Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

вывод из столкновения двух шаров, мы будем в состоянии объяснить эту операцию ума во всех случаях.
Пусть некоторый человек, такой, как Адам, создан¬ный обладающим полной силой разума, не обладает опытом. Тогда он никогда не будет в состоянии вывести движение второго шара из движения и толчка первого. Выводить следствие заставляет нас не какая-либо вещь, которую разум усматривает в причине. Такой вывод, будь он возможен, был бы равносилен дедуктивному доказательству, ибо он всецело основан на сравнении идей. Но вывод от причины к действию не равносилен доказательству, что явствует из следующего очевидного рассуждения. Ум всегда может представить, что какое-либо действие вытекает из какой-либо причины и даже что какое-либо произвольное событие следует после ка¬кого-то другого. Все, что бы мы ни вообразили, воз¬можно по крайней мере в метафизическом смысле; но всякий раз, когда имеет место дедуктивное доказатель¬ство, противоположное невозможно и влечет за собой противоречие. Следовательно, не существует дедуктив¬ного доказательства какого-либо соединения причины и действия. И это принцип, который философы при¬знают всюду.
Следовательно, для Адама (если ему этого не вну¬шили извне) необходимо было бы иметь опыт, свиде¬тельствующий, что» действие следует за столкновением этих двух шаров. Он должен на нескольких примерах наблюдать, что, когда один шар сталкивается с другим, второй всегда приобретает движение. Если бы он наб¬людал достаточное число примеров этого рода, то вся¬кий раз, когда бы он видел один шар, двигающийся по
581

направлению к другому, он бы заключал без колебаний, что второй приобретет движение. Его разум предвосхи¬щал бы его взор и осуществлял умозаключение, соот¬ветствующее его прошлому опыту.
Отсюда следует, что все рассуждения относительно причины ? действия основаны на опыте и что все рас¬суждения из опыта основаны на предположении, что в природе будет неизменно сохраняться один и тот же порядок. Мы заключаем, что сходные причины при сходных обстоятельствах всегда будут производить по¬добные действия. Теперь, может быть, стоит рассмо¬треть, что побуждает нас образовывать умозаключения с таким бесконечным количеством следствий.
Очевидно, что Адам со всем своим знанием никогда не был бы в состоянии доказать, что в природе по¬стоянно должен сохраняться один и тот же порядок и что будущее должно соответствовать прошлому. Никогда нельзя доказать, что возможное ложно. А возможно, что порядок природы может измениться, ибо мы в со¬стоянии вообразить такое изменение.
Более того, я пойду дальше и буду утверждать, что Адам не смог бы доказать даже и при помощи каких-либо вероятных умозаключений, что будущее должно соответствовать прошлому. Все вероятные умозаключе¬ния основаны на предположении, что существует соот¬ветствие между будущим и прошлым, а потому никто никогда не сможет доказать, что такое соответствие су¬ществует. Это соответствие есть вопрос факта; и если его следовало бы доказать, оно не допускало бы ника-ких доказательств, кроме почерпнутых из опыта. Но наш прошлый опыт не может ничего доказать относи¬тельно будущего, разве лишь мы предположим, что между прошлым и будущим существует сходство. Это, следовательно, пункт, который вообще не может допус¬кать доказательства и. который мы принимаем как нечто само собой разумеющееся без всякого доказатель¬ства.
Предполагать, что будущее соответствует прошлому, побуждает нас лишь привычка. Когда я вижу бильярд¬ный шар, двигающийся по направлению к другому, прявычка немедленно влечет мой ум к обычно имею-
?83

щему место действию и предвосхищает то, что я затем увижу, [заставляя меня] воображать второй шар в дви¬жении. В этих объектах, абстрактно рассматриваемых и независимых от опыта, нет ничего, что заставляло бы меня делать такое умозаключение. И даже после ‘того, как я в [процессе] опыта воспринимал множество пов-торяющихся действий такого рода, нет аргумента, по¬нуждающего меня предположить, что действие будет соответствовать прошлому опыту. Силы, которые дей¬ствуют на тела, совершенно неизвестны. Мы восприни¬маем «только свойства тех сил, которые доступны ощу¬щениям. И на каком же основании должны мы думать, что одни и те же силы всегда будут сочетаться с од¬ними и теми же ощущаемыми качествами?
Следовательно, руководителем в жизни является не разум, а привычка. Лишь она понуждает ум во всех случаях предполагать, что будущее соответствует прош¬лому. Каким бы легким ни казался этот шаг, разум никогда в течение целой вечности не был бы в состоя¬нии его совершить.
Это очень любопытное открытие, но оно ведет нас к другим, которые еще более любопытны. Когда я вижу бильярдный шар, двигающийся по направлению к дру¬гому, привычка немедленно влечет мой ум к обычному действию, и мой ум предвосхищает то, что я увижу, представляя второй шар в движении. Но разве это все? Разве я только представляю, что он будет двигаться? Чем же тогда является эта вера? И чем она отличается от простого представления какой-либо вещи? Вот новый вопрос, о котором не размышляли философы.
Когда какое-либо дедуктивное доказательство убеж¬дает меня в истинности некоторого утверждения, оно заставляет меня не только представить это утвержде¬ние, но и почувствовать, что невероятно представить что-либо противоположное. То, что ложно в силу де-дуктивного доказательства, заключает в себе противо¬речие, а то, что заключает в себе противоречие, невоз¬можно представить. Но когда речь идет о чем-либо фактическом, то, каким бы сильным ни было доказа¬тельство из опыта, я всегда могу вообразить противо¬положное, хотя не всегда могу поверить в него. Вера,
583

следовательно, проводит некоторое различие между представлением, с которым мы соглашаемся, и пред¬ставлением, с которым мы не соглашаемся.
Существуют только две гипотезы, пытающиеся объ¬яснить это. Можно сказать, что вера соединяет неко¬торую новую идею с теми, которые мы можем пред¬ставить себе, не соглашаясь с ними. Но это ложная ги¬потеза. Ибо, во-первых, такой идеи получить нельзя. Когда мы просто представляем себе объект, мы пред¬ставляем его во всех его частях. Мы представляем его так, как он мог существовать, хотя не верим, что он существует. Наша вера в него не открыла бы никаких новых качеств. Мы можем нарисовать весь объект в во-ображении, не веря в его существование. Мы можем поместить его в известном смысле перед нашими гла¬зами со всеми его пространственно-временными об¬стоятельствами. При этом нам представляется тот же самый объект так, как он мог существовать, и, веря в то, что он существует, мы не прибавляем ничего боль¬шего.
Во-вторых, ум обладает способностью соединять все идеи, между которыми не возникает противоречия, а поэтому если вера заключается в некоторой идее, ко¬торую мы добавляем к простому представлению, то во власти человека, добавляя эту идею к нему, верить в любую вещь, которую мы можем вообразить.
Поскольку, следовательно, вера предполагает нали¬чие представления и, кроме того, еще нечто большее и поскольку она не добавляет новой идеи к представле¬нию, то отсюда следует, что это иной способ (manger) представления объекта, нечто такое, что различается чувством и не зависит от нашей воли так, как зависят все наши идеи: Мой ум по привычке переходит от ви¬димого образа одного шара, двигающегося по направле¬нию к другому, к обычному действию, т. е. движению второго шара. Он не только представляет себе это дви¬жение, но чувствует, что в его представлении заклю¬чено нечто отличное от простых грез воображения. Присутствие такого видимого объекта и постоянное со¬единение с ним данного конкретного действия делают указанную идею для чувства отличной от тех неопреде-
504

ленных идей, которые приходят на ум без чего-либо предшествовавшего. Это заключение кажется несколько удивительным, но мы добрались до него посредством цепи утверждений, которые не допускают сомнения. Чтобы не заставлять читателя напрягать свою память, я вкратце воспроизведу их. Ничто фактически данное не может быть доказано иначе как из его причины или из его действия. Ничто не может стать известным в ка¬честве причины другого иначе как благодаря опыту. Мы не можем обосновать распространение на будущее нашего опыта в прошлом, но всецело руководствуемся привычкой, когда представляем себе, что некое дейст¬вие вытекает из его обычной причины. Но мы не только представляем, что это действие наступит, а и уверены в этом. Эта вера не присоединяет новой идеи к пред¬ставлению. Она только изменяет способ представления и приводит к различию в переживании или чувстве. Следовательно, вера во все фактические данные возни¬кает только из привычки и является идеей, постигае¬мой специфическим способом.
Наш автор собирается объяснить способ, или чув¬ство, которое делает веру отличной от неопределенного представления. Он, по-видимому, чувствует, что невоз¬можно описать словами это чувство, которое каждый должен испытывать в своей собственной груди. Он на¬зывает его иногда более сильным, а иногда более жи¬вым, ярким, устойчивым или интенсивным представ¬лением. И действительно, какое бы имя мы ни дали этому чувству, составляющему веру, наш автор считает очевидным, что оно оказывает более сильное воздейст¬вие на ум, нежели фикция или простое представление. Он доказывает это его влиянием на страсти и воображе¬ние, которые приводятся в движение только истиной или тем, что считается таковой.
Поэзия при всей ее искусности никогда не может вызвать страсти, подобной страсти в реальной жиз-ни. Ее недостаточность в исходных представлениях ее объектов, которых мы никогда не можем чувствовать так же, как объекты, господствующие над нашей верой и мнением.
585

Наш автор, полагая, что он достаточно доказал, что идеи, с которыми мы согласны, должны отличаться по сопровождающему их чувству от других идей и что это чувство более устойчиво и ярко, чем наши обычные представления, старается далее объяснить причину та¬кого яркого чувства по аналогии с другими действиями ума. Его рассуждение представляется любопытным, но его едва ли можно сделать понятным или по крайней мере правдоподобным для читателя, если не вдаваться в детали, что выходило бы за пределы, установленные мной для себя.
Я также опустил многие аргументы, которые автор добавляет, чтобы доказать, что вера заключается лишь в специфическом чувствовании или переживании. Я укажу только один: наш прошлый опыт не всегда еди¬нообразен. Иногда из причины вытекает одно действие, иногда — другое. В таком случае мы всегда верим, что появится то действие, которое наиболее часто бывает. Я смотрю на бильярдный шар, двигающийся по направ¬лению к другому. Я не могу «различить, движется ли он, вращаясь вокруг своей оси, или же его послали так, чтобы он скользил по столу. Я знаю, что в первом слу¬чае после удара он не остановится. Bo-втором — он мо¬жет и остановиться. Первое наиболее обычно, и, сле¬довательно, я ожидаю этого действия. Но я также представляю себе второе действие и представляю его как возможное в связи с данной причиной. Если бы одно представление не отличалось в переживании или чувствовании от другого, то между ними не было бы различия.
Мы ограничились во всем этом рассуждении отно¬шением причины и действия в том виде, как оно обна¬руживается в движениях и действиях материи. Но то же самое рассуждение распространяется и на действия

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн