Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

обработки и отделки . Так вот и я не перестаю исследовать и испытывать то, чего не в со¬стоянии открыть собственными силами; вновь и вновь возвра¬щаясь все к тому же предмету , я делаю этот предмет бо¬лее гибким и податливым, создавая таким образом для других, которые последуют за мной, более благоприятные возможности овладеть им . То же самое сделает и мой преемник для того, кто последует за ним. Поэтому ни трудность исследова¬ния, ни мое бессилие не должны приводить меня в отчаяние, ибо это только мое бессилие. Человек столь же способен по¬знать все, как и отдельные вещи (II, 269).
Когда мы видим крестьянина и короля, дворянина и простолюдина, сановника и частное лицо, богача и бедняка, нашим глазам они представляются до крайности несходными, а между тем они в сущности различаются друг от друга толь¬ко своим платьем (I, 329). Души императоров и сапожников скроены по одному и тому же образцу (II, 170).
Что бы ни говорили, но даже в самой добродетели ко-нечная цельнаслаждение. Мне нравится дразнить этим сло¬вом слух некоторых лиц, кому оно очень не по душе (I, 103-^ 104).
140

ВОДЕН
Жан Воден (1530—1596)— французский политический мыслитель и философ. Один из руководителей партии «по-литиков», боровшейся за пре¬кращение религиозных войн во Франции. Эта партия фран¬цузской буржуазии добива¬лась единства страны путем укрепления королевской вла¬сти и установления религиоз¬ной веротерпимости в стране. В своем произведении «Раз¬говор семи человек» (ходив¬шем в рукописи и опублико¬ванном только в XIX в.) од¬ним из первых обосновывал деистическую идею о естест¬венной религии, не признаю¬щей вероисповедных разли¬чий. При жизни издал несколько произведений. Важнейшие из них: «Метод легкого изучения истории» (1566, на латин¬ском языке) и «Шесть книг о государстве» (1576, на фран-цузском языке, затем переведено на латинский). Ниже публи-куются (впервые на русском языке) отрывки из обоих этих произведений. Подбор и перевод осуществлен В. М. Богуслав¬ским по изданию: J. Boaini. Abdeg. in parisiorum senatu advocati. Methodus ad fasilem historiarum cognitionem. Это произведение опубликовано (вместе с французским перево¬дом) в кн.: «Oeuvres philosophiques de Jean Bodin». Texte etablit, traduit et publie par Pierre Mesnard. Paris, 1951. От¬рывки из «Шести книг о государстве» переведены с издания: «Les six livres de la republique de J. Bodin». Angevin. A. Lyon, par Jeoques du Puis, MDLXXX.
МЕТОД ЛЕГКОГО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Мы избегнем заблуждения древних, если разделим на три равные части всю область, простирающуюся от экватора до полюса и содержащую девяносто градусов. Тридцать граду¬сов мы предоставим жаре, тридцать — холоду и останется еще тридцать градусов для района умеренного [климата], где можно жить счастливо в свое удовольствие, за исключением несколь¬ких местностей, какими являются суровые для жизни людей районы крутых гор, земли, влажные из-за покрывающих их болот, или опустошенные засухой районы, ставшие злокачест¬венными и засушливыми из-за недостатка воды и почвы. Под тропиками, наоборот, можно найти некоторые районы, где
141

богатство почвы таково, что жители не ощущают тяжкой суро¬вости климата (стр. 315).
Сила внутреннего тепла, таким образом, делает более силь¬ными и крепкими тех, кто находится на севере, чем тех, кто пребывает на юге. Так же дело обстоит и в другом полушарии, пройдя тропик Козерога; чем больше мы удаляемся от эква¬тора, тем более высоким оказывается рост проживающих там людей, как это имеет место в отношении гигантов Патагонии, находящейся на той же широте, что Германия. По этой при¬чине скифы всегда направляли свои наиболее значительные набеги на юг. Точно так же (что может показаться невероят¬ным, но не менее верно) величайшие империи всегда распро¬странялись на юг и почти никогда не расширялись с юга на север. Так, ассирийцы [расширяли свою империю] за счет хал¬деев, индийцы — за счет ассирийцев, греки — за счет персов, римляне — за счет карфагенян, готы — за счет римлян, тур¬ки — за счет арабов, татары — за счет турок. Но римляне ни¬когда не хотели продвигаться на север от Данюбы (стр. 317).
К этим замечаниям относительно физики прибавим дру-гие — о духовном темпераменте, которые позволят нам раз-вить лучшие исторические суждения. Так как тело и дух на-делены противоположными свойствами, то, чем сильнее пер-вое, тем слабее второй. И тот, кто сильнее духом, будет менее крепок телом. Таким образом, очевидно, что дух настолько же владеет южанами, насколько тело владеет скифами. Но существует третья раса людей, обладающих благороднейшей способностью, умением подчиняться и приказывать, людей, обладающих достаточной силой, чтобы не поддаться хитрости южан, и надлежащей мудростью, чтобы справиться с грубой силой скифов. Об этом в конце концов выносит свой при¬говор история, показывая, как готы, гунны, герулы, вандалы сумели быть достаточно храбрыми, чтобы завладеть Европой, Азией и Африкой, но не обладали мудростью, необходимой, чтобы удержать завоеванное. Напротив, те, которые знали, как обзавестись рассудительными людьми, встретившись с наро¬дами, способными к политической жизни, умели в течение очень длительного времени сохранить в величайшем расцвете свои империи. Именно потому, что скифы почти всегда не-навидели письменность (litteris), а южане — оружие, ни те, ни другие никогда не могли основать великие империи. На-против, римляне умели упражняться и в том и в другом с ве-личайшим успехом, всегда заботясь о том, чтобы, как совето-вал Платон, соединять гимнастику и музыку. Они получили от греков, как палладиум, право и литературу, т. е. секрет гражданской жизни; от карфагенян и сицилийцев они унас-ледовали науку кораблевождения, а сами римляне в непрерыв¬ных войнах овладели наукой военного дела.
Людей севера стремительно влечет к жестокости. Что касается южан, они скупы или, скорее, бережливы и ска-редны, в то время как скифы расточительны и склонны к гра-бежам (стр. 320—321).
142

Народы юга благодаря длительной привычке к созерцанию (которая подобает черной желчи) оказались творцами и осно¬вателями самых достопримечательных наук. Они открыли тай¬ны природы, установили принципы математики, наконец, они первые сумели постичь значение и сущность религии и небес¬ных тел. Скифы, которые были менее способны к созерцанию (по причине обилия крови и жидкости, коими их ум был на¬столько подавлен, что мог обнаруживаться лишь с трудом), самопроизвольно устремлялись ко всему, что очевидно, а сле¬довательно, к ремесленной технике. У северян зародилась все¬возможная механика, пушки, плавка [металлов], книгопечата¬ние и все, что касается металлургии. [,..]
Что касается жителей средней зоны, то если они не имеют ни призвания к сокровенным наукам, присущего южанам, ни вкуса к ремеслу, как люди севера, то они не в меньшей мере одарены всевозможными способностями. Ибо, если подвергнуть рассмотрению совокупность исторических памятников, станет ясно, что от этой расы людей происходят установления, за¬коны, обычаи, административное право, торговля, хозяйство, красноречие, диалектика и, наконец, политика. Действитель¬но, история свидетельствует, что Азия, Греция, Ассирия, Ита-лия, Франция и Верхняя Германия — все это страны, распо-ложенные между полюсом и экватором, от сорокового до пя-тидесятого градуса, — всегда были районами, где наблюдался расцвет величайших империй; что эти районы дали величайших полководцев, лучших законодателей, справедливейших судей, проницательных юристов, прославленных ораторов, способных купцов, знаменитейших актеров и писателей. Напротив, Афри¬ка (и еще менее того Скифия) не произвела ни юриста, ни оратора, еще меньше — историков и ничтожное по сравнению с Италией, Грецией, Францией, Азией количество великих купцов (стр. 327).
Но природа проявила большую заботу о том, чтобы скифы, столь же богатые физической силой, сколь бедные разумом, сделали военную доблесть первой из всех добродетелей, в то время как южане ценят прежде всего благочестие и религию, а люди средней зоны почитают скорее благоразумие. И хотя все они употребляют все средства для защиты своего госу¬дарства, одни чаще всего прибегали к силе, другие — к страху божьему, а последние — к законам и справедливости (стр. 329).
Существует закон противоположностей, согласно которому, если южанин черен, северянин бел, если последнийрослый, первыймалорослый, если этот силен, тот немощен; если один полон жара и жидкостей, второй холоден и сух; если один волосат, другой без волос; если у одного голос хриплый, у дру¬гого—звонкий; если один боится жары, другой боится холода; если этот весел, тот грустен; если этот общителен, тот склонен к уединению; если этот храбр, тот боязлив; если этот великий пьяница, тот — сама трезвость; если этот неряшлив и по отно¬шению к себе, и по отношению к другим, тот осмотрителен и церемонен; если первый — мот, второй бережлив; если у пер-
143

вого холодный темперамент, второй — сама похотливость; если один скареден, другой — щеголь; если один хитер, другой — прост; если один солдат или ремесленник, другойсвященник или философ; там, где один пользуется своими руками, другой употребляет свой разум, этот будет искать счастья на небе, в то время как другой — на земле. И так как особенность пороков состоит в том, что они свойственны крайностям, из этого следует заключить, что упрямству южанина соответствует, легкомыслие скифа, в то время как уделом жителей среднего района является твердость. А так как все эти недостатки, так сказать, укоренены в каждом народе природой, необходимо судить об истории всякого народа в соответствии с его при¬вычками и наклонностями прежде, чем дурно о нем говорить. В сущности воздержанность южан так же не заслуживает по¬хвалы, как не заслуживает осуждения пьянство, в котором упрекают скифов. Скифы также удивительно любят обще¬ство и сборища людей. Поэтому древние называют их номада¬ми и ныне их продолжают называть ордами, как татар, когда они в большом количестве размещаются в поле. Южане, напро¬тив, ищут уединения и предпочитают скрываться в лесах, не¬жели принимать участие в жизни народа (стр. 333—336).
Самые западные народы Европы — бретонцы и испанцы в равной степени слывут храбрецами. Запад, следовательно, обладает большим сходством с севером, а восток — с югом. И это можно заметить не только в животном царстве, но и у растений, камней и металлов. Но все, что мы до сих пор говорили, распространяется вообще на народы, обитающие в равнинных и однообразных районах, и на их нравы. Исследуем теперь различия и особенности, свойственные гористым, боло¬тистым, безводным местностям, районам, где свирепствуют ветры, и безветренным местам. В том, что касается людей, существует такое же различие между прирожденными свойст¬вами обитателя равнины и горца, какое имеется между при¬родными чертами южанина и северянина. Можно было бы сде¬лать такого же рода замечание и о том, что касается темпера¬туры [воздуха], если только равнина, о которой идет речь, не болотиста (стр. 341).
ШЕСТЬ КНИГ О ГОСУДАРСТВЕ
Государство есть осуществление суверенной властью спра¬ведливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн