Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

43—46).
ГЛАВА XXIV НАИМЕНОВАНИЕ БОГА И УТВЕРДИТЕЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ
Единство не есть прозвище бога того же рода, каким мы называем и под каким понимаем «единство», потому что бог превосходит всякий разум, тем более превосходит всякое наименование. Имена — результат движения рассудка, который гораздо ниже разума в деле различения вещей; и потому, что рассудок не мо¬жет преодолеть противоречий, нет и имени, которому не было бы противопоставлено другое, согласно движению нашего рассудка.
60

Раз никакое отдельное название, вследствие того, что оно имеет непременно нечто отличное от себя, нечто противоположное, не может подойти богу, разве только в бесконечном приближении, то следует, что одни ут¬верждения недостаточно вески и понятны, как указы¬вает Дионисий. На самом деле, если говорят, что бог — истина, то навстречу выступает ложь, если говорят — добродетель, то приходит порок, субстанции противо¬стоит акциденция и т. д. Действительно, всякое имя оставляет нечто от его значения, однако ни одно из имен не может подойти богу, который является также не чем иным, как всем. Вот почему положительные имена если и подходили бы богу, то лишь в отношении его творе¬ний.
То, что мы говорим об утвердительных именах, до такой степени верно, что даже наименование триедин-ства и его трех лиц — отца, сына и святого духа — дано по свойству созданий (стр. 49—51).
ГЛАВА XXVI ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ
Отрицательная теология так необходима для тео¬логии утвердительной, что без нее бог не является пред¬метом поклонения как бесконечный бог, но скорее как творение. Этот культ — идолопоклонство, при¬писывающее изображению то, что подходит только истине.
Священное незнание учило о невыразимом боге тому, что он бесконечен, что он больше всего того, что может быть вычислено, и тому, что бог пребывает на высшей ступени истины. О нем говорят с наибольшей правдивостью. Согласно этой отрицательной теоло¬гии, нет ни отца, ни сына, ни святого духа, но есть только бесконечное. Бесконечность как бесконеч¬ность не порождает, не порождена, ни от чего не про¬исходит.
Потому-то бог не познаваем ни в веках, ни в будущем, что всякое творение есть относительно него — мрак, ибо оно не может понять бесконечный свет, но познает само самого себя (стр. 53, 55—56).
61

КНИГА ВТОРАЯ
Нам надлежит быть учеными в некотором незна¬нии, стоящем над нашим пониманием, чтобы, не рассчи¬тывая уловить точно истину, как она есть, получить возможность видеть, что существует эта истина, постиг¬нуть которую мы не в состоянии.
ГЛАВА I
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ КОРОЛЛАРИИ К ПОСТРОЕНИЮ БЕСКОНЕЧНОГО УНИВЕРСАЛЬНОГО ЕДИНСТВА
В противоположных вещах мы находим излишек и избыток, как в простом и сложном, в абстрактном и конкретном, формальном и материальном, подвержен¬ном порче и нетленном и т. п. Из этого следует, что ни¬когда нельзя добиться получения одной из двух проти¬воположностей в чистом виде или предмета, в котором происходит соревнование их в точном равенстве. Все вещи состоят из противоположностей в различных сте-пенях, имеют то больше от этого, то меньше от дру-гого, выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над другим. Так и познание вещей состоит в изысканиях посредством разума, знания, ка¬ким образом сложность в одном объекте присоединяется к относительной простоте в другом, простота к — много¬образию в этом, подверженное порче — к нетленному и обратно в другом и т. д.
Проникая более глубоко в мое намерение,, я говорю, что подъем к максимуму и спуск к простому минимуму невозможны, если только нет перехода в бесконечность, как это видно в числе, согласно делению непрерывно¬сти. Один только абсолютный максимум есть отри¬цательная бесконечность, — вот почему он один есть то, чем он может быть вкупе со всемогуществом. Но так как Вселенная объемлет все, что не есть бог, то она и не может быть отрицательной бесконечностью, хотя не имеет предела и благодаря этому остается отрицатель¬ной (стр. 57, 58, 60, 61).
62

ГЛАВА III
КАКИМ ОБРАЗОМ МАКСИМУМ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ Я ВЫЯВЛЯЕТ ВСЕ ВЕЩИ НЕПОСТИЖИМЫМ РАЗУМУ ПУТЕМ
Бог заключает в себе все в том смысле, что все — в нем; он является развитием всего в том, что сам он — во всем. Чтобы пояснить нашу мысль на примере числа, мы можем сказать, что число есть выявление единства; число усваивается разумом, а последний исходит от на¬шей души; вот почему животные, не имеющие души, не могут считать.
Если бог, бытие которого вытекает из единства, не является абстракцией, извлеченной из вещей посред¬ством разума, и, тем более, не связан с вещами и не погружен в них, как может он выявляться через мно¬жество вещей? Никто этого не понимает. Если рассмат¬ривать вещи без него, они — ничто, как число без един¬ства. Если рассматривать бога без вещей, то он суще¬ствует, а вещи не существуют.
Отстраните бога от творения, и останется небытие, ничто; отнимите от сложного субстанцию, и никакой ак¬циденции не будет существовать.
ГЛАВА IV
КАКИМ ОБРАЗОМ ВСЕЛЕННАЯ,
ОГРАНИЧЕННАЯ МАКСИМУМОМ, ТОЛЬКО ПОДОБИЕ АБСОЛЮТНОГО МАКСИМУМА
Если все вещи суть абсолютный максимум или существуют через него, то много прояснится для нас относительно мира, или Вселенной, который я хочу рас¬сматривать лишь как ограниченный максимум. Сам он, будучи ограниченным или наглядным, конкретным, подражает, насколько может, абсолютному макси¬муму (стр. 66—70).
По божественной идее, все вещи вступили в бытие, и первой в бытие вступила Вселенная, а вслед за ней все вещи, без которых она не может быть ни Вселенной, ни совершенной. Как абстрактное заключено в конкрет¬ном, так в первую очередь мы рассматриваем абсолют¬ный максимум в ограниченном максимуме, чтобы затем
63

исследовать его во всех отдельных вещах, потому что он некоторым абсолютным образом находится в том, что представляет в ограниченном виде все.
ГЛАВА V \
ЛЮБОЕ — В ЛЮБОМ j
Если мы ближе рассмотрим то, что уже сказано,’ будет легко убедиться, на чем покоится истина, выска-1 занная Анаксагором о том, что любое — в любом, и! даже, может быть, будет видно глубже, чем у Анакса¬гора. Как уже явствует из нашей первой книги, бог —; во всех вещах, как все они в нем, и так как он во всех вещах существует как бы через посредничество Вселен¬ной, то ясно, что все — во всем и любое — в любом, (стр. 72, 73).
Все, целое — находится непосредственно в любом члене через любой член, как целое находится в своих частях в любой части через любую часть (стр. 75).
ГЛАВА VI СВЕРТЫВАНИЕ И СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Разум не может ничего постигнуть, что не было бы уже в нем самом в сокращенном, ограниченном со¬стоянии. В процессе постижения разум раскрывает це¬лый мир уподоблений, пребывающий в нем в сокращен¬ном, ограниченном виде, вместе со знаниями и обозна¬чениями, основанными на подобиях (стр. 76, 79).
ГЛАВА VIII
ВОЗМОЖНОСТЬ ИЛИ МАТЕРИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Мир, который является только ограниченным бы] тием, не случайно исходит от бога, ибо бог — абсолют¬ная максимальность (стр. 82, 86).
ГЛАВА IX
ДУША ИЛИ ФОРМА ВСЕЛЕННОЙ
От этой души мира, думали мудрецы, исходит всякое движение. Она целиком находится в целом мир« и в каждой части его, хотя, говорили они, она не про-
64

изводит одних и тех же свойств во всех частях (стр. 87, 89).
Душа мира должна рассматриваться как универ¬сальная форма, заключающая в себе все формы, суще¬ствующая в действительности в вещах лишь ограни¬ченно и являющаяся в любой вещи ограниченной фор¬мой вещи, как было сказано выше о Вселенной. Один бог абсолютен, все остальные существа ограни-чены. Нет середины между абсолютным и ограничен¬ным, как это воображают те, кто думает, что имелась еще некая душа мира после бога и до ограничения мира. Один только бог есть душа и разум мира в той мере, в какой душе представляется как нечто абсолют¬ное, в чем действительно находятся все формы ве¬щей.
ГЛАВА X ДУХ ВСЕЛЕННОЙ
Движение планет является как бы эволюцией первоначального движения, а движение временных и земных вещей — эволюцией движения планет.
В земных вещах скрыты причины событий, как жатва в посеве. Вот почему философы говорили, что то, что скрыто в душе мира, как в клубке, развертывается и принимает свои размеры благодаря такому движе¬нию.
Дух, о котором мы говорим, распространен в огра¬ниченном состоянии по всей Вселенной и в каждой ее части. Его-то и называют природой. Природа есть, так сказать, то, что содержит все вещи, кои себя производят благодаря движению.
Движение любовной связи увлекает все вещи к единству, чтобы образовать из них всех одну-единст-венную Вселенную.
ГЛАВА XI КОРОЛЛАРИЙ К ДВИЖЕНИЮ
В движении нельзя дойти до простого максимума как неподвижного центра, ибо необходимо, чтобы мини¬мум совпадал с максимумом и центр мира совпадал с окружностью. Мир не имеет окружности, ибо если бы
65

он имел центр и окружность, то имел бы, таким обра¬зом, в себе свое начало и конец и сам был бы завершен в отношении чего-то другого. Тогда вне мира было бы нечто другое и еще некая связь, но все это не представ¬ляет ничего истинного. Раз невозможно, чтобы мир был заключен между материальным центром и окружностью, то мир непостижим, ибо центр его и его окружность суть бог, и, так как наш мир не бесконечен, все же нельзя считать его конечным потому, что он не имеет границ, между которыми заключен. Так, земля, не могу¬щая быть центром, не может быть абсолютно

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн