Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

МАТЕРИИ НИКОГДА НЕ УМЕНЬШАЕТСЯ
И НЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ И НЕ ВСЯ ОДНОВРЕМЕННО
НАХОДИТСЯ В ОБЛАДАНИИ ТЕПЛА ИЛИ ХОЛОДА,
НО РАЗЛИЧНЫЕ ЕЕ ЧАСТИ ПРИНАДЛЕЖАТ ТО ТОМУ,
ТО ДРУГОМУ
Хотя материя не обладает никакой способностью к дейст-вию и порождению и под действием тепла приводится к вели-чайшему разрежению и почти что к небытию, а под действием
127

холода в сильнейшей мере сжимается и сгущается, тем» не ме¬нее масса ее, а равно и величина мира нисколько при этом не увеличивается и не уменьшается.
Поэтому, хотя теплу и холоду дана сила формировать, располагать ее как им угодно, им не дана, однако, способность ни создавать ее и как бы творить заново, ни уменьшать ее и сводить к небытию. И если творец всех вещей создал дейст¬вующие начала, подобно божественным субстанциям, бестелес¬ными, он ни тем ни другим не дал силы существовать и дейст¬вовать самостоятельно и по своему усмотрению, но пожелал, чтобы они для своего существования и действия нуждались в телесной массе. Поэтому он сотворил телесную массу и ода¬рил ту и другую действующую природу способностью прони¬кать ее, формировать и располагать, дабы они могли действо¬вать в ней по своей склонности. И. сама масса была создана богом не для того, чтобы она производила какое-либо самостоя-тельное действие, и не в качестве вещи, существующей самой по себе, но чтобы она воспринимала действующие и воздейст¬вующие природы и от них, когда они в ней находятся, превра¬щалась бы в те вещи, которые кажутся произведенными из нее самой.
Поэтому тепло полностью пронизывает всю ту часть массы, которая ему предназначена, и чтобы без всякого труда посто¬янно влечь ее с собой, и чтобы иметь возможность постоянно двигаться вместе с ней, и чтобы цвет его ни в чем не был обе¬зображен ее чернотой, оно одаряет ее всю и сразу высшей и чистейшей тонкостью. И таким образом из высшего и невиди¬мого тепла и из материи, в наибольшей мере разреженной и ставшей почти бестелесной, до такой степени соединенных и смешанных друг с другом, что никакая их часть и точка не су¬ществует сама по себе и отдельно от другой, — было устроено небо, самая теплая сущность, весьма тонкая и белая, в высшей мере подвижная, одаренная полною силой тепла и высшим, каким пользуется тепло, расположением, и цельным и чистым видом тепла, и нерушимой способностью производить все дей¬ствия, свойственные теплу.
Холод же, напротив того, поскольку цо природе своей не-подвижен и чрезвычайно враждебен движению, глубоко проник во всю массу, которая ему предназнанена, и предельно сжал ее и придал ей величайшую плотность. Поэтому из холода и пре¬дельно сжатой материи, глубоко перемешанных между собой и ставших совершенно единой вещью, была устроена земля, самая холодная сущность, плотная, темная и абсолютно неподвижная, т. е. одаренная величайшей способностью сосредоточения.
А поскольку тепло и холод распространяются от своих мест в соседние и из тех, где находятся вместе, поочередно вытес¬няют друг друга, им были предназначены не противоположные, а близлежащие и перемешанные части материи. Ведь действи¬тельно, если бы они враждовали в каждой из них, то возникла бы опасность, что они полностью взаимно друг друга уничто¬жат, или, в случае победы одного, совсем бы погибло другое
128

[начало] и тогда все стало бы одним. Но, как видно, сделано было так, чтобы тому и другому были предназначены собствен¬ные места, из которого одно не может прогнать другого, но из которых они постоянно вступают в сражение в пограничных областях. Поэтому ни одна из частей материи не может быть во владении целиком одного лишь [начала] при том, что дру¬гому, побежденному, не достанется ничего, но по большей части все части материи находятся в обладании обоих, постоянно сражающихся между собой и поочередно терпящих поражение; почему [эти части материи] превращались и превращаются в многоразличные вещи, которые, однако, все кажутся и явля-ются средними между солнцем и землей, как будет объяснено в своем месте (стр. 50—64).
МОДЖЕВСКИЙ
Анджей Фрич Моджевский (1503—1572) — польский обще-ственный деятель, религиозный реформатор и политический мыслитель. Происходил из семьи бедного шляхтича. Учился в Краковском университете, затем служил в канцелярии выдаю-щегося польского государственного деятеля Яна Ласского, изу¬чал церковное и государственное право. Некоторое время жил в Германии, в Виттенберге, где изучал теологию под руковод¬ством известного деятеля лютеранства Меланхтона. Выл также хорошо знаком с гуманистическими, антицерковными идеями выдающегося гуманиста Эразма Роттердамского. По возвраще-нии в Польшу в начале 40-х годов примкнул к кружку прогрес¬сивных писателей, политических и религиозных деятелей. Опубликовал ряд «Речей» по вопросам судебного и государст¬венного права, создавших ему много врагов и недоброжелателей среди магнатов и духовенства. В 1547 г. поступил на службу в канцелярию короля Сигизмунда Старого. Главный труд Мод-жевского — «Об исправлении государства» (на латинском язы¬ке) — вышел в свет в Кракове в 1551 г. в сильно урезанном вследствие вмешательства церковной цензуры виде. В 1554 г. в Базеле вышло его полное издание, которое через несколько лет было расширено. В настоящем томе отрывки ив этого про¬изведения публикуются по изданию: «Польские мыслители зпо-хи Возрождения» под ред. И. С. Нарского (М., 1960).
ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА
КНИГА 1. ОБ ОБЫЧАЯХ
ГЛАВА I ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Итак, желательно, чтобы мы в первую очередь описали сущность и природу того предмета, о котором мы намерены
б Антология, т. 2 129

говорить, как это считают нужным делать самые ученые мужи при всякого рода обсуждении; мы при этом воспользуемся тем определением, которое дали этой материи ученые, разбиравшие такого рода проблемы до нас. Они дают такое определение го¬сударству: это объединенные законом собрания и сочетания людей, устроенные многими соседними селениями и установ¬ленные с той целью, чтобы они жили хорошо и счастливо. Не носит названия государства одна семья или один дом. Они представляют собой частное дело и соответственно называются семейным и домашним делом; оно основано на том, что семья и все домочадцы живут вместе и сообща трудятся над тем, что необходимо для жизни. Кто является первым в такой семье •и пользуется в ней властью, тот называется отцом семейства. В свою очередь из семейств и многих домов составляются се-ления, а селения и области сливаются в ту гражданскую общ-ность, которую мы называем государством. Как разум, так и речь указывают на то, что человек больше всех других существ способен к тому, чтобы широко применять и совершенствовать такого рода сочетания и объединения. Они больше всего разви¬вают среди людей взаимное благоволение, которое является преимущественной связью этого столь широко распространен¬ного сообщества; те, кто в нем живет, должны направлять все свои дела, знания и труды и употреблять все старания и заботы к тому, чтобы всем гражданам было хорошо и чтобы все они могли жить счастливой жизнью.
Государство есть как бы тело некоего живого существа, ни один член которого не служит лишь себе самому, но и глаза, и руки, и ноги, и остальные члены как бы совместно заботятся о себе и исполняют свои функции таким способом, чтобы было хорошо всему телу; когда оно себя хорошо чувствует, то хорошо чувствуют себя и члены; когда же оно чувствует себя плохо, то это неизбежно приводит к тому, что и члены терпят ущерб. Подобно тому как член, оторванный от тела, не заслуживает больше своего названия, так как он может жить и исполнять свои обязанности только в том случае, если он соединен с телом, точно так же ни один гражданин не может жить удобно вне республики или исполнять свои обязанности. Царь не может царствовать, ни один чиновник не может должным образом исполнять свои обязанности, ни одно частное лицо не может долго вести приятную и спокойную жизнь вне государства. Поскольку дело обстоит таким образом, то, кто в состоянии жить вне человеческого общества и довольствоваться самим собой, ни в ком не нуждаясь, того следует считать, как говорит Аристотель *, или животным, или же богом.
Итак, цель государства должна состоять в том, чтобы все граждане могли жить хорошо и счастливо, т. е. (как объясняет .Цицерон2) жить достойно и справедливо, так, чтобы все могли умножать свои удобства и возвышать свое достоинство, вести мирную и спокойную жизнь; каждый должен иметь возмож¬ность оберегать и сохранять свою собственность, быть абсолют-
130

но огражденным от всяких несправедливостей и убийств. Ради всех этих целей ищут защиты в городах и государствах (стр. 69, 70).
ГЛАВА IX О ЦАРЕ ИЛИ КОРОЛЕ
Теперь мы будем говорить об обычаях иных сословий и чинов государства. Мы начнем с царской власти, которая счи¬тается более божественной. Ибо она представляет на земле образ бога, который является единым царем Вселенной. Никто не может успешно исполнять эту должность, если он не обла¬дает многими и величайшими добродетелями.
I. Это, по-видимому, было причиной того, почему люди не¬когда начали повиноваться одному человеку. Ибо во всяком государстве всегда было очень мало таких людей, которые силь¬но превосходили своей добродетелью остальных. Поэтому люди передавали власть тому, кого они считали наиболее благора¬зумным и наиболее справедливым и от кого они ожидали, что он окажет самые большие услуги государству. Затем, с тече¬нием времени, начали передавать эту власть царским сыновьям, от которых ожидали, что они окажутся их преемниками не только по власти, но и по добродетелям и по славным по¬двигам.
II. Таким образом, у многих народов установились такие нравы и обычаи, что сыновья царей наследовали трон и власть отцов. У поляков недостаточно родиться сыном короля. Следует выбрать того, кто будет обладать этой высшей властью. Чем является рулевой, тем является царь в своем царстве. Ни один благоразумный человек, выбирая рулевого, не будет руковод¬ствоваться его происхождением, но только его опытностью в управлении кораблем. Точно так же при выборе королей сле¬дует руководствоваться не их родовитостью, но их способностью управлять республикой. Так как польские короли не рождаются, но выбираются с разрешения всех сословий, то они не должны обладать такой властью, при которой могли бы по своему про¬изволу издавать законы, накладывать налоги или устанавливать что-либо навсегда. Все, что они делают, они делают как с со-гласия своих сословий, так и согласно предписаниям законов. Это более правильный образ действий, чем у тех наций, у кото¬рых цари по своему произволу накладывают на народ налоги, объявляют войны внешним врагам и исполняют другие функ¬ции. Хотя, это часто делается, исходя из интересов государства и для его блага, однако, поскольку

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн