Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

по воле всеобщей действующей причины, пользуется сле¬дующим способом выражения: да произведет земля своих животных, да произведут воды живые души, как бы говоря: производит их материя. Ибо, по его мнению, материальным началом вещей является вода; поэтому он говорит, что производящий интеллект, названный им духом, пребывал на водах, т. е. сообщил им производи¬тельную способность и из нее произвел естественные виды, которые впоследствии все были названы им, со¬гласно своей субстанции, водами .
ДИАЛОГ ПЯТЫЙ
Теофил. Итак, Вселенная едина, бесконечна, непод-, вижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность, едина действительность,- едина форма или душа, едина материя или тело, едина вещь, едино сущее, едино ве¬личайшее и наилучшее. Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична и, следова¬тельно, неподвижна. Она не движется в пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переме-ститься, ввиду того что она является всем. Она не рож¬дается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать и ожидать, так как она обладает всем бытием. Она не уничтожается, ибо нет другой вещи, в кото¬рую она могла бы превратиться, так как она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или уве¬личиться, так как она бесконечна. Как ничего нельзя к ней прибавить, так ничего нельзя от нее отнять, по¬тому что бесконечное не имеет частей с чем-либо со-измеримых.
Если точка не отличается от тела, центр от окружности, конечное от бесконечного, величайшее от малейшего, мы наверняка можем утверждать, что вся
6* 163

1!:

??•’?

Вселенная есть целиком центр или что центр Вселен¬ной повсюду и что окружность не имеется ни в какой части, поскольку она отличается от центра; или же что окружность повсюду, но центр нигде не находится, по¬скольку он от нее отличен. Вот почему не только не невозможно, но необходимо, чтобы наилучшее, вели¬чайшее, неохватываемое было всем, повсюду, во всем, ибо, как простое и неделимое, оно может быть всем, по¬всюду и во всем. Итак, не напрасно сказано, что Зевс наполняет все вещи, обитает во всех частях Вселенной, является центром того, что обладает бытием, единое во всем, для чего единое есть все. Будучи всеми вещами и охватывая все бытие в себе, он делает то, что всякая вещь имеется во всякой вещи .
Диксон. Порожденное и порождающее всегда принадлежат к одной и той же субстанции. Благодаря этому для ва’с не звучит странно изречение Гераклита, утверждающего, что все вещи суть единое, благодаря изменчивости все в себе заключающее. И так как все формы находятся в нем, то, следовательно, к.нему при-ложимы все определения, и благодаря этому противоре-, чащие суждения оказываются истинными. И то, что об-разует множественность в вещах, — это не сущее, не вещь, но то, что является, что представляется чувству и находится на поверхности вещи.
Теофил. Это так … Природа нисходит к произведе¬нию вещей, а интеллект восходит к их познанию по одной и той же лестнице .
Поверь мне, что опытнейшим и совершеннейшим геометром был бы тот, кто сумел бы свести к одному-единственному положению все положения, рассеянные в началах Эвклида; превосходнейшим логиком тот, кто все мысли свел бы к одной. Здесь заключается степень умов, ибо низшие из них могут понять много вещей лишь при помощи многих видов, уподоблений и форм, более высокие понимают лучше при помощи немногих, наивысшие совершенно при помощи весьма немногих. Первый ум в одной мысли наисовершеннейшим образом охватывает все; божественный ум, абсолютное един-ство, без какого-либо представления сам есть то, что понимает, и то, что понято. Так, следовательно, мы, ПО’
164

дымаясь к совершенному познанию, подвигаемся, сво¬рачиваем множественность, как при нисхождении к произведению вещей разворачивается единство. Ни¬схождение происходит от единого сущего к бесконеч¬ным индивидуумам, подъем — от последних к первому.
Когда мы стремимся и устремляемся к началу и субстанции вещей, мы продвигаемся по направлению к неделимости; и мы никогда не думаем, что достигли первого сущего и всеобщей субстанции, если не дошли до этого единого неделимого, в котором охвачено все. Благодаря этому лишь в той мере мы полагаем, что достигли понимания субстанции и сущности, поскольку сумели достигнуть понимания неделимости.
Отсюда следует, что мы необходимо должны го¬ворить, что субстанция по своей сущности не имеет числа и меры, а поэтому едина и неделима во всех ча¬стных вещах; последние же получают свое частное зна¬чение от числа, т. е. от вещей, которые лишь относятся к субстанции.
Противоположности совпадают в едином; от¬сюда нетрудно вывести в конечном итоге, что все вещи суть единое, как всякое число, в равной мере четное и нечетное, конечное и бесконечное, сводится к единице.
Скажите мне, какая вещь более несходна с пря¬мой линией, чем окружность? Какая вещь более проти¬воположна прямой, чем кривая? Однако в начале и наименьшем они совпадают; так что, какое различие найдешь ты между наименьшей дугой и наимень¬шей хордой — как это божественно отметил Кузанский, изобретатель прекраснейших тайн геометрии. Далее, в наибольшем, какое различие найдешь ты между беско¬нечной окружностью и прямой линией? Разве вы не видите, что, чем больше окружность, тем более она своим действием приближается к прямоте?
Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уни¬чтожение есть не что иное, как возникновение, и воз¬никновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь . Что служит для врача более удобным противоядием, чем яд? Кто доставляет лучший териак, чем гадюка? В сильней¬ших ядах — лучшие целительные снадобья,
160

Шарообразное имеет предел в ровном, вогнутое успокаивается и пребывает в выпуклом, гневный жи¬вет вместе с уравновешенным, наиболее гордому всего более нравится скромный, скупому — щедрый.
Подведем итоги. Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает ми-нимумы и максимумы противоречий и противополож¬ностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объ¬единения (стр. 163—291).
О БЕСКОНЕЧНОСТИ, ВСЕЛЕННОЙ И МИРАХ
ДИАЛОГ ПЕРВЫЙ
Филотей. Чувство не видит бесконечности, и от чувства нельзя требовать этого заключения; ибо бес¬конечное не может быть объектом чувства^ и поэтому тот, кто желает познавать бесконечность посредством чувств, подобен тому, кто пожелал бы видеть очами субстанцию и сущность . Интеллекту подобает су¬дить и отдавать отчет об отсутствующих вещах и отда¬ленных от нас как по времени, так и по простран¬ству .
Элъпин. К чему же нам служат чувства? Ска¬жите.
Филотей. Только для того, чтобы возбуждать ра-зум; они могут обвинять, доносить, а отчасти и свиде¬тельствовать перед ним, но они не могут быть полно¬ценными свидетелями, а тем более не могут судить или выносить окончательное решение. Ибо чувства, какими бы совершенными они ни были, не бывают без некоторой мутной примеси. Вот почему истина проис-ходит от чувств только в малой части, как от слабого начала, но она не заключается в них.
Элъпин. А в чем же?
Филотей. Истина заключается в чувственном объ¬екте, как в зеркале, в разуме — посредством аргумен¬тов и рассуждений, в интеллекте — посредством прин¬ципов и заключений, в духе — в собственной и живой форме.
166

Ввиду бесчисленных степеней совершенства, в которых разворачивается в телесном виде божествен¬ное бестелесное превосходство, должны быть бесчис¬ленные индивидуумы, каковыми являются эти гро¬мадные живые существа (одно из которых эта земля, божественная мать, которая родила и питает нас и при¬мет нас обратно), и для содержания этих бесчислен¬ных миров требуется бесконечное пространство.
Я говорю о пределе без границ, для того чтобы отметить разницу между бесконечностью бога и беско¬нечностью Вселенной; ибо он весь бесконечен в свер¬нутом виде и целиком, Вселенная же есть все во всем (если можно говорить обо всем там, где нет ни частей, ни конца) в развернутом виде и не целиком . Бес¬конечность, имеющая измерения, не может быть цело-купно бесконечной.
Я называю Вселенную «целым бесконечным», ибо она не имеет края, предела и поверхности; но я говорю, что Вселенная не «целокупно бесконечна», ибо каждая часть ее, которую мы можем взять, конеч¬на и из бесчисленных миров, которые она содержит, каждый конечен. Я называю бога «целым бесконеч¬ным», ибо он исключает из себя всякие пределы и вся¬кий его атрибут един и бесконечен; и я называю бога «целокупно бесконечным», ибо.он существует весь во всем мире и во всякой своей части бесконечным обра¬зом и целокупно в противоположность бесконечности Вселенной, которая существует целокупно во всем, но не в тех частях (если их, относя к бесконечному, мо¬жно называть частями), которые мы можем постиг¬нуть, в ней .
Фракасторий. Никогда не было философа, уче¬ного и честного человека, который под каким-либо по¬водом и предлогом пожелал бы доказать на основании такого предложения необходимость человеческих дей¬ствий и . уничтожить свободу выбора. Так, среди дру¬гих Платон и Аристотель, полагая необходимость и не-изменность бога, тем не менее полагают моральную свободу и нашу способность выбора; ибо они хорошо знают и могут понять, каким образом могут совместно существовать эта необходимость и эта свобода. Однако
167

некоторые истинные отцы и пастыри народов отрица¬ют это положение и другие, подобные им, может быть для того, чтобы не дать повода преступникам и совра¬тителям, врагам гражданственности и общей пользы выводить вредные заключения, злоупотребляя просто¬той и невежеством тех, которые с трудом могут понять истину и скорее всего склонны к злу. Они легко прос¬тят нам употребление истинных предложений, из ко¬торых мы не хотим извлечь ничего иного, кроме исти¬ны относительно природы и превосходства творца ее; и они излагаются нами не простому народу, а только мудрецам, которые способны понять наши рассужде¬ния. Вот почему теологи, не менее ученые, чем благо¬честивые, никогда не осуждали свободы философов, а истинные, вежливые и благонравные философы всегда благоприятствовали религии; ибо и те и другие знают, что вера требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы, а доказательства— для созерцающих истину, которые умеют управлять собой и другими .
Филотей. Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя, [.г.] Бес-конечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все дви¬жутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа , и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель. Эти мировые тела движутся в эфирной области, не прикрепленные или пригвожденные к какому-либо телу в большей степени, чем прикреплена эта земля, которая есть од¬но из этих тел; а о ней мы доказываем, что она дви¬жется несколькими способами вокруг своего собствен¬ного центра и солнца вследствие внутреннего жизнен¬ного инстинкта .
ДИАЛОГ ВТОРОЙ
Филотей. Существует бесконечное, то есть безмерная эфирная область, в которой находятся бес¬численные и бесконечные тела вроде земли,

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн