Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

к чистой, незапятнанной, девственной вере в единого бога и ни во что более (стр. 246—248).
Единственная идея, которую человек может связать с именем бога, есть идея первопричины, причины всех ве-щей. И как ни недостижимо и трудно для человека, понять, что такое первопричина, он верит в нее, ибо не верить в нее вдесятеро труднее. Неописуемо трудно понять, что простран-ство не имеет конца, но еще труднее понять его конечность. Выше сил человека постичь вечную протяженность времени, но еще невозможнее представить время, когда не будет вре-мени.
Рассуждая так, мы увидим, что все, что мы видим, несет в себе внутреннее доказательство того, что .оно не создало себя самоё. Каждый человек наглядно доказывает себе, что он не создал самого себя, и это же относится к его отцу, деду и к любому члену его рода. Точно так же никакое дерево, ра-стение или животное не создало себя, и убеждение, возника-ющее отсюда, необходимо ведет нас к вере в вечно существу-ющую первопричину, по природе своей совершенно отличную
l/j2S» 707

от всего известного нам материального существования, в силу которой существуют все вещи. И эту первопричину человек называет богом.
Человек может открыть бога лишь с помощью своего ра-зума. Отнимите разум, и человек окажется неспособным по-нять что-либо; тогда все равно будет, кому читать Библию, лошади или человеку. Как же можно отвергать разум?
Почти единственные части в книге, именуемой Библией, в которых сообщаются нам [хотя бы] какие-то представления о• боге, — это некоторые главы в книге Иова и 19-й псалом. Дру¬гих я не могу припомнить. Эти части — подлинно деисти¬ческие сочинения, ибо они рассматривают божество в его творениях. Они принимают книгу творения как единст¬венное слово божие, не ссылаются ни на какую другую книгу, и все их выводы извлечены из этого фолианта (стр. 265—266).
Что же касается христианской системы веры, то она пред¬ставляется мне разновидностью атеизма — каким-то религиоз¬ным отрицанием бога. Она исповедует веру скорее в человека, чем в бога. Она представляет собой смесь, состоящую главным образом из человекобожия (manism) с небольшой добавкой деизма, и столь же близка к атеизму, как сумерки к темноте. Между человеком и его создателем она помещает нечто не¬проницаемое, именуемое искупителем. Посредством этого она производит религиозное или иррелигиозное затмение света, подобно тому как луна, помещая свое непроницаемое естество между солнцем и землей, производит солнечное затмение. Вся орбита разума оказалась вследствие этого затемненной.
В результате такого затмения все оказалось переверну-тым вверх дном и предстало в превратном виде. Среди пере-воротов, которые религия столь волшебным образом произ-вела, был и переворот в теологии.
То, что ныне называется натуральной философией и ох-ватывает весь круг наук, в котором астрономия занимает глав¬ное место, есть изучение деяний бога, силы и мудрости божьей в его творениях и является истинной теологией.
Что же касается теологии, изучаемой ныне вместо нее, то она — изучение •человеческих мнений и фантазий отно-сительно бога. Она изучает не самого бога в его трудах, а труды и писания людей [о боге]. И отнюдь не наименьшим из того ущерба, какой принесла миру христианская система, было то, что она предала первоначальную и прекрасную си-стему теологии, как прекрасную невинность, муке и позору с тем, чтобы очистить место кошмару суеверий.
Христианская система лжет, называя науки человече¬ским изобретением; человек лишь применяет их. Каж¬дая наука имеет в своей основе систему принципов, столь же прочных и неизменных, как и те, которыми регулируется и управляется Вселенная. Человек не может создать эти прин¬ципы; он может только открыть их.
Например, каждый, кто смотрит в календарь, видит, когда произойдет затмение, и знает также, что оно неизбежно про-
708

исходит согласно указаниям календаря. Это показывает, что человек знаком с законами движения небесных тел. Но если какая-нибудь церковь на свете станет утверждать, 4?? законы эти — человеческое изобретение, это было бы хуже, чем не¬вежество.
Можно сказать, что человек способен сделать или начер-тить треугольник, и потому треугольник — человеческое изо¬бретение.
Но треугольник, будучи нарисован, есть не что иное, как изображение принципа, очертание, которое делает этот прин¬цип доступным глазу, а через него и уму. Иначе он непости¬жим. Треугольник создает принцип не более, чем свечка, вне¬сенная в темную комнату, создает стулья и столы, которые до того были невидимы. Все свойства треугольника существуют независимо от чертежа и существовали до того, как был вы¬черчен или мысленно представлен человеком какой-либо тре¬угольник. Человек участвует в образовании этих свойств или принципов не более, чем в создании законов движения небес¬ных тел, и посему одно должно иметь столь же божественное происхождение, как и другое (стр. 268—270).
Только созерцая звездные небеса, эту книгу и школу науки, человек открывает пользу в том, что они видны для него, и преимущества, вытекающие из неограниченности его зрения. Но, рассматривая предмет в этом свете, он видит до-полнительное доказательство того, что ничто не было со¬здано напрасно. Ведь напрасна была бы эта сила зрения, если бы она ничему не учила человека (стр. 272).
КОЛЛОНТАЙ
Гуго Коллонтай (1750—1812) — видный польский общест¬венно-политический деятель и философ-материалист. Родился в небогатой шляхетской семье, учился в Краковской акаде¬мии, а затем продолжал образование в Вене, Риме и Неаполе. В 1775 г. по политическим соображениям Коллонтай принял духовный сан, но был решительным противником католиче¬ского обскурантизма. Много сделал для реформы образования в Польше. С конца 80-х годов XVIII в. стал виднейшим идео¬логом шляхетско-буржуазного блока, писал публицистические произведения. В дальнейшем принимал активное участие в восстании Костюшко и стал идеологическим главой польских республиканцев. После подавления этого восстания Коллонтай был арестован австрийскими властями и восемь лет томился в заключении. Здесь он написал свои главные философские труды — «Физическо-моральный порядок, или Наука о правах и обязанностях человека, вытекающих из вечных, неизменных и необходимых законов природы», а также «Критический раз¬бор основ истории начала человеческого рода». Ниже публи-
23 Антология, т. 2 709

куются отрывки из этих произведений, подобранные И. С. Йар-ским по изданию: «Избранные произведения прогрессивных польских мыслителей», т. I. M., 1956.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ТРУДУ «ФИЗИЧЕСКО-МОРАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК»
§ 11. Человек чувствует свои собственные потребности, но не находит в себе того, что бы их удовлетворяло. Способ¬ности (sity), которые он имеет, являются только инструмен¬том для познавания, добывания и использования вещей; его собственные силы надо рассматривать как средство к дости¬жению человеком через вещи своего предназначения. Состоит же предназначение человека в сохранении и поддержании собственного существования.
§ 12. Существует поэтому неизбежная связь между чело-веком и вещами, ибо природа заключила в них единственное средство удовлетворения его потребностей, ибо без них чело¬век обойтись не может.
§ 13. Человек в этой связи [с вещами] обнаруживает свое предназначение, ибо он обречен на поиски, собирание и ис-пользование вещей. Но из их бесчисленного множества одни удовлетворяют его потребности, другие мешают или даже вре¬дят .этому. Поэтому человек должен распознавать нужное ему и ненужное, полезное и вредное, чтобы безопасно пользовать¬ся одними вещами и остерегаться других. Для этого он обла¬дает особыми способностями — ощущать и мыслить, с помо¬щью которых он может исследовать и распознавать вещи, и это опять-таки является предназначением человека.
§ 16. И поэтому всякий случай наблюдения и распознава¬ния вещей следует приписывать исключительно способностям человека, т. е. действиям его ощущений и мыслей. Если чело¬век своими способностями может дойти до открытия внутрен¬ней сущности вещи, то он познает ее так, как она есть в себе, если же так далеко зайти не сумеет, то сущность вещи оста¬нется для него скрытой…
§ 23. Мысль познает соответственно тому, что ей сооб-щают чувства, и она всегда создает такое представление, ка-кое возникает в чувствах. Поэтому соответствие действия пред¬мета на чувство с действием чувства на мысль мы называем понятием.
§ 24. А когда мысль познала и утверждает нечто о вещи согласно тому, как вещь действовала на чувство и как это представилось в мысли, то процесс проверки мы называем пониманием или согласованием понятия с разумом.
§ 25. Понятие от понимания отличается тем, что первое начинается от действия предмета на чувство, чувства — на мысль, понимание же, наоборот, начинается от действия мы-сля, идет до обсуждения действия чувств, кончается на про-думывании предмета.
710

§ 26. Согласно этому понимание является, собственно, ис-пытанием понятия. Этот удивительный способ убеждения в правильности понятия должен быть следствием применения способностей человека, использованных наилучшим и надеж-нейшим способом. Мы видели , что человек имеет способ-ность наблюдения вещей посредством чувств, которые достав-ляют мысли изображения отдельных предметов; что он имеет способность сохранения этих представлений в памяти; что среди великого множества представлений, сохранившихся в памяти, человек может, познавая, различать, отделять, сопо-ставлять и т. д. Итак, к пониманию вещи, о которой он создал понятие, человек идет определенным путем через различение, отделение, сопоставление и т. д.
§ 35. Человек, следовательно, может иметь уверенность, что то, что он познал, есть так в самой вещи; но как же он сможет уверить в том других людей? Если вещь, которую другие люди наблюдают, о которой составили понятие и кото-рую познают теми же путями, представляется им такой же, какой представлялась этому человеку, и понимают они ее так же, как и он, то знание будет одинаковым… А поэтому в том, в чем уверен он, станут уверены и они, а то, в чем уверены многие (причем к этой уверенности они пришли согласно од-ним и тем же правилам), становится очевидным знанием.
§ 36. Поэтому можно утверждать, что очевидность не пред¬
ставляет ничего иного, как только единообразное знание вещи,
в котором каждый может быть уверен благодаря одинаково¬
му употреблению способностей наблюдения, понимания и рас¬
судка. —
§ 37. Мы говорили, что человек может быть уверен, что то, что он познал, есть так в самой вещи. Это• утверждение нужно хорошо понять. Ибо все действия чувств и мыслей, которые мы используем для познания какой-либо вещи, про¬исходят только в нас; как же мы можем утверждать, что че¬ловек познает предмет, как он есть в себе? Можем благо¬даря соответствию действия предмета на чувства с действием чувства на мысль. Поэтому-то, говоря о знании, мы не подра¬зумеваем [непосредственного] знания вещи такой, какой она может быть в себе помимо нашего понятия, но имеем в виду образ вещи, который чувства сообщают мысли; он же нахо¬дится в вещах, или, другими словами, сам является таким, какова вещь.
§ 38. Когда человек, идя одной и той же дорогой познания, находит вещь всегда такой, какой ее однажды познал; когда другие люди, делая то же самое, убеждаются в том же, мы со-глашаемся, что познание не только является очевидным, но что оно истинно по отношению к самой

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн