Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

существовать таким образом, то я ни¬когда бы не предположила, что мое существование может занимать два мгновения.
Но вот я испытываю последовательно несколько ощущений. Они занимают мою способность ощущения в соответствии с интенсивностью сопровождающих их удовольствий или страданий. Благодаря этому они со¬храняются в моей памяти, когда они уже не ощуща¬ются моим органом. Так как мое внимание разделяется между ними, то я начинаю их сравнивать, я сужу об их отношениях, я составляю себе абстрактные идеи, я узнаю общие истины.
Тогда вся та активность, на которую я способна, устремляется на особенно понравившиеся мне модифи¬кации; я испытываю потребности, я образую желания, я люблю, я ненавижу, я надеюсь, я боюсь, я имею страсти, и моя послушная память обнаруживает иногда такую яркость, что я воображаю себе, будто испыты¬ваю ощущения, которые в действительности я только вспоминаю.
Удивленная тем, что происходит во мне, я начинаю наблюдать себя еще более внимательным образом. Каж-. дое мгновение я чувствую, что я уже не то, чем я была. Мне кажется, что я перестаю быть собою, чтобы стать каким-то другим я. Наслаждаться и страдать — вот к чему сводится по очереди мое существование; и на основании последовательной смены моих модификаций я замечаю, что длюсь. Таким образом, для этого нужно было, чтобы мое я изменялось каждое мгновение с ри¬ском превратиться в другое я, в котором мне больно очутиться.
Чем более я сравниваю свои модификации, тем бо¬лее я чувствую удовольствие и страдание от них. Удо¬вольствие и страдание продолжают взапуски привле¬кать к себе мое внимание; оба они развивают все мои способности; я приобретаю привычки лишь потому, что
644

я подчиняюсь им, и я живу лишь для того, чтобы же-лать или страшиться.
Но вскоре я начинаю существовать одновременно несколькими способами. Привыкнув замечать их, когда они следуют друг за другом, я начинаю замечать их также тогда, когда я их испытываю одновременно, и мое существование кажется мне умножающимся в одно и то же мгновение.
Но вот я дотрагиваюсь руками до себя самой, я до¬трагиваюсь ими до того, что окружает меня. Тотчас же новое ощущение как бы придает плотность всем моим модификациям. Под моими руками все приобретает твердость. Удивленная этим новым ощущением, я еще более удивляюсь тому, что не нахожу себя во всем том, до чего я дотрагиваюсь. Я ищу себя там, где меня нет; мне кажется, что лишь одна я имела право существо¬вать и что все то, что я встречаю, образуясь за счет моего существа, открывается мне лишь для того, чтобы ввести меня во все более узкие границы. Действитель¬но, чем становлюсь я, сравнивая точку, в которой я на¬хожусь, с пространством, заполняемым этой массой предметов, которые я открываю?
С этой минуты мне начинает казаться, что мои мо¬дификации перестают принадлежать мне; я составляю из них совокупности вне себя; я образую из них все предметы, с которыми я знакомлюсь. От идей, тре¬бующих менее сравнений, я поднимаюсь до идей, ко¬торые я приобретаю лишь в результате работы комби¬нирования. Я перевожу свое внимание с одного пред¬мета на другой и, собирая в понятии, образуемом мной о каждом из них, замечаемые мною в нем идеи и от¬ношения, я начинаю размышлять над ними.
Если первоначально я двигаюсь из одного лишь желания двигаться, то теперь я вскоре начинаю дви-гаться в надежде встретить новые удовольствия, и, ставши способной к любопытству, я непрерывно пере¬хожу от страха к надежде, от движения к покою. Ино¬гда я забываю то, что вытерпела, иногда же я прини¬маю предосторожность против угрожающих мне бедст¬вий. Наконец, удовольствие и страдание, единственные принципы моих желаний, научают меня вести себя в
645

пространстве и составлять себе по всякому поводу но¬вые идеи.
Могла ли бы я иметь другие способности, кроме спо¬собностей двигаться и манипулировать телами? Я не думала этого, ибо я совершенно забыла, чем я была. И каково же было мое изумление, когда я снова нашла себя звуком, вкусом, запахом, светом и цветом! Вскоре мне начинает казаться, что я поддалась иллюзии, кото¬рую, кажется, рассеивает осязание. Я умозаключаю, что все эти модификации получены мною от тел, и я настолько привыкаю ощущать их как бы находящи¬мися в действительности в них, что мне трудно думать, что они не принадлежат им.
Что проще способа, каким я научилась пользоваться своими чувствами!
Я открываю глаза для света, и сперва я вижу лишь светлое и окрашенное в цвета облако. Я ощупываю, подвигаюсь вперед, .снова ощупываю; незаметно на моих глазах хаос начинает рассеиваться, осязание как бы разлагает свет; оно отделяет друг от друга цвета, распределяет их ,по предметам, открывает освещенное пространство, и в этом пространстве величины и фи¬гуры, направляет мои глаза до известного расстояния, открывает им путь, по которому они должны устрем¬ляться вдаль по земле и подняться затем до неба; сло¬вом, оно развертывает перед нами Вселенную.
Таково чувство зрения. Получив только первые уроки у осязания, оно начинает рассеивать сокровища в природе; оно расточает их, чтобы украсить места, от¬крываемые ему его руководителем, и оно превращает небеса и землю в волшебное зрелище, все великолепие которого почерпнуто в действительности из его собст¬венных ощущений.
Чем же была бы я, если бы, всегда сосредоточенная в себе, я не умела вынести своих модификаций вне се¬бя? Но лишь только осязание приступает к обучению других моих чувств, как я начинаю замечать вне себя предметы, привлекающие мое внимание благодаря до-ставляемым ими мне удовольствиям или страданиям. Я сравниваю их между собой, я сужу о них, я ис¬пытываю потребность отыскивать их или избегать их;
646

я желаю их, люблю их, ненавижу их, боюсь их; каж-дый день я приобретаю новые знания, и все окружаю-щее меня становится орудием моей памяти, моего во¬ображения и всех моих душевных операций.
Я изучаю плоды и все пригодное для моего пропи¬тания; я отыскиваю средства добыть их; я изучаю жи¬вотных; я наблюдаю тех из них, которые могут повре¬дить мне; я приучаюсь спасаться от ударов; наконец, я изучаю все, что задевает мое любопытство; в соот¬ветствии со своими страстями я составляю себе пра¬вила для суждения о хорошести и красоте вещей.
Наученная опытом, я анализирую, я обдумываю до того, как действовать. Я уже не повинуюсь слепо своим страстям, я сопротивляюсь им, я веду себя согласно приобретенным мною знаниям, я свободна, и я лучше пользуюсь своей свободой по мере того, как я приобре¬таю больше знаний.
Но какова достоверность этих знаний? Ведь я вижу только себя, я наслаждаюсь только собой, ибо я вижу лишь свои модификации, они есть моя единственная собственность, и если привычные суждения понуждают меня думать, что существуют чувственные качества вне меня, то они этого не могут доказать мне. Следова¬тельно, я могла бы быть такой, какова я есть, обладать теми же самыми потребностями, желаниями, страстя¬ми, хотя бы предметы, к которым я стремлюсь или ко¬торых я избегаю, не обладали ни одним из этих качеств. Действительно, без осязания я считала бы всегда за-пахи, вкусы, цвета и звуки принадлежащими мне, я ни¬когда не думала бы, что существуют испускающие за¬пах, издающие звук, окрашенные в цвета, обладающие вкусом тела. Где же могла бы я почерпнуть уверен¬ность в том, что я не ошибаюсь, когда я утверждаю, что существует протяжение?
Но для меня неважно достоверно знать, существуют ли или не существуют эти вещи. Я обладаю приятными или неприятными ощущениями; они действуют на ме¬ня так, как если бы они выражали качества самих предметов, которым Я склонна приписывать их, и этого достаточно для моего самосохранения. В действитель¬ности образуемые мною идеи о чувственных вещах
647

смутны, и я лишь несовершенным образом отмечаю отношение их. Но достаточно мне сделать несколько абстракций, чтобы получить отчетливые идеи и заме¬тить более точные отношения. Тотчас же я начинаю находить двух сортов истины: одни из них могут пе¬рестать существовать, другие же были, суть и будут всегда.
Но если я знаю несовершенным образом внешние предметы, то не лучше я знаю самое себя. Я вижу, что я состою из органов, способных получать различ¬ные впечатления, я вижу, что я окружена предметами, действующими каждый по-своему на меня; наконец, в удовольствии и страдании, постоянно сопровождаю¬щих испытываемые мною ощущения, я, как мне кажет¬ся, нахожу принцип своей жизни и всех своих способ¬ностей.
Но разве это я, облекающееся в цвета для моих глаз, приобретающее твердость под моими, руками, знает себя настолько лучше, что оно может теперь счи¬тать принадлежащими ему все части этого тела, кото¬рыми оно заинтересуется и в которых, как ей кажется, она существует? Я знаю, что они принадлежат мне, хотя и не могу понять этого; я вижу себя, я осязаю себя, одним словом, я ощущаю себя, но я не знаю, что я такое, и если раньше я считала себя звуком, вкусом, цветом, запахом, то теперь я уже не знаю, чем я дол¬жна считать себя (стр. 254—261).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда статуя обладала только основным ощуще-нием, то все ее существо, все ее знания, все ее удоволь¬ствия сводились к одному однообразному ощущению. Сообщив ей последовательно новые модификации и но¬вые чувства, мы могли наблюдать, как у нее образу¬ются желания, как она учится у опыта управлять ими или удовлетворять их и переходить от потребностей к потребностям, от знаний к знаниям, от удовольст¬вий к удовольствиям. Следовательно, она не что иное, как то, что она приобрела. Почему бы не сказать того же самого и о человеке? (стр. 264)
648

ДИДРО
Дени Дидро (1713— 1784) — великий французский философ-материалист и ате¬ист, писатель, теоретик искус¬ства. Родился в семье за¬житочного ремесленника. По окончании коллежа в Пари¬же примкнул к просветитель¬скому движению во Франции и в дальнейшем стал одним из его руководителей. Сначала выступал с позиций деизма, но уже в сочинении «Письма о слепых в назидание зря¬чим» (1749) встал на позиции материализма и атеизма. За распространение «опасных мыслей» был арестован и не-которое время провел в за-ключении. По освобождении,
возглавил издание знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», вокруг которой объединились математик и фило¬соф Даламбер (1717—1783), который несколько лет был сорат¬ником Дидро по редактированию энциклопедии, Вольтер, Мон¬тескье, Кондилъяк, Гольбах, Руссо и другие просветители.
Несмотря на всевозможные преследования и препятствия, чинимые французским правительством, Дидро довел это изда¬ние до конца (1751—1780). В 1773 г. по приглашению Екате¬рины II посетил Россию. Наиболее значительными философ¬скими произведениями Дидро, кроме упомянутого выше, явля¬ются: «Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор Даламбера и Дидро» (1769), «Сон Даламбера» (1769), «Философ¬ские основания материи и движения» (1770), «Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке»» (1773—1774), а также художественное произведение «Племянник Рамо» (1762—1779), содержащее глубокие философские идеи. В

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн