шири¬ны и глубины; поверхности — без толщины; или, быть может, у них идет речь об относительном покое одной массы в отношении другой. Все находится в отно¬сительном покое на корабле, который буря бросает из стороны в сторону. Ничто не пребывает в абсолют¬ном покое, даже соединившиеся воедино молекулы, будь то молекулы корабля или тел, в нем находя¬щихся.
Тело, по мнению некоторых философов, само по себе бездеятельно и бессильно; это ужасная ошибка, идущая вразрез со всякой здравой физикой, со всякой здравой химией: тело преисполнено деятельности и силы и само по себе, и по природе своих основных свойств, рассматриваем ли мы его в молекулах или в массе.
К этому добавляют: чтобы представить себе движе¬ние вне существующей материи, следует вообразить силу, на нее воздействующую. Это не так: молеку¬ла, наделенная свойством, присущим ее природе, есть
661
сама по себе деятельная сила. Она воздействует на дру¬гую молекулу, в свою• очередь воздействующую на первую. Все эти неправильные умозаключения опира¬ются на ложное представление об однородности мате¬рии. Если вы так хорошо себе представляете материк» в состоянии покоя, можете ли вы себе представить огонь в покоящемся состоянии? В природе все полно разнообразной деятельности, подобно этой груде моле¬кул, называемой вами огнем. В этой груде, которую вы называете огнем, у всякой молекулы своя природа, свое действие.
Таково истинное различие между покоем и движе-нием. Дело в том, что абсолютный покой есть абстракт¬ное понятие, которое в природе не существует, и что движение есть такое же реальное свойство, как длина, ширина, глубина. Мне нет дела до того, что у вас в голове. Меня не касается то обстоятельство, смотрите ли вы на материю как на однородную или неоднород¬ную. Какое мне дело до того, что, абстрагируясь от ее качеств и считаясь только с ее бытием, вы ее берете в состоянии покоя? Какое мне дело до того, что в свя¬зи с этим вы ищете причину, приводящую ее в движе¬ние? Делайте с математикой и с метафизикой все, что вам угодно; но я -г- физик и химик; я беру тела таки¬ми, каковы они в природе, а не в моей голове; для меня они существующие, разнообразные тела, наделен¬ные свойствами и деятельностью, они действуют в природе, как в лаборатории, где искра не сосуществу-ет рядом с тремя соединенными молекулами селитры, угля и серы, без того чтобы произошел неизбежный взрыв.
Тяжесть вовсе не есть стремление к покою; это стремление к пространственному движению.
Говорят еще так: необходимо действие, необходима сила, чтобы материя двигалась. Да — или внешняя мо¬лекуле сила, или свойственная ей, существенная, вну¬тренняя сила, составляющая своеобразную природу молекулы огня, воды, селитры, щелочи, серы; какова бы ни была эта природа, из нее следует сила, дейст¬вие, выходящее за ее пределы, и воздействие других молекул на нее.
662
Сила, воздействующая на молекулы, истощается; внутренняя сила молекулы неистощима. Она неизмен-на, вечна. Эти две силы могут вызвать два вида со-противления: первый вид — напряжение, которое мо-жет прекратиться; другой — непрерывное сопротивле¬ние. Следовательно, нелепо или бессмысленно говорить, будто материя имеет реальную противоположность в движении.
Количество силы в природе неизменно; но сумма сопротивлений и сумма передвижений изменяются. Чем больше сумма сопротивлений, тем меньше сумма пере¬движений, и, наоборот, чем больше сумма передвиже¬ний, тем меньше сумма сопротивлений. Благодаря по¬жару города сразу возникает грандиозное количество передвижений.
Атом приводит в движение мир; это совершенно верно, как и то, что атом движим миром; так как у атома имеется своя собственная сила, она не может быть без действия.
Если ты физик, никогда не говори: тело, как тело; ведь это уже не дело физики, — это значит составлять абстракции, которые ни к чему не приводят.
Не следует смешивать действие с массой; может быть большая масса и небольшое действие, а может иметься небольшая масса и большое действие. Моле-кула воздуха взрывает стальную глыбу, достаточно че¬тырех крупинок пороха, чтобы раздробить скалу.
Да, разумеется, если сравнивать однородный агре-гат с другим агрегатом из того же однородного веще-ства, если идет речь о’действии и противодействии этих двух агрегатов, то относительные величины их энергии прямо пропорциональны массам. Но когда мы имеем дело с разнородными агрегатами, с разнород-ными молекулами, то действуют другие законы. Имеет¬ся столько же различных законов, сколько существует различий в силах, внутренних и свойственных каждой элементарной молекуле, определяющей состав тела.
На всякую молекулу следует смотреть как на сре-доточие трех родов действий: действия тяжести, или тяготения, действия внутренней силы, свойственной ее природе как молекулы воды, огня, воздуха, серы,
663
действия всех других молекул на нее. Эти действия могут соединяться или разъединяться, и если они со-единяются, то действие молекулы — самое сильное из всех возможных для нее. Чтобы составить себе пред¬ставление об этом наивозможно сильнейшем действии, пришлось бы, так сказать, нагромоздить кучу нелепей¬ших предположений, поставить молекулу в совершен¬но метафизическое положение.
Я останавливаю свой взор на общей массе тел, я вижу все в действии и в противодействии, я вижу, как все разрушается под видом одной формы и восста¬навливается под видом другой; я наблюдаю перегон¬ки, разложения, всевозможные соединения, явления, несовместимые с однородностью материи; отсюда я за¬ключаю, что материя разнородна, что существует бес¬конечное разнообразие элементов в природе, что у каж¬дого из этих элементов благодаря его разнообразию есть своя самобытная, внутренняя, неизменная, веч¬ная, неразрушимая сила и что все эти внутренне при¬сущие телу силы действуют, выходя за его пределы; таким образом созидается движение или, вернее, все¬общее брожение во Вселенной.
Если смотреть на тело как на более или менее со-противляющееся, а не как на нечто тяжелое или стре¬мящееся к центру тяжести, то этим ему уже припи¬сывается сила, приписывается самобытное и внутрен¬нее действие; но имеются и другие силы, из которых одни действуют во всех направлениях, другие же в определенных направлениях.
Невозможно предположение чего-либо, что сущест¬вует вне материальной Вселенной; никогда не следует делать подобных предположений, потому что из этого нельзя сделать никаких выводов.
Все, что говорится о невозможности ускорения дви¬жения или скорости, наносит удар гипотезе однород¬ной материи, но это не имеет отношения к тому, кто выводит движение материи из ее разнородности; пред¬положение однородной материи приводит к ряду дру¬гих нелепостей.
Все физики, предполагающие, что материя безраз¬лична по отношению к движению и покою, не имеют
664
отчетливого представления о сопротивлении. Чтобы физики могли сделать какой-нибудь вывод из сопро-тивления, нужно было бы, чтобы это свойство проявля¬лось безразлично повсюду и чтобы его энергия была той же в любом направлении. В таком случае это было бы внутренней силой, существующей в любой моле¬куле, но такое сопротивление различно в соответствии с направлением, по которому тело могут толкать; оно больше в вертикальном, чем в горизонтальном, на-правлении.
Отличие тяжести от силы инерции в том, что тя-жесть не оказывает одинакового сопротивления во всех направлениях, между тем как сила инерции оказывает сопротивление во всех направлениях.
И почему бы сила инерции не могла свестись к тому, чтобы удерживать тело в его состоянии покоя и в состоянии движения — исключительно благодаря понятию сопротивления, пропорционального количест¬ву материи. Понятие чистого сопротивления одинаково приложимо к покою и движению: к покою — когда тело находится в движении, к движению — когда тело покоится. Без этого сопротивления перед движением не было бы толчка и не было бы остановки после толчка: ведь тело было бы ничто.
В опыте с шаром, висящем на нитке, тяжесть лик-видируется. Шар тянет нитку настолько, насколько нитка тянет шар. Таким образом, сопротивление тела зависит исключительно от силы инерции.
Если бы нитка тянула сильнее, чем шар своим ве-сом, то шар поднялся бы. Если бы шар тянул своим весом больше, чем тянет нитка, он бы спустился, и т. д. и т. п. (стр. 135—139).
ГОЛЬБАХ
Полъ-Анри Гольбах (1723—1789) — французский философ-материалист и атеист. По происхождению немец (барон), ро-дившийся в Германии, но воспитавшийся и проведший всю свою сознательную жизнь в Париже. Гольбах был деятель¬ным участником «Энциклопедии», дружил с Дидро, Даламбе-ром,-Гельвецием и другими материалистами и просветителями. Гольбаха рассматривают обычно в качестве систематизатора
665
французского материализма и атеизма. Такая систематизация осуществлена в его объемистом труде «Система природы». Эта книга, в создании которой, по всей вероятности, принимал уча¬стие Дидро и, возможно, некоторые другие участники их круж¬ка, впервые была опубликована в 1770 г. под именем Мирабо (умершего в 1760 г. члена Французской академии) в Амстер¬даме (на титуле был указан Лондон). О популярности втого произведения свидетельствует то, что до начала французской революции оно выдержало еще семь изданий. Гольбах является также автором «Естественной политики, или Бесед об истинных принципах управления» (1773), а также ряда блестцщих атеи¬стических памфлетов — «Разоблаченное христианство», «Кар¬манное богословие», «Здравый смысл» и других.
В настоящем томе публикуются отрывки ив «Системы при-роды». Они подобраны В. Н. Кузнецовым по 1-му тому «Избран¬ных произведений» Гольбаха (М., 1963).
СИСТЕМА ПРИРОДЫ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
О ПРИРОДЕ И ЕЕ ЗАКОНАХ,
О ЧЕЛОВЕКЕ, О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ,
О ДОГМАТЕ БЕССМЕРТИЯ, О СЧАСТЬЕ
ГЛАВА I О ПРИРОДЕ
Люди всегда будут заблуждаться, если станут пре¬небрегать опытом ради порожденных воображением систем. Человек — произведение природы, он сущест¬вует в природе, подчинен ее законам, не может освобо¬диться от нее, не может — даже в мысли — выйти из природы. Тщетно дух его желает ринуться за грани видимого мира, он всегда вынужден вмещаться в его пределах. Для существа, созданного природой и огра¬ниченного ею, не существует ничего, помимо того ве¬ликого целого, часть которого оно составляет и воздей¬ствия которого испытывает. Предполагаемые существа, будто бы отличные от природы и стоящие над ней, все¬гда останутся призраками, и мы никогда не сумеем со¬ставить себе правильных представлений о них, равно как и об их местопребывании и образе действий. Нет и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее.
666
Пусть же человек пе¬рестанет искать вне оби-таемого им мира сущест¬ва, способные дать ему то счастье, в котором ему отказывает природа. Пусть он изучает эту природу и ее законы, пусть созер-цает ее энергию и неиз¬менный образ действий. Пусть он применит свои открытия для достижения собственного счастья и молча подчинится зако¬нам, от действия которых ничто не может его изба¬вить. Пусть он согласится с тем, что не знает причин, окруженных для него непро¬ницаемой завесой. Пусть безропотно покорится веле¬ниям универсальной силы, которая никогда не возвра-щается вспять и никогда не может нарушить законы, предписанные ей ее собственной сущностью.
Мыслители явно злоупотребляли столь часто про¬водившимся различением между физическим человеком и человеком духовным.