Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

них. Именно таким указанием мы главным образом и руковод¬ствуемся во всех случаях и отношениях жизни. И способ, коим оно означает и отмечает в нас предметы, находящиеся на рас-
520

51. В-седьмых, по этому поводу спросят, не пока-жется ли нелепостью упразднять естественные при¬чины и приписывать все непосредственному действию духов. Следуя нашим началам, мы не должны более говорить, что огонь греет, вода охлаждает, но что дух греет и т. д. Разве не станут смеяться над человеком, который будет выражаться таким образом? Я отвечу: «Да, он будет осмеян; о таких вещах мы должны мыс¬лить, как ученые, а говорить, как толпа». Люди, убе¬дившиеся на основании доказательств в истине систе¬мы Коперника, тем не менее говорят: «Солнце встает», «солнце заходит», «солнце достигает меридиана»; если бы они употребляли противоположный способ выраже¬ния в обычной речи, это показалось бы, без сомнения, весьма смешным. Некоторая доля размышления о том, что здесь сказано, ясно покажет, что обычное слово¬употребление не претерпит никакого изменения или расстройства от принятия наших мнений (стр. 97—98). 58. В-десятых, возразят, что установляемые нами понятия не согласуются с некоторыми здравыми фило¬софскими и математическими истинами. Так, напри¬мер, движение Земли ныне общепризнано астрономами за истину, основанную на самых ясных и убедитель¬ных доказательствах. Но согласно вышеизложенным началам, ничего подобного не может быть. Ибо если движение только идея, то оно не существует, коль ско¬ро оно не воспринимается, а движение Земли не вос¬принимается в ощущениях. Я отвечаю, что это пред¬положение, если оно верно понято, оказывается не противоречащим изложенным началам, ибо вопрос, движется ли Земля или нет, сводится в действитель¬ности только к тому, имеем ли мы основание вывести из наблюдения астрономов то заключение, что если бы мы были помещены в таких-то и в таких-то обстоятельст¬вах и при таком-то и таком-то положении и расстоя¬нии как от Земли, так и от Солнца, то мы восприняли
стоянии, таков же, как и условных человеческих языков и зна¬ков, которые не сообщают нам об означаемых вещах посред¬ством природного сходства или тождества, но лишь чрез при¬вычную связь между ними, наблюдать которую побуждает нас опыт» (New theory of vision, 147).
521

бы первую как движущуюся среди хора планет и пред¬ставляющуюся во всех отношениях сходной с ними; а это по установленным законам природы,, которым не доверять мы не имеем причины, разумно выводится из явлений.
59. Мы можем на основании.опыта, который имеем о ходе и последовательности идей в нашем духе, часто делать, не скажу, сомнительные предположения, но вер¬ные и хорошо обоснованные предсказания относительно тех идей, которые будут у нас после большого ряда действий, и быть в состоянии составить правильное суждение о том, что явится нам в случае, если бы мы находились в обстоятельствах, совершенно отличных от тех, в которых мы теперь находимся. В этом состоит знание природы, пользу и достоверность которого легко согласовать с вышесказанным. То же самое легко при¬менить ко всем возражениям этого рода, которые мо¬гут быть основаны на величине звезд или других от¬крытиях в области астрономии (стр. 102—104).,
65. На все это я отвечу, во-первых, что связь между идеями заключает в себе отношение не причины и дей¬ствия, а только отметки или значка и вещи означаемой. Видимый мною огонь есть не причина боли, испыты¬ваемой мною при приближении к нему, но только пре¬достерегающий меня от нее значок. Равным образом шум, который я слышу, есть не следствие того или иного движения или столкновения окружающих тел, но их значок. Во вторых, основание, по которому из идей образуются машины, т. е. искусственные и правильные соединения, то же самое, что и для соединения букв в слова. Для того чтобы немногие первоначальные идеи могли служить для обозначения большого числа дейст¬вий, необходимо, чтобы они были разнообразно соче-таны вместе, а для того чтобы их употребление было постоянно и всеобще, эти сочетания должны быть сде¬ланы по правилу и с мудрым соответствием. Таким пу¬тем мы снабжаемся обилием указаний относительно того, чего мы можем ожидать от таких-то и таких-то действий и какие методы пригодны к употреблению для возбуждения таких-то и таких-то идей, в чем в действительности и заключается все, что представляется
522

мне отчетливо мыслимым, когда говорится, что через различение фигуры, строения и механизма внутренних частей тел, как естественных, так и искусственных, мы можем достигнуть познания различных употреблений и свойств, зависящих от них, или природу вещей.
66. Отсюда очевидно, что те вещи, которые при предположении причины, содействующей произведению действий, совершенно необъяснимы и вовлекают нас в большие нелепости, могут быть очень естественно объяснены и имеют собственно им принадлежащую яв¬ную пользу, если они рассматриваются, только как от¬метки или значки, служащие нам для указаний. Именно в отыскании и попытках понимания этого языка (если можно так сказать) творца природы должна заклю¬чаться задача естествоиспытателя, а не в притязании объяснить вещи телесными причинами, каковое уче¬ние, по-видимому, слишком отклонило умы людей от того деятельного начала, того высшего и премудрого духа, «в коем мы живем, движемся и имеем бытие» (стр. 109—110).
80. Наконец, вы скажете: а если мы откажемся от материальной субстанции и подставим вместо нее ма-терию как неизвестное нечто, ни субстанцию, ни акци¬денцию, ни дух и ни идею, косную, не мыслящую, неделимую, неподвижную, непротяженную и не сущест¬вующую ни в каком месте? Ибо, скажете вы, какое-либо возражение против субстанции или повода или какого другого положительного или относительного по¬нятия материи вовсе не имеет места, коль скоро мы примыкаем к этому отрицательному определению ма¬терии. Я отвечу: вы можете, если это нравится вам, употреблять слово «материя» в том смысле, в каком другие люди употребляют слово «ничто», и таким обра¬зом делать эти термины однозначущими в вашем спо¬собе выражения. Ибо в конце концов таким мне пред¬ставляется результат этого определения, части кото¬рого, когда я внимательно рассматриваю их как в совокупности, так и в отдельности одна от другой, не производят, как я нахожу, на мой дух какого-либо дей¬ствия или впечатления, отличного от вызываемого тер¬мином ничто (стр. 119).
523

84. Но могут возразить, что чудеса по крайней мере утратят много силы и значения вследствие наших на¬чал. Что мы должны думать о жезле Моисея? Не пре¬вратился ли он действительно в змея, или это было бы лишь изменением в духе зрителей? И можно ли пред¬положить, что наш спаситель на брачном пиршестве в Кане ограничился таким воздействием на зрение, обоняние и вкус гостей, что вызвал в них видимость или лишь идею вина? То же самое может быть сказано о всех прочих чудесах, которые, согласно вышеизложен¬ным началам, должны быть рассматриваемы каждое как обман или иллюзия воображения. На это я отвечу, что жезл был превращен в действительную змею, а вода — в действительное вино. Что это нисколько не противоречит сказанному мною в иных местах, оче-видно из отделов 34-го и 35-го. Но этот вопрос о реаль¬ном и воображаемом был уже так ясно и подробно разъяснен, я так часто возвращался к нему, и все за¬труднения относительно него так легко разрешаются на основании вышеизложенного, что было бы оскорбле¬нием для понимания читателя резюмировать здесь эти разъяснения. Я замечу только, что если все присут¬ствовавшие за столом видели, обоняли, вкушали и пили вино и испытывали его действие, то, по-моему, не мо¬жет быть сомнения в его реальности; так что в сущно¬сти сомнение касательно реальности чудес имеет место с точки зрения вовсе не наших, а господствующих на¬чал и, следовательно, скорее подтверждает, чем отри¬цает то, что было сказано.
86. Из вышеизложенных нами начал следует, что человеческое знание естественно разделяется на две области — знание идей и знание духов; о каждой из них скажу по порядку, и, во-первых, об их идеях или немыслящих вещах. Наше знание их было чрезвычай¬но затемнено и спутано, и мы были вовлечены в весьма опасные заблуждения предположением двоякого суще¬ствования ощущаемых предметов — мыслимого в духе и реального вне духа; вследствие чего немыслящие вещи признавались имеющими естественное существо¬вание сами в себе, отличное .от их воспринимаемости духами. Это мнение, неосновательность и нелепость ко-
524

торого, если я не ошибаюсь, была мною доказана, от¬крывает прямой путь к скептицизму, потому что, пока люди думают, что реальные вещи существуют вне духа и что их знание реально лишь постольку, поскольку оно соответствует реальным вещам, до тех пор оказы¬вается, что не может быть удостоверено, есть ли вообще какое-нибудь реальное знание. Ибо каким образом можно узнать, что воспринимаемые вещи соответст¬вуют вещам невоспринимаемым или существующим вне духа? (стр. 122—124).
92. Ибо, как было показано, как учение о материи, или телесной субстанции, составляло главный столп и опору скептицизма, так же точно на том же основании воздвигались и все нечестивые учения систем атеизма и отрицания религии. Да, так трудно было для мысли понять, что материя создана из ничего, что самые зна¬менитые из древних философов, даже из тех, которые признавали бытие бога, считали материю несозданною, совечною ему. Каким близким другом телесная суб¬станция была атеистам всех времен — об этом было бы излишне говорить. Все их чудовищные системы нахо¬дятся в такой явной и необходимой зависимости от нее, что, коль скоро будет вынут этот краеугольный камень, все здание должно неминуемо рухнуть до ос¬нования, так что не стоит терять время на разбор, в частности, нелепостей каждой жалкой секты атеистов (стр. 129).
120. Мы уже рассматривали выше, в отделе 13-м, единицу в ее отвлеченном значении; из того, что ска¬зано там и во введении, ясно следует, что такой идеи вовсе нет. Но так как число определяется как «сово¬купность единиц», то мы вправе заключить, что если нет такой вещи, как отвлеченная единица, то нет и идей отвлеченных чисел, обозначаемых названиями цифр и фигур. Поэтому арифметические теории, если они мыслятся отвлеченно от названий и фигур, а также от всякого практического применения, равно как и от частных считаемых вещей, могут быть признаваемы не имеющими никакого предметного содержания, из чего мы можем усмотреть, насколько наука о чис¬лах всецело подчинена практике и в какой мере она
525

становится узкой и пустой, когда рассматривается как предмет только умозрительный (стр. 153).
131. Не вправе ли мы отсюда заключить, что

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн