Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

международное право. Как существа, живущие в обще¬стве, -существование которого нуждается в охране, они имеют законы, определяющие отношения между прави¬телями и управляемыми: это право политическое, Есть
540

у них еще законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.
Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, по¬скольку он управляет всеми народами земли; а поли¬тические и гражданские законы каждого народа дол¬жны быть не более как частными случаями приложе¬ния этого разума.
Эти законы должны находиться в таком тесном соот¬ветствии со свойствами народа, для которого они уста¬новлены, что только в чрезвычайно редких случаях за¬коны одного народа могут оказаться пригодными и для другого народа.
Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или установляемого пра¬вительства, имеют ли они целью устройство его, что составляет задачу политических законов, или только поддержание его существования, что составляет задачу гражданских законов.
Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату — холодному, жаркому или умерен¬ному, качествам почвы, ее положению, размерам, об¬разу жизни ее народов — земледельцев, охотников или пастухов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, бо¬гатству, численности, торговле, нравам и обычаям; на¬конец, они связаны между собой и обусловлены обстоя-тельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются. Их нужно рассмотреть со всех этих точек зрения.
Это именно я и предполагаю сделать в настоящей книге. В ней будут исследованы все эти отношения; совокупность их образует то, что называется Духом за¬конов.
Есть три образа правления: республиканский, мо-нархический и деспотический.
Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизмен¬ных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом
541

одного лица (стр. 163—169). В монархиях политика со-вершает великие дела при минимальном участии добро¬детелей, подобно тому как самые лучшие ‘машины со¬вершают свою работу при помощи минимума колес и движений. Такое государство существует независимо от любви к отечеству, от стремления к истинной славе, от самоотвержения, от способности жертвовать самым дорогим и от всех героических добродетелей, которые мы находим у древних и о которых знаем только по рассказам.
Законы заменяют здесь все эти добродетели, став¬шие ненужными; государство освобождает всех от них: всякое действие, не производящее шума, там в некото¬ром смысле остается без последствий (стр. 182).
Честь, т. е. предрассудки каждого лица и каждого положения, заменяет в нем, [монархическом правле¬нии], политическую добродетель, о которой я говорю выше, и всюду ее представляет. Честь может там вдох¬новлять людей на самые прекрасные деяния и в соеди¬нении cf силою законов вести их к целям правительства не хуже самой добродетели (стр. 183).
Как для республики нужна добродетель, а для мо¬нархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна (стр. 185).
Политическая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, т. е. в об¬ществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть.
Необходимо уяснить себе, что такое свобода • и что такое независимость. Свобода есть право делать все, что дозволено законами/Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане (стр. 288—289).
Если справедливо, что характер ума и страсти серд¬ца чрезвычайно различны в различных климатах, то законы должны соответствовать и различию этих стра¬стей, и различию этих характеров.
542

Холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конеч¬ностей к сердцу. Он вызывает сокращение этих мышц и таким образом еще более увеличивает их силу. На¬оборот, теплый воздух ослабляет наружные волокна, растягивает их и, следовательно, уменьшает их силу и упругость.
Поэтому в холодных климатах люди крепче. Дея-тельность сердца и реакция окончаний волокон там со¬вершаются лучше, жидкости находятся в большем рав¬новесии, кровь энергичнее стремится к сердцу, и сердце в свою очередь обладает большей силой. Эта большая сила должна иметь немало последствий, каковы, напри¬мер, большее доверие к самому себе, т. е. большее му¬жество, большее сознание своего превосходства, т. е. меньшее желание мстить, большая уверенность в своей безопасности, т. е. больше прямоты, меньше подозри¬тельности, политиканства и хитрости. Поставьте чело¬века в жаркое замкнутое помещение, и он по вышеука-занным причинам ощутит очень сильное расслабление сердца. И если бы при таких обстоятельствах ему пред¬ложили совершить какой-нибудь отважный поступок, то, полагаю, он выказал бы очень мало расположения к этому. Расслабление лишит его душевной бодрости, он будет бояться всего, потому что будет чувствовать себя ни к чему не способным. Народы жарких клима¬тов робки, как старики; народы холодных климатов отважны, как юноши (стр. 350).
В южных странах организм нежный, слабый, но чув¬ствительный, предается любви, которая беспрерывно зарождается и удовлетворяется в гареме, а при более независимом положении женщин связана со множест¬вом опасностей. В северных странах организм здоро¬вый, крепко сложенный, но тяжеловесный, находит удовольствие во всякой деятельности, которая может расшевелить душу: в охоте, странствованиях, войне и вине. В северном климате вы увидите людей, у которых мало пороков, немало добродетелей и много искренно¬сти и прямодушия. По мере приближения к югу вы как бы удаляетесь от самой моралистам вместе с усиле-
543

нием страстей умножаются преступления, и каждый старается превзойти других во всем, что может благо¬приятствовать этим страстям. В странах умеренного климата вы увидите народы, непостоянные в своем по¬ведении и даже в своих пороках и добродетелях, так как недостаточно определенные свойства этого климата не в состоянии дать им устойчивость.
В климате чрезмерно жарком тело совершенно ли¬шается силы. Тогда расслабление тела переходит на душу: такой человек ко всему равнодушен, не любопы¬тен, не способен ни на какой благородный подвиг, ни на какое проявление великодушия, все его склонности приобретают пассивный характер, лень становится сча¬стьем, там предпочитают переносить наказания, чем принуждать себя к деятельности духа, и рабство ка¬жется более легким, чем усилия разума, необходимые для того, чтобы самому управлять собою (стр.352—353).
В Азии всегда были обширные империи; в Европе же они никогда не могли удержаться. Дело в том, что в известной нам Азии равнины гораздо обширнее и она разрезана горами и морями на более крупные области; а поскольку она расположена южнее, то ее источники скорее иссякают, горы менее покрыты снегом и не очень многоводные реки составляют более легкие преграды.
Поэтому власть в Азии должна быть всегда деспо¬тической, и если бы там не было такого крайнего раб¬ства, то в ней очень скоро произошло бы разделение на более мелкие государства, несовместимое, однако, с ес¬тественным разделением страны.
В Европе в силу ее естественного разделения обра¬зовалось несколько государств средней величины, где правление, основанное на законах, не только не оказы¬вается вредным для прочности государства, но, напро¬тив, настолько благоприятно в этом отношении, что государство, лишенное такого правления, приходит в упадок и становится слабее других.
Вот что образовало тот дух свободы, благодаря ко¬торому каждая страна в Европе с большим трудом под¬чиняется посторонней силе, если эта последняя не дей¬ствует посредством торговых законов и в интересах ее торговли.
544

Напротив, в Азии Царит дух рабства, который Ни¬когда ее не покидал; во всей истории этой страны не¬возможно найти ни одной черты, знаменующей свобод¬ную душу; в ней можно увидеть только героизм рабства (стр. 391—392).
В стране с подходящей для земледелия почвой, есте¬ственно, устанавливается дух зависимости. Крестьяне, составляющие главную часть ее населения, менее рев¬нивы к своей свободе; они слишком заняты работой, слишком поглощены своими частными делами. Деревня, которая изобилует всеми благами, боится грабежей, боится войска.
Таким образом, в странах плодородных всего чаще встречается правление одного, а в странах неплодород¬ных — правление нескольких, что является иногда как бы возмещением за неблагоприятные природные усло¬вия.
Бесплодная почва Аттики породила там народное правление, .а на плодородной почве Лакедемона воз¬никло аристократическое правление как более близкое к правлению одного — правлению, которого в те вре¬мена совсем не желала Греция (стр. 392—393).
Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, • примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа.
Чем более усиливается в народе действие одной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих. Над дикарями властвует почти исключительно природа и климат, китайцами управляют обычаи, в Японии ти¬раническая власть принадлежит законам, над Лакеде-моном в былое время господствовали нравы, принципы правления и нравы старины господствовали в Риме (стр. 412).
ВОЛЬТЕР
Франсуа-Мари Вольтер (1694—1778) — зачинатель и круп-нейший представитель французского Просвещения: поэт, дра-матург, писатель, историк, политический мыслитель, философ-деист. Родился в Париже в семье видного нотариуса. Опасная
545

слава сатирического поэта U отказ мириться с сословным неравенством дважды приво¬дили Вольтера в королевскую тюрьму Бастилию. Высланный 1 из Франции, Вольтер три го¬да жил в Англии. Здесь он ознакомился с эмпиризмом Бэкона, сенсуализмом Локка и физикой Ньютона, горячим приверженцем и пропаганди¬стом которых во Франции он стал. Постоянная угроза пре¬следований вынуждала Воль¬тера жить вдали от Парижа и временами вновь покидать Францию. Только в местечке Ферне, расположенном на са¬мой границе с Швейцарией и являющемся как бы ничейной территорией, Вольтер, посе¬лившийся там в 1758 г. в при¬обретенном им имении, чув¬ствует себя спокойно. Эта последняя резиденция всемирно известного писателя-философа становится на время крупным культурным центром Европы. Выдвинутая Вольтером широкая программа социально-политических преобразований в духе бур¬жуазного демократизма, острая неутомимая борьба против като¬лической церкви как важнейшей идеологической опоры феодаль¬но-абсолютистских порядков, а также против судебно-правовой системы абсолютизма — все это прочно связало его имя с подго-товкой Великой французской буржуазной революции, несмотря на то что субъективно Вольтер был сторонником мирных преоб-разований, проводимых просвещенным монархом (идея союза государей и философов).
Новое поколение философов-просветителей прошло через вольтеровский деизм как стадию своего

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн