Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

наиболее скрытую, далекую и неизвестную причину наблюдаемых ими явлений; они употребляют это слово лишь в тех слу¬чаях, когда перестают разбираться в механизме есте¬ственных и известных им причин; утратив из виду по¬следовательность и связь этих причин, они прекращают свои поиски; чтобы покончить с затруднениями, назы¬вают богом последнюю причину, т. е. ту, которая на¬ходится за гранью всех известных им причин; таким образом, они дают лишь туманное название некоторой неизвестной причине, перед которой останавливаются под влиянием лености мысли или ограниченности сво¬их познаний (стр. 366—368).
684

Если незнание природы .породило богов, то позна¬ние ее должно их уничтожить. С ростом знаний чело¬века растут его силы и его орудия; науки, искусства, ремесла оказывают ему свою помощь; опыт делает его более уверенным, помогая ему оказывать сопротивле¬ние многим явлениям, перестающим пугать его, лишь только он познает их. Одним словом, людские страхи рассеиваются по мере роста просвещения. Просвещен¬ный человек перестает быть суеверным (стр. 375).
КОНДОРСЕ
Жан-Антуан Кондорсе (1743—1794) — французский просве-титель, математик и политический деятель. Сотрудничал в «Эн-циклопедии», возглавлявшейся Дидро. Будучи членом Фран¬цузской академии, Кондорсе в течение многих лет занимал пост ее секретаря. Во время французской буржуазной револю¬ции в 1791 г. был избран в Законодательное собрание. В Кон¬венте примкнул к жирондистам и боролся против якобинцев. Правительства Робеспьера обвинило Кондорсе в участии в за¬говоре и вынесло решение об его аресте. Скрываясь, он писал свое знаменитое произведение «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». В начале 1794 г. Кондорсе был арестован и в тюрьме, желая избежать казни, принял яд. Выдержки из его произведения подобраны В. Н. Кузнецовым по изданию: Ж. А. Кондорсе. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.
ЭСКИЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА
ВВЕДЕНИЕ
Человек рождается со способностью получать ощущения, замечать и различать в своих восприятиях составляющие их простейшие ощущения, удерживать, распознавать, комбиниро¬вать, сохранять или воспроизводить их в своей памяти, сравни¬вать между собой эти сочетания, схватывать то, что есть между ними общего, и то, что их различает, определяет признаки всех этих объектов, чтобы легче их понять и облегчить себе процесс новых сочетаний.
Эта способность развивается в нем под воздействием внеш¬них вещей, т. е. благодаря наличию известных сложных ощу¬щений, постоянство которых, выражающееся в тождестве их соединений или в законах их изменений, не зависит от него. Он упражняет также эту способность посредством общения
685

с себе подобными индивидами, наконец, при помощи искусст¬венных средств, которые люди, вслед за первым развитием этой самой способности, начали изобретать.
Если ограничиваться наблюдением, познанием общих фак¬тов и неизменных законов развития этих способностей, того общего, что имеется у различных представителей человече¬ского рода, то налицо будет наука, называемая метафизикой.
Но если рассматривать то же самое развитие с точки зре-ния результатов относительно массы индивидов, сосуществую¬щих одновременно на данном пространстве, и если проследить его из поколения в поколение, то тогда оно нам представится как картина прогресса человеческого разума.
Этот прогресс подчинен тем же общим законам, которые наблюдаются в развитии наших индивидуальных способностей, ибо он является результатом этого развития, наблюдаемого одновременно у большого числа индивидов, соединенных в об¬щество. Но результат, обнаруживаемый в каждый момент, за¬висит от результатов, достигнутых в предшествовавшие момен¬ты, и влияет на те, которые должны быть достигнуты в бу¬дущем.
Эта картина, таким образом, является исторической, ибо, подверженная бесперерывным изменениям, она создается путем последовательного наблюдения человеческих обществ в различ¬ные эпохи, которые они проходят.
Она должна представить порядок изменений, выявить влия¬ние, которое оказывает каждый момент на последующий, и по-казать, таким образом, в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Эти наблюдения над тем, чем человек был, над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам за¬тем найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему еще надеяться.
Такова цель предпринятой мной работы, результат которой должен заключаться в том, чтобы показать путем рассуждения и фактами, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совер¬шенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, имеют своей границей только длительность существования нашей планеты, в которую мы включены природой. Без сомнения, прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять; по крайней мере до тех пор, пока земля будет занимать то же самое место в мировой системе и пока общие законы этой системы не вызовут на земном шаре ни общего потрясе¬ния, ни изменений, которые не позволили бы более человече-скому роду на нем сохраняться, развернуть свои способности и находить такие же источники существования.
Человеческий род на первой стадии цивилизации представ¬ляет собой общество с небольшим числом людей, существовав-
686

ших охотой и рыболовством, обладавших примитивным ис-кусством изготовлять оружие и домашнюю утварь, строить или копать себе жилища, но уже владевших языком для выражения своих потребно¬стей и небольшим числом мо¬ральных идей, лежавших в основе общих правил их по¬ведения; живя семьями, они руководствовались общепри-нятыми обычаями, заменяв¬шими им законы, и имели да¬же несложную форму правле¬ния.
Понятно, что неуверен¬ность и трудность борьбы за существование, вынужденное чередование крайнего утомле¬ния и абсолютного отдыха не позволяли человеку распола¬гать тем досугом, при котором, работая мыслью, он мог бы обогащать свой ум новыми сочетаниями идей. Способы удовлет¬ворения потребностей настолько зависели от случая и времени года, что не были в состоянии породить с пользой промышлен-ность, развитие которой могло бы продолжаться; и каждый ограничивался усовершенствованием своей ловкости или лич¬ного искусства.
Таким образом, прогресс человеческого рода должен был быть тогда очень медленным; лишь изредка, благоприятствуемое необычайными обстоятельствами, человечество могло иметь по-ступательное движение. Между тем средства существования, получаемые от охоты, рыболовства, плодов непосредственно от земли, заменяются пищей, доставляемой животными, которых человек приручил, умеет сохранять и размножать. К скотовод¬ству, далее, присоединяется примитивное земледелие: человек не удовлетворяется более плодами или растениями, которые он находит, он научается из них создавать запасы, собирать их вокруг себя, сеять или разводить и содействовать их воспро¬изведению при помощи обработки земли.
Собственность, которая первоначально ограничивается соб-ственностью на убитых животных, оружие, сети, домашнюю утварь, распространяется сначала на стада, а затем на землю, которую человек распахал и обрабатывает. Со смертью главы эта собственность естественно переходит к семье. Некоторые владеют излишками, поддающимися сохранению. Если излишки значительны, они порождают новые потребности, если они вы¬ражаются в одном предмете, в то время как испытывается не¬достаток в другом, тогда в силу необходимости появляется идея обмена; с этого момента моральные отношения усложняются
687

и умножаются. Большая безопасность, более обеспеченный и постоянный досуг позволяют человеку предаваться размышле¬нию или по крайней мере связному наблюдению. У некоторых входит в привычку обменивать часть своего излишка на труд, благодаря чему они сами освобождаются от труда. Таким обра¬зом создается класс людей, время которых не целиком погло¬щено физическим трудом и желания которых распространяются за пределы их примитивных потребностей. Промышленность пробуждается; ремесла, уже известные, распространяются и совершенствуются; ^случайные факты, которые наблюдает че¬ловек, уже более опытный и более внимательный, способствуют появлению новых ремесел; население растет, по мере того как добывание средств существования становится менее опасным и менее зависящим от случая; земледелие, которое в состоянии прокормить большое число индивидов на одной и той же тер-ритории, замещает все другие источники существования; оно благоприятствует дальнейшему размножению людей, а это по¬следнее в свою очередь ускоряет прогресс; приобретенные идеи сообщаются быстрее и вернее упрочиваются в обществе, став¬шем более оседлым, более сближенным, более интимным. Заря просвещения начинает уже заниматься; человек обнаруживает свои отличия от других животных и ограничивается, как они, исключительно индивидуальным совершенствованием.
Более развитые, более частые, более усложнившиеся отно-шения, которые тогда устанавливаются между людьми, вызы¬вают потребность в средствах сообщения своих идей отсутст¬вующим лицам, упрочения памяти о том или ином факте с большей точностью, чем позволяет устная передача, закреп¬ления условий соглашения более верным путем, чем память свидетелей, закрепление тех признанных обычаев, которыми члены данного общества руководствуются в своем поведении. Таким образом появилась потребность в письменности, и последняя была изобретена.
С тех пор писаная азбука стала известной; небольшое число знаков удовлетворяло потребность в письме, так же как неболь¬шое количество звуков — потребности разговорного языка. Письменный язык был таким же, как и разговорный, необхо-димо было только знать и уметь образовать эти немногочислен¬ные знаки. Этот последний шаг обеспечил навсегда прогресс человеческого рода.
Эту стадию развития между первой ступенью цивилизации и той ступенью, на которой мы видим еще людей в диком со-стоянии, прошли все исторические народы, которые обра¬зуют непрерывную цепь между началом исторического периода и веком, в котором мы живем, между первыми известными нам народами и современными европейскими нациями (стр. 3—10). Все говорит нам за то, что мы живем в эпоху великих ре-волюций человеческого рода. Кто может лучше нас осветить то, что нас ожидает, кто может нам предложить более верного путеводителя, который мог бы нас вести среди революционных движений, чем картина революций, предшествовавших и под-
688

готовивших настоящую? Современное состояние просвещения гарантирует нам, что революция будет удачной, но не будет ли этот благоприятный исход иметь место лишь при условии использования всех наших сил? И для того чтобы счастье, ко-торое эта революция обещает, было куплено возможно менее дорогой ценой, чтобы оно распространилось с большей быстро¬той на возможно большем пространстве, для того чтобы оно было более полным в своих проявлениях, разве нам не необходимо изучить в истории прогресса человеческого разума препятствия, которых нам надлежит опасаться, и средства, которыми нам удастся их преодолеть?
Я разделяю на девять больших эпох тот период, кото¬рый я предполагаю обозреть; и в десятой я позволю себе изло-жить некоторые взгляды на будущность человеческого рода (стр. 15-16).
ДЕСЯТАЯ ЭПОХА О БУДУЩЕМ ПРОГРЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА
Если человек может с почти полной уверенностью пред¬сказать явления, законы которых он знает, если даже тогда, когда они ему неизвестны, он может на основании опыта про¬шедшего предвидеть с большой вероятностью события буду-щего, то зачем считать химерическим предприятием желание начертать с некоторой правдоподобностью картину будущих судеб человеческого рода по результатам его истории?
Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, действи¬тельное совершенствование человека (стр. 220—221).
Когда взаимные потребности сблизят всех людей, нации наиболее могущественные возведут в ранг своих политических принципов равенство между обществами, подобно равенству между отдельными людьми, и уважение к независимости

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн