Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

организмом; а это означает лишь то, что его си¬лой заставят быть свободным, так как соглашение в том и заключается, что, предоставляя каждого гражда¬нина в распоряжение отечества, оно гарантирует его от всякой личной зависимости. Это условие состав¬ляет секрет и двигательную силу политической машины, и только оно одно делает законными гражданские
569

обязательства, которые без этого были бы нелепыми, тираническими и давали бы лишь повод к огромным злоупотреблениям. [•••]
Переход от естественного состояния к гражданско¬му производит в человеке весьма заметную перемену, заменяя в его действиях инстинкт правосудием и со¬общая его действиям нравственное начало, которого им прежде недоставало. Только тогда голос долга следует за физическим побуждением, право — за желанием, и человек, обращавший до тех пор внимание только на самого себя, оказывается принужденным действовать согласно другим принципам и прислушиваться к голосу разума, прежде чем повиноваться естественным склон¬ностям. Хотя в состоянии общественном человек и ли¬шается многих преимуществ, которыми он обладает в естественном состоянии, но зато он приобретает гораз¬до большие преимущества: его способности упражня¬ются и развиваются, мысль его расширяется, чувства его облагораживаются, и вся его душа возвышается до такой степени, что, если бы злоупотребления новыми условиями жизни не низводили его часто до состоя¬ния более низкого, чем то, из которого он вышел, он должен был бы беспрестанно благословлять счастли¬вый момент, вырвавший его навсегда из прежнего со¬стояния и превративший его из тупого и ограничен¬ного животного в существо мыслящее — в человека (стр. 15—17).
Первый и самый важный вывод из установленных выше принципов тот, что только общая воля может уп¬равлять силами государства сообразно с целью, для которой последнее учреждено и которая есть общее благо. Ибо если противоположность частных интересов создала необходимость в установлении обществ, то са¬мое установление их стало возможным только путем соглашения тех же интересов. Что есть общего в раз¬личных частных интересах, то и образует обществен¬ную связь, и если бы не было такого пункта, в котором бы сходились все интересы, то никакое общество не мо-гло бы существовать. Единственно на. основании этого общего интереса общество и должно быть управля¬емо.
570

Я утверждаю, что суверенитет, будучи только осу¬ществлением общей воли, не может никогда отчуждать¬ся и что суверен, будучи не чем иным, как коллек¬тивным существом, может быть представлен только самим собой; власть может, конечно, передаваться, но не воля .
По тем же самым основаниям, по каким суверени-тет неотчуждаем, он и неделим, ибо одно из двух: или воля всеобща, или нет; или это воля всего народа, или это воля только части его. В первом случае эта объяв¬ленная всеобщая’воля есть акт суверенитета и состав¬ляет закон; во втором это только частная воля или акт магистратуры (должностных лиц), самое большее — это декрет (стр. 21—22).
Общественный договор устанавливает между всеми гражданами такое равенство, что они вступают в со¬глашение на одних и тех же условиях и должны все пользоваться одними и теми же правами. Таким обра¬зом, из самой природы договора вытекает, что всякий акт суверенитета, т. е. всякий подлинный акт общей воли, обязывает или благодетельствует одинаково всех граждан, так что верховная власть знает только сово¬купность народа и не делает различия между теми, кто ее составляет (стр. 27).
Я называю республикой всякое государство, управ¬ляемое законами, какова бы ни была форма управле¬ния, потому что только в этом случае управляет обще¬ственный интерес и общественное дело имеет какое-ни¬будь значение. Всякое законное правительство есть правительство республиканское (стр. 32).
Если исследовать, в чем именно состоит наибольшее благо всех, которое должно быть целью всякой системы законодательства, то мы найдем, что благо это сводит¬ся к двум важнейшим вещам: свободе иравенст-в у; свободе — потому, что всякая частная зависимость равносильна отнятию у государственного организма некоторой силы; равенству — потому, что свобода не может существовать без равенства.
Я уже указал, что такое гражданская свобода; под словом «равенство» не следует понимать того, чтобы степени власти и богатства должны быть абсолютно
Ы\

одни и те же; что касается власти, она не должна до-ходить до насилия и применяться иначе, как в силу определенного положения и законов; а что касается богатства — ни один гражданин не должен быть на-столько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни одиннастолько беден, чтобы быть вынужден¬ным продавать себя. Это предполагает со стороны знат¬ных людей умеренность в пользовании имуществом и влиянием, а со стороны людей маленьких — умерен¬ность в своей жадности и зависти (стр. 44—45).
Что же такое правительство? Это посредствующий орган, установленный между подданными и сувереном для взаимного их сношения, уполномоченный испол¬нять законы и охранять свободу, как политическую, так и гражданскую.
Члены этого органа называются магистратами или королями, т. е. правителями, а весь орган называется государем. Таким образом, те, которые уверяют, что акт, посредством которого народ подчиняет себя на¬чальникам, не есть договор, совершенно правы. Это не что иное, как поручение, должность, исполняя которую начальники, простые чиновники суверена, применяют его именем власть, хранителями которой он их назна¬чил; эту власть суверен может ограничить, изменить, отнять когда ему угодно, так как отчуждение подобного права было бы несовместимо с природой общественного организма и против цели ассоциации.
Итак, я называю правительством, или верховным управлением, законное отправление функций исполни¬тельной власти, а правителем, или государем, — орган или человека, которым вручена эта власть (стр. 49).
Суверенитет не может быть представлен по той же самой причине, по которой он не может быть отчуж¬даем. Он заключается исключительно в общей воле, а воля не может быть представлена: это — или та же са¬мая воля, или другая; средины здесь нет. Народные депутаты не суть и не могут быть представителями на¬рода, они только его комиссары; они ничего не могут постановлять окончательно; всякий закон, которого на¬род не ратифицировал самолично, недействителен; это даже не закон.
573

Так как закон есть не что иное, как объявление об¬щей воли, то ясно, что в своей законодательной власти народ не может быть представлен, .но он может и дол¬жен быть представлен в своей исполнительной власти, которая есть лишь сила, примененная согласно закону (стр. 82-83).
Подданные должны отдавать отчет суверену в своих убеждениях, лишь поскольку убеждения эти важны для общины. А государству важно, чтобы каждый граж¬данин имел религию, которая заставила бы его любить свои обязанности.’Но догматы этой религии интересуют государство и его членов лишь настолько, насколько эти догматы относятся к морали и обязанностям, кото¬рые исповедующий их обязан выполнять по отношению к ближнему. Каждый может иметь сверх того какие ему угодно убеждения, причем суверену вовсе не нуж¬но их знать, потому что он совершенно не компетентен в вопросах неба и не его дело, какая судьба постигнет подданных в будущей их жизни, лишь бы они были хо¬рошими гражданами в жизни земной.
Существует, таким образом, символ веры чисто гражданский, статьи которого суверен имеет право ус¬танавливать не как догматы религии, конечно, но как чувства общественности, при отсутствии которых нель¬зя быть ни хорошим гражданином, ни верноподданным. Не имея возможности принуждать кого-нибудь верить в установленные им догматы, государство может изг¬нать из своих пределов всякого, кто в них не верит; оно может его изгнать не как нечестивца, а как чело¬века необщественного, как гражданина, неспособного любить откровенно законы и справедливость и неспо¬собного также принести в жертву, в случае надобности, свою жизнь своему долгу. Если же кто-нибудь, приз¬нав публично эти догматы, ведет себя как неверующий в них, то он должен быть наказан смертью: он совер-шил величайшее преступление: он солгал перед зако¬нами.
Догматы гражданской религии должны быть про-сты, немногочисленны, выражены точно, без объясне¬ний и комментариев. Существование могучего, разум¬ного, благодетельного, предусмотрительного и заботди-
573

вого божества, будущая жизнь, счастье справедливых, наказание злых, святость общественного договора и за¬конов — вот положительные догматы. Что касается дог¬матов отрицательных, то я ограничиваю их одним толь¬ко догматом — нетерпимостью; она входит в исключен¬ные нами культы (стр. 119—120).
ЮМ
Давид Юм (1711—1776) — английский философ и историк. По национальности шотландец, родившийся в Эдинбурге, в се¬мье небогатого дворянина. С успехом изучив элементарный курс наук, Юм с юных лет увлекся изучением философии, литера¬турной деятельностью. В 1734—1737 гг. жил во Франции и написал здесь (на английском языке, как и все свои произве¬дения) самое обширное из своих философских сочинений — «Трактат о человеческой природе, или Попытка применить осно¬ванный на опыте метод рассуждения к моральным предметам». В этом произведении были сформулированы все основные идеи юмовского скептицизма и агностицизма. Три книги «Трактата» были опубликованы в Лондоне в 1734—1740 гг., но не имели никакого успеха (главным образом вследствие своей литера¬турной формы, в частности растянутости философского повест¬вования). Сокращенное изложение «Трактата» было написано автором в конце 1739 г. и было опубликовано в начале следую¬щего 1740 г. Из последующих произведений Юма наиболее значительны: «Исследование о человеческом познании», пред¬ставляющее собой переработку первой части «Трактата» и по¬явившееся первым изданием в Лондоне в 1748 г.; «Исследование об аффектах», излагающее воззрения автора на эмоциональ¬ную жизнь людей, которые первоначально были сформулиро¬ваны во второй части «Трактата» (эта работа впервые опубли¬кована в 1757 г.); «Исследование о принципах морали», пред¬ставляющее собой сжатое изложение идей третьей книги «Трак¬тата» и вышедшее в свет в Лондоне в 1751 г. Большую роль в развитии идей европейского Просвещения сыграло произ¬ведение Юма «Естественная история религии», написанное в 1752—1755 гг. и впервые изданное в 1757 г. Несколько особ¬няком стоят «Эссе» («Опыты») Юма на морально-философские, политические и экономические темы. «Эссе» (общим числом — 49) были опубликованы в 40—50-х годах XVIII в. В 1752— 1757 гг. Юм занимал должность библиотекаря при Эдинбургском обществе адвокатов и работал над давно задуманной «Исто¬рией Англии», восемь томов которой были опубликованы в 1754—1778 гг. В течение нескольких лет Юм занимался также дипломатической деятельностью, будучи в 1763—1765 гг. сек¬ретарем английского посольства в Париже. Здесь английский мыслитель находился в дружеских отношениях с кружком эн-
574

циклопедистов, возглавляв¬шихся Дидро, а также с Рус¬со (который даже уехал с Юмом в Англию, но затем, рассорившись, вернулся во Францию). Умер Юм в Эдин-бурге. В основу настоящей подборки философских тек¬стов Юма, составленной И. С. Нарским, положено «Сокра-щенное изложение «Трактата о человеческой природе»», ко-торое дается почти полностью. Оно дополнено некоторыми отрывками из самого «Тракта¬та». Затем следуют выдержки из «Эссе» и «Естественной истории религии». Все тексты воспроизводятся по «Сочине-ниям» Давида Юма, в двух томах (М., 1965).
СОКРАЩЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «ТРАКТАТА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Труд, сокращенное изложение которого я здесь представляю читателю, вызвал нарекания как темный и трудный для понимания, и склонен думать, что это произошло как из-за длиннот, так и

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн