Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

основу всякой ре¬лигии, хотя Вы и допускае¬те общее провидение. Ибо без веры в провидение, которая ве¬дет к его познанию, охраня¬ет, направляет и может под¬держивать каждого, нет осно¬вания для того, чтобы покло-няться божеству, бояться его гнева или молить его о за¬щите. Опубликование Ва¬шего сочинения навлечет на Вас ненависть, принесет вред
Вам и не принесет пользы другим. Тот, кто плюет против ветра, плюет себе в лицо. Но если бы Вы и преуспели в этом деле, Вы ду¬маете, что сделали бы этим добро? Вы сами можете легко узнать, как надо прожить жизнь добродетельно, без поддержки религии; Вы имеете ясное понятие о выгодах добродетели и невыгодах порока, и у Вас достаточно решимости сопротив¬ляться обычным искушениям. Но подумайте, насколько велика та часть человечества, которая состоит из слабых и невеже¬ственных мужчин и женщин и из неопытных и опрометчивых юношей и девушек, нуждающихся в религиозных побуждениях, чтобы избежать порока, поддержать свою добродетель и при¬учить себя к ней, пока она не станет привычной, что важно для ее прочности. Возможно, что своей привычной доброде¬телью, на основании которой Вы теперь даете себе справедли¬вую оценку, Вы обязаны прежде всего религиозному воспита¬нию. Я советую Вам поэтому: не пытайтесь выпустить тигра из клетки и сожгите это свое сочинение, прежде чем кто-либо его увидит. Тем самым Вы избежите многих .оскорблений со стороны врагов и, возможно, в значительной степени сожале¬ния и раскаяния. Если люди так слабы, имея религию, то что они будут делать, когда окажутся без нее? Письмо это служит доказательством моей дружбы, и потому не добавляю никаких уверений в ней, а подписываюсь просто
Ваш Б. Ф.
694

[БУДУЩЕЕ НАУКИ]
Б. ФРАНКЛИН — ДЖ. ПРИСТЛИ »
Пасси, 8 февраля 1780 г.
Дорогой сэр!
Ваше любезное письмо от 27 сентября пришло совсем не¬давно, так как податель его надолго задержался в Голландии. Мне всегда приятно слышать, что Вы продолжаете заниматься опытными исследованиями природы и преуспеваете в этом. Быстрый прогресс истинной науки иногда вызывает у меня сожаление, что я родился так рано. Невозможно представить себе той высоты, которой достигнет власть человека над мате¬рией через тысячу лет. Мы, возможно, научимся лишать огром¬ные массы их тяжести и придавать им абсолютную легкость для более удобной перевозки. Уменьшатся затраты труда в сельском хозяйстве и удвоится его продукция; всякие болезни благодаря надежным средствам будут либо предотвращаться, либо излечиваться, не исключая даже болезни старости, а наша жизнь будет по желанию продлена даже за пределы глубокой старости. Наука нравственности пойдет по верному пути усо¬вершенствования, так что уже не будет, как теперь, человек человеку волк и люди наконец узнают то, что они сейчас неверно называют человеколюбием .
[О ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ]
В. ФРАНКЛИН — Э. СТАЙЛСУ2
Филадельфия, 9 марта 1790 г.
Вы хотите узнать кое-что о моей религии. Меня спра¬шивают об этом впервые. Но я не могу превратно истолковывать Ваше любопытство и попытаюсь в нескольких словах удовле¬творить его. Моя вера такова. Я верю в единого бЪга — творца Вселенной, в то, что он правит ею с -помощью провидения, что ему следует поклоняться, что самое угодное служение ему — это делать добро другим его детям, что душа человека бес¬смертна и к ней отнесутся справедливо на том свете соответ¬ственно ее поведению в этом. Таковы основные пункты всякой здравой религии, и я уважаю их, как и Вы, в какой бы секте ни встретился с ними.
Что касается Иисуса из Назарета, мое мнение о котором Вам особо хотелось бы узнать, то я думаю, что его учение о нравственности и его религия — лучшее из того, что мир когда-либо знал или может узнать. Однако, мне кажется, оно подверглось различным вредным изменениям, и у меня, вме¬сте с большинством нынешних английских диссидентов3, есть некоторые сомнения в его божественности. Я не усматри¬ваю, однако, вреда в том, чтобы в это учение верить, если эта вера имеет хорошие последствия, как, вероятно, это и имеет
695

место, когда делают его учения более уважаемыми и более почитаемыми; тем более, что я не вижу, чтобы всевышний дурно истолковывал ее, выделяя тех, кто не верит в его миро-правление, особыми знаками нерасположения. [-…]
АВТОБИОГРАФИЯ *
Мои родители рано начали внушать мне религиозные воззрения и в течение всего моего детства воспитывали меня в строго диссидентском духе. Но когда мне было около пят-надцати лет, я начал сомневаться в целом ряде пунктов, кото¬рые оспаривались в нескольких прочитанных мною книгах, и, наконец, стал сомневаться в самом откровении. В мои руки попало несколько книг, направленных против деизма; кажется, в них излагалась сущность проповедей, читавшихся на лек¬циях Бойля. Эти книги оказали на меня действие совершенно обратное тому, для которого они предназначались; доводы деи¬стов, которые приводились для их опровержения, показались мне гораздо сильнее, чем сами опровержения; короче говоря, я вскоре стал самым настоящим деистом.
Постепенно я начал убеждаться, что истина, искренность и честность в отношениях между людьми имеют огромное значе¬ние для счастья жизни, и я написал максимы поведения, кото¬рые сохранились в моем дневнике, чтобы следовать им в тече¬ние всей своей жизни. Откровение, как таковое, действительно не имело для меня большого значения . Я рано перестал посещать собрания секты, сделав воскресенье днем занятий, однако я никогда не утрачивал некоторых религиозных прин¬ципов. Так, я никогда не сомневался в бытии бога, в том, что он создал мир и правит им с помощью провидения; что самое угодное служение богу — это делать добро людям; что наши души бессмертны и что все преступления будут наказаны, а добродетель вознаграждена здесь или в загробном мире. Эти принципы я считал сущностью всякой религии. Находя их во всех имевшихся в нашей стране вероисповеданиях, я уважал их все, хотя в разной степени, так как находил, что в них примешиваются другие положения, которые отнюдь не имеют целью внушать нравственность, содействовать ей или утвер¬ждать ее и служат главным образом тому, чтобы разделять нас и сеять между нами вражду. Это уважение ко всем религиям, при убеждении, что даже худшие из них оказывают некоторое хорошее воздействие, побудило меня избегать всяких рассуж¬дений, которые могли бы ослабить приверженность другого человека к его религии. Постоянно возникала потребность в новых местах богослужения, которые сооружались на добро¬вольные пожертвования, и я никогда не отказывался вносить свою лепту, все равно для какой секты (стр. 141—143).
В различных перечнях моральных добродетелей, которые я встречал в прочитанных мною книгах, я находил большее или меньшее их число, так как различные писатели объеди¬няли большее или меньшее число идей под одним и тем же
69&

названием. Я обозначил тринадцатью названиями все те добродетели, которые казались мне в то время необходимыми или желательными, присовокупив к каждому названию крат¬кое наставление, которое показывало, какой смысл я вкла-дываю в него.
Вот названия этих добродетелей с их наставлениями:
1. Умеренность. — Не ешь до одури, не пей до опьянения.
2. Молчаливость. -— Говори только то, что может принести пользу другим или тебе самому; избегай пустых разговоров.
3. Соблюдение порядка. — Пусть каждая твоя вещь имеет свое место; каждое дело делай вовремя.
4. Решимость. — Твердо выполняй то, что ты должен сде¬лать; непременно выполняй то, что решил сделать.
5. Бережливость. — Трать деньги только на то, что прино¬сит пользу другим или тебе самому, то есть не будь расточи¬тельным.
6. Прилежание. — Не теряй времени попусту; будь всегда занятым чем-то полезным; отказывайся от всех ненужных дей¬ствий.
7. Искренность. — Не обманывай, имей чистые и справед¬ливые мысли; в разговоре также придерживайся этого правила.
8. Справедливость. — Не причиняй никому вреда неспра¬ведливыми действиями или упущением возможности делать добрые дела, совершать которые — твой долг.
9. Сдержанность. — Избегай крайности; . сдерживай, на¬сколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от неспра¬ведливости.
10. Чистоплотность. — Держи свое тело в чистоте; соблю¬дай опрятность в одежде и в жилище.
’11. Спокойствие. — Не волнуйся по пустякам и по поводу обычных или неизбежных событий.
12. Целомудрие. — Совокупляйся не часто, только ради здо¬ровья или произведения потомства, никогда не делай этого до отупления, истощения или в ущерб своей или чужой репута¬ции.
13. Смирение. — Подражай Иисусу и Сократу.
Я хотел приобрести привычку ко всем этим добродетелям (стр. 145—146).
В этом труде я хотел объяснить и развить следующую мысль: порочные деяния не потому вредны, что они запреще¬ны, они именно потому запрещены, что вредны, причем это • объяснение я построил, исходя исключительно из природы че¬ловека: следовательно, каждый должен быть заинтересован в том, чтобы быть добродетельным, если он желает быть счаст¬ливым даже в этом мире; и (поскольку в мире всегда найдется много богатых торговцев, знатных людей, государств, правите¬лей, нуждающихся в честных исполнителях, а честных людей очень мало) я хотел бы попытаться убедить молодых людей, что нет более благоприятных качеств, которые обеспечили бы счастье бедному человеку, чем честность и искренность Ч стр. 151—152).
697

ДЖЕФФЕРСОН
Томас Джефферсон (1743—1826) — американский общест-венно-политический деятель, представитель левого крыла про-светительства, происходил из семьи крупных землевладельцев. Выражая взгляды буржуазных демократов, рано включился в освободительное движение колонистов от английской зависи-мости, выступал за пересмотр устаревшего феодального зако-нодательства. Как делегат Вирджинии на 2-м Континентальном конгрессе, составил проект Декларации независимости, при¬нятый в 1776 г. В годы революции и некоторое время после нее вел борьбу за отделение церкви от государства и провоз¬глашение религиозной свободы, высказывался за расширение политических прав народа, отстаивал его право на револю¬цию, выступал против рабства негров, развивал утопические мечты о демократической республике мелких землевладель¬цев. В 1779—1781 гг. был губернатором штата Вирджиния, в 1784—1789 гг. вместе с Дж. Адамсом был помощником Франк¬лина в его миссии во Франции. В 1790—1796 гг. — государствен¬ный секретарь, в 1796—1800 гг. — вице-президент, а в 1800— 1808 гг. — президент США. В годы, последовавшие за револю¬цией, радикальные взгляды Джефферсона постепенно уступа¬ют место либеральным буржуазным представлениям, и, став президентом, он с этих позиций укреплял власть буржуазии и плантаторов.
Публикуемые ниже тексты даны по изданию: «Американ¬ские просветители. Избранные произведения в двух томах», т. 2. М., 1969.
БИЛЛЬ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ «
Хорошо понимая, что взгляды и вера людей зависят не от их собственной воли, но невольно подчиняются доказатель¬ствам, предложенным их уму, что всемогущий бог создал разум свободным и выразил своим высшим желанием, чтобы он и впредь оставался свободным, для чего сделал его совершенно невосприимчивым к обузданию; что все попытки воздейство-вать на ум временными наказаниями, или возложением тягот, или лишением гражданской правоспособности приводят лишь к приобретению привычки лицемерить и совершать нечестные поступки, что далеко от намерений святого творца нашей ре¬лигии,

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн