[божье] слово. [Пусть] даже
114
дьявол поверит, что христианская вера истинна. [Ведь] если бы слуги антихриста могли это опровергнуть, то бог должен был бы быть сумасшедшим или глупым, сказав, что его слово не должно будет никогда погибнуть [исчезнуть].
Если же ты внимательно прочтешь текст, то будешь думать иначе: «Небо и земля погибнут, мое же слово не исчезнет ни¬когда». Если эти слова были лишь записаны в книгах и бог, сказав их однажды, исчез затем в воздухе, то они не могли бы быть словами вечного бога. Тогда это было бы лишь творение, извне привнесенное в память, и, таким образом, все это было бы против истинного порядка и правил святой веры. Поэтому все пророки говорят так: «Это говорит господь». Они не гово¬рят: «Это сказал господь», т. е. как бы в прошлом, но они говорят это в настоящем времени.
Такой невыносимый и злостный вред, наносимый христи-анству, я воспринял горестным сердцем, прилежно прочитав древнюю историю предков. Я нахожу, что после смерти главы апостолов чистая, целомудренная церковь сделалась блудницей по причине духовного прелюбодеяния, из-за ученых, которые всегда хотят сидеть наверху. Ни в одном [церковном] со¬боре мне не удалось обнаружить истинного соответствия прав¬дивому слову божьему. Оно стало пустой детской игрушкой.
Но никогда не должно быть допущено то — и слава богу! — чтобы попы и обезьяны представляли христианскую церковь. Избранные же друзья слова божьего должны также научиться проповедовать , чтобы они действительно могли узнать, как дружественно, от всего сердца бог говорит со всеми своими избранными (стр. 59—62).
ПРОПОВЕДЬ ПЕРЕД КНЯЗЬЯМИ
(II) Дорогие князья, нам необходимо употребить в эти опасные дни всевозможные усилия, чтобы противиться этому злу [непочитанию бога]. А времена теперь опасные. Почему? Да потому, что благородное могущество бога так ужасно опо¬зорено и унижено, что бедных необразованных людей совра¬щают своей болтовней безбожные книжники.
(III) Если человек не получает божественного открове¬ния от самого бога, то он не может знать о боге ничего сущест¬венного, даже если он поглотил сотни тысяч Библий. Ясно по¬этому, как все еще далек мир от христианской веры. Таким образом, если человек желает достичь божественного открове¬ния, он должтзн удалиться от всех утех [земных] и иметь му¬жество познать истину.
(IV) Для чего в Библии рассказываются различные истории? Это правда, и я знаю, что божий дух теперь открывает многим избранным, благочестивым людям необходимость и не¬избежность скорой реформации. И она должна быть проведена, какое бы сопротивление ей ни оказывалось. Предсказание Да¬ниила остается в силе. Текст Даниила — ясный, как яркое
115
солнце, и [предсказанный им] конец пятого царства на земле [уже] начался и идет полным ходом.
Первое царство символизирует золотая голова. Это было Вавилонское царство. Символ второго царства — серебряная грудь и рука. Это было царство мидян и персов. Третье цар¬ство — медное — это царство греков, прославившееся своей муд¬ростью. Четвертое — [железное] — римское царство, которое бы¬ло создано силой меча и было царством принуждения. А пятое царство — это то, что перед нами. Оно тоже создано из железа и стремится принуждать. Но оно запачкано грязью , напол¬нено ложью и лицемерием, которое распространилось по всей земле. Ибо тот, кто не умеет обманывать, считается глупцом. Ясно видно, как угри и змеи развратничают, сидя в одной куче. Попы и все злые священнослужители — это змеи , а светские господа и правители — это угри. Вот и замазало себя царство дьявола грязью. Ах, дорогие господа, как славно пройдется гос¬подь по старому горшку железной палкой [и разобьет его]. По¬этому, дражайшие правители, принимайте свои решения, полу¬чая их из уст бога, не давайте совратить себя лицемерным по¬пам и не позволяйте сдерживать себя лживыми речами о терпении и доброте божьей. Ибо камень, оторвавшийся от горы, стал огромным, и бедные крестьяне и миряне видят его гораздо лучше, чем вы. Да, слава богу, камень стал огромным , и если другие господа, [правители], станут преследовать вас из-за Евангелия, [т. е. реформации], то они будут свергнуты их соб-ственным народом. Это я знаю наверное.
Да, камень стал огромным! Глупый мир давно боялся этого. Ведь камень упал на него, когда был еще невелик. Что же нам-делать теперь, когда он стал таким большим и могучим и раз¬бил огромный столп как старый горшок?
О любезные правители Саксонии, смело встаньте на крае¬угольный камень, [дух Христа], и ищите истинную прочную опору в божественной воле. Ваш путь будет верным. Добивай¬тесь всегда только божьей справедливости и мужественно от¬стаивайте Евангелие. Вы и не представляете себе, как близок к вам бог. Почему же вы позволяете запугать себя человече¬скими призраками? (Стр. 5—28.)
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЛОЖНОЙ ВЕРЫ
ОБРАЩЕНИЕ К НЕСЧАСТНОМУ ХРИСТИАНСКОМУ ЛЮДУ
Наши ученые очень желали бы представить в высшие школы доказательство [понимания ими] духа [учения] Христа. Но это им не удастся до тех пор, пока они не будут учить тому, что благодаря их науке мирянин становится равным им. Напротив, они рассуждают о вере, опираясь на свое ложное толкование [Священного] писания, хотя сами они никакой ве¬рой ни в бога, ни в людей вообще не обладают. Ведь каждому
116
ясно и понятно, что они стремятся лишь к славе и богатству. Поэтому ты, о мирянин, должен сам себя обучить, чтобы [они] тебя больше не совращали. В этом поможет тебе тот самый дух Христа, который наши ученые превратили в насмешку, что приведет их к гибели.
ТОЛКОВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ
Все Евангелие от Луки есть для христиан неопровержимое доказательство того, что святая христианская вера стала таким редким и необычным явлением, что было бы неудивительно, если бы добросердечный человек заплакал бы кровавыми сле¬зами при виде слепоты христианской общины. Поэтому, о мои дорогие братья, мы должны внимательно рассмотреть данную главу от начала до конца. Тогда мы ясно увидим, как в избранных людях исчезает неверие.
Сын бога сказал: «Писание дает свидетельство [веры]». Ученые-книжники, напротив, говорят, что оно дает веру. О нет! Если даже человек никогда в жизни не видел и не слышал Библию, он может обладать истинной христианской верой через истинное учение [святого] духа, в точно так же, как обладали верой все те [лица], которые создали Священное писание, не имея перед собой каких-либо книг .
Существо этой первой главы — усиление духовной стороны в вере, [усиление духа в вере], т. е. учение о том, что всевыш¬ний бог желает ниспослать нам святую христианскую веру, [веру во Христа], посредством очеловечивания Христа. При этом мы как бы приобщаемся к его страданиям и образу жизни бла-годаря скрытому [присутствию в нас] святого духа, в отношении которого мир страшно грешит и над которым грубо насмехается (стр. 31—70).
КОПЕРНИК
Николай Коперник (1473—1543) — великий польский астро¬ном, мыслитель и общественный деятель. Учился в Краковском, а затем в Волонском, Падуанском и Ферра»рском университе¬тах. Глубоко интересовался проблемами строения Вселенной, отправляясь от воззрений античных ученых, особенно пифа¬горейцев и Аристарха Самосского. С 1504—1505 гг. жил на се¬вере Польши, руководя административными и финансовыми делами Вармийской области, а также принимая самое активное участие в борьбе против Тевтонского ордена. В течение многих лет вел систематические наблюдения небесных явлений и обду¬мывал гелиоцентрическую систему мира. Результаты этих раз¬думий и наблюдений впервые изложил (без математического обоснования) в рукописном сочинении «Малый комментарий» («Commentariolus», ок. 1515). Подробно же эта система была развита и математически обоснована в капитальном труде «Об
117
обращениях небесных сфер» («De revolutionibus orbium coelestium», 1543). В данном издании мы публикуем важ-нейшие отрывки из первого сочинения Коперн~ика (назы-ваемого также «Очерком но¬вого механизма мира»), в ко¬торых сформулированы прин¬ципы его гелиоцентрической системы. Они воспроизводят¬ся по изданию: «Польские мыслители эпохи Возрожде¬ния» под ред. И. С. Нарского (М., 1960). Затем публикуют¬ся некоторые отрывки, имею¬щие мировоззренческо-фило-софское значение, из первой книги второго труда (состоя¬щего из шести книг) по то¬му же изданию, в переводе
Ф. А. Петровского (для указанного издания заново сверенном с латинским оригиналом и польским переводом).
ОЧЕРК НОВОГО МЕХАНИЗМА МИРА
Мне кажется, что предки наши предполагали в механизме мира существование значительно большего числа небесных кругов, главным образом для того, чтобы правильно объяснить явления движения блуждающих звезд, ибо бессмысленным каза¬лось предполагать, что совершенно круглая масса небес нерав¬номерно двигалась в различные времена. Кроме того, они заме¬тили, что путем сложения и соединения регулярных движений можно в определенном положении вызвать разнообразие види¬мых движений.
Заметив это, я стал часто задумываться над вопросами, нельзя ли обдумать более разумную систему кругов, с помощью которой всякую кажущуюся неправильность движения можно было бы объяснить, употребляя уже только одни равномерные движения, вокруг их центров, чего требует главный принцип абсолютного, [истинного], движения. Принявшись за это очень трудное и почти не поддающееся изучению дело, я убедился в конце концов, что эту задачу можно разрешить при помощи значительно меньшего и более соответствующего аппарата, чем тот, который был когда-то придуман с этой целью, если только можно будет принять некоторые положения (называемые аксио¬мами), которые сейчас здесь перечисляем:
Первое положение. Не существует общего центра для всех кругов, т. е. небесных сфер.
Второе положение. Центр Земли не является центром мира, а только центром тяжести и центром пути Луны.
118
Третье положение. Все пути планет окружают со всех сторон Солнце, вблизи которого находится центр мира.
Четвертое положение. Отношение расстояния Солн¬ца от Земли к удаленности небосвода меньше, чем отношение радиуса Земли к расстоянию от Солнца, так что отношение это в бездне небес оказывается ничтожным.
Пятое положение. Все, что мы видим движущимся на небосводе, объясняется вовсе не его собственным движением, а вызвано движением самой Земли. Это она вместе с ближай¬шими ее элементами’ совершает в течение суток вращательное движение вокруг своих неизменных полюсов и по отношению к прочно неподвижному небу.
Шестое положение. Любое кажущееся движение Солнца не происходит от его собственного движения; это иллю¬зия, вызванная движением Земли и ее орбиты, по которой мы обращаемся вокруг Солнца или же вокруг какой-то другой звез¬ды, что означает, что Земля совершает одновременно несколько
движений.
Седьмое положение. Наблюдаемое у планет попят-ное движение и движение поступательное не являются их собственным движением; это тоже иллюзия, вызванная подвиж¬ностью самой Земли. Таким образом, уже самого ее движе¬ния достаточно, чтобы объяснить столько мнимых различий
на небе.
Так вот, предположив это, я постараюсь вскоре показать, как удается закономерно спасти принцип равномерности движе¬ний. Мне кажется, что в этой небольшой работе надо, ради краткости, пропустить математические доказательства, предна¬значенные для более обширного трактата по этому вопросу2. Однако мы приведем здесь при объяснении самих кругов размеры радиусов орбит, что человеку, знающему математи¬ческие науки, позволит легко убедиться,