Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

Человек есть чисто физическое существо; духовный человек — это то же самое физиче¬ское существо, только рассматриваемое под известным углом зрения, т. е. по отношению к некоторым спосо¬бам действий, обусловленным особенностями его орга¬низации. Но разве эта организация не есть дело рук природы? Разве доступные ей движения или способы действий не являются физическими? Видимые дейст¬вия человека, равно как и совершающиеся внутри его невидимые движения, порожденные его волей или мыслью, являются естественным результатом, неизбеж¬ным следствием его собственного устройства и получае¬мых им от окружающих существ импульсов. Все, что
было придумано в ходе истории человеческой мыслью, чтобы изменить или улучшить жизнь людей и сде-
; дать их более счастливыми, всегда было лишь неиз-бежным результатом собственной сущности человека
667

и воздействующих на него живых существ. Все наши уч-реждения, наши размышления и познания имеют своей целью только доставить нам то счастье, к которому нас заставляет непрестанно стремиться наша собственная природа. Все, что мы делаем или мыслим, все, чем мы являемся и чем мы будем, всегда лишь следствие того, чем нас сделала всеобъемлющая природа. Все наши идеи, желания, действия представляют собой необхо¬димый результат сущности и качеств, вложенных в нас этой природой, и видоизменяющих нас обстоятельств, которые она заставляет нас испытывать. Одним словом, искусство — это та же природа, действующая с по¬мощью созданных ею орудий.
Природа посылает человека голым и беспомощным в этот мир, призванный быть его местопребыванием. Вскоре он начинает носить в виде одеяния шкуры, а затем мало-помалу прясть золото и шелк. Существу, которое жило бы в заоблачных высотах и оттуда могло созерцать человеческий род со всеми его изменениями и прогрессом, люди казались бы одинаково подчинен-ными законам природы как тогда, когда они совершен¬но нагие бродят в лесах, с трудом добывая себе пищу, как и тогда, когда, живя в цивилизованных, т. е. более богатых опытом, обществах и утопая под конец в рос¬коши, они с каждым днем измышляют тысячи новых потребностей и открывают тысячи новых способов удовлетворять их. Все, что мы делаем для изменения своего существа, является лишь длинной цепью при¬чин и следствий, представляющих собой только разви¬тие полученных нами от природы первичных импуль¬сов.
Все заблуждения людей — это заблуждения в обла¬сти физики; люди обманываются лишь тогда, когда пренебрегают природой, не желают считаться с ее за¬конами и призывать к себе на помощь опыт. Так, не имея опыта, они составили себе несовершенные пред¬ставления о материи, ее свойствах, сочетаниях и си¬лах, ее способе действия, или энергии, вытекающей из ее сущности. Поэтому вся Вселенная стала для них ареной иллюзий. Они не поняли природы и ее законов, не увидели необходимых путей, начертанных ею для
668

всего, что в ней заключено. Мало того! Они не поня¬ли самих себя; все их системы, гипотезы, рассуждения, лишенные основы опыта, представляют собой лишь сплошную сеть заблуждений и нелепостей.
Всякое заблуждение пагубно; впав в заблуждение, человеческий род стал несчастным. Не познав приро¬ды, он создал себе богов, которые стали единственными предметами его надежд и опасений. Люди не поняли, что эта природа, лишенная как доброты, так и злобы, создавая и разрушая существа, сразу же заставляя страдать тех, кого она наделила чувствительностью, распределяя между ними блага и бедствия, непрерыв¬но изменяя эти существа, следует лишь необходимым и непреложным законам. Они не поняли, что человек должен искать в самой природе и в своих собственных силах средства удовлетворения своих потребностей, лекарства от своих страданий и пути к счастью. Они ожидали этих вещей от каких-то воображаемых су¬ществ, в которых видели виновников своих удовольст¬вий и страданий. Отсюда ясно, что теми неизвестными «силами, перед которыми так долго трепетал человече¬ский род, и суеверными вероучениями, которые были источниками всех его бедствий, люди обязаны незна¬нию природы.
Из-за незнания собственной природы и собственных стремлений, своих потребностей и прав человек, живя в обществе, утратил свободу и стал рабом. Он отрекся от желаний своего сердца или счел необходимым за¬глушить их и пожертвовать своим благополучием при¬хотям своих вождей. Он не понял цели общества и пра-вительства, безоговорочно подчинился таким же, как он сам, людям, на которых под влиянием предрассуд¬ков стал смотреть как на существ высшего порядка, как на земных богов. Эти последние воспользовались его заблуждением, чтобы поработить его, развратить, сделать порочным и несчастным. Так вследствие не¬знания своей собственной природы род человеческий оказался порабощенным и стал жертвой дурных прави¬тельств.
Из-за незнания самого себя и необходимых отноше¬ний, существующих между ним и другими людьми,
669

человек отрекся от своих обязанностей к ближним, не понял, что другие люди необходимы для его собствен-ного счастья. Он не понял также своих обязанностей по отношению к самому себе, не усмотрел излишеств, которых должен избегать, чтобы добиться прочного счастья, не отличил страстей, которым должен сопро¬тивляться, от тех, которым должен отдаться ради сво¬его собственного счастья. Одним словом, он не понял своих истинных интересов. Этим объясняется беспоря¬дочность его жизни, его невоздержанность, его постыд¬ные удовольствия и все пороки, которым он предался в ущерб своему здоровью и прочному благополучию. Таким образом, незнание человеческой природы поме¬шало человеку уяснить себе задачи нравственности; впрочем, развратные правительства, которым он был подчинен, помешали бы ему осуществить на деле пред¬писания морали, даже если бы он их знал.
Точно так же именно потому, что человек не иссле¬довал природу И ее законы и не старался открыть ее свойства и ресурсы, он коснеет в невежестве или де-лает столь медленные и неверные шаги по пути к улуч-шению своей участи. Из-за лени он предпочитает ру¬ководствоваться скорее примером, рутиной, авторите¬том, чем опытом, который побуждает к деятельности, и разумом, который требует размышления.
Поднимемся же над облаками предрассудков. Вый¬дем из окружающего нас густого тумана, чтобы рас-смотреть взгляды людей, их различные учения. Бу-дем остерегаться разгула воображения, возьмем в ру¬ководители опыт, обратимся к -природе, постараемся почерпнуть в ней самой правильные понятия о заклю¬чающихся в ней предметах. Прибегнем к содействию наших чувств, которые пытались сделать подозритель¬ными в наших глазах; станем вопрошать разум, кото¬рый бесстыдно оклеветали и унизили; будем внима¬тельно созерцать видимый мир и посмотрим, не доста¬точно ли его, чтобы дать нам возможность судить о неведомых землях духовного мира. Может быть, мы най¬дем, что не было никаких оснований отличать друг от друга и разделять два царства, одинаково входящие в область природы.
670

Вселенная, это колоссальное соединение всего су¬ществующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и след¬ствий. Некоторые из этих причин нам известны, ибо они непосредственно воздействуют на наши чувства. Другие нам не известны, потому что действуют на нас лишь посредством следствий, часто очень удаленных от своих первопричин.
Разнообразнейшие вещества, сочетаясь на тысячи ладов, непрерывно получают и сообщают друг другу различные движения. Различные свойства веществ, их различные сочетания и разнообразные способы дей¬ствия, являющиеся необходимыми следствиями этих свойств и сочетаний, составляют для нас сущность всех явлений бытия, и от различия этих сущностей зависят различные порядки, ряды или системы, в которые вхо¬дят эти явления, в совокупности составляющие то, что мы называем природой.
Таким образом, природа, понимаемая в широчайшем смысле этого слова, есть великое целое, получающееся от соединения различных веществ, их различных соче¬таний и различных движений, наблюдаемых нами во Вселенной. Природа понимаемая в более узком смысле или рассматриваемая в каждом отдельном явлении — это целое, вытекающее из сущности, т. е. из свойств, сочетаний, движений или способов действий, отличаю¬щих данное явление от других. Так, человек есть некое вытекающее из комбинаций известных веществ, одаренных специфическими свойствами, целое устрой¬ство, которое называется организацией и сущность ко¬торого в том, чтобы чувствовать, мыслить, действо¬вать — одним словом, двигаться способом, отличающим человека от других существ, с которыми он себя срав¬нивает. В результате этого сравнения человек относит себя к существам особого порядка, системы, класса, от-личающимся от класса животных, в которых он не за¬мечает тех же самых свойств, что у себя. Различ-ные системы существ, или, если угодно, их специфиче¬ские сущности, зависят от общей системы, от великого
671

целого, от всеобъемлющей природы, часть которой они составляют и с которой необходимо связано все суще¬ствующее (стр. 59—67).
ГЛАВА II
О ДВИЖЕНИИ И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИИ
v
Движение — это усиление, с помощью которого ка¬кое-нибудь тело изменяет или стремится изменить ме¬стоположение, т. е. последовательно вступить в соот¬ветствие с различными частями пространства или же изменить свое расстояние по отношению к другим те¬лам. Одно лишь движение устанавливает отношения между нашими органами и телами, находящимися вну¬три или вне нас; лишь по сообщаемым нам этими тела¬ми движениям мы узнаем об их существовании, судим об их свойствах, отличаем их друг от друга, распреде¬ляем их по разным классам.
Разнообразные существа, субстанции или тела, со¬вокупность которых составляет природу, будучи сами следствиями известных сочетаний, или причин, в свою очередь становятся причинами. Причина — это тело или явление природы (etre), приводящее в движение дру¬гое тело или производящее в нем какое-нибудь измене¬ние. Следствие — это изменение, произведенное каким-нибудь телом в другом теле при помощи движения.
Всякое тело способно в силу своей особенной сущ¬ности, или природы, производить, получать и сообщать различные движения; через посредство движения не¬которые тела способны воздействовать на наши органы, а последние оказываются в состоянии получать впечат¬ления от них или испытывать изменения в их присут¬ствии. Те тела или существа, которые не могут воздей¬ствовать на наши органы ни непосредственно, т. е. сами по себе, ни опосредованно, т. е. через другие тела, не существуют для нас, ибо они не в состоянии воз-действовать на нас и, следовательно, доставлять нам идеи и не могут стать предметом нашего познания и суждения. Познать какой-нибудь предмет — значит по¬чувствовать его; почувствовать его — значит испытать его воздействие. Видеть — значит испытать такое воз-
672

действие через посредство органа зрения; слышать — значит испытать такое воздействие с помощью органа слуха и т. д. Словом, как бы ни действовало на нас тело, мы познаем его лишь благодаря какому-нибудь -изменению, произведенному им в нас.
Вообще наши чувства обнаруживают в окружающих нас телах два рода движения: во-первых, движение масс, представляющее собой перемещение тел с одно¬го места на другое; этого рода движение непосредст¬венно доступно нашему наблюдению. Так мы можем видеть, как падает камень, катится шар, движется, или меняет свое положение, .рука. Но есть другое, внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойст¬венной известному телу энергии, т. е. от сущности, от сочетания, действия и противодействия невидимых молекул материи, из которых состоит это тело; это дви¬жение не обнаруживается нами непосредственно, мы

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн