Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

шири¬ны и глубины; поверхности — без толщины; или, быть может, у них идет речь об относительном покое одной массы в отношении другой. Все находится в отно¬сительном покое на корабле, который буря бросает из стороны в сторону. Ничто не пребывает в абсолют¬ном покое, даже соединившиеся воедино молекулы, будь то молекулы корабля или тел, в нем находя¬щихся.
Тело, по мнению некоторых философов, само по себе бездеятельно и бессильно; это ужасная ошибка, идущая вразрез со всякой здравой физикой, со всякой здравой химией: тело преисполнено деятельности и силы и само по себе, и по природе своих основных свойств, рассматриваем ли мы его в молекулах или в массе.
К этому добавляют: чтобы представить себе движе¬ние вне существующей материи, следует вообразить силу, на нее воздействующую. Это не так: молеку¬ла, наделенная свойством, присущим ее природе, есть
661

сама по себе деятельная сила. Она воздействует на дру¬гую молекулу, в свою• очередь воздействующую на первую. Все эти неправильные умозаключения опира¬ются на ложное представление об однородности мате¬рии. Если вы так хорошо себе представляете материк» в состоянии покоя, можете ли вы себе представить огонь в покоящемся состоянии? В природе все полно разнообразной деятельности, подобно этой груде моле¬кул, называемой вами огнем. В этой груде, которую вы называете огнем, у всякой молекулы своя природа, свое действие.
Таково истинное различие между покоем и движе-нием. Дело в том, что абсолютный покой есть абстракт¬ное понятие, которое в природе не существует, и что движение есть такое же реальное свойство, как длина, ширина, глубина. Мне нет дела до того, что у вас в голове. Меня не касается то обстоятельство, смотрите ли вы на материю как на однородную или неоднород¬ную. Какое мне дело до того, что, абстрагируясь от ее качеств и считаясь только с ее бытием, вы ее берете в состоянии покоя? Какое мне дело до того, что в свя¬зи с этим вы ищете причину, приводящую ее в движе¬ние? Делайте с математикой и с метафизикой все, что вам угодно; но я -г- физик и химик; я беру тела таки¬ми, каковы они в природе, а не в моей голове; для меня они существующие, разнообразные тела, наделен¬ные свойствами и деятельностью, они действуют в природе, как в лаборатории, где искра не сосуществу-ет рядом с тремя соединенными молекулами селитры, угля и серы, без того чтобы произошел неизбежный взрыв.
Тяжесть вовсе не есть стремление к покою; это стремление к пространственному движению.
Говорят еще так: необходимо действие, необходима сила, чтобы материя двигалась. Да — или внешняя мо¬лекуле сила, или свойственная ей, существенная, вну¬тренняя сила, составляющая своеобразную природу молекулы огня, воды, селитры, щелочи, серы; какова бы ни была эта природа, из нее следует сила, дейст¬вие, выходящее за ее пределы, и воздействие других молекул на нее.
662

Сила, воздействующая на молекулы, истощается; внутренняя сила молекулы неистощима. Она неизмен-на, вечна. Эти две силы могут вызвать два вида со-противления: первый вид — напряжение, которое мо-жет прекратиться; другой — непрерывное сопротивле¬ние. Следовательно, нелепо или бессмысленно говорить, будто материя имеет реальную противоположность в движении.
Количество силы в природе неизменно; но сумма сопротивлений и сумма передвижений изменяются. Чем больше сумма сопротивлений, тем меньше сумма пере¬движений, и, наоборот, чем больше сумма передвиже¬ний, тем меньше сумма сопротивлений. Благодаря по¬жару города сразу возникает грандиозное количество передвижений.
Атом приводит в движение мир; это совершенно верно, как и то, что атом движим миром; так как у атома имеется своя собственная сила, она не может быть без действия.
Если ты физик, никогда не говори: тело, как тело; ведь это уже не дело физики, — это значит составлять абстракции, которые ни к чему не приводят.
Не следует смешивать действие с массой; может быть большая масса и небольшое действие, а может иметься небольшая масса и большое действие. Моле-кула воздуха взрывает стальную глыбу, достаточно че¬тырех крупинок пороха, чтобы раздробить скалу.
Да, разумеется, если сравнивать однородный агре-гат с другим агрегатом из того же однородного веще-ства, если идет речь о’действии и противодействии этих двух агрегатов, то относительные величины их энергии прямо пропорциональны массам. Но когда мы имеем дело с разнородными агрегатами, с разнород-ными молекулами, то действуют другие законы. Имеет¬ся столько же различных законов, сколько существует различий в силах, внутренних и свойственных каждой элементарной молекуле, определяющей состав тела.
На всякую молекулу следует смотреть как на сре-доточие трех родов действий: действия тяжести, или тяготения, действия внутренней силы, свойственной ее природе как молекулы воды, огня, воздуха, серы,
663

действия всех других молекул на нее. Эти действия могут соединяться или разъединяться, и если они со-единяются, то действие молекулы — самое сильное из всех возможных для нее. Чтобы составить себе пред¬ставление об этом наивозможно сильнейшем действии, пришлось бы, так сказать, нагромоздить кучу нелепей¬ших предположений, поставить молекулу в совершен¬но метафизическое положение.
Я останавливаю свой взор на общей массе тел, я вижу все в действии и в противодействии, я вижу, как все разрушается под видом одной формы и восста¬навливается под видом другой; я наблюдаю перегон¬ки, разложения, всевозможные соединения, явления, несовместимые с однородностью материи; отсюда я за¬ключаю, что материя разнородна, что существует бес¬конечное разнообразие элементов в природе, что у каж¬дого из этих элементов благодаря его разнообразию есть своя самобытная, внутренняя, неизменная, веч¬ная, неразрушимая сила и что все эти внутренне при¬сущие телу силы действуют, выходя за его пределы; таким образом созидается движение или, вернее, все¬общее брожение во Вселенной.
Если смотреть на тело как на более или менее со-противляющееся, а не как на нечто тяжелое или стре¬мящееся к центру тяжести, то этим ему уже припи¬сывается сила, приписывается самобытное и внутрен¬нее действие; но имеются и другие силы, из которых одни действуют во всех направлениях, другие же в определенных направлениях.
Невозможно предположение чего-либо, что сущест¬вует вне материальной Вселенной; никогда не следует делать подобных предположений, потому что из этого нельзя сделать никаких выводов.
Все, что говорится о невозможности ускорения дви¬жения или скорости, наносит удар гипотезе однород¬ной материи, но это не имеет отношения к тому, кто выводит движение материи из ее разнородности; пред¬положение однородной материи приводит к ряду дру¬гих нелепостей.
Все физики, предполагающие, что материя безраз¬лична по отношению к движению и покою, не имеют
664

отчетливого представления о сопротивлении. Чтобы физики могли сделать какой-нибудь вывод из сопро-тивления, нужно было бы, чтобы это свойство проявля¬лось безразлично повсюду и чтобы его энергия была той же в любом направлении. В таком случае это было бы внутренней силой, существующей в любой моле¬куле, но такое сопротивление различно в соответствии с направлением, по которому тело могут толкать; оно больше в вертикальном, чем в горизонтальном, на-правлении.
Отличие тяжести от силы инерции в том, что тя-жесть не оказывает одинакового сопротивления во всех направлениях, между тем как сила инерции оказывает сопротивление во всех направлениях.
И почему бы сила инерции не могла свестись к тому, чтобы удерживать тело в его состоянии покоя и в состоянии движения — исключительно благодаря понятию сопротивления, пропорционального количест¬ву материи. Понятие чистого сопротивления одинаково приложимо к покою и движению: к покою — когда тело находится в движении, к движению — когда тело покоится. Без этого сопротивления перед движением не было бы толчка и не было бы остановки после толчка: ведь тело было бы ничто.
В опыте с шаром, висящем на нитке, тяжесть лик-видируется. Шар тянет нитку настолько, насколько нитка тянет шар. Таким образом, сопротивление тела зависит исключительно от силы инерции.
Если бы нитка тянула сильнее, чем шар своим ве-сом, то шар поднялся бы. Если бы шар тянул своим весом больше, чем тянет нитка, он бы спустился, и т. д. и т. п. (стр. 135—139).
ГОЛЬБАХ
Полъ-Анри Гольбах (1723—1789) — французский философ-материалист и атеист. По происхождению немец (барон), ро-дившийся в Германии, но воспитавшийся и проведший всю свою сознательную жизнь в Париже. Гольбах был деятель¬ным участником «Энциклопедии», дружил с Дидро, Даламбе-ром,-Гельвецием и другими материалистами и просветителями. Гольбаха рассматривают обычно в качестве систематизатора
665

французского материализма и атеизма. Такая систематизация осуществлена в его объемистом труде «Система природы». Эта книга, в создании которой, по всей вероятности, принимал уча¬стие Дидро и, возможно, некоторые другие участники их круж¬ка, впервые была опубликована в 1770 г. под именем Мирабо (умершего в 1760 г. члена Французской академии) в Амстер¬даме (на титуле был указан Лондон). О популярности втого произведения свидетельствует то, что до начала французской революции оно выдержало еще семь изданий. Гольбах является также автором «Естественной политики, или Бесед об истинных принципах управления» (1773), а также ряда блестцщих атеи¬стических памфлетов — «Разоблаченное христианство», «Кар¬манное богословие», «Здравый смысл» и других.
В настоящем томе публикуются отрывки ив «Системы при-роды». Они подобраны В. Н. Кузнецовым по 1-му тому «Избран¬ных произведений» Гольбаха (М., 1963).
СИСТЕМА ПРИРОДЫ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
О ПРИРОДЕ И ЕЕ ЗАКОНАХ,
О ЧЕЛОВЕКЕ, О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ,
О ДОГМАТЕ БЕССМЕРТИЯ, О СЧАСТЬЕ
ГЛАВА I О ПРИРОДЕ
Люди всегда будут заблуждаться, если станут пре¬небрегать опытом ради порожденных воображением систем. Человек — произведение природы, он сущест¬вует в природе, подчинен ее законам, не может освобо¬диться от нее, не может — даже в мысли — выйти из природы. Тщетно дух его желает ринуться за грани видимого мира, он всегда вынужден вмещаться в его пределах. Для существа, созданного природой и огра¬ниченного ею, не существует ничего, помимо того ве¬ликого целого, часть которого оно составляет и воздей¬ствия которого испытывает. Предполагаемые существа, будто бы отличные от природы и стоящие над ней, все¬гда останутся призраками, и мы никогда не сумеем со¬ставить себе правильных представлений о них, равно как и об их местопребывании и образе действий. Нет и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее.
666

Пусть же человек пе¬рестанет искать вне оби-таемого им мира сущест¬ва, способные дать ему то счастье, в котором ему отказывает природа. Пусть он изучает эту природу и ее законы, пусть созер-цает ее энергию и неиз¬менный образ действий. Пусть он применит свои открытия для достижения собственного счастья и молча подчинится зако¬нам, от действия которых ничто не может его изба¬вить. Пусть он согласится с тем, что не знает причин, окруженных для него непро¬ницаемой завесой. Пусть безропотно покорится веле¬ниям универсальной силы, которая никогда не возвра-щается вспять и никогда не может нарушить законы, предписанные ей ее собственной сущностью.
Мыслители явно злоупотребляли столь часто про¬водившимся различением между физическим человеком и человеком духовным.

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн