Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

знаем его лишь по изменениям и превращениям, заме¬чаемым по истечении некоторого времени в телах или смесях. Такого рода, например, те скрытые движения, которые вызываются брожением в молекулах муки: последние, первоначально будучи рассеянными, разроз¬ненными, впоследствии связываются и образуют ком¬пактную массу, называемую нами хлебом. Такого же рода те неуловимые движения, благодаря которым ра¬стет, крепнет, видоизменяется, приобретает новые каче-ства какое-нибудь растение или животное: наши глаза не способны проследить постепенные действия причин, порождающих эти следствия. Наконец, того же рода и происходящие в человеке внутренние движения, ко¬торые мы называем его умственными способностями, мыслями, страстями, желаниями и о которых можем судить лишь по его поступкам, т. е. по видимым дей¬ствиям, сопровождающим их или следующим за ними. Так, видя кого-нибудь бегущим, мы умозаключаем, что он внутренне охвачен чувством страха, и т. д. Как ви¬димые, так и скрытые движения называются приоб¬ретенными, если они сообщены телу посторонней, су¬ществующей вне его причиной, или силой, заметить ко¬торую нам позволяют наши чувства. Так, мы называем приобретенным движение, сообщаемое ветром парусам
22 Антология, т. 2 673

какого-нибудь судна. Мы называем самопроизвольны¬ми движения, происходящие в ????, заключающем в са¬мом себе причину наблюдаемых в нем изменений. В этом случае мы говорим, что тело действует и дви¬жется в силу собственной энергии. Сюда относятся дви¬жения идущего, говорящего, думающего человека. Од¬нако, если приглядеться пристальнее, мы убедимся, что, строго говоря, в различных телах природы вовсе нет самопроизвольных движений, ибо все они непре-рывно действуют друг на друга и все происходящие в них изменения зависят от видимых или скрытых при-чин, воздействующих на них. Человеческая воля испы¬тывает воздействие извне и скрытым образом опреде¬ляется внешними причинами, производящими измене¬ния в человеке. Мы воображаем, что эта воля дейст¬вует сама собой, так как не видим ни определяющей ее причины, ни способа, каким она действует, ни органа, который она приводит в действие.
Каковы бы ни были движения тел, они являются не-обходимым следствием их сущности или их свойств и свойств тех причин, действие которых испытывают эти тела. Всякая вещь может действовать и двигаться только определенным образом, т. е. согласно законам, зависящим от ее собственной сущности, собственного сочетания и собственной природы, словом, от ее собст¬венной энергии и энергии тел, воздействующих на нее. Именно в этом и заключаются неизменные законы дви¬жения; я говорю неизменные, ибо они не могут изме¬ниться без радикального изменения самой сущности тел. Так, тяжелое тело непременно должно упасть, если не встретит препятствия, способного остановить его в падении. Так, одаренное чувствительностью существо непременно должно искать удовольствий и избегать страданий. Так, вещество огня непременно должно жечь и распространять свет и т. д.
Все во Вселенной находится в движении. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать; если мы станем внимательно рассматривать её части, то уви¬дим, что среди них нет ни одной, которая находилась бы в абсолютном покое. Те, которые представляются нам лишенными движения, находятся в действитель-
674

.ности лишь в относительном или кажущемся покое. Они испытывают столь неуловимые и малые движения, что мы не можем заметить их изменений. Все, что ка-;кется нам находящимся в покое, в действительности ни на мгновение не остается в одном и том же состоя¬нии.
В телах не может быть действия без противо-действия. Тело, испытывающее какой-нибудь толчок, притяжение или давление, которым оно сопротивляет¬ся, самим этим сопротивлением показывает нам свое противодействие. Отсюда следует, что в данном случае существует некоторая скрытая сила (vis inertiae), ко-торая направлена против другой силы, и это с очевид¬ностью доказывает, что сила инерции способна эффек¬тивно действовать и противодействовать. Наконец, ясно, что силы, называемые мертвыми, и силы, именуемые живыми, или движущими, представляют собой явления одного и того же рода, которые только обнаруживают себя различным образом (стр. 68—73).
Одним словом, дополняемое размышлением наблю¬дение должно убедить нас в том, что все в природе на-ходится в непрерывном движении; что нет ни одной ее части, которая пребывала бы в настоящем покое, что природа представляет собой действующее целое, кото-рое перестало бы быть природой, если бы не действо¬вало, и в котором при отсутствии движения ничто не могло бы происходить, сохраняться, действовать. Итак, идея природы необходимым образом заключает в себе идею движения. Но, спросят нас: откуда эта природа получила свое движение? Мы ответим, что от самой се¬бя, ибо она есть великое целое, вне которого ничто не может существовать. Мы скажем, что движение — это способ существования, необходимым образом вытекаю¬щий из сущности материи; что материя движется бла¬годаря собственной энергии; что она обязана своим движением внутренне присущим ей силам; что разнооб¬разие ее движений и вытекающих отсюда явлений про¬исходит от различия свойств, качеств, сочетаний, пер¬воначально заключающихся в разнообразных первич¬ных веществах, совокупностью которых является при¬рода.
22• 675

Если бы к наблюдению природы подходили без пред-. рассудков, то давно убедились бы, что материя дейст¬вует своими собственными силами и не нуждается ни в каком внешнем толчке, чтобы прийти в движение; за-, метили бы, что всякий раз, когда смеси различных ма¬териальных веществ оказываются в состоянии воздей¬ствовать друг на друга, сейчас же возникает движение и что смеси эти действуют с силой, способной произво¬дить самые поразительные эффекты.
Порождение движения или его распространение, а также энергию материи можно заметить в особенности во всех тех сочетаниях, куда совместно входят огонь, воздух и вода; эти элементы или, вернее, смеси, будучи самыми летучими и быстротечными из тел, являются, однако, в руках природы главными действующими си¬лами, или агентами, порождающими наиболее порази¬тельные из ее явлений: они вызывают гром, вулканиче¬ские извержения, землетрясения. Наука дает нам в виде пороха, соединенного с огнем, образчик агента изу¬мительной силы. Одним словом, комбинируя веще¬ства, почитаемые мертвыми и косными, мы получаем самые грозные последствия.
Если бы люди внимательнее относились к тому, что происходит на их глазах, они не стали бы искать вне природы отличную от нее силу, которая будто бы при-вела ее в движение и без которой, как им казалось, в природе не могло возникнуть движение. Если под при-родой мы станем понимать груду мертвых, лишенных всяких свойств и чисто пассивных веществ, то, разуме- • ется, нам придется искать вне этой природы принцип ее движений. Но если мы будем понимать под приро¬дой то, чем она является в действительности, а именно целое, разные части которого имеют разные свойства, действуют согласно этим свойствам, находятся в непре-рывном взаимодействии, имеют вес и тяготеют к об¬щему центру или удаляются по направлению к пе¬риферии, притягивают и отталкивают друг друга, со¬единяются и разъединяются, производят и разрушают своими непрерывными столкновениями и сближениями все наблюдаемые нами тела, — тогда ничто не заставит нас прибегать к содействию сверхъестественных сил,
676

чтобы понять образование наблюдаемых нами вещей и г явлений (стр. 75—78)..
Итак, если нас спросят, откуда явилась материя, мы ответим, что она существовала всегда. Если спросят, откуда у материи появилось движение, мы ответим, что по тем же основаниям она должна была двигаться вечно, так как движениенеобходимый результат ее существования, сущности и таких первоначальных , свойств, как протяжение, вес, непроницаемость, фигура и т. д.
Отсюда ясно, что, предполагая, как это приходится сделать, существование материи, мы должны признать в ней некоторые качества, из которых с необходимостью вытекают определяемые этими качествами движения ; или способы действия. Чтобы образовать Вселенную, • Декарт требовал только допустить материю и движе-? ние. Ему достаточно было разнообразной материи; ‘ различные движения являются следствиями ее суще¬ствования, сущности, свойств; различные способы дей¬ствия являются необходимыми следствиями ее различ¬ных способов бытия. Материя без свойств есть чистое ничто. Таким образом, если материя существует, она должна действовать; если материя разнообразна, она должна действовать разнообразно; если материя не мо¬гла начать существовать, она существует от века, ни-, когда не перестанет существовать и действовать в си¬лу собственной энергии, а движение есть свойство, вы-текающее из ее собственного существования.
Существование материи есть факт; существование движения — другой такой же факт (стр. 80—81).
ГЛАВА III
О МАТЕРИИ, ЕЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЧЕТАНИЯХ И ДВИЖЕНИЯХ, ИЛИ О ПРОИСХОДЯЩИХ В ПРИРОДЕ ПРОЦЕССАХ
Мы не знаем элементов тел, но знаем некоторые из их свойств или качеств и отличаем друг от друга раз-личные вещества по тем впечатлениям, или измене-ниям, которые они вызывают в наших чувствах, т. е. по различным движениям, порождаемым в нас их при-сутствием. Таким образом, мы обнаруживаем в телах
677

протяжение, подвижность, делимость, твердость, тя-жесть, силу инерции. Из этих общих и первичных свойств вытекают другие: плотность, фигура, цвет, вес и т. д. Таким образом, по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь обра¬зом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных впе¬чатлениях, или изменениях, производимых в нас этими веществами.
До сих пор не было дано удовлетворительного оп¬ределения материи. Люди, введенные в заблуждение своими предрассудками, имели о ней лишь несовершен¬ные, поверхностные, смутные представления. Они рас¬сматривали эту материю как какое-то единое, грубое, пассивное тело, неспособное двигаться, сочетаться, про¬изводить что-нибудь самостоятельно. Между тем они должны были рассматривать ее как род явлений и су¬ществ, различные особи которого хотя и имеют некото¬рые общие свойства, как, например, протяжение, дели-мость, фигуру и т. д., но не должны ни быть относимы к одному и тому же классу, ни получать одного и того же наименования.
Достаточно хоть сколько-нибудь внимательно при¬глядеться к происходящим в природе процессам, про¬следить за телами природы в различных состояних, че¬рез которые они вынуждены проходить в силу своих свойств, чтобы убедиться, что одно лишь движение яв¬ляется источником изменений, сочетаний, форм, одним словом, всех модификаций материи (стр. 84—86).
От камня, образованного внутри земли путем тес-ного сочетания сходных и родственных, сблизившихся между собой молекул, до солнца, этого колоссального резервуара пылающих частиц, освещающего небесный свод, от пассивной устрицы до активного и мыслящего человека мы видим непрерывное продвижение, постоян¬ную цепь сочетаний и

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн