Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

мертвые, произведения, какие мы умеем измышлять в известном порядке и уподобле¬нии на поверхности материи, когда, обработав и выре¬зав дерево, производим изображение лошади, то не дол¬жны ли мы более великим считать тот художественный интеллект, который изнутри семенной материи спла-чивает кости, протягивает хрящи, выдалбливает арте¬рии, вздувает поры, сплетает фибры, разветвляет нервы и со столь великим мастерством располагает целое? Более великим художником не является ли тот, говорю я, кто не связан с одной какой-либо частью материи, но непрерывно совершает все во всем? Имеется три рода интеллекта: божественный, который есть всё, этот ми¬ровой, который делает всё, остальные — частные, кото¬рые становятся всем; потому что необходимо, чтобы между крайними находился этот средний, который есть истинная действующая причина всех природных вещей,
157

В li:

имеющая не только внешний, но и внутренний харак¬тер.
Душа находится в теле, как кормчий на ко-рабле. Душа Вселенной, поскольку она одушевля¬ет и оформляет, является ее внутренней и формаль¬ной частью; но в качестве того^ что движет и уп¬равляет, не является частью, имеет смысл не нача¬ла, но причины. В этом с нами согласен сам Аристо¬тель .
Диксон. Я согласен с тем, что вы говорите, ибо если интеллектуальная потенция нашей души может быть бытием, отделенным от тела, и если она имеет смысл действующей причины, то тем более это необходимо утверждать относительно мировой души; ибо Плотин говорит в писаниях против гностиков, что с большей легкостью мировая душа господствует над Вселенной, чем наша душа над нашим телом, потому что большое различие есть между тем способом, каким управляет одна и другая. Одна, не будучи скованной, управляет миром таким образом, что сама не становится связан¬ной теми вещами, над которыми господствует. При¬мер совершенного писателя и кифариста приводит Аристотель; из того факта, что природа не рассуждает и не думает, полагает он, нельзя сделать вывод, что она действует без интеллекта и конечного намерения, по¬тому что превосходные музыканты и писатели меньше размышляют о том, что делают, и, однако^ не оши-баются, подобно людям более грубым и косным, кото¬рые хотя и более об этом думают и размышляют, однако создают произведения менее совершенные и, кроме того, не без ошибок.
Теофил. Вы правильно понимаете. Обратимся же к более частному. Мне кажется, что преуменьшают бо¬жественную доброту и превосходство этого великого одушевленного подобия первого начала те, кто не хочет понять и утверждать, что мир одушевлен вместе с его членами .
Диксон. Ни один более или менее известный фи¬лософ, также и среди перипатетиков, не станет отри¬цать, что мир и его сферы известным образом одушев¬лены .
158

Теофил. Я утверждаю, что ни стол как стол не одушевлен, ни одежда, ни кожа как кожа, ни стекло как стекло; но как вещи природные и составные они имеют в себе материю и форму. Сколь бы незначитель¬ной и малейшей ни была вещь, она имеет в себе части духовной субстанции, каковая, если находит подходя¬щий субъект, стремится стать растением, стать живот¬ным и получает члены любого тела, каковое обычно на-зывается одушевленным, потому что дух находится во всех вещах и нет ни малейшего тельца, которое бы не заключало в себе возможности стать одушевленным

Диксон. Итак, вы известным образом согласны с мне¬нием Анаксагора, называющего частные формы при¬роды скрытыми, отчасти с мнением Платона, выводя¬щего их из идей, отчасти с мнением Эмпедокла, для которого они происходят из разума, и известным обра¬зом с мнением Аристотеля, для которого они как бы исходят из потенции материи?
Теофил. Да, ибо, как мы уже сказали, где есть фор¬ма, там есть известным образом все; где есть душа, дух, жизнь, там есть все.
Итак, вкратце вы должны знать, что душа мира и божество не целиком присутствуют во всем и во вся¬кой части таким же образом, каким какая-либо мате¬риальная вещь может там быть, так как это невоз¬можно для любого тела и любого духа; они присутст¬вуют таким образом, который нелегко вам объяснить иначе, чем так: вы должны заметить, что если о душе мира и о всеобщей форме говорят, что они суть во всем, то при этом не понимается — телесно и простран¬ственно, так как таковыми они не являются и таким образом они не могут быть ни в какой части; но они суть целиком во всем духовным образом .
ДИАЛОГ ТРЕТИЙ
Теофил. Итак, Демокрит и эпикурейцы, которые все нетелесное принимают за ничто, считают в соот¬ветствии с этим, что одна только материя является субстанцией вещей, а также божественной природой,
159

как говорит некий араб, по прозванию Авицеброн, что он показывает в книге под названием Источник жизни. Эти же самые, вместе с киренаиками, киниками и стои¬ками, считают, что формы являются не чем иным, как известными случайными расположениями материи. И я долгое время примыкал к этому мнению единственно потому, что они имеют основания, более соответствую¬щие природе, чем доводы Аристотеля. Но, поразмыслив более зрелым образом, рассмотрев больше вещей, мы находим, что необходимо признать в природе два рода субстанций: одинформа и другойматерия; ибо необходимо должна быть субстанциальнейшая дейст¬вительность, в которой заключается активная потенция всего, а также наивысшая потенция и субстрат, в кото¬рой содержится пассивная потенция всего: в первой имеется возможность делать, во второйвозможность быть сделанным.
Никто не может помешать вам пользоваться на¬званием материи по вашему способу, как, равным обра¬зом, у многих школ она имела разнообразные значения.
Итак, подобно тому как в искусстве, при беско¬нечном изменении (если бы это было возможно) форм, под ними всегда сохраняется одна и та же материя, — как, например, форма дерева — это форма ствола, за¬тем — бревна, затем — доски, затем — сиденья, затем — скамеечки, затем — рамки, затем — гребенки и т. д., но дерево всегда остается тем же самым, — так же и в при¬роде, при бесконечном изменении и следовании друг за другом различных форм, всегда имеется одна и та же материя.
Гервазий. Как можно подкрепить это уподобление?
Теофил. Разве вы не видите, что то, что было се-менем, становится стеблем, из того, что было стеблем, возникает колос, из того, что было колосом, возникает хлеб, из хлеба — желудочный сок, из него — кровь, из нее — семя, из него — зародыш, из него — человек, из него — труп, из него — земля, из нее — камень или дру¬гая вещь, и так можно прийти ко всем природным формам.
Ноланец утверждает следующее: имеется интел¬лект, дающий бытие всякой вещи, названный пифаго-
160

рейдами и Тимеем ‘ подателем форм; душа — формаль¬ное начало, создающая в себе и формирующая всякую вещь, названная ими же источником форм; материя, из которой делается и формируется всякая вещь, назван¬ная всеми приемником форм.
Диксон. Формы не имеют бытия без материи, в которой они порождаются и разрушаются, из лона которой они исходят и в которое возвращаются. По-этому материя, которая всегда остается той же самой и плодоносной, должна иметь главное преимущество быть познаваемой как субстанциальное начало, в каче¬стве того, что есть и вечно пребывает. Все же формы в совокупности следует рассматривать лишь как раз¬личные расположения материи, которые уходят и при¬ходят . [Материя], по их мнению, есть начало, необ-ходимое, вечное и божественное, как полагает мавр Авицеброн2, называющий ее богом, находящимся во всех вещах .
Теофил. В самом теле природы следует отличать материю от души, и в последней отличать этот разум от его видов. Поэтому мы называем в этом теле три вещи: во-первых, всеобщий интеллект, выраженный в вещах; во-вторых, животворящую душу всего; в-тре¬тьих, предмет. Но на этом основании мы не будем от¬рицать, что философом является тот, кто в своей фило¬софии приемлет это оформленное тело, или, как я пред-почел бы сказать, это разумное животное, и начинает с того, что берет за первые начала некоторым образом члены этого тела, каковы воздух, земля, огонь; далее — эфирная область и звезды; далее — дух и тело; или же — пустое и полное .
Диксон. Итак, Вы утверждаете, что, не совер-шая ошибки и не приходя к противоречию, можно дать различные определения материи.
Теофил. Верно, как об одном и том же предмете мо¬гут судить различные чувства и одна и та же вещь мо¬жет рассматриваться различным образом. Кроме того, как уже было отмечено, рассуждение о вещи может производиться различными головами. Много хорошего высказали эпикурейцы, хотя они и не поднялись выше материального качества. Много превосходного дал для
161

познания Гераклит, хотя он и не вышел за пределы души. Анаксагор сделал успехи в познании природы, ибо он не только внутри ее, но, быть может, и вне и над нею стремился познать тот самый ум, который Сократом, Платоном, Трисмегистом3 и нашими бого¬словами назван богом .
Имеется первое начало Вселенной, которое рав¬ным образом должно быть понято как такое, в кото¬ром уже не различаются больше материальное и фор¬мальное и о котором из уподобления ранее сказанному можно заключить, что оно есть абсолютная возмож¬ность и действительность. Отсюда не трудно и не тя¬жело прийти к тому выводу, что всё, сообразно субстан¬ции, едино, как это, быть может, понимал Парменид, недостойным образом рассматриваемый Аристотелем.
Диксон. Итак, вы утверждаете, что, хотя и спуска-ясь по этой лестнице природы, мы обнаруживаем двой¬ную субстанцию — одну духовную, другую телесную, но в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и одному корню .
ДИАЛОГ ЧЕТВЕРТЫЙ
Теофил. Вы можете подняться к понятию… души мира, каким образом она является действительностью всего и возможностью всего и есть вся во всем; по¬этому, в конце концов, раз дано, что имеются бесчис¬ленные индивидуумы, то всякая вещь есть единое, и познание этого единства является целью и пределом всех философий и естественных созерцаний, причем в своих пределах остается наивысшее созерцание, ко¬торое подымается над природой и которое для не ве-рующего в него невозможно и есть ничто.
Диксон. Это верно. Ибо там подымаются при по-мощи сверхъестественного, а не естественного света.
Теофил. Его не имеют те, кто считает всякую вещь телом, или простым, как эфир, или сложным, как звезды и звездные вещи, и не ищет божества вне бесконечного мира и бесконечных вещей, но внутри его и в них.
Диксон. В одном только этом, мне кажется, отли-чается верующий богослов от истинного философа.
162

Теофил. Так думаю также и я .
Диксон. Природа делает все из материи пу¬тем выделения, рождения, истечения, как полагали пи¬фагорейцы, поняли Анаксагор и Демокрит, подтвер¬дили мудрецы Вавилона. К ним присоединился также и Моисей, который, описывая порождение вещей

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн