Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

известном нам мире. И все же в музыке, диа¬лектике, науке счета и измерения они дошли почти до того же самого, как и наши древние (философы). Впро¬чем, если они во всем почти равняются с нашими древ-ними, то далеко уступают изобретениям новых диалек¬тиков. Именно, они не изобрели хотя бы одного правила из тех остроумных выдумок, которые здесь повсюду изучают дети в так называемой «Малой логике» 4, об ограничениях, расширениях и подстановлениях5. Зато утопийцы-очень сведущи в течении светил и дви¬жении небесных тел. Мало того, они остроумно изо¬брели приборы различных форм, при помощи которых весьма точно уловляют движение и положение солнца, луны, а равно и прочих светил, видимых на их гори¬зонте. Но они даже и во сне не грезят о содружествах и раздорах планет и о всем вздоре гадания по звездам.
. 104

По некоторым приметам, полученным путем продолжи¬тельного опыта, они предсказывают дожди, ветры и прочие изменения погоды. Что же касается причин всего этого, приливов морей, солености их воды и вооб¬ще происхождения и природной сущности неба и мира, то они рассуждают об этом точно так же, как наши старые философы; отчасти же, как те расходятся друг с другом, так и утопийцы, приводя новые причины объ¬яснения явлений, спорят друг с другом, не приходя, однако,’во всем к согласию.
В том отделе философии, где речь идет о нравствен¬ности, их мнения совпадают с нашими: они рассуждают о благах духовных, телесных и внешних, затем о том, присуще ли название блага всем им или только духов¬ным качествам. Они разбирают вопрос о добродетели и удовольствии. Но главным и первенствующим яв¬ляется у них спор о том, в чем именно заключается человеческое счастье, есть ли для него один источник или несколько. Однако в этом вопросе с большей охо¬той, чем справедливостью, они, по-видимому, скло¬няются к мнению, защищающему удовольствие: в нем они полагают или исключительный, или преимущест¬венный элемент человеческого счастья. И, что более удивительно, они ищут защиту такого щекотливого по¬ложения в религии, которая серьезна, сурова и обычно печальна и строга. Они никогда не разбирают вопроса о счастье, не соединяя некоторых положений, взятых из религии, с философией, прибегающей к доводам ра-зума. Без них исследование вопроса об истинном сча-стье признается ими слабым и недостаточным. Эти положения следующие: душа бессмертна и по благости божьей рождена для счастья; наши добродетели и бла¬годеяния после этой жизни ожидает награда, а позор¬ные поступки — мучения. Хотя это относится к области религии, однако, по их мнению, дойти до верования в это и признания этого можно и путем разума. С уст¬ранением же этих положений они без всякого колеба¬ния провозглашают, что никто не может быть настолько глуп, чтобы не чувствовать стремления к удовольст¬вию дозволенными и недозволенными средствами; надо остерегаться только того, чтобы меньшее удовольствие
105

не помешало большему, и не добиваться такого, опла¬той аа которое является страдание. Они считают при¬знаком полнейшего безумия гоняться за суровой и не¬доступной добродетелью и не только отстранять сла¬дость жизни, но даже добровольно терпеть страдание, от которого нельзя ожидать никакой пользы, да и ка¬кая может быть польза, если после смерти ты не до¬бьешься ничего, а настоящую жизнь провел «сю без приятности, то есть несчастно. Но счастье, по их мне¬нию, заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и благородном (стр. 138—142). Утопийцы допускают различные виды удовольствий, признавае¬мых ими за истинные; именно, одни относятся к духу, другие к телу. Духу приписывается понимание и на¬слаждение, возникающее от созерцания истины. Сюда же присоединяются приятное воспоминание о хорошо прожитой жизни и несомненная надежда на будущее блаженство.
Другой вид телесного удовольствия заключается, по
их мнению, в спокойном и находящемся в полном по¬
рядке состоянии тела: это — у каждого его здоровье, не
нарушаемое никаким страданием. Действительно, если
оно не связано ни с какою болью, то само по себе слу¬
жит источником наслаждения, хотя бы на него не дей¬
ствовало никакое привлеченное извне удовольствие.
Правда, оно не так заметно и дает чувствам меньше,
чем ненасытное желание еды- и питья; тем не менее
многие считают хорошее здоровье за величайшее из
удовольствий. Почти все утопийцы признают здоровье
большим удовольствием и, так сказать, основой и бази¬
сом всего: оно одно может создать спокойные и жела¬
тельные условия жизни, а при отсутствии его не ос¬
тается совершенно никакого места для удовольствия
(стр. 151-152). •
Они считают признаком крайнего безумия, из¬лишней жестокости к себе и высшей неблагодарности к природе, если кто презирает дарованную ему кра¬соту, ослабляет силу, превращает свое проворство в ле¬ность, истощает свое тело постами, наносит вред здо¬ровью и отвергает прочие ласки природы. Это значит презирать свои обязательства к ней и отказываться от
106

всех ее благодеяний. Исключение может быть в том случае, когда кто-нибудь пренебрегает этими своими преимуществами ради пламенной заботы о других и об обществе, ожидая взамен этого страдания ‘большего удовольствия от бога. Иначе совсем глупо терзать себя без пользы для кого-нибудь из-за пустого призрака до¬бродетели или для того, чтобы иметь силу переносить с меньшей тягостью несчастья, которые никогда, мо¬жет быть, и не произойдут.
Таково их мнение о добродетели и удовольствии. Они верят, что если человеку не внушит чего-нибудь более святого ниспосланная с неба религия, то с точки зрения человеческого разума нельзя найти ничего бо¬лее правдивого (стр. 156).
Хотя, по сравнению с прочими народами, утопийцы менее всего нуждаются в медицине, однако нигде она не пользуется большим почетом хотя бы потому, что познание ее ставят наравне с самыми прекрасными и полезными частями философии. Исследуя с помощью этой философии тайны природы, они рассчитывают по¬лучить от этого не только удивительное удовольствие, но и войти в большую милость у ее виновника и созда-теля. По мнению утопийцев, он, по обычаю прочих мас¬теров, предоставил рассмотрение устройства этого мира созерцанию человека, которого одного только сделал способным для этого, и отсюда усердного и тщатель¬ного наблюдателя и поклонника своего творения любит гораздо более, чем того, кто, наподобие неразумного животного, глупо и бесчувственно пренебрег столь ве¬личественным и изумительным зрелищем.
Поэтому способности утопийцев, изощренные на¬уками, удивительно восприимчивы к изобретению ис¬кусств, содействующих в каком-либо отношении удоб¬ствам и благам жизни (стр. 160—161).
Утопийцы не только отвращают людей наказа¬ниями от позора, но и приглашают их к добродетелям, выставляя напоказ их почетные деяния. Поэтому они воздвигают на площади статуи мужам выдающимся и оказавшим важные услуги государству на память об их подвигах. Вместе с тем.они хотят, чтобы слава предков
107

служила для потомков, так сказать, шпорами поощре¬ния к добродетели.
Между собою они живут дружно, так как ни один
чиновник не проявляет надменности и не внушает
страха. Их называют отцами, и они ведут себя до¬
стойно. Должный почет им утопийцы оказывают до¬
бровольно, и его не приходится требовать насиль¬
но. .
Законов у них очень мало, да для народа с подоб¬ными учреждениями и достаточно весьма немногих. Они даже особенно не одобряют другие народы за то, что им представляются недостаточными бесчисленные томы законов и толкователей на них.
Сами утопийцы считают в высшей степени неспра¬ведливым связывать каких-нибудь людей такими зако¬нами, численность которых превосходит возможность их прочтения или темнота — доступность понимания для всякого. У утопийцев законоведом является вся¬кий. Они признают всякий закон тем более справед¬ливым, чем проще его толкование. По словам утопий¬цев, все законы издаются только ради того, чтобы напо-минать каждому об его обязанности. Поэтому более тонкое толкование закона вразумляет весьма немногих, ибо немногие могут постигнуть это; между тем более простой и доступный смысл законов открыт для всех. Кроме того, что касается простого народа, который со¬ставляет преобладающее большинство и наиболее нуж¬дается во вразумлении, то для него безразлично — или вовсе не издавать закона, или облечь после издания его толкование в такой смысл, до которого никто не мо¬жет добраться иначе, как при помощи большого ума и продолжительных рассуждений. Простой народ с его тугой сообразительностью не в силах добраться до та¬ких выводов, да ему и жизни на это не хватит, так как она занята у него добыванием пропитания (стр. 170— 172).
По мнению утопийцев, нельзя никого считать врагом, если он не сделал нам никакой обиды; узы при¬роды заменяют договор, и лучше и сильнее взаимно объединять людей расположением, а не договорными соглашениями, сердцем, а не словами.
108

Утопийцы сильно гнушаются войною как деянием поистине зверским, хотя ни у одной породы зверей она не употребительна столь часто, как у человека; вопреки обычаю почти у всех народов, они ничьего не считают в такой степени бесславным, как славу, добытую вой¬ной. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходи¬мости, свою неспособность к ней, они постоянно упраж¬няются в военных науках. Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, уг¬нетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тирана и от рабства; это делают они по челове¬колюбию (стр. 176).
Религии утопийцев отличаются своим разнообра-зием не только на территории всего острова, но и в каждом городе. Одни почитают как бога солнце, дру¬гие — луну, третьи — одну из планет. Некоторые пре¬клоняются не только как перед богом, но и как перед величайшим богом, перед каким-либо человеком, кото¬рый некогда отличился своею доблестью или славой. Но гораздо большая, и притом наиболее благоразумная, часть не признает ничего подобного, а верит в некое единое божество, неведомое, вечное, неизмеримое, не¬объяснимое, превышающее понимание человеческого разума, распространенное во всем этом мире не своею громадою, а силою: его называют они отцом. Ему од¬ному они приписывают начала, возрастания, продвиже¬ния, изменения и концы всех вещей; ему же одному, а никому другому они воздают и божеские почести.
Мало того, и все прочие, несмотря на различие ве¬рований, согласны с только что упомянутыми сограж¬данами в признании единого высшего существа, кото¬рому они обязаны и созданием Вселенной, и провиде¬нием.
Но вот утопийцы услышали от нас про имя Христа, про его учение, характер и чудеса, про не менее изу¬мительное упорство стольких мучеников, добровольно пролитая кровь которых привела в их веру на огром¬ном протяжении столько многочисленных народов. Трудно поверить, как легко и охотно они признали
109

такое верование; причиной этого могло быть или тай¬ное внушение божье, или христианство оказалось ближе всего подходящим к той ереси, которая у них является предпочтительной. Правда, по моему мнению, немалую роль играло тут услышанное ими, что Христу нрави¬лась совместная жизнь, подобная существующей у них, и что она сохраняется и до сих пор в наиболее чистых христианских

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн