цари не подчинены законам, они легко склоняются к этой ненавистной тирании, главная особенность которой состоит в том, что все делается согласно их прихоти, в то время как царская власть должна повино¬ваться обычаям и законам отечества и управлять согласно их предписаниям.
III. Однако если кто-либо хочет справедливо пользоваться этой высшей властью в государстве, то для него недостаточно
5- 131
выделяться среди остальных почестью и званием; он должен превосходить остальных также мудростью и иными добродете¬лями. Мудрость приобретается как нашим, так и чужим опы¬том, добродетель же — нашими собственными действиями.
1. Никто, лишенный мудрости, не может ни хорошо забо-титься о себе, ни подать другому деятельную помощь. Поэтому цари должны общаться с почтенными и мудрыми людьми и обращаться к ним за советом в текущих делах. Они должны также читать книги; ибо вряд ли есть более легкий путь к муд¬рости, чем чтение многих книг, выслушивание их и сохране¬ние их содержания в памяти. В древних памятниках упоми¬наются многие властелины, не позволявшие себе пропустить хотя бы один день, в котором они не посвятили бы некото¬рое время чтению. Они охотно общались с учеными мужами, которых они уважали и к которым внимательно прислушива¬лись.
Было время, когда лица, исполнявшие царскую должность, были или философами, или пророками; следует полагать, что в это время государства управлялись лучше всего. Теперь мно¬гие властелины считают, что все это к ним не относится. Поэто¬му в законах существуют многие извращения, а во всех частях государства наблюдаются злоупотребления.
Не может быть того, чтобы государства хорошо управля-лись без мудрости. Мудрость есть начальница и руководитель¬ница почтенных поступков и всех добродетелей. Из этих добро¬детелей четыре являются главными, а именно умеренность, справедливость, щедрость и мужество. Все они в высшей сте¬пени необходимы всем, желающим жить счастливо, но в осо¬бенности царям, управляющим многими народами. Никто не может справедливо управлять другими, если он не способен наложить узду на собственные страсти, если он несправедлив, малодушен и слаб, если он неохотно уделяет из своего людям почтенным, но нуждающимся. Теперь мы перейдем к отдель¬ным добродетелям (стр. 72—75).
ГЛАВА XIX
[…,] Подлинное шляхетство основано не столько на велико¬лепии предков и древности гербов, сколько на добродетели. Ибо кто же не видит, что никто не является таким, каковы его предки? Что не в нас, но за нами находятся наши родители, а также и наши состояния? И если, например, мое состояние лучше твоего, так как я богаче, то также и мои родители лучше твоих, ибо мои имеют больше заслуг перед Речью Посполитой; но как богатство не сделает меня добрым человеком, так и бла¬городство предков не сделает меня благородным.
Воистину, добродетель — это то, что не может перейти на наследников ни по рождению, ни по какой записи. Ибо хотя, пожалуй, все имущества родители могут по завещанию пере¬дать детям, однако передать добродетели им не могут, если
132
только те сами ее себе в поте лица и трудах не добудут. Те же, кто тяготеет к изнеженному безделью, стремятся к вещам, от добродетели далеким, а своими поступками по¬зорят себя, родителей и друзей, те пусть знают, что они выродились из шляхетства предков; и не помогут им древние образы предков и их славные деяния. И нельзя их считать за что-либо иное, как только за червивые плоды, которые хотя и рождены людьми свободными, но за свободные со¬здания почитаться не могут. И не помогут тебе слава рода и древность имени, если они не сопутствуют добродетели и славным деяниям, как не поможет слепому солнечный свет, глухому — музыка, хотя бы и самая сладкая, мореходу — плуг, а пешеходу — кормило судоходное.
Но наша шляхта по большей своей части проникнута пре¬вратными убеждениями, ибо видит, что в Речи Посполитой ро¬довитость и гербы важнее, чем что-либо. И большинство ее мало заботится о том, чтобы заслужить шляхетство поведе¬нием, ученостью, славными деяниями.
Шляхта не терпит труда, долгие ночи напролет проводит над костями и пивными кружками и ни о чем еще не помыш-ляет, как только о том, чтобы блистать драгоценностями, зо-лотом и серебром, красоваться нарядами и разгуливать с тол¬пами слуг своих (стр. 84, 85).
КНИГА П. О ЗАКОНАХ
ГЛАВА I ЗАКОН УСТАНОВЛЕН ДЛЯ НЕСПРАВЕДЛИВЫХ
Теперь мы перейдем к описанию законов, согласно ко-торым творится суд. Очевидно, что если бы в каком-либо госу¬дарстве граждане получали безупречное воспитание и отлича¬лись стыдливостью, честностью, чистыми и добродетельными нравами, то в нем законы были бы совершенно излишни; ибо законы пишутся не для добрых мужей, которые своей уме¬ренностью и нравами доказывают, что они уважают честность не из-из страха.
Но человеческая испорченность так велика, люди до такой степени бесстыдны и склонны совершать преступления, что необходимы самые суровые законы, которые помешали бы зло¬бе, поставили препятствия своеволию и наложили узду на бес¬честность. Поскольку дела имеют такой вид, из этого вытекает следующее: многочисленные и суровые законы служат нагляд¬ным доказательством того, что в данном государстве люди полу-чили плохое воспитание, обладают несчастным характером и с каждым днем все больше и больше обнаруживают свои дур¬ные свойства. Если правители стремятся воспрепятствовать этому, то им необходимо издавать все более тщательно состав¬ленные законы и устанавливать все более строгие наказа¬ния. […1
133
ГЛАВА Я
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЗАКОНОМ И ОБЫЧАЕМ.
ЗАКОНЫ ПОЛУЧАЮТ ЗНАЧЕНИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
ВСЛЕДСТВИЕ ИХ ВНУТРЕННЕГО ОСНОВАНИЯ, А ТАКЖЕ
ВСЛЕДСТВИЕ АВТОРИТЕТА ВЛАСТИ
Кажется, что законы и обычаи относятся к тому же са-мому, ибо законы предписывают добрые обычаи и запрещают плохие. Но законы сопровождаются наградами и наказаниями, для того чтобы они заставляли исполнять свои обязанности тех людей, которые по своей доброй воле не склонны соблю¬дать добро и справедливость. Итак, обычаи являются как бы источниками и началами, из которых законы вытекают и по¬лучают свое происхождение. Однако и сами законы должны опираться на какое-либо разумное основание. Оно рассматри¬вается как если бы оно составляло душу законов, нравствен¬ные люди в силу его удерживаются от прегрешений; оно луч¬ше заставляет их исполнять свои обязанности, чем наказания или награды. Основная функция законов состоит не только в том, что они налагают кары за преступления, но также и в том, что они убеждают, что не следует вообще грешить. Если нельзя привести разумные основания некоторых законов — основания многих законов темны, а некоторые вообще лише¬ны их, — то все же следует стараться, чтобы они не противоре¬чили разуму; ибо такие законы получают свое значение только вследствие авторитета власти. .
ГЛАВА III
1. Гарантия законов заключается в том, что все устанав-ливается ими для общей нравственности и пользы, так что за одинаковые добродетели назначаются одинаковые награды, а за одинаковые преступления назначаются одинаковые наказа¬ния. 2. Настоящая свобода состоит не в том, что кто-либо мо¬жет безнаказанно следовать своим порочным наклонностям или получать за преступления неодинаковые наказания. На¬стоящая свобода состоит в укрощении дурных страстей и по¬роков, а не в свободе делать все, что кому угодно, и полу¬чать более легкое наказание за свои преступления. 3. Если следует установить какое-либо различие в наказаниях за то же самое преступление, то оно должно укрощать злую волю, а не угождать ей. Поэтому вельможи, шляхтичи и лица, занимаю¬щие высокие должности, должны наказываться строже, чем беззащитные, плебеи и частные лица. При этом лица, совер¬шающие преступления против власти, должны наказываться строже, чем лица, совершающие преступления против част¬ных лиц (стр. 87—89).
2. О, если бы хорошо понимали, о чем идет речь, те, кто требует, чтобы при издании законов принимали в соображение заслуги известных лиц и не знаю еще какие вольности! Ведь
m
под заслугами следует понимать то, в чем проявляется добро¬детель кого-либо, оказавшего благодеяния государству или частным лицам. Я совсем не желаю, чтобы законодатель не принимал во внимание таких заслуг, напротив, я желал бы, чтобы ее украшали величайшими наградами. Но если кто-либо понимает под заслугой несправедливо учиненное им убийство и требует для себя более легкого наказания на том основании, что он шляхтич знатного происхождения, то он неправильно употребляет это прекрасное правило: он применяет его не к добродетели, а к порокам, не к славным подвигам, а к убий ству. Что касается свободы, о которой они говорят, то настоя¬щая свобода состоит не в свободе делать все, что кому-либо угодно, не в излишней снисходительности законов к тем, кто совершает уголовные преступления, но в укрощении слепых и буйных страстей души, в господстве разума, согласно предпи¬саниям которого жизнь устраивается лучше всего и чище всего; она состоит в известном строе жизни, в одинаковом при¬менении закона ко всем, в одинаковом отношении к спорящим сторонам, не взирая на лица, в равенстве граждан перед су¬дом, в справедливом вынесении решений и исполнении их. Разве существуют более жестокие властители, чем волнения души! Они ломают, побеждают и уничтожают разум и сужде¬ние в людях, в души которых они проникли и укрепились. Никто не является рабом в большей степени, чем тот, кто слу¬жит столь беспощадным господам, хотя бы он утопал в рос¬коши и почестях. Разве можно представить себе более полную свободу, чем свободу от их господства! (стр. 91).
Закон должен говорить всем одним и тем же голосом, одна и та же власть должна управлять всеми, как приказы-вая, так и запрещая; законы о прибылях, тяготах и обидах должны руководствоваться одними и теми же соображениями. Кто служит таким законам, того следует считать действитель¬но свободным в смысле того, что он предпочитает быть рабом законов, чтобы иметь возможность долго сохранять свою сво¬боду.
Вряд ли даже в каком-либо варварском государстве суще¬ствует такая свобода, которая была бы соединена со свободой делать все, что хочешь; тем не менее следует считать ее до¬стойной хорошо устроенной Речи- Посполитой.
Законы большей частью так составлены, что они служат к выгоде богачей; они позволяют им ловить бедняков в свои сети, протянутые подобно сетям пауков (стр. 93).
ПЕРЕСВЕТОВ
Иван Семенович Пересветов (даты рождения и смерти не-известны) — выдающийся представитель общественно-полити-ческой мысли середины XVI в., дворянский публицист, автор ряда сочинений (челобитных, трактатов, речей), в которых на-
135
ряду с предложениями о реформах государственного строя, осуждением вельмож («ленивых богатин») и общественной несправедливости имеются проблемы мировоззренческого ха-рактера, выдвигаются гуманистические идеи, проявляется ра-ционалистическое мышление, исходящее из жизненной прак¬тики передового в то время сословия служилых людей, против¬ников сепаратизма и сторонников централизованной государ¬ственной власти на Руси.
В сочинениях И. С. Пересветова мы встречаем осуждение общественной несправедливости, холопства, мысли о равенстве людей, защиту прогрессивного принципа «заслуги»,