Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

находились на ука¬занной первой ступени, то они и при том, что душа смертна, поступали бы праведно. Но почти никто не обладает та¬ким предрасположением [к добру]. Поэтому необходимо было использовать иные способы. В этом нет ничего дурного, так как природа человеческая почти полностью погружена в мате¬рию и лишь в малой мере причастна разуму, человек дальше отстоит от духовных сущностей, [«интеллигенции»], чем боль¬ной от здорового, ребенок от мужа и невежда от мудреца. Не удивительно поэтому, что политик прибегает к подобным сред¬ствам.
На восьмое же, и последнее, возражение, что порочные и бесчестные люди, сознающие свои преступления, считали душу смертной, а святые и праведные — бессмертной, нужно сказать, что далеко не всегда негодяи придерживались мне-
•84

ния о смертности души и далеко не всегда благоразумные люди считали ее бессмертной. Мы ведь с очевидностью наблю¬даем, что многие дурные люди являются верующими, хотя и соблазняемы страстями. В то же время многие люди святой и праведной жизни полагали душу смертной .
Следует учесть и то, что многие мужи считали душу смертной, но писали, что она бессмертна. Они поступали так из-за склонности к злу людей, которые лишь в малой мере причастии или совсем не причастны разуму и, не зная и не любя духовных благ, склоняются только ко благам земным. Поэтому их необходимо врачевать такого рода выдумками, подобно тому как врач обращается с больным, а нянька с не¬разумным ребенком.
На этих основаниях, я полагаю, могут быть разрешены и иные возражения. Так, из того, что сказано, очевиден ответ на обычное рассуждение, что если душа смертна, то человек должен целиком предаться телесным наслаждениям, совер-шать любое зло ради своей личной пользы и бесполезно было бы богопочитание, и вознесение молитв, и жертвоприношения, и прочее в том же роде. Ибо так как человеку естественно стремиться к счастью и избегать несчастья, а счастье, как сказано, состоит в добродетельных деяниях, несчастье же в преступлениях и так как богопочитание, вознесение молитв и жертвоприношения являются в высшей степени добродетель¬ными деяниями, то мы и должны всеми силами к ним устрем¬ляться. И напротив, кражи, грабежи, убийства, низменные на¬слаждения являются пороками, которые превращают человека в скотину и лишают его человеческой природы, так что мы должны всячески воздерживаться от них.
И особое внимание надо обратить на то, что действующий праведно, не ожидая никакой иной награды, кроме самой добродетели, поступает намного добродетельней и честней, не¬жели тот, кто ожидает сверх добродетели какой-то еще на¬грады. ‘И кто избегает порока из-за его гнусности, а не из страха наказания, положенного за порок, очевидно, более до¬стоин похвалы, нежели тот, кто избегает порока только’ из страха наказания.
Грех ненавидят благие, любя добродетель. Грех ненавидят дурные, страшась наказаний.
Поэтому считающие душу смертной гораздо лучше защи¬щают добродетель, нежели те, кто полагает ее бессмертной. Ведь надежда на воздаяние и страх возмездия привносят в душу нечто рабское, что противоречит самим основаниям до¬бродетели.
Для подкрепления этого мнения следует знать, что, как учит Аристотель в книге «О происхождении животных», при-рода действует постепенно и упорядоченно, таким образом, что не соединяет непосредственно крайность с крайностью, но между крайностями располагает среднее. Так, мы видим, что между травами и деревьями посредствуют кустарники, между
95

растениями и животными — неподвижные живые существа вроде устриц и других в том же роде [существ] и так дальше по восходящей линии. То же внушает нам и блаженный Дио-нисий [Ареопагит] в 7-й главе книги «Об именах божьих», го-воря, что божественная мудрость соединяет пределы высших природ с началами низших. Человек же, как сказано, есть со-вершеннейшее животное. Поэтому среди материальных вещей человеческая душа занимает первое место и, следовательно, будучи соединенной с нематериальными, является средней между ними. Среднее же в сравнении с крайностями именуется по отличию от них. Поэтому в сравнении с нематериальными сущностями душа может считаться материальной, а в сравне¬нии с материальными — нематериальной. И она не только до¬стойна такого наименования, но и причастна свойствам край¬ностей: ведь по сравнению с белым зеленое не только име¬нуется черным, но и воспринимается глазом как черное, хотя и не в такой сильной мере.
Поэтому и душа человека обладает как свойствами духов¬ных сущностей, [«интеллигенции»], так и свойствами материаль-ных вещей. Благодаря чему, когда она совершает действия, в которых согласуется с духовными сущностями, она именуется божественной и превращается в божество; когда же действует подобно животным, как бы превращается в животное: ведь за коварство называют ее змеей или лисой, за жестокость — тигром и так далее.
Ибо нет ничего в мире, что хоть каким-нибудь свойством не могло бы иметь общего с человеком, почему заслуженно называют его микрокосмом,’ или малым миром. Ведь говорят некоторые, что великое чудо есть человек, поскольку он яв-ляется всем миром и способен обратиться в любую природу, так как дана ему власть следовать любому, какому пожелает, свойству вещей. Справедливо ведь говорили древние в своих притчах, утверждая, что некоторые люди становились богами, другие львами, иные волками, иные орлами, те рыбами, эти растениями и камнями и так далее, так как одни люди сле¬дуют разуму, другие чувству, а третьи растительным силам и т. д.
Следовательно, те, кто телесные наслаждения предпочи¬тает нравственным или разумным добродетелям, скорее пре-вращаются в зверей, чем в богов, а те, кто предпочитают бо-гатство, уподобляются золотому металлу; одних поэтому долж¬но именовать животными, других — безумцами.
Итак, из того, что душа смертна, вовсе не следует, что должно отвергать добродетели и стремиться к одним наслаж¬дениям, если только кто не предпочтет животное существова¬ние человеческому, или стать безумцем, нежели быть разум¬ным и понимающим человеком.
Надо, однако же, знать, что хотя человек причастен, таким образом, к материальному и нематериальному миру, но о его причастности материи говорится в собственном смысле, ибо он весьма далеко отстоит от нематериального; о его причаст-
96

ности животным и растениям говорится не в собственном смысле слова, но лишь имеется в виду, что он их содержит в себе, находясь ниже нематериальных сущностей и выше мате-риальных вещей. Поэтому он не может достигнуть совершен-ства нематериальных сущностей, почему людей следует назы¬вать не богами, но святыми или божественными. Зато человек может не только сравниться со зверем, но и превзойти его: ибо некоторые люди бывают куда более жестоки, чем звери, как говорит Аристотель в VII книге «Этики»: «Плохой человек в десять тысяч раз хуже зверя». И то, что сказано о жесто¬кости, может быть отнесено и к другим порокам.
И если столь гнусен порок и так мерзостна жизнь пороч-ного человека и противное можно сказать о добродетели, то кто же, даже и при том, что душа смертна, предпочтет порок добродетели, если только не предпочтет быть зверем или хуже зверя, чем быть человеком! (стр. 180—230).
ТОМАС МОР
Томас Мор (1478—1535) — великий английский мыслитель-гуманист и политический деятель. Происходил us семьи, при-надлежавшей к высшим слоям лондонской буржуазии, учился в Оксфордском университете. Мор был весьма дружен с рядом английских и континентальных гуманистов (в особенности со знаменитым Эразмом Роттердамским). Одно время был членом парламента, помощником шерифа Лондона, с 1523 г. — предсе-дателем палаты общин, а с 1529 г. — лордом-канцлером Англий¬ского королевства (при Генрихе VIII). Будучи религиозным человеком, Мор во время Реформации активно защищал като¬лицизм Против лютеранства, а затем ‘и против Генриха VIII, когда он встал на путь освобождения английской церкви от под¬чинения римско-католической курии и власти римского папы. За отказ признать короля в качестве главы английской церкви Мор был заключен в Тауэр и казнен. Литературное наследие Мора обширно и разнообразно. Однако самым знаменитым и влиятельным его произведением стала «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», впервые опубликованная (на латин* ском языке) при прямом содействии Эразма Роттердамского в Лувене в 1516 г. Рассказ об идеальной общественной жизни утопийцев ведется от имени путешественника Рафаила Гитло-дея, сам же Мор, якобы только излагающий его рассказ, в це¬лях осторожности иногда выступает оппонентом рассказчика. Мы стремились дать все принципиальные места этого замеча¬тельного произведения, в особенности его социальные и этико-философские идеи. Оно состоит из двух книг. В первой ив них содержится острая критика социальных порядков тогдашней • Англии и Европы, а во второй Гитлодей рассказывает о поряд¬ках, существующих в Утопии. Она печатается по русскому из¬данию этого произведения: Т. Мор. Утопия. М. — Л., 1947.
97

УТОПИЯ
На хищных Сцилл * и Целен2 и пожирающих на-роды Лестригонов3 и тому подобных бесчеловечных чудовищ можно наткнуть¬ся почти всюду, а граж¬дан воспитанных в здра¬вых и разумных правилах, нельзя найти где угодно (стр. 46).
Все короли в боль¬шинстве случаев охотнее отдают свое время только военным наукам , чем благим деяниям мира; за¬тем, государи с гораздо большим удовольствием, го¬раздо больше заботятся о том, как бы законными и не¬законными путями приобрести себе новые царства, нежели о том, как надлежаще управлять приобретен¬ным (стр. 49).
Ничего тут нет удивительного. Такое наказание во¬ров заходит за границы справедливости и вредно для блага государства. Оно слишком ужасно для кары за воровство и все же недостаточно для его обуздания. Действительно, простая кража не такой огромный про¬ступок, чтобы за него рубить голову, а с другой сто¬роны, ни одно наказание не является настолько силь¬ным, чтобы удержать от разбоев тех, у кого нет ника¬кого другого способа снискать пропитание. В этом от¬ношении вы, как и значительная часть людей на свете, по-видимому, подражаете плохим . педагогам, которые охотнее бьют учеников, чем их учат. В самом деле, вору назначают тяжкие и жестокие муки, тогда как гораздо скорее следовало бы позаботиться о каких-либо сред-ствах к жизни, чтобы никому не предстояло столь же-стокой необходимости сперва воровать, а потом поги- . бать.
Существует огромное число знати; она, подобно трутням, живет праздно трудами других, именно —
98

арендаторов своих поместий, которых для увеличения доходов стрижет до живого мяса. Только такая ску¬пость и знакома этим людям, в общем расточительным до нищеты. Мало того, эти аристократы окружают себя также огромной толпой телохранителей, которые не учились никогда никакому способу снискивать пропи¬тание. Но стоит господину умереть или этим’слугам за¬болеть, как их тотчас выбрасывают вон (стр. 52—54). Впрочем, это не единственная причина для воров¬ства. Есть другая, насколько я полагаю, более прису¬щая специально вам.
— Какая же это? — спросил кардинал.
— Ваши овцы, — отвечаю я, — обычно такие крот-кие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и го¬рода. Именно во всех тех частях королевства, где добы¬вается

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн