Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

неизменным, однородным, бестелесным и всеобъемлю¬щим, а другое (конечное протяжение)—подвижным, проницаемым, делимым, изменчивым, разнородным, те¬лесным и объемлемым. Одно означало бесконечное про¬странство, другое — отдельные тела. Однако все это различение уже предполагает данным то, что состав¬ляет предмет спора, и пользуется двусмысленным зна¬чением таких слов, как «место», «целое», «части», «ча¬стицы», «делимость» и т. д.
Провозгласив без всяких доказательств, что мате-рия конечна и делима, что она приводится в движение
504

откуда-то извне и имеет в своем распоряжении пустое пространство, где она может действовать, эти филосо¬фы попали в сложное положение, установив протяже¬ние внутри другого, как будто субъект может нахо¬диться внутри своих модусов. Но так как все эти пред¬положения (как я часто повторял) суть только выводы из основного предположения о бездеятельности мате¬рии и так как противоположное этому положение о движении как неотъемлемом свойстве материи уже доказано мною, то нет никаких оснований не считать бесконечной и самое материю. А так как не-сущее не имеет никаких свойств, то и признанное всеми беско-нечное протяжение следует приписывать этому бес¬конечному субъекту, бесконечно разнообразному в дви¬жении, протяжении и других своих неотделимых атри¬бутах (стр. 179-183).
29. Я не хочу сказать, что материя не имеет дру-гих существенных свойств, кроме этих трех — протя¬жения, плотности и активности; но я убежден, что при надлежащем совместном рассмотрении этих свойств мир материальных явлений может быть объяснен го¬раздо лучше, чем это было сделано до сих пор. Поэтому едва ли можно ждать каких-либо открытий в области натурфилософии со стороны тех лиц, которые отвлека¬ют одно из этих свойств от двух остальных, превращая его в единственную сущность материи, ибо совершен¬но ясно, что в материи эти атрибуты могут быть отде-лены друг от друга только мысленно. Так, протяжение не может исчерпывать собою все представление о ма¬терии, ибо оно не включает в себя плотность и движе¬ние; но вполне возможно, что всё протяженное есть материя, хотя материи свойственно не только протя¬жение, но также активность и плотность. Во всяком случае при отвлеченном рассмотрении этих свойств одно не предполагает другого и каждое из них обла¬дает определенными модусами, принадлежащими не-посредственно ему самому. Но в природе они связаны так крепко, что одно не может существовать без дру¬гого и все должны действовать совместно, чтобы произ¬вести модусы, свойственные каждому в отдельности. Протяжение есть непосредственный субъект всех раз-
505

делений, форм и частей материи, но порождает все эти модификации активность, и они не. могли бы выявить¬ся без плотности. Активность есть непосредственная причина всех пространственных движений, изменений и многообразия в материи, но носительницей и мерой возникающих при этом расстояний является протяже¬ние. От плотности зависят сопротивление, импульс и продвижение тел, но они проявляются в протяжении лишь благодаря активности. Плотность, протяжение и активность суть поэтому три различных понятия, но не три различные вещи; это только разные способы рассмотрения одной и той же материи (стр. 192, 193). 30. Таким образом, я ответил, как мне кажется, на ваши вопросы в отдельности, кроме вашего последнего возражения, которое слабее всех остальных. Имен¬но: вы говорите, что раз допущена активность мате¬рии, то, по-видимому, исчезает необходимость в вер¬ховном уме. Позвольте же вам сказать, что это наибо¬лее необдуманное и легковесное замечание, какое я когда-либо слышал из ваших уст, ибо вы никогда не согласитесь делать одиозные выводы, противные ваше¬му собственному убеждению, как это делают слишком многие. Не говоря .уже о том, что бог так же мог со¬здать материю активной, как и протяженной, что он одинаково мог дать ей как одно, так и другое свойст-во, что нельзя указать никаких оснований, почему бы он не мог наделить ее первым свойством в такой же мере, как вторым, — не говоря обо всем этом, разве нет необходимости, чтобы бог в известные моменты или, вернее, всегда направлял ее движения? Разве образо¬вание животных и растений может быть объяснено одной активностью материи в большей мере, чем од¬ним ее протяжением? И разве вы можете представить себе, что действие и противодействие тел, взаимодей¬ствие всех частиц материи могло в самом себе заклю¬чать столько изобретательности, чтобы создать хотя бы одну из этих изумительных растительных или живот¬ных машин? При всех ваших познаниях в механике вы не сумеете, как не сумел и Декарт, изобрести пра¬вила и средства для построения человека или мыши. Никакие столкновения атомов ни при каких, даже са-
506

мых благоприятных, условиях не могли бы объединить части Вселенной в существующий порядок и сохранить их в нем, не могли бы создать организацию цветка или мухи, как нельзя себе представить, чтобы типограф¬ские знаки, даже будучи миллионы раз смешиваемы друг с другом, расположились наконец в таком поряд¬ке, при котором получилась бы «Энеида» Виргилия или «Илиада» Гомера или вообще какая бы то ни бы¬ло книга. Что же касается бесконечности материи, то с ней несовместимо только то, чего и так не может признать ни один разумный и благомыслящий чело-век, — несовместим протяженный телесный бог, но вполне совместим чистый дух, нематериальное суще¬ство (стр. 195—196),
БЕРКЛИ
Джордж Беркли (1685—1753) — английский философ-идеа-лист. Родился в дворянской семье, учился в Дублинском уни-верситете. С 1784 г. стал епископом в Клойне (Ирландия). Одна из первых философских работ — «Опыт новой теории зрения» (1709). Основная философская работа — «Трактат о началах человеческого знания, в котором исследуются главные причи¬ны заблуждения и трудности наук, а также основания скепти¬цизма, атеизма и безверия» (1710). В дальнейшем в числе дру¬гих философских работ написал трактат «О движении.» (1721). В настоящем издании публикуются отрывки из «Трактата о началах человеческого знания» по его русскому переводу, сде-ланному ?. ?. Деболъской (под ред. Я. Г. Деболъского), СПб., 1905. Несколько отрывков из трактата «О движении, или О принципе и природе движения и о причине сообщения дви¬жений» («De motu sive de motus principio et natura et de causa communicationis motuum») публикуется в переводе Г. Г. Майо¬рова с латинского языка по изданию: «Вестник Московского университета», серия VIII, Философия, 1969, № 4. Подбор фрагментов сделан И. С. Нарским.
ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
10. Обладают ли другие люди такою чудесною способностью образовать отвлеченные идеи, о том они сами могут всего лучше сказать; что до меня касается, то я должен сознаться, что я действительно нахожу в
507.

себе способность вообра¬жать или представлять себе идеи единичных, вос¬принятых мною вещей и разнообразно сочетать и делить их. Я могу вооб-разить человека с двумя головами или верхние ча¬сти человека, соединенные с телом лошади. Я могу рассматривать руку, глаз, нос сами по себе отвле-ченно или отдельно от про¬чих частей тела. Но ка^ кие бы руку или глаз я ни воображал, они должны иметь некоторые опреде¬ленные образ и цвет. Равным образом идея человека, которую я составляю, должна быть идеею белого, или черного, или краснокожего, прямого или сгорбленного, высокого, низкого или среднего роста человека. Я не в состоянии каким бы то ни было усилием мысли образовать вышеописанную отвлеченную идею. Точно так же для меня невозможно составить отвлеченную идею движения, отличную от движущегося тела, — движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криво¬линейно, ни прямолинейно; и то же самое может быть сказано о всех прочих каких бы то ни было отвлечен¬ных идеях. Чтобы быть ясным, скажу, что я сознаю себя способным к отвлечению в одном смысле, а имен¬но когда я рассматриваю некоторые отдельные части или качества особо от других, с которыми они, правда, соединены в каком-либо предмете, но без которых они могут в действительности существовать. Но я отри¬цаю, чтобы я мог отвлекать одно от другого такие ка¬чества, которые не могут существовать в такой отдель¬ности, или чтобы я мог образовать общее понятие, от¬влекая его от частных вышеуказанным способом, что именно составляет два собственных значения отвлече¬ния. И есть основание думать, что большинство людей согласится, что оно находится в одинаковом положен
508

нии со мною. Простая и неученая масса людей никог¬да не притязает на отвлеченные понятия. Говорят, что они трудны и не могут быть достигнуты без усилия и изучения; отсюда можем разумно заключить, что если они существуют, то их можно найти только у ученых (стр. 38—40).
12. Наблюдая, каким путем идеи становятся общи¬ми, мы всего лучше можем судить о том, каким обра¬зом становятся такими же слова. Здесь должно заме¬тить, что я отрицаю абсолютно существование не об¬щих идей, а лишь отвлеченных общих идей, ибо в при¬веденных нами местах, где упоминаются общие идеи, везде предполагается, что они образованы посредством отвлечения, способом, указанным в отд. 8 и 9. Между тем если мы хотим связать с нашими словами некото¬рый смысл и говорить лишь о том, что мы можем мыс¬лить, то мы должны, полагаю я, признать, что извест¬ная идея, будучи сама по себе частною, становится общей, когда она представляет или заменяет все дру¬гие частные идеи того же рода. Чтобы пояснить это примером, предположим, что геометр показывает спо¬соб разделения линии на две равные части. Он чертит, например, черную линию длиной в дюйм; эта линия, будучи сама по себе частной линией, тем не менее об¬ща в отношении ее значения, как она тут употребля¬ется, потому что она представляет собою все какие бы то ни было частные линии; так что то, что доказано о ней, доказано о всех линиях, или, другими словами, о линии вообще. И как эта частная линия становится общею, употребляясь в качестве знака, так и название «линия», будучи само по себе частным, сделалось об¬щим через употребление его как знака. И как первая идея обязана своей общностью не тому, что она слу¬жит знаком отвлеченной или общей линии, а тому, что она есть знак для всех частных прямых линий, кото¬рые только могут существовать; так же должно Мыс-лить, что и общность последнего произошла от той же самой причины, именно от разнообразных частных ли¬ний, которые он безразлично обозначает (стр. 43—44).
15. Я не думаю также, чтобы отвлеченные идеи были более нужны для расширения познания, чем
509

для его сообщения. Сколько мне известно, особенно настаивают на том пункте, что всякое познание и до-казательство совершается над общими понятиями, с чем я совершенно согласен; но при этом мне кажется, что такие понятия образуются не через отвлечение вышеупомянутым способом; общность состоит, насколь¬ко я могу понимать, не в безусловной положительной природе или понятии чего-нибудь, а в отношении, ко¬торое

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн