Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

по своей природе, и продолжали наслаждать¬ся всей прелестью независимых отношений. Но с той минуты, как человек стал нуждаться в• помощи друго¬го, с той минуты, как люди заметили, что одному по¬лезно иметь запас пищи, достаточный для двух, равен¬ство исчезло, возникла собственность, стал неизбежен труд, и обширные леса превратились в веселые нивы, которые нужно было поливать человеческим потом и на которых скоро взошли и расцвели вместе с посева¬ми рабство и нищета.
Великий переворот этот произвело изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия. В глазах поэта — золото и серебро, а в глазах философа — желе¬зо и хлеб цивилизовали людей и погубили род челове¬ческий (стр. 78).
Все способности наши получили теперь полное раз¬витие. Память и воображение напряженно работают, самолюбие всегда настороже, мышление стало деятель¬ным, и ум почти достиг уже предела доступного ему совершенства. Все наши естественные способности ис¬правно несут уже свою службу; положение и участь человека стали определяться не только на основании его богатства и той власти приносить пользу или вред другим, какой он располагает, но также на основании ума, красоты, силы ‘Или ловкости, заслуг или дарова¬ний, а так как только эти качества могли вызывать уважение, то нужно было иметь их или делать вид, что имеешь. Выгоднее было казаться не тем, чем был в действительности; быть и казаться — это для того времени уже вещи различные, и это различие вызвало появление ослепляющего высокомерия, обманчивой хи¬трости и пороков, составляющих их свиту. С другой стороны, из свободного и независимого, каким был че¬ловек первоначально, он превратился как бы в под¬властного всей природе, особенно же ему подобным, ра¬бом которых до некоторой степени он становится, даже становясь их господином. Если он богат, он нуждается в их услугах, если он беден, то нуждается в их помо¬щи, и даже при среднем достатке он все равно не в со-стоянии обойтись без них. Он должен поэтому постоян-
564

но стараться заинтересовать их в своей судьбе, заста¬вить их находить действительную или мнимую выгоду в том, чтобы содействовать его благополучию, а это де¬лает его лукавым и изворотливым с одними, надмен¬ным и жестоким с другими и ставит его в необходи¬мость обманывать тех, в ком он нуждается, если он не может заставить их себя бояться и не находит выгод¬ным у них заискивать. Ненасытное честолюбие, страсть увеличивать свое благосостояние, не столько ввиду ис¬тинных потребностей, сколько для того, чтобы стать выше. других, внушают всем людям низкую склонность вредить друг другу и тайную зависть, тем более опасную, что, желая вернее нанести удар, она часто прикрывает¬ся личиной благожелательности. Словом, конкуренция и соперничество, с одной стороны, а с другой — проти¬воположность интересов и скрытое’желание обогатить¬ся на счет другого — таковы ближайшие последствия возникновения собственности, таковы неотлучные спут¬ники нарождающегося неравенства.
Прежде чем изобретены были особые знаки, заменя¬ющие всякие ценности, богатство могло состоять почти исключительно в землях и стадах скота, являвшихся единственными реальными благами, которыми могли владеть люди. Но когда поземельные владения, перехо¬дившие по наследству из рода в род, настолько увели¬чились в числе и размерах, что покрыли собою всю зем¬лю и соприкасались между собою, то одни из них могли возрастать уже только на счет других. Те люди, ко¬торые остались ни при чем, благодаря тому что сла¬бость или беспечность помешали им в свою очередь приобрести земельные участки, стали бедняками, ниче¬го ни потеряв, потому что не изменились, когда все из¬менилось вокруг них, и принуждены были получать пропитание из рук богатых или же похищать его у них. Отсюда возникли мало-помалу, в зависимости от различий в характере тех и других, господство и раб¬ство или насилия и грабежи. Богатые же со своей сто¬роны, едва ознакомившись с удовольствием властво¬вать, стали скоро презирать всех остальных и, пользу¬ясь прежними рабами для подчинения новых, только и помышляли, что о порабощений и угнетении своих
565

соседей, подобно прожорливым волкам, которые, раз отведав человеческого мяса, отвергают всякую другую пищу и желают пожирать только людей.
Таким образом, наиболее могущественные или наи¬более бедствующие, основываясь на своей силе или своих нуждах, стали приписывать себе своего рода право на имущество другого, равносильное в их гла¬зах праву собственности, и за уничтожением равенст¬ва последовали жесточайшие смуты. Захваты богатых, разбои бедных, разнузданные страсти и тех и других, заглушая естественное сострадание и слабый еще го¬лос справедливости, сделали людей скупыми, честолю¬бивыми и злыми. Началась бесконечная борьба между правом сильного и правом первого завладевшего, при¬водившая к постоянным столкновениям и убийствам. Возникающее общество стало театром ожесточенней¬шей войны. Погрязший в преступлениях и пороках и впавший в отчаяние род человеческий не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от сделанных им злосча¬стных приобретений; употребляя во зло свои способности, которые могли служить лучшим его украшением, он готовил себе в грядущем только стыд и позор и сам привел себя на край гибели (стр. 82—84).
Если мы проследим за прогрессом неравенства в связи с этими различными переворотами, то увидим, что возникновение законов и права собственности бы¬ло начальным пунктом этого прогресса, установление магистратуры — вторым, а третьим, и последним, — из¬менение правомерной власти в основанную на произво¬ле; так что различие между богатым и бедным было узаконено первой эпохой, различие между сильным и слабым — второй, а третьей — различие между господи¬ном и рабом. Это — последняя ступень неравенства, тот предел, к которому приводят все остальные, если только новые перевороты не уничтожат совершенно управления или не приблизят его к правомерному уст¬ройству (стр. 99).
Я попытался изложить историю происхождения и развития неравенства, возникновения политических обществ и злоупотреблений, которым открывают они место, насколько все это может быть выведено из при-
5U6

роды человека, при свете одного только разума и не-зависимо от священных догм, дающих верховной вла¬сти санкцию божественного права. Из изложения этого видно, что неравенство, почти ничтожное в естествен¬ном состоянии, усиливается и растет в зависимости от развития наших способностей и успехов человеческо¬го ума и становится наконец прочным и правомер¬ным благодаря возникновению собственности и законов. Из него следует далее, что нравственное неравенство, узаконенное одним только положительным правом, про¬тивно праву естественному, поскольку оно не совпадает с неравенством физическим. Это различие достаточно ясно показывает, что должны мы думать о том виде неравенства, которое царит среди всех цивилизованных народов, так как естественное право, как бы мы его ни определяли, очевидно, не может допустить, чтобы ди¬тя властвовало над старцем, чтобы глупец руководил мудрецом и горсть людей утопала в роскоши, тогда как огромное большинство нуждается в самом необходимом (стр. 107-108).
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА
Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах. Иной считает себя повелителем других, а сам не перестает быть рабом в еще большей степени, чем они. Каким образом произошла эта перемена? Я не знаю. Что может сделать эту перемену законной? Ду¬маю, что я могу разрешить этот вопрос (стр. 3).
Древнейшее из всех обществ и единственно естест¬венное — это семья; но и в семье дети остаются привя¬занными к отцу только до тех пор, пока они нуждают¬ся в нем для самосохранения. Как только исчезает эта необходимость, естественные узы рушатся. Дети, сво¬бодные от обязанности повиноваться отцу, и отец, сво¬бодный от обязанности заботиться о детях, становятся равно независимыми. Если же они и продолжают жить в единении, то это происходит уже добровольно, а не
567

естественно, и целостность самой семьи поддерживает¬ся только путем соглашения.
Эта общая свобода есть следствие человеческой при-роды. Ее первый законзабота о самосохранении, ее первые заботы — те, которые человек обязан иметь по отношению к самому себе; и как только человек дости¬гает разумного возраста, он становится своим собст¬венным господином, будучи единственным судьей тех средств, которые пригодны для его самосохранения (стр. 4).
Поскольку ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не соз¬дает никакого права, то в качестве основы всякой за¬конной власти среди людей остаются соглашения (стр. 7).
Отказаться от своей свободы — это значит отказать¬ся от своего человеческого достоинства, от права чело-века, даже от его обязанностей. Нет такого вознаграж¬дения, которое могло бы возместить отказ от всего. Та¬кой отказ несовместим с человеческой природой; от¬нять всякую свободу у своей воли равносильно отнятию всяких нравственных мотивов у своих поступков. На¬конец, соглашение, в котором, с одной стороны, выго¬ворена абсолютная власть, а с другой — безграничное повиновение, есть пустое и противоречивое соглашение (стр.8).
Итак, с какой точки зрения ни рассматривать вещи, право рабства ничтожно, и не только потому, что оно беззаконно, но и потому, что оно нелепо и ничего не означает. Слова раб и право противоречивы; они исклю¬чают одно другое (стр. 11).
Если, таким образом, мы устраним из обществен-ного соглашения, то, что не составляет его сущности, то мы найдем, что оно сводится к следующему:
Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого.
Вместо отдельной личности каждого договариваю¬щегося этот акт ассоциации немедленно создает мо¬ральное и коллективное целое, составленное из столь-
— 568

ких Членов, Сколько собрание имеет голосов, целое, которое получает путем этого самого акта свое единст¬во, свое общее я, жизнь и волю. Эта общественная лич¬ность, составленная путем соединения всех остальных личностей, получала в прежнее время название граж¬данской общины, а теперь называется республикой или политическим телом, которое именуется своими чле¬нами государством, когда оно пассивно, и сувереном, когда оно активно, державой — при сопоставлении ее с ей подобными. По отношению к участникам они кол¬лективно принимают имя народа, а в отдельности на¬зываются гражданами, как участники суверенной вла¬сти, и подданными, как подчиненные законам государ¬ства (стр. 13—14).
Суверен, будучи образован из составляющих его частных лиц, не имеет и не может иметь интере¬сов, противоположных их интересам; поэтому поддан-ные не нуждаются в гарантии против суверенной власти, ибо невозможно предположить, чтобы организм захотел вредить всем своим членам, и мы увидим ниже, что он не может вредить никому в отдельности. Суверен есть всегда то, чем он должен быть, по тому одному, что он существует.
Но дело обстоит не так с отношениями подданных к суверену; несмотря на общий интерес, ничто не руча¬лось бы за выполнение ими принятых на себя обяза¬тельств, если бы суверен не нашел средств обеспечить себе их верность.
Дабы это общественное соглашение не оказалось пустой формальностью, оно молчаливо заключает в се¬бе следующее обязательство, которое одно только мо¬жет придать силу другим обязательствам, а именно: если кто-нибудь откажется повиноваться общей воле, то он будет принужден к повиновению всем политиче¬ским

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн