знаем его лишь по изменениям и превращениям, заме¬чаемым по истечении некоторого времени в телах или смесях. Такого рода, например, те скрытые движения, которые вызываются брожением в молекулах муки: последние, первоначально будучи рассеянными, разроз¬ненными, впоследствии связываются и образуют ком¬пактную массу, называемую нами хлебом. Такого же рода те неуловимые движения, благодаря которым ра¬стет, крепнет, видоизменяется, приобретает новые каче-ства какое-нибудь растение или животное: наши глаза не способны проследить постепенные действия причин, порождающих эти следствия. Наконец, того же рода и происходящие в человеке внутренние движения, ко¬торые мы называем его умственными способностями, мыслями, страстями, желаниями и о которых можем судить лишь по его поступкам, т. е. по видимым дей¬ствиям, сопровождающим их или следующим за ними. Так, видя кого-нибудь бегущим, мы умозаключаем, что он внутренне охвачен чувством страха, и т. д. Как ви¬димые, так и скрытые движения называются приоб¬ретенными, если они сообщены телу посторонней, су¬ществующей вне его причиной, или силой, заметить ко¬торую нам позволяют наши чувства. Так, мы называем приобретенным движение, сообщаемое ветром парусам
22 Антология, т. 2 673
какого-нибудь судна. Мы называем самопроизвольны¬ми движения, происходящие в ????, заключающем в са¬мом себе причину наблюдаемых в нем изменений. В этом случае мы говорим, что тело действует и дви¬жется в силу собственной энергии. Сюда относятся дви¬жения идущего, говорящего, думающего человека. Од¬нако, если приглядеться пристальнее, мы убедимся, что, строго говоря, в различных телах природы вовсе нет самопроизвольных движений, ибо все они непре-рывно действуют друг на друга и все происходящие в них изменения зависят от видимых или скрытых при-чин, воздействующих на них. Человеческая воля испы¬тывает воздействие извне и скрытым образом опреде¬ляется внешними причинами, производящими измене¬ния в человеке. Мы воображаем, что эта воля дейст¬вует сама собой, так как не видим ни определяющей ее причины, ни способа, каким она действует, ни органа, который она приводит в действие.
Каковы бы ни были движения тел, они являются не-обходимым следствием их сущности или их свойств и свойств тех причин, действие которых испытывают эти тела. Всякая вещь может действовать и двигаться только определенным образом, т. е. согласно законам, зависящим от ее собственной сущности, собственного сочетания и собственной природы, словом, от ее собст¬венной энергии и энергии тел, воздействующих на нее. Именно в этом и заключаются неизменные законы дви¬жения; я говорю неизменные, ибо они не могут изме¬ниться без радикального изменения самой сущности тел. Так, тяжелое тело непременно должно упасть, если не встретит препятствия, способного остановить его в падении. Так, одаренное чувствительностью существо непременно должно искать удовольствий и избегать страданий. Так, вещество огня непременно должно жечь и распространять свет и т. д.
Все во Вселенной находится в движении. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать; если мы станем внимательно рассматривать её части, то уви¬дим, что среди них нет ни одной, которая находилась бы в абсолютном покое. Те, которые представляются нам лишенными движения, находятся в действитель-
674
.ности лишь в относительном или кажущемся покое. Они испытывают столь неуловимые и малые движения, что мы не можем заметить их изменений. Все, что ка-;кется нам находящимся в покое, в действительности ни на мгновение не остается в одном и том же состоя¬нии.
В телах не может быть действия без противо-действия. Тело, испытывающее какой-нибудь толчок, притяжение или давление, которым оно сопротивляет¬ся, самим этим сопротивлением показывает нам свое противодействие. Отсюда следует, что в данном случае существует некоторая скрытая сила (vis inertiae), ко-торая направлена против другой силы, и это с очевид¬ностью доказывает, что сила инерции способна эффек¬тивно действовать и противодействовать. Наконец, ясно, что силы, называемые мертвыми, и силы, именуемые живыми, или движущими, представляют собой явления одного и того же рода, которые только обнаруживают себя различным образом (стр. 68—73).
Одним словом, дополняемое размышлением наблю¬дение должно убедить нас в том, что все в природе на-ходится в непрерывном движении; что нет ни одной ее части, которая пребывала бы в настоящем покое, что природа представляет собой действующее целое, кото-рое перестало бы быть природой, если бы не действо¬вало, и в котором при отсутствии движения ничто не могло бы происходить, сохраняться, действовать. Итак, идея природы необходимым образом заключает в себе идею движения. Но, спросят нас: откуда эта природа получила свое движение? Мы ответим, что от самой се¬бя, ибо она есть великое целое, вне которого ничто не может существовать. Мы скажем, что движение — это способ существования, необходимым образом вытекаю¬щий из сущности материи; что материя движется бла¬годаря собственной энергии; что она обязана своим движением внутренне присущим ей силам; что разнооб¬разие ее движений и вытекающих отсюда явлений про¬исходит от различия свойств, качеств, сочетаний, пер¬воначально заключающихся в разнообразных первич¬ных веществах, совокупностью которых является при¬рода.
22• 675
Если бы к наблюдению природы подходили без пред-. рассудков, то давно убедились бы, что материя дейст¬вует своими собственными силами и не нуждается ни в каком внешнем толчке, чтобы прийти в движение; за-, метили бы, что всякий раз, когда смеси различных ма¬териальных веществ оказываются в состоянии воздей¬ствовать друг на друга, сейчас же возникает движение и что смеси эти действуют с силой, способной произво¬дить самые поразительные эффекты.
Порождение движения или его распространение, а также энергию материи можно заметить в особенности во всех тех сочетаниях, куда совместно входят огонь, воздух и вода; эти элементы или, вернее, смеси, будучи самыми летучими и быстротечными из тел, являются, однако, в руках природы главными действующими си¬лами, или агентами, порождающими наиболее порази¬тельные из ее явлений: они вызывают гром, вулканиче¬ские извержения, землетрясения. Наука дает нам в виде пороха, соединенного с огнем, образчик агента изу¬мительной силы. Одним словом, комбинируя веще¬ства, почитаемые мертвыми и косными, мы получаем самые грозные последствия.
Если бы люди внимательнее относились к тому, что происходит на их глазах, они не стали бы искать вне природы отличную от нее силу, которая будто бы при-вела ее в движение и без которой, как им казалось, в природе не могло возникнуть движение. Если под при-родой мы станем понимать груду мертвых, лишенных всяких свойств и чисто пассивных веществ, то, разуме- • ется, нам придется искать вне этой природы принцип ее движений. Но если мы будем понимать под приро¬дой то, чем она является в действительности, а именно целое, разные части которого имеют разные свойства, действуют согласно этим свойствам, находятся в непре-рывном взаимодействии, имеют вес и тяготеют к об¬щему центру или удаляются по направлению к пе¬риферии, притягивают и отталкивают друг друга, со¬единяются и разъединяются, производят и разрушают своими непрерывными столкновениями и сближениями все наблюдаемые нами тела, — тогда ничто не заставит нас прибегать к содействию сверхъестественных сил,
676
чтобы понять образование наблюдаемых нами вещей и г явлений (стр. 75—78)..
Итак, если нас спросят, откуда явилась материя, мы ответим, что она существовала всегда. Если спросят, откуда у материи появилось движение, мы ответим, что по тем же основаниям она должна была двигаться вечно, так как движение — необходимый результат ее существования, сущности и таких первоначальных , свойств, как протяжение, вес, непроницаемость, фигура и т. д.
Отсюда ясно, что, предполагая, как это приходится сделать, существование материи, мы должны признать в ней некоторые качества, из которых с необходимостью вытекают определяемые этими качествами движения ; или способы действия. Чтобы образовать Вселенную, • Декарт требовал только допустить материю и движе-? ние. Ему достаточно было разнообразной материи; ‘ различные движения являются следствиями ее суще¬ствования, сущности, свойств; различные способы дей¬ствия являются необходимыми следствиями ее различ¬ных способов бытия. Материя без свойств есть чистое ничто. Таким образом, если материя существует, она должна действовать; если материя разнообразна, она должна действовать разнообразно; если материя не мо¬гла начать существовать, она существует от века, ни-, когда не перестанет существовать и действовать в си¬лу собственной энергии, а движение есть свойство, вы-текающее из ее собственного существования.
Существование материи есть факт; существование движения — другой такой же факт (стр. 80—81).
ГЛАВА III
О МАТЕРИИ, ЕЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЧЕТАНИЯХ И ДВИЖЕНИЯХ, ИЛИ О ПРОИСХОДЯЩИХ В ПРИРОДЕ ПРОЦЕССАХ
Мы не знаем элементов тел, но знаем некоторые из их свойств или качеств и отличаем друг от друга раз-личные вещества по тем впечатлениям, или измене-ниям, которые они вызывают в наших чувствах, т. е. по различным движениям, порождаемым в нас их при-сутствием. Таким образом, мы обнаруживаем в телах
677
протяжение, подвижность, делимость, твердость, тя-жесть, силу инерции. Из этих общих и первичных свойств вытекают другие: плотность, фигура, цвет, вес и т. д. Таким образом, по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь обра¬зом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных впе¬чатлениях, или изменениях, производимых в нас этими веществами.
До сих пор не было дано удовлетворительного оп¬ределения материи. Люди, введенные в заблуждение своими предрассудками, имели о ней лишь несовершен¬ные, поверхностные, смутные представления. Они рас¬сматривали эту материю как какое-то единое, грубое, пассивное тело, неспособное двигаться, сочетаться, про¬изводить что-нибудь самостоятельно. Между тем они должны были рассматривать ее как род явлений и су¬ществ, различные особи которого хотя и имеют некото¬рые общие свойства, как, например, протяжение, дели-мость, фигуру и т. д., но не должны ни быть относимы к одному и тому же классу, ни получать одного и того же наименования.
Достаточно хоть сколько-нибудь внимательно при¬глядеться к происходящим в природе процессам, про¬следить за телами природы в различных состояних, че¬рез которые они вынуждены проходить в силу своих свойств, чтобы убедиться, что одно лишь движение яв¬ляется источником изменений, сочетаний, форм, одним словом, всех модификаций материи (стр. 84—86).
От камня, образованного внутри земли путем тес-ного сочетания сходных и родственных, сблизившихся между собой молекул, до солнца, этого колоссального резервуара пылающих частиц, освещающего небесный свод, от пассивной устрицы до активного и мыслящего человека мы видим непрерывное продвижение, постоян¬ную цепь сочетаний и