Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

в себе оживляющую ее движущую силу, .которая является непосредственной причиной всех законов дви-жения.
Мы говорили о двух важнейших. атрибутах материи, от которых зависит большинство ее свойств, а именно о протя-женности и движущей силе. Нам остается теперь доказать су¬ществование третьего атрибута; я имею в виду способность чувствовать, которую философы всех веков признавали за этой субстанцией. Я говорю: все философы, хотя знаю о тщетных усилиях картезианцев опровергнуть это. Чтобы выйти из не¬преодолимых затруднений, они бросились в лабиринт, из кото¬рого думали найти выход посредством нелепой теории, что «животные — простые машины».
Это мнение настолько смехотворно, что философы всегда допускали его только как шутку или философское развлечение. Опыт доказывает нам существование одинаковой способ¬ности чувствовать как у животных, так и у людей. В самом деле, не сомневаясь в том, что я чувствую, я не имею иных доказательств чувств других людей, кроме тех знаков, которые они мне подают, Но условный язык — я имею в виду речьвовсе не представляет собой наилучшего знака; существует другой знак, общий людям и животным, обнаруживающийся с наибольшей определенностью; я говорю о языке чувств, каким являются стоны, крики, ласки, бегство, вздохи, пение — одним словом, все выражения страдания, печали, отвращения, боязни, храбрости, покорности, гнева, удовольствия, радости, нежности и т. п. Этот энергичный язык обладает гораздо большею силой убедительности, чем все софизмы Декарта.
Мы знаем в телах только материю и наблюдаем способ-ность чувствовать только в этих телах. На каком же фунда-менте может быть построено идеальное существо, отвергаемое всеми нашими знаниями?
620

пади, однако, с такой же откровенностью признать, что нам не известно, обляпает ли материя сама по себе непосред-ственной способностью чувствовать или же только способностью приобретать ее посредством модификаций или принимаемых ею форм, ибо несомненно, что эта способность обнаруживается только в организованных телах.
Итак, вот еще одна новая способность, находящаяся только в потенциальном состоянии в материи, как и все другие, о ко¬торых мы раньше упоминали. Так думали древние, философия которых, полная глубины и проницательности, заслуживает вос¬становления на обломках современной философии (стр. 53—55).
ГЕЛЬВЕЦИИ
Клод-Адриан Гельвеции (1715—1771) — французский фило-соф-материалист, один из основных представителей Просвеще¬ния во Франции. Родился в семье придворного врача в Париже. Занимал должность генерального откупщика. Посвятив себя в дальнейшем научной деятельности, Гельвеции входил в кру¬жок Дидро и Гольбаха. В 1758 г. опубликовал книгу «Об уме», вызвавшую яростные нападки реакционных клерикальных кру¬гов. Книга была запрещена властями и даже сожжена. Ос¬новные идеи ее Гельвеции развил в книге «О человеке, его ‘умственных способностях и его воспитании», опубликованной уже после его смерти (1773). В настоящем томе публикуются отрывки по его русским изданиям: «Об уме» (М., 1938) и «О че¬ловеке, его умственных способностях и его воспитании» (М., 1938). Подбор В. В. Кузнецова.
ОБ УМЕ
Ум рассматривается или как результат способ¬ности мыслить (и в этом смысле ум есть лишь сово¬купность мыслей человека), или он понимается как са¬мая способность мыслить.
Чтобы понять, что такое ум в этом последнем значе¬нии, надо выяснить причины образования наших идей.
В нас есть две способности, или, если осмелюсь так выразиться, две пассивные силы, существование кото¬рых всеми отчетливо сознается.
Одна — способность получать различные впечатле¬ния, производимые на нас внешними предметами; она называется физической чувствительностью.
Другая — способность сохранять впечатление, про¬изведенное на нас внешними предметами. Она назы¬вается памятью, которая есть не что иное, как дляще¬еся, но ослабленное ощущение.
621

Эти способности, в ко¬торых я вижу причины образования наших мыс-лей и которые свойствен-ны не только нам, но и животным, возбуждали бы в нас, однако, лишь нич¬тожное число идей, если бы они не были в нас связаны с известной внеш¬ней организацией.
Если бы природа со-здала на конце нашей руки не кисть с гибкими пальцами, а лошадиное копыто, тогда, без сомне¬ния, люди не знали бы
ни ремесел, ни жилищ, не умели бы защищаться от животных и, озабоченные исключительно добыванием пищи и стремлением избежать диких зверей, все еще бродили бы в лесах пугливыми стадами;
При этом предположении во всяком случае оче-видно, что ни в одном обществе цивилизация (la police) не^ поднялась бы на такую ступень совершенства, ка¬кой она достигла теперь. Если бы вычеркнуть из языка любого народа слова: лук, стрелы, сети и пр. — все, что предполагает употребление рук, то он оказался бы в умственном развитии ниже некоторых диких народов, не имеющих двухсот идей и двухсот слов для выраже-ния этих идей, и его язык, подобно языку животных, соответственно был бы сведен к пяти-шести звукам или крикам. Отсюда я заключаю, что без определенной вне¬шней организации чувствительность и память были бы в нас бесплодными способностями (стр. 3—4).
Источником всех заблуждений ума являются или страсти, или незнание некоторых фактов либо ис¬тинного значения некоторых слов. Заблуждение, сле¬довательно, не есть непременное свойство человеческо¬го ума. Наши ложные суждения являются следствием случайных причин, не предполагающих в нас сущест¬вования способности суждения, отличной от способно-
622

сти ощущения; таким образом, заблуждение есть лишь случайность, отсюда следует, что все люди одарены в сущности правильным умом.
Признав эти положения верными, я могу теперь повторить беспрепятственно, что судить, как я уже до¬казал, есть в сущности лишь ощущать.
Общее заключение этого рассуждения сводится к тому, что ум может быть рассматриваем или как спо-собность, производящая наши мысли, и в этом смысле ум есть лишь чувствительность и память; или ум мо¬жет быть признан лишь следствием самих этих способ¬ностей, и в этом последнем значении он есть лишь со¬вокупность мыслей и может подразделяться в каждом человеке на столько частей, сколько у человека идей (стр. 27).
Отдельный человек судит о вещах и о лицах по приятным или неприятным впечатлениям, которые он получил от них. Общество есть лишь собрание отдель¬ных лиц и, следовательно, в своих суждениях может руководствоваться только своим интересом.
Эта точка зрения, с которой я исследую ум, есть, я думаю, единственная, с которой его следует рассматри¬вать. Это единственный способ оценить достоинство ка¬ждой идеи, установить с точностью неопределенность наших суждений относительно этого и открыть, нако¬нец, причину удивительного разнообразия взглядов лю¬дей по вопросу, об уме — разнообразия, исключительно зависящего из различия страстей, идей, предрассудков, чувств, а следовательно, и интересов.
Было бы в самом деле странно, если бы общий ин-терес, оценивший различные поступки людей и давший им название добродетельных, порочных или дозволен¬ных в зависимости от того, полезны, вредны или же безразличны они для общества, — было бы странно, ес¬ли бы этот самый интерес не явился критерием уваже¬ния или презрения, связанных с идеями людей.
Идеи, как и поступки, можно распределить по трем различным группам.
Идеи полезные: я беру это выражение в самом ши-роком смысле и подразумеваю под этим словом вся-кую идею, способную поучить или позабавить,
623

Идеи вредные: те, которые производят на нас обрат¬ное действие.
Идеи безразличные: именно все те, которые, будучи недостаточно приятными сами по себе или став при¬вычными, не производят на нас никакого впечатления. Существование таких идей кратковременно, и они, так сказать, лишь на мгновение могут быть названы без¬различными; их длительность или следование одна за другой, делающее их скучными, заставляет переносить их в группу идей вредных.
Чтобы дать понять, насколько этот способ рассмат¬ривать ум плодотворен, я буду применять установлен¬ные мною принципы последовательно к поступкам и идеям людей и докажу, что везде, во все времена — как в вопросах нравственности, так и в вопросах ума — суждения отдельных лиц были продиктованы личным интересом, а суждения целых народов — общим интере¬сом и что таким образом всегда как у общества, так и у отдельных лиц источником похвалы является любовь или благодарность, источником презрения — ненависть или месть (стр. 30—31).
Если до сих пор этика мало способствовала счастью человечества, то -не потому, чтобы многие моралисты не соединяли с удачными выражениями, изяществом и ясностью изложения также и глубину ума и возвышен¬ность души, но потому, что, как ни были талантливы эти моралисты, они, надо сознаться, недостаточно часто рассматривали различные пороки народов как необхо¬димые следствия различных форм их правления, а эти¬ка может стать действительно полезной людям только тогда, когда она будет рассмотрена с этой точки зре¬ния. Какой результат имели до сих пор самые прекрас¬ные предписания этики? Они исправили нескольких от¬дельных лиц от недостатков, в которых они, может быть, себя упрекали, но в нравах наций они не произ¬вели никакого изменения. Какая тому причина? Та, что пороки народа всегда скрыты, если смею так выразить¬ся, в основе его законов: там надо искать корень его пороков и вырвать его. Кто не имеет ни достаточно ума, ни достаточно мужества для этого предприятия, тот не принесет в этом отношении почти никакой поль-
624

зы миру. Стремиться уничтожить пороки, связанные с законами народа, не произведя никаких изменений в этих законах, — значит браться за невозможное дело, значит отвергать следствия, правильно вытекающие из допущенных принципов (стр. 91).
Из сказанного следует, что только тогда можно на¬деяться изменить взгляды народа, когда будет измене¬но его законодательство, и что реформу нравов следует начать с реформы законов; при существующей форме правления громкие слова, громящие полезный порок, были бы вредны для государства, если бы они не были тщетны; но таковыми они останутся всегда, ибо народ¬ная масса двигается только силой закона. К тому же позволю себе заметить мимоходом: очень немногие мо-ралисты умеют пользоваться нашими страстями, воору¬жая их друг против друга и тем заставляя нас со¬гласиться с их взглядами; большая же часть их со-ветов слишком оскорбительна. А они должны были бы понять, что оскорбления не могут успешно бо-роться с чувствами; что только страсть может победить страсть.
Заменяя таким образом брань указаниями на собст¬венный интерес, моралисты могли бы заставить при¬нять свои правила. Я не буду дольше останавливаться на этом вопросе; возвращаясь к своему предмету, я ут¬верждаю, что все люди стремятся только к счастью, что невозможно отклонить их от этого стремления, что было бы бесполезно пытаться это сделать и было бы опасно достигнуть этого и что, следовательно, сделать их добродетельными можно, только объединяя личную выгоду с общей. Установив этот принцип, мы ясно ви¬дим, что этика есть пустая наука, если она не сливает¬ся с политикой и законодательством; из этого я заклю¬чаю, что, для того чтобы быть полезными для мира, философы должны рассматривать предметы с той точ¬ки зрения, с которой на них смотрят законодатели. И, не будучи вооружены той же властью, они дол¬жны быть воодушевлены тем же духом. Дело морали¬ста — указать законы, исполнение которых обеспечива¬ет законодатель, налагая на них печать своей власти (стр. 93—94).
625

Видя огромное умственное

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн