Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

вещи, т. е., сколько бы раз мы ни употребляли наши способности познания, мы всегда убеждаемся, что вещь такова, какой мы ее уже однажды по-знали. А очевидность ведет нас к открытию истины или к общему согласию относительно познания данной вещи.
§ 47. Человек не вдруг и не сразу приходит к позшшию
711

‘многих вещей; особенно это касается их внутренней струк-туры, качества, признаков и различий. К такому знанию он приходит постепенно и поэтому утверждает, что то, чего он не знал, познает со временем, и то, чего не знал хорошо, со временем познает лучше. И человек никогда не перестает ис-следовать и изучать вещи, считая, что могут быть сущности, их признаки, качества, различия и т. д., которых он не знает. Он представляет себе в мыслях существование неизвестных сущностей, отделив чувственный образ от уже известной сущ¬ности. Человек видел, что посредством своих слабых чувств он не мог познать те вещи, которые впоследствии открыл бла¬годаря изобретению различных инструментов, помогающих ощущению. А отсюда он делал вывод, что есть сущности, кото¬рых он не может открыть чувствами. Он наблюдал, что ощуще¬ния могут быть ошибочны, и делал вывод, что есть сущности, которые кажутся нам иными, чем они есть на самом деле. Итак, имея прирожденное предназначение исследовать и познавать вещи, стремясь к этому неустанно, не будучи в состоянии познать все сразу, не останавливаясь на том, что познал, че¬ловек говорит, что ничего не знает, что не может познать сущность всех вещей, что он их даже не в состоянии открыть, что они ему могут казаться иными, чем есть в себе.
Человек предназначен совершенствовать свои способности познания, упражнять их в правильном наблюдении, понима¬нии и распознавании вещей, чтобы таким путем уберечься от ошибок, нерассудительности, невежества и глупости и чтобы каждую вещь познать основательно и научно; одним словом, чтобы знать, как надо познавать вещи.
Пожилой человек подвержен многочисленным немощам, которые отнимают или притупляют чувства, перерезают ему единственную дорогу к познанию вещей. Слепой плохо видит или совсем не видит, глухой плохо слышит или совсем не слышит; разбитый параличом или другой какой-нибудь бо¬лезнью, которая нарушает деятельность нервов, плохо или со¬всем не ощущает; болезнь мозга, который мы называем орга¬ном представлений (organum sensorium), ведет к тому, что человек, хотя и имеет внешние органы чувств неповрежден¬ными, не может правильно себе представить того, что ему приносят чувства, или же плохо представляет; поэтому не все¬гда и не каждый человек может познавать вещи.
Мы имеем склонность к тому, чтобы сомневаться в знании вещей, которое может быть несогласно с нашим наблюде¬нием, пониманием и рассудком. Но не потому мы сомнева¬емся, что не хотим верить ничему тому, чего мы сами пони¬мать не можем, а потому, что хотим лучше убедиться [в исти¬не] через наше собственное знание, чем через уверенность в достоверности знания других людей. Такое сомнение не только не противоречит свидетельствам других людей, но, ко¬нечно, является единственным средством для человека, данным ему природой, познать правильно с помощью других людей вощи, которые сам он познать не мог (стр. 354—359).
712

КРИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ОСНОВ ИСТОРИИ НАЧАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
том т, ЧАСТЬ в
ОБ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ НА ВОСТОКЕ ОТ САМЫХ
РАННИХ ЗАЧАТКОВ ЕЕ, В ОСОБЕННОСТИ ЖЕ
О КОСМОГОНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ И ТЕОЛОГИЧЕСКИХ
ДОГМАТАХ, НА КОТОРЫХ БЫЛО ОСНОВАНО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДРЕВНИХ НАРОДОВ
§ 2. Как возникла философия и через какие ступени она прошла, пока не достигла совершенства?
Когда человек в первый раз задумался над своим собст¬венным существованием и над окружающими его предметами, то к подобным исследованиям его побудили потребность или любопытство. Считая себя исходной точкой всего, с которой следовало соотнести все остальное, он должен был выбрать метод исследования, согласно которому нужно все сравнивать с человеком для того, чтобы понять, почему некоторые пред¬меты похожи на него, а другие не похожи. Начиная с себя самого и глядя на других людей, он видел, что они имеют такие же признаки жизни, обладают такой же способностью движения, как он, мыслят так же, как он, создают представ¬ления, излагают их при помощи языка и т. д. Глядя на раз¬личных животных, он замечал в них ту же самую жизнь, то же самое движение, но видел, что они имеют другую форму, чем он, и не обладают способностью излагать свои мысли при помощи языка. Глядя на деревья, кусты и расте¬ния, он в них замечал известные признаки жизни и роста, но не видел в них способности к самопроизвольному движе¬нию. Осматриваясь далее, он увидел различные существа, ко¬торые остаются в одном состоянии и сохраняют свою форму и сохраняли бы ее бесконечно, если бы какая-нибудь внешняя причина не двигала и не разрушала бы их. Сравнивая все эти существа с самим собой, человек пришел к тому выводу, что одни из них живые, а другие мертвые и лишены воли, что способностью к самопроизвольному движению одарены лишь живые существа, а мертвые лишены ее, что те, которые могут самопроизвольно двигаться, отличаются от человека в том отношении, что они не имеют языка, который был бы спосо¬бен передать все их мысли и представления. Такой способ знакомства с предметами является ясным и естественным для каждого человека; этим путем идут все народы, когда они знакомятся с предметами, попадающимися на их пути.
Имеется, однако, разница между человеком, который на¬чинает впервые размышлять над предметами, окружающими его, и тем человеком, который при своем дальнейшем знаком¬стве с ними начинает заниматься исследованием того, почему
713

эти .вещи устроены так, а не иначе. Ибо первый, заметив сходство или разницу в уже познанных предметах, не зани-мается дальнейшими исследованиями, а при всех своих даль¬нейших наблюдениях судит на основании аналогии; другой же, не доверяя сходству, старается открыть причины каждого явления, которое привлекло его внимание.
Так, первый, глядя на огонь или воду и замечая, что пла-мя находится в непрерывном движении, а вода во всех ключах и реках течет и непрерывно движется к морю, опрометчиво заключает из этого, что и огонь и вода одарены силой само¬произвольного движения. Точно так же, глядя на тела, кото¬рые движутся по бездонному небу, и замечая их вращение и величайший порядок, он заключает отсюда, что эти тела одарены способностью самопроизвольного движения. Но как только человек вступил на этот путь, ему уже начинает ка-заться, что он понял все, что если он будет придерживаться этого правила, то сумеет сделать дальнейшие безошибочные выводы. Замечая в самом себе кроме способности к самопро-извольному движению еще способность к пониманию, он ста¬нет приписывать эту способность стихиям и даже небесным светилам. Углубившись снова в размыщления над самим собой и заметив, что он составлен из такой же материи, из какой составлены мертвые тела, человек делает вывод, что тела, похожие на него своей способностью движения, также сло¬жены из двух особых сущностей, т. е. из силы, которая их движет, и из пассивной материи, тогда как мертвые тела, по¬стоянно сохраняя свою форму, не обладают способностью. дви¬гаться, мыслить и излагать свои мысли посредством речи. Ана* логию этого рода как единственное правило для понимания разницы или сходства между существами мы находим повсе¬местно у всех народов, начинающих заниматься философией, и даже у народов диких. На ней кончается все их понимание, дальнейшее заменяется воображением.
Таковы очень слабые начала той первой философии, когда человек приступает к познанию вещи прежде, чем ее изучат иные, физические науки, которые, пользуясь аналогией, не за¬бывают всех других правил, ведущих к открытию истины (стр. 440—442).
СТАШИЦ
Станислав Сташиц (1755—1826) — польский политический деятель, естествоиспытатель и философ. Родился в семье бур-гомистра г. Пила. Учился в Лейпцигском и Геттингенском университетах. Некоторое время жил в Париже, где установил связи с энциклопедистами. Увлекся изучением естественных наук (в особенности геологии). По возвращении в Польшу Сташиц отдался литературно-публицистической и политиче¬ской деятельности, формулируя программу шляхетско-буржуаз-ного блока. В дальнейшем (в 90-х годах XVIII в.), отходя от активной политической деятельности, занимался научно-иссле-
714

дователъской деятельностью в области геологии и написанием философских трудов. Главный из них — философско-дидакти-ческая. поэма «Человеческий род» (написана в основном в 1793—1795 гг., впервые опубликована в собрании его сочине¬ний в 1819—1820 гг.). Немалый философский интерес представ¬ляет также «Вступление» Сташица к его переводу известного труда виднейшего французского естествоиспытателя Вюффона «Эпохи природы» (изданного ? Польше ? 1786 г.). Ниже пуб¬ликуются отрывки из двух этих трудов Сташица, подобранные В. С. Нарским по изданию, указанному в предисловии к фи¬лософским текстам Коллонтая.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭМА
ОЧЕРК ГЛАВНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ, ПРОИСХОДИВШИХ В МИРЕ И НА ЗЕМЛЕ
Мир является единою, непонятною, бесконечною цепью явлений, причины которых нельзя постичь. Все в нем изум¬ляет человека, но ничто не обнаруживает сущности видимых вещей. Все в нем всегда находится в действии и ничего не происходит случайно. Могучие стихии, гигантские творения и все мелкие вещи наравне с мирами и солнцами связаны в оп¬ределенном порядке со всем тем, что существует, и даже с тем, что когда-то существовало.
На одном конце этой цепи находятся бесконечно малые вещи, которые нельзя усмотреть глазами и которые теряются в этой бесконечности. Отовсюду грозит им гибель, все напо¬минает об их бренности. На другом же конце находятся огром¬ные миры. Эти последние, движимые в бесконечности неведо¬мой силой, распространяют повсюду чувство и жизнь, обнару¬живая через бесконечность существующих вещей разнообразие форм движения и жизни.
Среди этих двух крайностей заключены все виды существ и определены все ступени чувства, измерены начало, конец, возможности всякой вещи. .Ничто не может погибнуть, и ни¬что не длится вечно. Все непрерывно начинается, преходит и кончается. Имеет начало все, как мертвое, так и живое. Но вся упорядоченная совокупность не превращается, не изме¬няется, не кончается, не начинается (стр. 215—216).
ИЗ КНИГИ ТРЕТЬЕЙ
Что касается прирожденных обязанностей человека, то все люди’в этом отношении рождаются равными. Но что касается прирожденных прав человека, то и сама природа
715

делает людей неравными. Это прирожденное неравенство лю¬дей все теснее связывает человека с человеком. Оно за-ставляет людей взаимно обмениваться полезными услугами И вследствие этого принуждает их вступать в общественные союзы.
Каждое нарушение естественных прав собственности де-лает неравенство людей противным природе. Оно отталкивает людей друг от друга, разделяет их; заставляет человеческие племена ненавидеть друг друга. Согласно законам природы, нельзя изменять естественные обязанности человека, но сле¬дует усовершенствовать его прирожденные права для того, чтобы он мог исполнять свои обязанности, выбирая при этом те или иные поступки, ибо в этом состоит настоящая врож¬денная свобода человека; она дана ему вместе с жизнью и так же неприкосновенна, как и сама жизнь.
Никто, даже бог, не может лишить человека его естест-венных прав, человек не может отречься от обязанности поль¬зоваться правами, принадлежащими ему по

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн