основу всякой ре¬лигии, хотя Вы и допускае¬те общее провидение. Ибо без веры в провидение, которая ве¬дет к его познанию, охраня¬ет, направляет и может под¬держивать каждого, нет осно¬вания для того, чтобы покло-няться божеству, бояться его гнева или молить его о за¬щите. Опубликование Ва¬шего сочинения навлечет на Вас ненависть, принесет вред
Вам и не принесет пользы другим. Тот, кто плюет против ветра, плюет себе в лицо. Но если бы Вы и преуспели в этом деле, Вы ду¬маете, что сделали бы этим добро? Вы сами можете легко узнать, как надо прожить жизнь добродетельно, без поддержки религии; Вы имеете ясное понятие о выгодах добродетели и невыгодах порока, и у Вас достаточно решимости сопротив¬ляться обычным искушениям. Но подумайте, насколько велика та часть человечества, которая состоит из слабых и невеже¬ственных мужчин и женщин и из неопытных и опрометчивых юношей и девушек, нуждающихся в религиозных побуждениях, чтобы избежать порока, поддержать свою добродетель и при¬учить себя к ней, пока она не станет привычной, что важно для ее прочности. Возможно, что своей привычной доброде¬телью, на основании которой Вы теперь даете себе справедли¬вую оценку, Вы обязаны прежде всего религиозному воспита¬нию. Я советую Вам поэтому: не пытайтесь выпустить тигра из клетки и сожгите это свое сочинение, прежде чем кто-либо его увидит. Тем самым Вы избежите многих .оскорблений со стороны врагов и, возможно, в значительной степени сожале¬ния и раскаяния. Если люди так слабы, имея религию, то что они будут делать, когда окажутся без нее? Письмо это служит доказательством моей дружбы, и потому не добавляю никаких уверений в ней, а подписываюсь просто
Ваш Б. Ф.
694
[БУДУЩЕЕ НАУКИ]
Б. ФРАНКЛИН — ДЖ. ПРИСТЛИ »
Пасси, 8 февраля 1780 г.
Дорогой сэр!
Ваше любезное письмо от 27 сентября пришло совсем не¬давно, так как податель его надолго задержался в Голландии. Мне всегда приятно слышать, что Вы продолжаете заниматься опытными исследованиями природы и преуспеваете в этом. Быстрый прогресс истинной науки иногда вызывает у меня сожаление, что я родился так рано. Невозможно представить себе той высоты, которой достигнет власть человека над мате¬рией через тысячу лет. Мы, возможно, научимся лишать огром¬ные массы их тяжести и придавать им абсолютную легкость для более удобной перевозки. Уменьшатся затраты труда в сельском хозяйстве и удвоится его продукция; всякие болезни благодаря надежным средствам будут либо предотвращаться, либо излечиваться, не исключая даже болезни старости, а наша жизнь будет по желанию продлена даже за пределы глубокой старости. Наука нравственности пойдет по верному пути усо¬вершенствования, так что уже не будет, как теперь, человек человеку волк и люди наконец узнают то, что они сейчас неверно называют человеколюбием .
[О ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ]
В. ФРАНКЛИН — Э. СТАЙЛСУ2
Филадельфия, 9 марта 1790 г.
Вы хотите узнать кое-что о моей религии. Меня спра¬шивают об этом впервые. Но я не могу превратно истолковывать Ваше любопытство и попытаюсь в нескольких словах удовле¬творить его. Моя вера такова. Я верю в единого бЪга — творца Вселенной, в то, что он правит ею с -помощью провидения, что ему следует поклоняться, что самое угодное служение ему — это делать добро другим его детям, что душа человека бес¬смертна и к ней отнесутся справедливо на том свете соответ¬ственно ее поведению в этом. Таковы основные пункты всякой здравой религии, и я уважаю их, как и Вы, в какой бы секте ни встретился с ними.
Что касается Иисуса из Назарета, мое мнение о котором Вам особо хотелось бы узнать, то я думаю, что его учение о нравственности и его религия — лучшее из того, что мир когда-либо знал или может узнать. Однако, мне кажется, оно подверглось различным вредным изменениям, и у меня, вме¬сте с большинством нынешних английских диссидентов3, есть некоторые сомнения в его божественности. Я не усматри¬ваю, однако, вреда в том, чтобы в это учение верить, если эта вера имеет хорошие последствия, как, вероятно, это и имеет
695
место, когда делают его учения более уважаемыми и более почитаемыми; тем более, что я не вижу, чтобы всевышний дурно истолковывал ее, выделяя тех, кто не верит в его миро-правление, особыми знаками нерасположения. [-…]
АВТОБИОГРАФИЯ *
Мои родители рано начали внушать мне религиозные воззрения и в течение всего моего детства воспитывали меня в строго диссидентском духе. Но когда мне было около пят-надцати лет, я начал сомневаться в целом ряде пунктов, кото¬рые оспаривались в нескольких прочитанных мною книгах, и, наконец, стал сомневаться в самом откровении. В мои руки попало несколько книг, направленных против деизма; кажется, в них излагалась сущность проповедей, читавшихся на лек¬циях Бойля. Эти книги оказали на меня действие совершенно обратное тому, для которого они предназначались; доводы деи¬стов, которые приводились для их опровержения, показались мне гораздо сильнее, чем сами опровержения; короче говоря, я вскоре стал самым настоящим деистом.
Постепенно я начал убеждаться, что истина, искренность и честность в отношениях между людьми имеют огромное значе¬ние для счастья жизни, и я написал максимы поведения, кото¬рые сохранились в моем дневнике, чтобы следовать им в тече¬ние всей своей жизни. Откровение, как таковое, действительно не имело для меня большого значения . Я рано перестал посещать собрания секты, сделав воскресенье днем занятий, однако я никогда не утрачивал некоторых религиозных прин¬ципов. Так, я никогда не сомневался в бытии бога, в том, что он создал мир и правит им с помощью провидения; что самое угодное служение богу — это делать добро людям; что наши души бессмертны и что все преступления будут наказаны, а добродетель вознаграждена здесь или в загробном мире. Эти принципы я считал сущностью всякой религии. Находя их во всех имевшихся в нашей стране вероисповеданиях, я уважал их все, хотя в разной степени, так как находил, что в них примешиваются другие положения, которые отнюдь не имеют целью внушать нравственность, содействовать ей или утвер¬ждать ее и служат главным образом тому, чтобы разделять нас и сеять между нами вражду. Это уважение ко всем религиям, при убеждении, что даже худшие из них оказывают некоторое хорошее воздействие, побудило меня избегать всяких рассуж¬дений, которые могли бы ослабить приверженность другого человека к его религии. Постоянно возникала потребность в новых местах богослужения, которые сооружались на добро¬вольные пожертвования, и я никогда не отказывался вносить свою лепту, все равно для какой секты (стр. 141—143).
В различных перечнях моральных добродетелей, которые я встречал в прочитанных мною книгах, я находил большее или меньшее их число, так как различные писатели объеди¬няли большее или меньшее число идей под одним и тем же
69&
названием. Я обозначил тринадцатью названиями все те добродетели, которые казались мне в то время необходимыми или желательными, присовокупив к каждому названию крат¬кое наставление, которое показывало, какой смысл я вкла-дываю в него.
Вот названия этих добродетелей с их наставлениями:
1. Умеренность. — Не ешь до одури, не пей до опьянения.
2. Молчаливость. -— Говори только то, что может принести пользу другим или тебе самому; избегай пустых разговоров.
3. Соблюдение порядка. — Пусть каждая твоя вещь имеет свое место; каждое дело делай вовремя.
4. Решимость. — Твердо выполняй то, что ты должен сде¬лать; непременно выполняй то, что решил сделать.
5. Бережливость. — Трать деньги только на то, что прино¬сит пользу другим или тебе самому, то есть не будь расточи¬тельным.
6. Прилежание. — Не теряй времени попусту; будь всегда занятым чем-то полезным; отказывайся от всех ненужных дей¬ствий.
7. Искренность. — Не обманывай, имей чистые и справед¬ливые мысли; в разговоре также придерживайся этого правила.
8. Справедливость. — Не причиняй никому вреда неспра¬ведливыми действиями или упущением возможности делать добрые дела, совершать которые — твой долг.
9. Сдержанность. — Избегай крайности; . сдерживай, на¬сколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от неспра¬ведливости.
10. Чистоплотность. — Держи свое тело в чистоте; соблю¬дай опрятность в одежде и в жилище.
’11. Спокойствие. — Не волнуйся по пустякам и по поводу обычных или неизбежных событий.
12. Целомудрие. — Совокупляйся не часто, только ради здо¬ровья или произведения потомства, никогда не делай этого до отупления, истощения или в ущерб своей или чужой репута¬ции.
13. Смирение. — Подражай Иисусу и Сократу.
Я хотел приобрести привычку ко всем этим добродетелям (стр. 145—146).
В этом труде я хотел объяснить и развить следующую мысль: порочные деяния не потому вредны, что они запреще¬ны, они именно потому запрещены, что вредны, причем это • объяснение я построил, исходя исключительно из природы че¬ловека: следовательно, каждый должен быть заинтересован в том, чтобы быть добродетельным, если он желает быть счаст¬ливым даже в этом мире; и (поскольку в мире всегда найдется много богатых торговцев, знатных людей, государств, правите¬лей, нуждающихся в честных исполнителях, а честных людей очень мало) я хотел бы попытаться убедить молодых людей, что нет более благоприятных качеств, которые обеспечили бы счастье бедному человеку, чем честность и искренность Ч стр. 151—152).
697
ДЖЕФФЕРСОН
Томас Джефферсон (1743—1826) — американский общест-венно-политический деятель, представитель левого крыла про-светительства, происходил из семьи крупных землевладельцев. Выражая взгляды буржуазных демократов, рано включился в освободительное движение колонистов от английской зависи-мости, выступал за пересмотр устаревшего феодального зако-нодательства. Как делегат Вирджинии на 2-м Континентальном конгрессе, составил проект Декларации независимости, при¬нятый в 1776 г. В годы революции и некоторое время после нее вел борьбу за отделение церкви от государства и провоз¬глашение религиозной свободы, высказывался за расширение политических прав народа, отстаивал его право на револю¬цию, выступал против рабства негров, развивал утопические мечты о демократической республике мелких землевладель¬цев. В 1779—1781 гг. был губернатором штата Вирджиния, в 1784—1789 гг. вместе с Дж. Адамсом был помощником Франк¬лина в его миссии во Франции. В 1790—1796 гг. — государствен¬ный секретарь, в 1796—1800 гг. — вице-президент, а в 1800— 1808 гг. — президент США. В годы, последовавшие за револю¬цией, радикальные взгляды Джефферсона постепенно уступа¬ют место либеральным буржуазным представлениям, и, став президентом, он с этих позиций укреплял власть буржуазии и плантаторов.
Публикуемые ниже тексты даны по изданию: «Американ¬ские просветители. Избранные произведения в двух томах», т. 2. М., 1969.
БИЛЛЬ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ «
Хорошо понимая, что взгляды и вера людей зависят не от их собственной воли, но невольно подчиняются доказатель¬ствам, предложенным их уму, что всемогущий бог создал разум свободным и выразил своим высшим желанием, чтобы он и впредь оставался свободным, для чего сделал его совершенно невосприимчивым к обузданию; что все попытки воздейство-вать на ум временными наказаниями, или возложением тягот, или лишением гражданской правоспособности приводят лишь к приобретению привычки лицемерить и совершать нечестные поступки, что далеко от намерений святого творца нашей ре¬лигии,