Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

последние в свою очередь подразделяются на другие системы разной величины, зависящие друг от дру¬га и от целого по положению своих центров, по своей структуре, форме и взаимной связи. Наше Солнце, на¬пример, является центром одной из более крупных систем, включающих в сферу своей деятельности го¬раздо меньшие системы, к которым относятся все дви¬жущиеся вокруг него планеты; а эти последние под¬разделены на еще меньшие системы, зависящие от них, каковы спутники Юпитера по отношению к нему или Луна по отношению к Земле. Земля в свою оче¬редь разделена на атмосферу, сушу, воду и другие главные части, а эти части-—на людей, птиц, живот¬ных, деревья, растения, рыб, червей, насекомых, кам-ни, металлы и тысячи других предметов. И так как все они являются звеньями одной общей цепи, то их ма-терия (выражаясь обычным языком) переходит из од-
499

ного в другое и обратно, ибо земля, вода, воздух и огонь не только теснейшим образом связаны и пере-мешаны, но и взаимно переходят друг в друга в про-цессе непрестанных круговоротов: земля превращает¬ся в воду, вода — в воздух, воздух — в огонь, а за¬тем обратно, и так без конца. Животные, которых мы уничтожаем, способствуют нашему сохранению до тех пор, пока мы сами не разрушимся и, превратившись в траву, воду, воздух или что-нибудь другое, не послу¬жим для образования других животных, как они сами служат строительным материалом друг для друга или для других людей. Возникшие животные снова превра-щаются в камни, дерево, металлы, минералы и в но-вых животных или же входят составной частью во все эти предметы и многие другие, в животных и в расте¬ния, которые ежедневно пожирают друг друга, ибо каждое существо живет разрушением другого.
Все части Вселенной находятся в этом непрестан-ном движении разрушения и созидания, созидания и разрушения. Доказано, что крупные системы так же имеют свои непрестанные движения, как и мельчай-шие частицы: центральные массы вихрей вращаются вокруг собственной оси, а каждая частица вихря тя-готеет к центру. Наши тела, как бы мы себя ни оболь¬щали противным, ничем не отличаются от тел других живых существ; подобно последним они увеличиваются и уменьшаются посредством питания и выделения, роста и выдыхания и разных других процессов. Отда¬вая некоторые части нашего, тела другим телам и при¬нимая, с другой стороны, их части в свое тело, мы се¬годня не совсем то же самое, что были вчера, и завтра будем другими, чем сегодня. Мы находимся в постоян¬ном течении, как река, и с полным разложением на¬шего тела после смерти войдем составными частями в тысячу других предметов. Наши останки отчасти смешаются с прахом и влагой земли, отчасти испарят¬ся в воздух, где рассеются и соединятся с бесчислен¬ными вещами.
16. Частицы материи не связаны ни с какой опре-деленной фигурой или формой, но постоянно теряют и меняют свои фигуры и формы; они находятся в не-
500

престанном движении, стираются, изнашиваются, раз¬дробляются. Другие частицы, поглощая их, приобре¬тают их форму, как первые приобретают форму дру¬гих, и так происходит без конца. Земля, воздух, огонь, вода, железо, дерево и мрамор, растения и животные разрежаются и уплотняются, плавятся и затвердевают, рассеиваются и сгущаются или еще каким-нибудь спо¬собом превращаются друг в друга. Весь облик земли в каждый момент являет нашим глазам эти изменения, ибо ничего не остается тождественным хотя бы в те¬чение часа. И эти изменения, будучи лишь различны¬ми видами движения, служат тем самым неоспоримым свидетельством некоей всеобщей активности. Но изме¬нения в частях не влекут за собой никакого изменения Вселенной, ибо ясно, что постоянные перемены, перехо¬ды и превращения материи не могут вызвать ни увели¬чения, ни уменьшения ее общего количества. Поте¬ряв одну какую-нибудь форму, вещь тотчас же обле¬кается в другую, она как бы исчезает со сцены в одном костюме, с тем чтобы тотчас же появиться на ней в другом. И это обусловливает вечную юность -и силу мира, который не знает дряхлости и упадка, как то без-рассудно воображали некоторые вопреки не только разу¬му, но и опыту; ведь мир во всех своих частях и видах пребывает во все времена в одном и том же состоянии. Принимая во внимание бесчисленную смену по¬колений, живших на земле и вернувшихся после смер¬ти в ее недра, где они превратились в прах и смеша¬лись с остальными ее частями, и учитывая, кроме того, непрестанное выделение материи из тел людей при их жизни, а также ее обратный притокорганизм] путем питания, вдыхания воздуха и другими способа¬ми, — принимая все это во внимание, приходишь к вы¬воду, что на всей земной поверхности нет ни одной частицы материи, которая не была бы в свое время частью человека. И это справедливо по отношению не только к людям, но в равной мере и ко всем видам животных и растений и вообще ко всякой вещи, ибо все они превратились друг в друга в бесконечном и непрерывном круговороте, так что с полной достовер¬ностью можно утверждать, что всякая материальная
501

вещь есть совокупность всех вещей и что совокупность всех вещей есть нечто единое (стр. 167—170).
21. После всего сказанного я могу, думается мне, заключить, что активность есть существенное свойство материи, ибо она является реальным субъ¬ектом всех тех модификаций, которые называются пространственными движениями, изменениями, разли¬чиями или разнообразиями, а главное, потому, что абсолютный покой, на котором строилось понятие о без¬деятельности или безжизненности материи, совершен¬но разрушен и изобличен как пустой вымысел (стр. 175-176).
23. Что движение принесено в материю извне, что материя состоит из отдельных и независимых частей, что существует пустота, или бестелесное пространст¬во, — это не единственные ошибочные взгляды, порож¬денные понятием абсолютного покоя. В самом деле, те из философов, которые были наименее суеверны и паи* более пристально всматривались в природу вещей, учи¬ли, что одушевлена вся материя: каждая частица воз¬духа, воды, дерева, железа, камня, так же как человек или животное и как все бытие в целом. К этому оши-бочному представлению они пришли вполне естествен¬но, ибо, переняв от других учение о существенной без¬деятельности материи (от этого предрассудка они не постарались освободиться) и в то же время зная из опыта, что все частицы материи находятся в движе¬нии, а также считая жизнь чем-то отличным от орга¬низованного тела, они сделали тот вывод, что причина движения этого рода есть некая сущность, внутренне связанная с любой материей и неотделимая от нее. Но эта мнимая всеобщая одушевленность совершенно не нужна, ибо материя обладает движением сама по себе и реального покоя не существует.
Философы, стоящие на точке зрения одушевленно¬сти (материи), делились на разные школы . Одни, как стоики, считали эту всеобщую жизнь душой мира, сопряженной с материей и насквозь проникающей ее всю и каждую ее часть, причем представляли ее себе телесной, хотя и бесконечно более тонкой, чем все ос¬тальные тела. Наоборот, мировая душа платоников бы-
502

ла нематериальна и- чисто духовна. Другие, как Стра-тон из Лампсака и современные гилозоисты, учат, что частицы материи наделены жизнью и до некоторой сте¬пени мыслью, т. е. способностью непосредственного восприятия, но без рефлексии. Гераклит в древности и Спиноза в новое время присоединили к этим свойствам ум, или рефлексию, не подумав, однако, об .устране¬нии тех трудностей, которые вытекают явным образом из столь сомнительной гипотезы. Они не показали да¬же, как могут (при допущении всеобщей сознательно¬сти) все эти мыслящие частицы прийти к взаимному соглашению при образовании какого-нибудь опреде¬ленного тела или системы, как они, никогда не расхо¬дясь во взглядах на то, где им быть — в том или в дру¬гом месте, в одиночестве или в многочисленном обще¬стве, вступают в договоренность относительно возмож¬ных сочетаний или разъединений. Они не объяснили, каким образом человек, хотя все частицы его (тела) обладают сами по себе чувствами и умом, находит в себе только одно сознание, осуществляющее свои функ¬ции только в одном месте тела. Не менее фантастич¬но представление других философов о «пластической» жизни, которая (согласно всесторонне образованному Кедворту, возродившему этот взгляд в наши дни) не материальна, а есть низшая форма духа, бесчувствен¬ная и немыслящая, но наделенная жизненными про¬цессами и энергией. Различие между этими последними философами и гилозоистами сводится, очевидно, к од¬ним лишь словам, хотя сторонники пластической кон¬цепции настаивают на существенном расхождении во взглядах с гилозоистами.
24. Но наиболее распространенное заблуждение, по¬рожденное предполагаемой бездеятельностью материи, заключается в понятии бесконечного, протяженного и в то же время бестелесного пространства. Так как на этом понятии основывались целые системы и его под¬держивали своим авторитетом люди с громкими имена¬ми и большими заслугами, то я познакомлю вас так¬же с историей и этого взгляда. Понятие [пустого] пространства было создано главным образом для того, чтобы объяснить возможность движения пассивной ма-
503

терии (в качестве места, где оно могло бы происхо-дить); но если материя не бездеятельна и не нуждает-ся для своего движения в постоянном влиянии внеш-них сил, то пространство может быть выброшено из философии как ненужная и произвольная фикция. Все¬ми признается, что протяжение бесконечно, ибо оно не может быть ограничено чем-то непротяженным; дока¬зательства этого положения столь общеизвестны, что я . не стану докучать вам их повторением. Не менее бес¬конечна и материя, поскольку она мыслится как про¬тяженная, ибо невозможно вообразить себе ее грани¬цы, к которым нельзя было бы без конца прибавлять все новую протяженность. И поэтому, если йе считать материю бесконечной, конечность ее размеров должна была быть обусловлена какой-нибудь другой причиной помимо ее протяжения. Те, кто признавал конечность материи из философских оснований, представляли ее себе бездеятельной и разделенной на независимые и от¬дельные части с пустыми промежутками между ними; эти части считались тяжелыми или легкими сами по себе, и им приписывались различные формы, а также различные степени движения, поскольку внешняя при¬чина насильственно выводила их из естественного со¬стояния покоя. Все это с необходимостью вело к выво¬ду о конечном протяжении, причем, однако, те же мы¬слители принимали и другое протяжение — бесконеч¬ное. А в таком случае им поневоле пришлось объявить эти два протяжения существенно различными по сво¬им свойствам: одно (бесконечное протяжение) было объявлено неподвижным, непроницаемым, неделимым,

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн