по воле всеобщей действующей причины, пользуется сле¬дующим способом выражения: да произведет земля своих животных, да произведут воды живые души, как бы говоря: производит их материя. Ибо, по его мнению, материальным началом вещей является вода; поэтому он говорит, что производящий интеллект, названный им духом, пребывал на водах, т. е. сообщил им производи¬тельную способность и из нее произвел естественные виды, которые впоследствии все были названы им, со¬гласно своей субстанции, водами .
ДИАЛОГ ПЯТЫЙ
Теофил. Итак, Вселенная едина, бесконечна, непод-, вижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность, едина действительность,- едина форма или душа, едина материя или тело, едина вещь, едино сущее, едино ве¬личайшее и наилучшее. Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична и, следова¬тельно, неподвижна. Она не движется в пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переме-ститься, ввиду того что она является всем. Она не рож¬дается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать и ожидать, так как она обладает всем бытием. Она не уничтожается, ибо нет другой вещи, в кото¬рую она могла бы превратиться, так как она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или уве¬личиться, так как она бесконечна. Как ничего нельзя к ней прибавить, так ничего нельзя от нее отнять, по¬тому что бесконечное не имеет частей с чем-либо со-измеримых.
Если точка не отличается от тела, центр от окружности, конечное от бесконечного, величайшее от малейшего, мы наверняка можем утверждать, что вся
6* 163
1!:
??•’?
Вселенная есть целиком центр или что центр Вселен¬ной повсюду и что окружность не имеется ни в какой части, поскольку она отличается от центра; или же что окружность повсюду, но центр нигде не находится, по¬скольку он от нее отличен. Вот почему не только не невозможно, но необходимо, чтобы наилучшее, вели¬чайшее, неохватываемое было всем, повсюду, во всем, ибо, как простое и неделимое, оно может быть всем, по¬всюду и во всем. Итак, не напрасно сказано, что Зевс наполняет все вещи, обитает во всех частях Вселенной, является центром того, что обладает бытием, единое во всем, для чего единое есть все. Будучи всеми вещами и охватывая все бытие в себе, он делает то, что всякая вещь имеется во всякой вещи .
Диксон. Порожденное и порождающее всегда принадлежат к одной и той же субстанции. Благодаря этому для ва’с не звучит странно изречение Гераклита, утверждающего, что все вещи суть единое, благодаря изменчивости все в себе заключающее. И так как все формы находятся в нем, то, следовательно, к.нему при-ложимы все определения, и благодаря этому противоре-, чащие суждения оказываются истинными. И то, что об-разует множественность в вещах, — это не сущее, не вещь, но то, что является, что представляется чувству и находится на поверхности вещи.
Теофил. Это так … Природа нисходит к произведе¬нию вещей, а интеллект восходит к их познанию по одной и той же лестнице .
Поверь мне, что опытнейшим и совершеннейшим геометром был бы тот, кто сумел бы свести к одному-единственному положению все положения, рассеянные в началах Эвклида; превосходнейшим логиком тот, кто все мысли свел бы к одной. Здесь заключается степень умов, ибо низшие из них могут понять много вещей лишь при помощи многих видов, уподоблений и форм, более высокие понимают лучше при помощи немногих, наивысшие совершенно при помощи весьма немногих. Первый ум в одной мысли наисовершеннейшим образом охватывает все; божественный ум, абсолютное един-ство, без какого-либо представления сам есть то, что понимает, и то, что понято. Так, следовательно, мы, ПО’
164
дымаясь к совершенному познанию, подвигаемся, сво¬рачиваем множественность, как при нисхождении к произведению вещей разворачивается единство. Ни¬схождение происходит от единого сущего к бесконеч¬ным индивидуумам, подъем — от последних к первому.
Когда мы стремимся и устремляемся к началу и субстанции вещей, мы продвигаемся по направлению к неделимости; и мы никогда не думаем, что достигли первого сущего и всеобщей субстанции, если не дошли до этого единого неделимого, в котором охвачено все. Благодаря этому лишь в той мере мы полагаем, что достигли понимания субстанции и сущности, поскольку сумели достигнуть понимания неделимости.
Отсюда следует, что мы необходимо должны го¬ворить, что субстанция по своей сущности не имеет числа и меры, а поэтому едина и неделима во всех ча¬стных вещах; последние же получают свое частное зна¬чение от числа, т. е. от вещей, которые лишь относятся к субстанции.
Противоположности совпадают в едином; от¬сюда нетрудно вывести в конечном итоге, что все вещи суть единое, как всякое число, в равной мере четное и нечетное, конечное и бесконечное, сводится к единице.
Скажите мне, какая вещь более несходна с пря¬мой линией, чем окружность? Какая вещь более проти¬воположна прямой, чем кривая? Однако в начале и наименьшем они совпадают; так что, какое различие найдешь ты между наименьшей дугой и наимень¬шей хордой — как это божественно отметил Кузанский, изобретатель прекраснейших тайн геометрии. Далее, в наибольшем, какое различие найдешь ты между беско¬нечной окружностью и прямой линией? Разве вы не видите, что, чем больше окружность, тем более она своим действием приближается к прямоте?
Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уни¬чтожение есть не что иное, как возникновение, и воз¬никновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь . Что служит для врача более удобным противоядием, чем яд? Кто доставляет лучший териак, чем гадюка? В сильней¬ших ядах — лучшие целительные снадобья,
160
Шарообразное имеет предел в ровном, вогнутое успокаивается и пребывает в выпуклом, гневный жи¬вет вместе с уравновешенным, наиболее гордому всего более нравится скромный, скупому — щедрый.
Подведем итоги. Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает ми-нимумы и максимумы противоречий и противополож¬ностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объ¬единения (стр. 163—291).
О БЕСКОНЕЧНОСТИ, ВСЕЛЕННОЙ И МИРАХ
ДИАЛОГ ПЕРВЫЙ
Филотей. Чувство не видит бесконечности, и от чувства нельзя требовать этого заключения; ибо бес¬конечное не может быть объектом чувства^ и поэтому тот, кто желает познавать бесконечность посредством чувств, подобен тому, кто пожелал бы видеть очами субстанцию и сущность . Интеллекту подобает су¬дить и отдавать отчет об отсутствующих вещах и отда¬ленных от нас как по времени, так и по простран¬ству .
Элъпин. К чему же нам служат чувства? Ска¬жите.
Филотей. Только для того, чтобы возбуждать ра-зум; они могут обвинять, доносить, а отчасти и свиде¬тельствовать перед ним, но они не могут быть полно¬ценными свидетелями, а тем более не могут судить или выносить окончательное решение. Ибо чувства, какими бы совершенными они ни были, не бывают без некоторой мутной примеси. Вот почему истина проис-ходит от чувств только в малой части, как от слабого начала, но она не заключается в них.
Элъпин. А в чем же?
Филотей. Истина заключается в чувственном объ¬екте, как в зеркале, в разуме — посредством аргумен¬тов и рассуждений, в интеллекте — посредством прин¬ципов и заключений, в духе — в собственной и живой форме.
166
Ввиду бесчисленных степеней совершенства, в которых разворачивается в телесном виде божествен¬ное бестелесное превосходство, должны быть бесчис¬ленные индивидуумы, каковыми являются эти гро¬мадные живые существа (одно из которых эта земля, божественная мать, которая родила и питает нас и при¬мет нас обратно), и для содержания этих бесчислен¬ных миров требуется бесконечное пространство.
Я говорю о пределе без границ, для того чтобы отметить разницу между бесконечностью бога и беско¬нечностью Вселенной; ибо он весь бесконечен в свер¬нутом виде и целиком, Вселенная же есть все во всем (если можно говорить обо всем там, где нет ни частей, ни конца) в развернутом виде и не целиком . Бес¬конечность, имеющая измерения, не может быть цело-купно бесконечной.
Я называю Вселенную «целым бесконечным», ибо она не имеет края, предела и поверхности; но я говорю, что Вселенная не «целокупно бесконечна», ибо каждая часть ее, которую мы можем взять, конеч¬на и из бесчисленных миров, которые она содержит, каждый конечен. Я называю бога «целым бесконеч¬ным», ибо он исключает из себя всякие пределы и вся¬кий его атрибут един и бесконечен; и я называю бога «целокупно бесконечным», ибо.он существует весь во всем мире и во всякой своей части бесконечным обра¬зом и целокупно в противоположность бесконечности Вселенной, которая существует целокупно во всем, но не в тех частях (если их, относя к бесконечному, мо¬жно называть частями), которые мы можем постиг¬нуть, в ней .
Фракасторий. Никогда не было философа, уче¬ного и честного человека, который под каким-либо по¬водом и предлогом пожелал бы доказать на основании такого предложения необходимость человеческих дей¬ствий и . уничтожить свободу выбора. Так, среди дру¬гих Платон и Аристотель, полагая необходимость и не-изменность бога, тем не менее полагают моральную свободу и нашу способность выбора; ибо они хорошо знают и могут понять, каким образом могут совместно существовать эта необходимость и эта свобода. Однако
167
некоторые истинные отцы и пастыри народов отрица¬ют это положение и другие, подобные им, может быть для того, чтобы не дать повода преступникам и совра¬тителям, врагам гражданственности и общей пользы выводить вредные заключения, злоупотребляя просто¬той и невежеством тех, которые с трудом могут понять истину и скорее всего склонны к злу. Они легко прос¬тят нам употребление истинных предложений, из ко¬торых мы не хотим извлечь ничего иного, кроме исти¬ны относительно природы и превосходства творца ее; и они излагаются нами не простому народу, а только мудрецам, которые способны понять наши рассужде¬ния. Вот почему теологи, не менее ученые, чем благо¬честивые, никогда не осуждали свободы философов, а истинные, вежливые и благонравные философы всегда благоприятствовали религии; ибо и те и другие знают, что вера требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы, а доказательства— для созерцающих истину, которые умеют управлять собой и другими .
Филотей. Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя, [.г.] Бес-конечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все дви¬жутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа , и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель. Эти мировые тела движутся в эфирной области, не прикрепленные или пригвожденные к какому-либо телу в большей степени, чем прикреплена эта земля, которая есть од¬но из этих тел; а о ней мы доказываем, что она дви¬жется несколькими способами вокруг своего собствен¬ного центра и солнца вследствие внутреннего жизнен¬ного инстинкта .
ДИАЛОГ ВТОРОЙ
Филотей. Существует бесконечное, то есть безмерная эфирная область, в которой находятся бес¬численные и бесконечные тела вроде земли,