Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

для своего времени зная организм человека, да н животных, автор «Человека-машины» решительно выступил против декартовского противопоставления духовного человека человеку физическому и в этой же связи против противопостав¬ления духовного человека животному как неодушевленному, бесчувственному механизму. Ликвидация такого противопостав¬ления у Ламетри, а затем в сущности и у всех других фран¬цузских материалистов той эпохи стала возможной благодаря всемерному подчеркиванию чувственного характера человече¬ской жизни и деятельности, т. е. такого ее характера, который показывает органическую связь человеческой природы с при-

родой животной. С одной стороны, согласно Ламетри, животного отнюдь нельзя считать машиной в том смысле, в каком это понимал Декарт. А с другой — всего человека, включая его мыслительную деятельность, можно рассматривать как очень сложно организованную машину, в которой огромную, быть может даже решающую, роль играет его чувственная деятель¬ность. .
Эта позиция Ламетри, как и других французских материа¬листов, объясняет и очень важную черту их онтологических воззрений — сенсуалистическое понимание материи, природы. Например, Дидро в своей работе «Философские основы материи и движения», отвергая абстрактно-математическое истолкова¬ние материи как пассивного начала, подчеркивает, что он рас¬сматривает материю как физик и химик и с этих позиций видит не только постоянно движущиеся тела, но и тела, обладающие рядом свойств. Одно из таких свойств, долженствующее объяс¬нить факт ощущения в животном и человеческом организме, составляет свойство потенциальной чувствительности. Чувстви¬тельность объявляется Дидро общим и существенным свойст¬вом материи.
В этой связи возникает вопрос: не является ли эта позиция возвращением к гилозоистическим воззрениям натурфилософов Ренессанса? Конечно, о простом возвращении к их воззрениям не может быть речи, ибо и само ощущение как факт антропо¬логический и гносеологический, и возможность его возникнове¬ния из природных источников, например, Дидро с новых пози¬ций естественнонаучного знания понимал более дифференциро¬вание и глубоко, чем, скажем, Бруно. Точка зрения Дидро, как указывает В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», является догадкой о том, что в материи существует способ¬ность, сходная с ощущением. Очень важное завоевание мате¬риалистической мысли, наиболее последовательно сформулиро¬ванное тем же Дидро, состоит в рассмотреннии материи как совокупности эволюционных изменений, приводящих к появле¬нию все более высоко организованных тел и наконец человека, в котором ощущение составляет основу жизни и познаватель¬ного процесса.
В своем учении о познании французские материалисты, оставаясь рационалистами в широком смысле этого термина, развивали эмпирическую и сенсуалистическую линию в теории познания, наиболее ярко представленную в предшествующем столетии Бэконом, Тоббсом и Локком.
Среди французских просветителей, начиная с Вольтера, особенно велика была популярность Локка. Интерес к его идеям, как и к эмпиризму и сенсуализму вообще, в большой мере объясняется их неприязнью к абстрактно-рационалистической метафизике, в которой господствовал дедуктивный метод и которая, как им казалось, игнорировала опытную сторону человеческого знания. К тому же, хотя метафизика предше¬ствующего столетия, особенно в лице Декарта, Спинозы и Лейб¬ница, несмотря, на то что в их построениях столь большое место
49

занимали размышления о боге и его атрибутах, была органи-чески связана с научным познанием природы и человека, эта связь была почти полностью утрачена у эпигонов метафизики в XVIII в. Просветители и материалисты этого столетия реши¬тельно отвергали их умозрительные построения, обычно свя¬занные с проблемой бога, и смотрели на них примерно также, как прогрессивные философы предшествующего столетия на схоластику. Все это объясняет непрерывные апелляции к опыту, которыми наполнены произведения всех французских материа¬листов.
Сенсуализм их был более последовательным, чем сенсуа-лизм Локка (как известно, локковский сенсуализм был в силу его непоследовательности трансформирован Беркли, а затем и Юмом в субъективный идеализм и агностицизм). Сенсуализм французских материалистов был материалистическим учением, исходившим из того, что в человеческих чувствах отражаются объективные свойства природы. Особенно последовательно и четко эта позиция была проведена в произведениях Дидро, по убеждению которого все особенности умственной деятельности человека выводятся из опытно-чувственных источников, а в понятиях, суждениях и умозаключениях находят свое адекват¬ное отражение природные процессы.
Конечно, в проведении сенсуалистической линии среди французских материалистов существовали более или менее су¬щественные различия. Так, Гельвеции был крайним представи¬телем этой линии. Его сенсуализм, склонный к полному игно¬рированию активности разумно-рассудочной деятельности че¬ловека, напоминал сенсуализм Эпикура. С другой стороны, наиболее значительный гносеолог среди французских просвети¬телей, Кондильяк, последовательно проводивший линию сенсу¬ализма в своем «Трактате об ощущениях», приходил к скепти¬ческим заключениям, согласно которым ощущения знакомят нас лишь с относительными свойствами вещей, именно с теми, которые важны для человеческой жизни, но совершенно неспо¬собны раскрыть сущности вещей. Эти мысли Кондильяка шли в общем в том же направлении, что и мысли Юма.
Методология французского материализма обычно характе¬ризуется у нас как метафизическая. И это справедливо, если иметь в виду ее преимущественно аналитическую установку, видевшую идеал теоретического объяснения в сведении слож¬ного к простому, абсолютизировавшую простейшие причинные связи механистического характера. Именно на этой основе французские материалисты, в особенности Гольбах в его «Си¬стеме природы», приходили к убеждению об абсолютной необ¬ходимости всего совершающегося в мире. С другой стороны, те же Гольбах, Ламетри в своем стремлении исходить в истол¬ковании частных процессов из целостного понимания природы приближались к диалектической трактовке ряда процессов бы¬тия. Это особенно было присуще Дидро, эволюционистские идеи которого разрушали то неисторическое понимание природы, которое — особенно в предшествующем столетии — составляло
50

опии из главных компонентов ее метафизического истолко-вания.
Существенно отметить в этой связи, что у французских и ДРУГИХ просветителей рассматриваемого столетия историзм проявлялся не только в их воззрениях на природу, что было сравнительно редко (кроме Дидро здесь можно было бы ука-зать на Ломоносова, на французского естествоиспытателя Бюффона, на его польского переводчика и истолкователя Сташица, а также на немецких просветителей и Канта), но и в их интерпретации истории. В этой области много сделал уже Вольтер, который в противоположность феодальной историо¬графии, дававшей чисто внешнее описание исторических со¬бытий и деятелей, разрабатывал философию истории (само это словосочетание — «философия истории» — восходит к Воль¬теру). Одна из важнейших ее идей состояла в рассмотрении истории (в принципе всемирной) с точки зрения ее прогрес¬сивного развития. Разработке этой просветительной идеи про¬гресса посвящено важнейшее сочинение одного из последова¬телей Вольтера, Кондорсе, — «Эскиз исторической картины про¬гресса человеческого разума».
Проблемы истолкования истории, как это всегда происхо-дит в истории философии, у французских просветителей были одним из аспектов их истолкования человека и человеческого общества. В этой области все они, как известно, оставались идеалистами, хотя их идеализм отличался от идеализма Гоббса, Спинозы и других социальных философов предшествующего столетия большими элементами натурализма и соответственно большим приближением к действительной картине обществен¬но-исторических процессов. Такое увеличение натуралистиче¬ских элементов в общественно-исторической теории француз¬ских материалистов объяснялось уже их сенсуалистической концепцией человека, отличавшейся от более абстрактной ра¬ционалистической концепции, которую разделяли те же Гоббс и Спиноза. Особенно показателен в этом отношении Гельвеции, с большой силой подчеркнувший общественное значение жиз•. ненно важных для человека страстей, и прежде всего тех из них, которые имеют непосредственное отношение к его повсе¬дневной жизни (например, голод и жажда). Всесторонне раз¬вивая мысли названных философов XVII в. о роли интереса в человеческой деятельности, исходя при этом из своей сенсуа¬листической гносеологии, автор книг «Об уме» и «О человеке» указал на решающую роль среды в формировании человече¬ских индивидов, в принципе, как он считал, совершенно рав¬ных друг другу. И хотя Гельвеции далеко не дошел до пони¬мания решающей роли классового интереса в общественной жизни, хотя и его концепция человеческой природы, несмотря на ее сенсуализм, оставалась абстрактной и не позволяла преодолеть идеалистического понимания общества, все же эта концепция с ее убеждением в природной доброте человека и в всемогуществе воспитания, по мысли К. Маркса, стала одним из источников социалистических воззрений.
51

Большую роль в развитии французского Просвещения как в период подготовки французской революции, так и во время ее сыграли философско-социологические произведения Руссо. Эти произведения интересны во многих аспектах. Например, в аспекте историзма и исторической диалектики, содержащейся в них, на что, в частности, указывает Ф. Энгельс в «Анти-Дю¬ринге». Исторически же огромную революционизирующую роль сыграли идеи Руссо о роли общественного договора и о неотъ¬емлемости народного суверенитета как высшего источника власти в любом государстве. Весьма интересны и многие дру¬гие стороны этих произведений (например, идеи так называе¬мого отчуждения, играющего столь значительную роль в современной философии).
На этом мы заканчиваем наш крайне беглый обзор бога-тейшей философской проблематики, содержащейся в предла-гаемом томе «Антологии мировой философии». Вчитываясь в тексты, публикуемые здесь, читатель сможет сам конкретизи-ровать и расширить очерченную здесь проблематику.
В. В. Соколов

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
Николай Куэанский (настоящая фамилия Кребс, прозван Кузанским по месту своего рождения в селении Куза в Южной Германии, 1401—1464) — теолог, философ и крупный ученый своего века (особенно в области математики, астрономии и географии). Учился в Гейдельбергском, Падуанском и Кельн¬ском университетах. В 1430 г. стал священнослужителем, а в 1448 г. был назначен кардиналом римско-католической церкви и стал одним ив виднейших ее руководителей. Вместе с тем Кузанец был близок гуманистической культуре, дружен с Ло-ренцо Балла и другими гуманистами. Написал большое количе¬ство богословских и философских произведений (в первых нередко содержатся и философские идеи, а философские неред¬ко трактуют теологические темы). Важнейшими среди философ-‘ ско-теологических произведений Кузанца являются: трактат «Об ученом незнании» (1440), состоящий из трех-книг, вслед за которым было написано небольшое произведение «О предполо¬жениях». Затем последовали «Об искании бога», «Апология ученого незнания» (1449), четыре диалога, объединенных об¬щим названием «Простец» (1450), из них^два первых были на¬званы «Простец о мудрости», а третий — «Простец об уме». В настоящем издании печатаются отрывки из первого, наибо¬лее значительного произведения Кузанца по изданию: Ни¬колай Куаанский. Избранные философские сочинения (М., 1937). По этому же изданию публикуются затем отрывки из его сочинения «Об уме». В подборе текстов принимала уча¬стие 3. А. Тажуризина.
ОБ УЧЕНОМ НЕЗНАНИИ
КНИГА ПЕРВАЯ ГЛАВА I
КАКИМ ОБРАЗОМ «ЗНАТЬ» ЗНАЧИТ «НЕ ЗНАТЬ»?
Мы видим, что по божь¬ей милости все в природе содержит в себе самопро¬извольное стремление су-ществовать лучше, по¬скольку это допускают естественные условия. Здоровый и свободный ра¬зум, стремящийся нена¬сытно, в силу врожденно¬го ему искания, постигнуть истину, познает ее, крепко охватывая любовными объятиями. Всякое исследо¬вание основано на сравнении и пользуется средством сопоставлений. Всякое искание состоит в легком или трудном сравнительном сопоставлении, и вот почему бесконечное, которое ускользает как бесконечное от вся¬кой пропорции, — неизвестно. Пропорция, выражающая согласованность в чем-нибудь, с одной стороны, и раз¬общенность — с другой, не может быть понята без по¬мощи числа . Так и Пифагор настойчиво утверждал, что все установлено и понято на основе чисел.
Уточнение сочетаний в материальных предметах и точное применение известного и неизвестного настоль¬ко выше человеческого разумения, что Сократ полагал, что ничего не знает, кроме своего незнания. Равным образом мудрейший Соломон

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн