Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

[божье] слово. [Пусть] даже
114

дьявол поверит, что христианская вера истинна. [Ведь] если бы слуги антихриста могли это опровергнуть, то бог должен был бы быть сумасшедшим или глупым, сказав, что его слово не должно будет никогда погибнуть [исчезнуть].
Если же ты внимательно прочтешь текст, то будешь думать иначе: «Небо и земля погибнут, мое же слово не исчезнет ни¬когда». Если эти слова были лишь записаны в книгах и бог, сказав их однажды, исчез затем в воздухе, то они не могли бы быть словами вечного бога. Тогда это было бы лишь творение, извне привнесенное в память, и, таким образом, все это было бы против истинного порядка и правил святой веры. Поэтому все пророки говорят так: «Это говорит господь». Они не гово¬рят: «Это сказал господь», т. е. как бы в прошлом, но они говорят это в настоящем времени.
Такой невыносимый и злостный вред, наносимый христи-анству, я воспринял горестным сердцем, прилежно прочитав древнюю историю предков. Я нахожу, что после смерти главы апостолов чистая, целомудренная церковь сделалась блудницей по причине духовного прелюбодеяния, из-за ученых, которые всегда хотят сидеть наверху. Ни в одном [церковном] со¬боре мне не удалось обнаружить истинного соответствия прав¬дивому слову божьему. Оно стало пустой детской игрушкой.
Но никогда не должно быть допущено то — и слава богу! — чтобы попы и обезьяны представляли христианскую церковь. Избранные же друзья слова божьего должны также научиться проповедовать , чтобы они действительно могли узнать, как дружественно, от всего сердца бог говорит со всеми своими избранными (стр. 59—62).
ПРОПОВЕДЬ ПЕРЕД КНЯЗЬЯМИ
(II) Дорогие князья, нам необходимо употребить в эти опасные дни всевозможные усилия, чтобы противиться этому злу [непочитанию бога]. А времена теперь опасные. Почему? Да потому, что благородное могущество бога так ужасно опо¬зорено и унижено, что бедных необразованных людей совра¬щают своей болтовней безбожные книжники.
(III) Если человек не получает божественного открове¬ния от самого бога, то он не может знать о боге ничего сущест¬венного, даже если он поглотил сотни тысяч Библий. Ясно по¬этому, как все еще далек мир от христианской веры. Таким образом, если человек желает достичь божественного открове¬ния, он должтзн удалиться от всех утех [земных] и иметь му¬жество познать истину.
(IV) Для чего в Библии рассказываются различные истории? Это правда, и я знаю, что божий дух теперь открывает многим избранным, благочестивым людям необходимость и не¬избежность скорой реформации. И она должна быть проведена, какое бы сопротивление ей ни оказывалось. Предсказание Да¬ниила остается в силе. Текст Даниила — ясный, как яркое
115

солнце, и [предсказанный им] конец пятого царства на земле [уже] начался и идет полным ходом.
Первое царство символизирует золотая голова. Это было Вавилонское царство. Символ второго царства — серебряная грудь и рука. Это было царство мидян и персов. Третье цар¬ство — медное — это царство греков, прославившееся своей муд¬ростью. Четвертое — [железное] — римское царство, которое бы¬ло создано силой меча и было царством принуждения. А пятое царство — это то, что перед нами. Оно тоже создано из железа и стремится принуждать. Но оно запачкано грязью , напол¬нено ложью и лицемерием, которое распространилось по всей земле. Ибо тот, кто не умеет обманывать, считается глупцом. Ясно видно, как угри и змеи развратничают, сидя в одной куче. Попы и все злые священнослужители — это змеи , а светские господа и правители — это угри. Вот и замазало себя царство дьявола грязью. Ах, дорогие господа, как славно пройдется гос¬подь по старому горшку железной палкой [и разобьет его]. По¬этому, дражайшие правители, принимайте свои решения, полу¬чая их из уст бога, не давайте совратить себя лицемерным по¬пам и не позволяйте сдерживать себя лживыми речами о терпении и доброте божьей. Ибо камень, оторвавшийся от горы, стал огромным, и бедные крестьяне и миряне видят его гораздо лучше, чем вы. Да, слава богу, камень стал огромным , и если другие господа, [правители], станут преследовать вас из-за Евангелия, [т. е. реформации], то они будут свергнуты их соб-ственным народом. Это я знаю наверное.
Да, камень стал огромным! Глупый мир давно боялся этого. Ведь камень упал на него, когда был еще невелик. Что же нам-делать теперь, когда он стал таким большим и могучим и раз¬бил огромный столп как старый горшок?
О любезные правители Саксонии, смело встаньте на крае¬угольный камень, [дух Христа], и ищите истинную прочную опору в божественной воле. Ваш путь будет верным. Добивай¬тесь всегда только божьей справедливости и мужественно от¬стаивайте Евангелие. Вы и не представляете себе, как близок к вам бог. Почему же вы позволяете запугать себя человече¬скими призраками? (Стр. 5—28.)
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЛОЖНОЙ ВЕРЫ
ОБРАЩЕНИЕ К НЕСЧАСТНОМУ ХРИСТИАНСКОМУ ЛЮДУ
Наши ученые очень желали бы представить в высшие школы доказательство [понимания ими] духа [учения] Христа. Но это им не удастся до тех пор, пока они не будут учить тому, что благодаря их науке мирянин становится равным им. Напротив, они рассуждают о вере, опираясь на свое ложное толкование [Священного] писания, хотя сами они никакой ве¬рой ни в бога, ни в людей вообще не обладают. Ведь каждому
116

ясно и понятно, что они стремятся лишь к славе и богатству. Поэтому ты, о мирянин, должен сам себя обучить, чтобы [они] тебя больше не совращали. В этом поможет тебе тот самый дух Христа, который наши ученые превратили в насмешку, что приведет их к гибели.
ТОЛКОВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ
Все Евангелие от Луки есть для христиан неопровержимое доказательство того, что святая христианская вера стала таким редким и необычным явлением, что было бы неудивительно, если бы добросердечный человек заплакал бы кровавыми сле¬зами при виде слепоты христианской общины. Поэтому, о мои дорогие братья, мы должны внимательно рассмотреть данную главу от начала до конца. Тогда мы ясно увидим, как в избранных людях исчезает неверие.
Сын бога сказал: «Писание дает свидетельство [веры]». Ученые-книжники, напротив, говорят, что оно дает веру. О нет! Если даже человек никогда в жизни не видел и не слышал Библию, он может обладать истинной христианской верой через истинное учение [святого] духа, в точно так же, как обладали верой все те [лица], которые создали Священное писание, не имея перед собой каких-либо книг .
Существо этой первой главы — усиление духовной стороны в вере, [усиление духа в вере], т. е. учение о том, что всевыш¬ний бог желает ниспослать нам святую христианскую веру, [веру во Христа], посредством очеловечивания Христа. При этом мы как бы приобщаемся к его страданиям и образу жизни бла-годаря скрытому [присутствию в нас] святого духа, в отношении которого мир страшно грешит и над которым грубо насмехается (стр. 31—70).
КОПЕРНИК
Николай Коперник (1473—1543) — великий польский астро¬ном, мыслитель и общественный деятель. Учился в Краковском, а затем в Волонском, Падуанском и Ферра»рском университе¬тах. Глубоко интересовался проблемами строения Вселенной, отправляясь от воззрений античных ученых, особенно пифа¬горейцев и Аристарха Самосского. С 1504—1505 гг. жил на се¬вере Польши, руководя административными и финансовыми делами Вармийской области, а также принимая самое активное участие в борьбе против Тевтонского ордена. В течение многих лет вел систематические наблюдения небесных явлений и обду¬мывал гелиоцентрическую систему мира. Результаты этих раз¬думий и наблюдений впервые изложил (без математического обоснования) в рукописном сочинении «Малый комментарий» («Commentariolus», ок. 1515). Подробно же эта система была развита и математически обоснована в капитальном труде «Об
117

обращениях небесных сфер» («De revolutionibus orbium coelestium», 1543). В данном издании мы публикуем важ-нейшие отрывки из первого сочинения Коперн~ика (назы-ваемого также «Очерком но¬вого механизма мира»), в ко¬торых сформулированы прин¬ципы его гелиоцентрической системы. Они воспроизводят¬ся по изданию: «Польские мыслители эпохи Возрожде¬ния» под ред. И. С. Нарского (М., 1960). Затем публикуют¬ся некоторые отрывки, имею¬щие мировоззренческо-фило-софское значение, из первой книги второго труда (состоя¬щего из шести книг) по то¬му же изданию, в переводе
Ф. А. Петровского (для указанного издания заново сверенном с латинским оригиналом и польским переводом).
ОЧЕРК НОВОГО МЕХАНИЗМА МИРА
Мне кажется, что предки наши предполагали в механизме мира существование значительно большего числа небесных кругов, главным образом для того, чтобы правильно объяснить явления движения блуждающих звезд, ибо бессмысленным каза¬лось предполагать, что совершенно круглая масса небес нерав¬номерно двигалась в различные времена. Кроме того, они заме¬тили, что путем сложения и соединения регулярных движений можно в определенном положении вызвать разнообразие види¬мых движений.
Заметив это, я стал часто задумываться над вопросами, нельзя ли обдумать более разумную систему кругов, с помощью которой всякую кажущуюся неправильность движения можно было бы объяснить, употребляя уже только одни равномерные движения, вокруг их центров, чего требует главный принцип абсолютного, [истинного], движения. Принявшись за это очень трудное и почти не поддающееся изучению дело, я убедился в конце концов, что эту задачу можно разрешить при помощи значительно меньшего и более соответствующего аппарата, чем тот, который был когда-то придуман с этой целью, если только можно будет принять некоторые положения (называемые аксио¬мами), которые сейчас здесь перечисляем:
Первое положение. Не существует общего центра для всех кругов, т. е. небесных сфер.
Второе положение. Центр Земли не является центром мира, а только центром тяжести и центром пути Луны.
118

Третье положение. Все пути планет окружают со всех сторон Солнце, вблизи которого находится центр мира.
Четвертое положение. Отношение расстояния Солн¬ца от Земли к удаленности небосвода меньше, чем отношение радиуса Земли к расстоянию от Солнца, так что отношение это в бездне небес оказывается ничтожным.
Пятое положение. Все, что мы видим движущимся на небосводе, объясняется вовсе не его собственным движением, а вызвано движением самой Земли. Это она вместе с ближай¬шими ее элементами’ совершает в течение суток вращательное движение вокруг своих неизменных полюсов и по отношению к прочно неподвижному небу.
Шестое положение. Любое кажущееся движение Солнца не происходит от его собственного движения; это иллю¬зия, вызванная движением Земли и ее орбиты, по которой мы обращаемся вокруг Солнца или же вокруг какой-то другой звез¬ды, что означает, что Земля совершает одновременно несколько
движений.
Седьмое положение. Наблюдаемое у планет попят-ное движение и движение поступательное не являются их собственным движением; это тоже иллюзия, вызванная подвиж¬ностью самой Земли. Таким образом, уже самого ее движе¬ния достаточно, чтобы объяснить столько мнимых различий
на небе.
Так вот, предположив это, я постараюсь вскоре показать, как удается закономерно спасти принцип равномерности движе¬ний. Мне кажется, что в этой небольшой работе надо, ради краткости, пропустить математические доказательства, предна¬значенные для более обширного трактата по этому вопросу2. Однако мы приведем здесь при объяснении самих кругов размеры радиусов орбит, что человеку, знающему математи¬ческие науки, позволит легко убедиться,

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн