Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

лишена движения, даже необходимо, чтобы она имела такое движение, чтобы могла иметь еще бесконечно менее сильное движение.
Как земля не есть центр мира, так и окружность его не является сферой неподвижных звезд, хотя, если сравнивать землю с небом, земля кажется ближе к цен¬тру и небо ближе к окружности.
Тот, кто является центром мира, иными словами, бог, да святится имя его, является и центром земли и всех сфер, и всего того, что есть в мире, и он же вместе с тем есть бесконечная окружность всяких вещей.
В небе нет неподвижных и определенных полюсов, хотя небо неподвижных звезд кажется описывающим своим движением круги возрастающей величины (стр. 92-98).
ГЛАВА XII ЗЕМНЫЕ УСЛОВИЯ
Того, о чем мы только что говорили, древние не ка¬сались, ибо относительно ученого незнания они нахо¬дились в заблуждении. Нам уже ясно, что земля на са¬мом деле движется, хотя это нам не кажется, ибо мы ощущаем движения лишь при сравнении с неподвижной точкой. Если бы кто-либо не знал, что вода течет, не видел бы берегов и был бы на корабле посреди вод, как мог бы он понять, что корабль движется? На этом же основании, если кто-либо находится на земле, на солнце или на какой-нибудь другой планете, ему всегда будет? казаться, что он — на неподвижном центре и что все остальные вещи движутся. Всегда, наверняка, такой
66

человек представит себе другие полюсы; если бы он ока¬зался на солнце, то еще новые; если бы оказался на земле — иные; иные — на луне, на Марсе и т. д. Маши¬на мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, а свою окружность нигде, потому что бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде.
Всякое движение части направляется к целому, как совершенству, так, тяжелые вещи стремятся к земле, легкие поднимаются, земля направляется к земле, во-да — к воде, воздух — к воздуху, огонь — к огню. Вот почему движение всего старается, насколько может, быть кругообразным, и всякая фигура быть сферичной. То же мы наблюдаем в членах животных, в деревьях, в небе (стр. 100).
Бог — да благословенно имя его — сотворил все вещи: когда каждая вещь старается сохранить свое существование как божий дар, она совершает это со-причастно с другими предметами; например, нога не только полезна самой себе, но и для глаза, для рук, тела, для всего человека, потому что служит для передвиже¬ния. Так же обстоит дело с глазом и другими членами тела и частями мира. Платон говорил, что мир — жи¬вотное. Если понимать бога, как душу этого мира, без всякого поглощения ее им, то многое из того, что мы сказали, станет ясно.
Вся область земли целиком, простирающаяся до круга огня, велика. И хотя земля меньше солнца, как это очевидно по ее тени и затмениям, однако неизве¬стно, насколько область солнца больше или меньше об¬ласти земли. Она не может быть ей строго равной, ибо ни одна звезда не может быть равной другой. Земля не является самой малой звездой, ибо она, как показы¬вают затмения, больше луны и даже Меркурия, а может быть, и еще других звезд,
Звезды взаимно связываются своими влияниями, а также связывают их с другими звездами — Мерку¬рием, Венерой и всеми звездами, существующими за пределами, как говорили древние и даже некоторые из современных мыслителей. Таким образом, ясно, что Имеется соотношение влияний, при котором одно не может существовать без другого.

67

Не представляется возможным найти более бла¬городную и более совершенную породу, чем разумная порода, населяющая землю как собственную область. И это даже в том случае, если на других звездах имеют¬ся жители иного рода. Человек не желает, в действи¬тельности, другой природы, другой натуры, но старается быть совершенным в своей, ему присущей (стр. 102— 103).
ГЛАВА XIII
ИЗУМИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО БОГА В ТВОРЕНИИ МИРА И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
Бог пользовался при сотворении мира арифмети¬кой, геометрией, музыкой и астрономией, всеми искус¬ствами, которые мы также применяем, когда исследуем соотношение вещей, элементов и движений. При по¬мощи арифметики бог сделал из мира одно целое. При помощи геометрии он образовал вещи так, что они стали иметь форму, устойчивость и подвижность в зависи¬мости от своих условий. При помощи музыки он придал вещам такие пропорции, чтобы в земле было столько земли, сколько воды в воде, сколько воздуха в воздухе и огня в огне. Он сделал так, чтобы ни один элемент не мог раствориться полностью в другом, откуда выте-кает, что машина мира не может износиться и погиб-нуть. Земля, говорит Платон, подобна животному: у нее камни являются костями, реки — венами, де¬ревья — шерстью, а живые организмы, питающиеся в последней, подобны насекомым, находящимся в шерсти животных.
Бог существует только как абсолют и, так сказать, является абсолютным всепожирающим огнем и абсо¬лютным светом, и свет этот скрытно и проникно¬венно, как бы имматериально ограниченный, пребывает в умственной жизни живущих.
Бог, эта абсолютная максимальность, есть одновре¬менно творец всех своих созданий, единственный, знаю¬щий их и ту цель, чтобы все было в нем и ничего не было бы вне его, являющийся началом, средством и концом всего, центром и окружностью Вселенной таким образом, что он есть предмет всех исследований, ибо без него все вещи — небытие.
68

КНИГА ТРЕТЬЯ
После того как мы высказали некоторые размышле¬ния о Вселенной, показав, каким образом она сущест¬вует в ограничении, имея в виду ее конечность, здесь мы постараемся наивозможно кратко изложить то, что знаем об Иисусе Христе, чтобы предпринять исследо¬вания о максимуме одновременно и абсолютном и огра¬ниченном — Иисусе Христе, вовеки благословенном, в некотором ученом в незнании виде, чтобы умножить нашу веру и наше совершенство (стр. 106).
ГЛАВА II
Кто может подняться настолько высоко, чтобы постигнуть многообразие в единстве и единство в мно¬гообразии? Это сочетание свыше всякого разумения.
ГЛАВА III
КАКИМ ОБРАЗОМ ЛИШЬ В ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВОЗМОЖЕН МАКСИМУМ?
Человеческая природа — такая природа, которая была помещена над всеми творениями бога и лишь не¬много ниже ангелов. Она заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в себе всю Вселен¬ную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основанием древние. Она такова, что, бу¬дучи возведена в соединение с максимальностью, ста¬новится полнотой всех всеобщих и отдельных совер¬шенств таким образом, что в человечестве все возве¬дено в высшую степень (стр. 115, 117, 119).
ГЛАВА IV
КАКИМ ОБРАЗОМ МАКСИМУМ ЕСТЬ БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ИИСУС, БОГ И ЧЕЛОВЕК
Познание через чувственность является сокра¬щенным, ограниченным познанием, ибо ощущение ка¬сается только частного. Познание умственное всеобще, потому что, по сравнению с познанием через чувствен¬ность, оно существует безусловно и лишено частной ограниченности,
69

Человеческая природа есть вписанный в круг мно-гоугольник, а круг — божественная природа (стр. 123, 124).
ГЛАВА VI’ ТАЙНА СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА
Несомненно, что человек образован из чувства и разума, связанных посредством рассудка, служащего для них посредником.
В порядке вещей чувство подчинено рассудку, кото¬рый, в свою очередь, подчинен разуму. Разум не при-надлежит ни времени, ни миру, от Которого он абсо-лютно независим. Чувство принадлежит миру, будучи подчинено времени и движению.
Рассудок как бы находится на горизонте в отноше¬нии разума и как бы лежит пред глазами в отношении чувства. В нем совпадают вещи, которые существуют над временем и под ним.
Чувство не способно воспринимать вещи сверхвре¬менные и духовные.
Животное не воспринимает того, что есть в боге, ибо бог — дух и больше того, и в силу этого чувственное познание погружено во тьму незнания ^вечных вещей. Оно возбуждается плотию и направлено к желаниям, в силу своего похотливого вожделения. Оно не спо¬собно оттолкнуть эти желания в силу своей пылкой страсти. Но рассудок, обладающий по своей природе возвышенной силой, возможностью через свою причаст¬ность к природе разума, заключает в себе некоторые законы, благодаря которым он упорядочивает, как веду¬щее начало, даже самые страстные вожделения и при¬водит их к мере из боязни, чтобы человек, полагая свою цель в чувственных вещах, не лишился таким образом духовных стремлений разума.
Наивысший из этих законов предписывает не делать другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе, и пред-почитать вечные вещи вещам временным, чистые и свя¬тые вещам преходящим и нечистым.
Разум, простирая свой полет, видит, что, если бы даже чувственность подчинялась во всем рассудку и от-казывала в послушании страстям, которые ей духовно
70

родственны, все равно человек не мог бы сам по себе достигнуть конца своих умственных и вечных влечений, ибо человек рожден от семени Адама в вожделении плоти, действием, в котором животное чувство, сооб¬разно необходимости распространения вида, преобла-дает над духовностью.
Природа его сама по себе, погруженная корнями сво¬его происхождения в сладости плоти, благодаря которым человек родится от своего отца и начинает существо¬вать, остается коренным образом бессильной преодолеть временные вещи, чтобы охватить духовное.
Вот почему если бремя наслаждений плоти оболь¬щает рассудок и разум до того, что они согласны не противиться этим движениям, то ясно, что человек, та¬ким образом обольщенный и отвратившийся от бога, целиком лишен радости высшего блага, которое для’ра-зума заключено в духовных и вечных вещах.
Если, напротив, рассудок господствует над чувствен¬ной природой, то надо, чтобы еще и разум господство¬вал над рассудком для того, дабы человек, сверх своего рассудка, благодаря вере прилепился к посреднику и бог мог бы присоединить его к славе своей.
Никто никогда не мог сам по себе в мире возмочь возвыситься над самим собой и над своей природой, по-слушной с самого своего начала грехам плотского же¬лания, и никто не мог вознестись выше своего рож¬дения к вечным и небесным вещам, кроме того лишь, кто сошел с небес, — Иисуса Христа.
Он возвысился через свою собственную добродетель, и в нем человеческая природа, рожденная не по веле-нию плоти, но от бога, не нашла преград к тому, чтобы он вернулся во всей своей силе к богу-отцу,
В Христе человеческая природа была возвышена че¬рез единение свое с богом до своей высшей возможно¬сти и отвращена от бремени временных желаний, кото¬рые ее пригнетали. С другой стороны, Иисус Христос пожелал принять на себя все проступки, смертные грехи человеческой природы, привязывающие нас к земле, и попрать их глубоко в своей человеческой плоти не себя ради, ибо он

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн