из сущего происходит веч-ность, сущность, сущее, время, рождение и рождаемое, то, что пребывает в каком-либо состоянии, и то, что каким-либо образом управляется или самим по себе

остается.

Ибо бог не существует каким-либо определенным образом, но просто и неограниченно заключает и пред¬восхищает в самом себе всю полноту бытия.

ГЛАВА VII О МУДРОСТИ, РАЗУМЕ, СМЫСЛЕ, ИСТИНЕ И ВЕРЕ

§ 2. Божественный ум в себе содержит всепревос-ходное ведение в силу того, что, будучи в себе самом основанием всего мира, он предвосхищает и знание

всего сущего…

Итак, божественная мудрость, ведая саму себя, знает все: вещественное — духовно, частичное — не-

616

раздельно, множественное — единообразно; в этом единстве всего все знает и производит. Ибо если бог в качестве единственной причины уделяет бытие вся-кой твари, то в качестве той же самой единственной причины он знает все, что из него получило свое су-ществование и в нем самом предсуществовало. Для того чтобы познавать существа, он не отправляется от них, но, наоборот, им уделяет и познание самих себя, и познание иных существ.

Итак, бог не обладает особым познанием самого себя, отличием от того, каким охватывает сообща все существующее, ибо всенричина, зная саму себя, едва ли не будет знать того, что из нее как из причины про-истекает. Следовательно, бог знает мир не посредством познания существ, но в силу ведения самого себя.

§ 3. Бог познается во всем и вне всего, познается ведением и неведением. С одной стороны, ему свойст-венно мышление, разум, знание, осязание, чувствова-ние, мнение, воображение, именование и все тому по-добное; с другой же стороны, бог не постигается, не именуется, не сказуется и не является чем-либо из того, что существует, и не познается ни в чем, что обладает существованием. Он, будучи всем во всем и ничем в чем-либо, всеми познается из всего и никем из чего-либо. Поэтому мы правильно говорим о боге, когда прославляем его, отправляясь от всего сущего и по аналогии со всем тем, причиной чего он является.

Однако же наиболее божественное познание бога мы обретаем, познавая его неведением в превосходя-щем разум единении, когда наш ум, отрешившись от всего существующ’его и затем оставив самого себя, со-единяется с пресветлыми лучами и оттуда, с того света, осиявается неизведанной бездной премудрости. Эта же премудрость, как было сказано, должна быть познава¬ема из всего существующего, сама же, согласно Писа¬нию, созидая все и вечно устрояя Вселенную, явля¬ется причиной нерушимого всеобщего приспособления и порядка, ибо она постоянно связывает конец преды¬дущего с началом последующего и таким образом ук¬рашает весь мир одним единодушием и согласием,

eft

ГЛАВА IX

О ВЕЛИКОМ, МАЛОМ, ТОЖДЕСТВЕННОМ, ИНОМ,

ПОДОБНОМ, НЕПОДОБНОМ, ПОКОЕ, ДВИЖЕНИИ,

РАВЕНСТВЕ

§ 1. Коль скоро всепричине приписывается и вели¬чина и малость, тождество и инаковость, подобие и несходство, покой и движение, то рассмотримте, по¬скольку нам доступно, и эти изображения божествен¬ных имен.

§ 2. «Великим» бог именуется в его собственном

величии…

Это величие беспредельно, бесколичественно и не-исчетно: его превосходство выражается в безусловном и преизбыточествующем излиянии необъятного ве¬ликолепия.

§ 3. «Малым» же или «тонким» он называется по-тому, что ускользает от всякого веса и измерения и беспрепятственно все проникает. В самом деле, малость является основным началом всего, ибо никогда не встретишь чего-либо, чему не было бы присуще поня¬тие малости. Малость приписывается богу в том смысле, что он во всем и через все беспрепятственно распро¬страняется…

Эта малость не количественна и не качественна: она неограниченна, беспредельна, неопределенна, всеобъ¬емлюща, сама же необъемлема.

§ 4. Тождество же сверхсущностно является веч-ным, непревратным, самопребывающим в том же са: мом состоянии, всем одинаково присущим. Оно само по себе и в самом себе утверждено и безукоризненно пребывает в совершеннейших границах сверхсущност-ной тождественности: неизменно, нешатко, неуклон¬но, неизменяемо, несмешанно, невещественно, особен¬но просто, непринужденно, неприращенно и неума-

ленно.

§ 5. Инаковость же присуща богу потому, что он над всем промышляет и, все спасая, всем во всем ста¬новится.

§ 6. Если же кто называет бога как тождественного

подобным, так как он совершенно, всецело, постоянно и нераздельно себе самоподобен, то нам не следует

618

считать непочтительным божественное имя подоб¬ного.

Однако богословы утверждают, что бог, как таковой, будучи превыше всего, не схож ни с чем, хотя его по-добие и уделяется всем тем, кто обращается к нему и кто в меру сил подражает тому, кто превыше всякого определения и разумения, а сила божественного подобия такова, что обращает всякую тварь к ее при-чине.

§ 9. Но, прославляя неподвижного бога в качестве движения, мы должны совмещать это с богоподобными словами. Прямолинейность его движения должна по-ниматься как непоколебимость и неуклонность исхож-дения энергий, из которого все рождается; спиралеоб-разность же — как постоянное исхождение и про-изводительное состояние и, наконец, кругообразность означает тождество средних и крайних, соединение об-нимающих и объемлемых элементов, равно как и обра¬щение к нему тех, кто от него отпал.

ГЛАВА XIII О СОВЕРШЕННОМ И ЕДИНОМ

§ 1. Теперь же остается… перейти к наиболее зна-чимому из имен. Ибо богословие приписывает всепри-чине одновременно вообще все свойства, славя ее как единое…

Она распространяется одновременно на все и за пределы всего посредством неисчерпаемых даров и беспредельных энергий. Кроме того, ее называют со-вершенной и потому, что она, будучи всегда совершен-ной, не терпит ни приращения, ни умаления, так как всем в себе самой преобладает, хотя и преизливается в едином, неустанном, тождественном, преизобильном и неоскудеваемом источании, посредством которого со-вершенствует все то, что совершенно, и исполняет его своим собственным совершенством.

§ 2. «Единое» же означает, что бог предобладает всем под одним видом в одном единстве и является причиной всего, не покидая своего уединения, ибо нет

619

такого существа, которое не было бы причастно един-

ству…

И никакая множественность не существует без ка¬кого-либо участия в единстве… Без единства не было бы множества, но без множества единство бы осталось, так как единица предваряет всякое числовое развитие. И если бы предположить, что все соединилось со всем, то эта всеобщность составила бы полное единство.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В отличие

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 1. Часть 2. древности и средневековья Философия читать онлайн