Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

от одного только тела, и хотя она возникает в теле, и первое начало ее — тело, однако она имеет в себе источник, свой также и извне, чрез воздух; и господствует в ней дух святой, по тому роду и образу, как он все наполняет, и как все в боге, и сам бог все.
И ради того, что дух святой пребывает в душе тварно, как собственность души, простирает она исследование свое до
178

самого божества, а также и в природу: ибо она имеет источник свой и происхождение из всего существа божьего. Когда она бывает возжена святым духом, то видит, что делает отец ее бог, подобно как сын видит в дому, что делает отец; она член или дитя в дому небесного отца (стр. 19—22).
ГЛАВА J
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ БОЖЕСТВЕННОГО СУЩЕСТВА В ПРИРОДЕ
Об обоих качествах
Два качества, одно доброе и другое злое, которые в сем мире во всех силах, в звездах и стихиях, равно и во всех тва¬рях, неразлучно одно в другом, как нечто единое; и нет такой твари во плоти в природной жизни, которая не имела бы в себе обоих качеств.
Здесь надо рассмотреть теперь, что означает или есть слово «качество». Качество есть подвижность, течение или по¬буждение всякой вещи, каков, например, зной, который жжет, поедает и приводит в движение все, что в него попадает и что не? одного с ним свойства. И он же в свой черед освещает и со¬гревает все, что холодно, влажно и темно, и делает мягкое твердым. Но он содержит в себе еще два вида, а именно свет и яростность; о них надо заметить следующее:
Свет, или сердце зноя, сам по себе есть приятное, ра-достное зрелище, сила жизни, освещение и зрение вещи, нахо¬дящейся вдали, и часть или источник небесного царства ра¬дости. Ибо он делает в сем мире все живым и подвижным; всякая плоть, равно как и деревья, листва и трава, растет в сем мире силою света и в нем имеет свою жизнь, как в добре.
Но зной содержит в себе в свой черед и яростность, так что жжет, поедает и истребляет; эта яростность течет, движется и воздвигается в свет и делает свет подвижным; и они борятся и сражаются между собою в своем двойном источнике, как нечто единое; и они, действительно, суть нечто единое, но име¬ют двойной источник (стр.’ 25—26).
ГЛАВА XIX
О СОТВОРЕННОМ НЕБЕ ‘И ОБ ОБРАЗЕ ЗЕМЛИ И ВОДЫ, А ТАКЖЕ О СВЕТЕ И ТЬМЕ
О небе
Так как я находил, что во всех вещах было алое и доброе, в стихиях, равно как и в твари, и что в сем мире без-божному жилось так же хорошо, как и благочестивому, а также что лучшими странами владели варварские народы и что
179

ш
счастье благоприятствовало им еще лучше, нежели благочести¬вым , то это ввергло меня в совершенную меланхолию и сильную печаль и не могло меня утешить никакое Писание, которое было мне, однако, весьма хорошо знакомо; причем, ко¬нечно, не оставался праздным и дьявол, нередко внушавший мне языческие мысли, о которых я здесь умолчу (стр. 271).
КАМПАНЕЛЛА
Томмазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ, утопический коммунист. Родился в Калабрии, на юге Италии, в юности поступил в монастырь ордена доминиканцев, где изу¬чал произведения античных и средневековых мыслителей (осо¬бенно Аристотеля и Фомы Аквинского), натурфилософов эпохи Возрождения (особенно Телезио), а также астрологов. Первое произведение — «Философия, доказанная ощущениями» (на ла-тинском языке, 1591). В дальнейшем стал одним из руководите¬лей заговора, целью которого было свержение испанского гнета в Неаполитанском королевстве и установление здесь теокра-тической республики. Раскрытие заговора повлекло в 1602 г. к осуждению Кампанеллы на пожизненное заключение. В тюрь¬мах Южной Италии он провел 27 лет, вынес очень тяжелые пытки и, несмотря на это, написал ряд философских произве¬дений. Важнейшее из них — знаменитый «Город Солнца». Напи¬санное в начале XVII в. на итальянском языке, оно в 1613 г. было переведено самим автором на латинский язык, но было опубликовано только в 1623 г. за пределами Италии (во Франк¬фурте). Из других философских сочинений Кампанеллы (все они написаны на латинском языке) наиболее значительны «Об ощущении вещей и о магии» (1620) и «Защита Галилея» (1622). После освобождения из тюремного заключения в 1629 г. бежал во Францию, где и умер. В этот период были опублико¬ваны «Побежденный атеизм» (1631), «Три части универсальной философии, или учения о метафизических вещах» (1638) и ряд других произведений. В настоящей подборке текстов Кампа¬неллы публикуются отрывки из произведения «Об ощущении вещей и о магии», характеризующие гносеологические позиции философа. Эти отрывки даются в переводе А. М. Водена по 1-му тому «Книги для чтения по истории философии» под ред. А. М. Деборина (М., 1924). Больше всего в нашем издании при¬водится отрывков из «Города Солнца» (в пер. Ф. А. Петров¬ского) и трактата «О наилучшем государстве» (в переводе М. Л. Абрамсон), представляющего собой обоснование и испол¬нение философских и социально-политических идей «Города Солнца». Эти отрывки публикуются по изданию: Кампанел-л а. «Гюрод Солнца». М., 1954. Из того же издания заимствованы некоторые сонеты Кампанеллы (или части из них) в пер. С. В. Шервинского, ярко характеризующие его общефилософ¬ское и социальное мировоззрение. Интересующемуся читателю
180

мы рекомендуем также «Пре-дисловие» Кампанеллы к его первому произведению — «Философия, доказанная ощу-щениями». Впервые на рус¬ском языке оно опубликовано в качестве приложения к кни¬ге А. X. Горфункеля «Кампа¬нелла» (М., 1969).
ГОРОД СОЛНЦА
Мореход
Верховный правитель у них — священник, име-нующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли бы его Мета¬физиком. Он является главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправи¬теля: Пон, Син и Мор, или, по-нашему, Мощь, Мудрость и Любовь’.
В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира .
Ведению Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные науки, а также соответствен¬ные должностные лица и ученые, равно как и учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу наук: имеется Астролог, также и Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ри¬тор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего одна книга под названием «Муд¬рость», где удивительно сжато и доступно изложены все науки. Ее читают народу согласно обряду пифаго¬рейцев (стр. 39).
Ведению Любви подлежит, во-первых, деторожде¬ние и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они издева¬ются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой.
181

Метафизик же наблюдает за всем этим при посред¬стве упомянутых трех правителей, и ничто не совер¬шается без его ведома. Все дела их республики обсу¬ждаются этими четырьмя лицами, и к мнению Ме¬тафизика присоединяются во взаимном согласии все остальные.
Философский образ жизни общиной , общность жен принята на том основании, что у них все об¬щее. Распределение всего находится в руках должно¬стных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ни¬чего себе присвоить.
Когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине (стр. 44—45).
Также надо знать и науки физические, и матема-тические, и астрологические. Но преимущественно перед всем необходимо постичь метафизику и богосло¬вие; познать корни, основы и доказательства всех ис¬кусств и наук; сходства и различия в вещах; необхо¬димость, судьбу и гармонию мира; мощь, мудрость и любовь в вещах и в боге; разряды сущего и соответ¬ствия его с вещами небесными, земными и морскими и с идеальными в боге, насколько это постижимо для смертных, а также изучить пророков и астрологию (стр.51).
Тот, кто занимается лишь одной какой-нибудь наукой, ни ее как следует не знает, ни других. И тот, кто способен только к одной какой-либо науке, по¬черпнутой из книг, тот невежествен и косен. Но этого не случается с умами гибкими, восприимчивыми ко всякого рода занятиям и способными от природы к постижению вещей, каковым необходимо и должен быть наш© (стр. 53).
Итак, производство потомства имеет в виду инте-ресы государства, а интересы частных лиц — лишь постольку, поскольку они являются частями государ¬ства (стр. 67).
В Городе Солнца, где обязанности, художества, труды и работы распределяются между всеми, каждо¬му приходится работать не больше четырех часов в день; остальное время проводится в приятных заня-
182

тиях науками, собеседовании, чтении, рассказах, пись¬ме, прогулках, развитии умственных и телесных спо¬собностей, и все это делается радостно.
Они утверждают, что крайняя нищета делает людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями и т. д., а богатство — надменными, гордыми, невеждами, измен¬никами, рассуждающими о том, чего они не знают, обманщиками, хвастунами, черствыми, обидчиками и т. д. Тогда как община делает всех одновременно и бо¬гатыми, и вместе с тем бедными: богатыми — потому что у них есть все, бедными — потому что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат ве¬щам, а вещи служат им. И поэтому они всячески восхваляют благочестивых христиан и особенно пре¬возносят апостолов2 (стр. 70—71).
Смерти они совершенно не боятся, так как верят в бессмертие души и считают, что души, выходя из тела, присоединяются к добрым или злым духам сообраз¬но своему поведению во время земной жизни. Хотя они и примыкают к брахманам и пифагорейцам, но не признают переселения душ, за исключением только отдельных случаев по воле бога. И они беспощадно преследуют врагов государства и религии как недо¬стойных почитаться за людей (стр. 74—75).
Тот, кто знает большее число искусств и реме¬сел, пользуется и большим почетом; к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказы¬вается к нему наиболее способным. Благодаря та¬кому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы (стр.84).
Они утверждают, что весь мир придет к тому, что будет жить согласно их обычаям, и поэтому постоянно допытываются, нет ли где-нибудь другого народа, ко¬торый бы вел жизнь еще более похвальную и достой¬ную .
Они считают, что в первую очередь надо заботить¬ся о жизни целого, а затем уже его частей (стр. 89).
Лица, стоящие во главе отдельных паук, подчине¬ны правителю Мудрости, кроме Метафизика, который
183

есть сам © > главенствующий над всеми науками, как архитектор: для него было бы постыдно не знать че¬го-либо доступного смертным. Таким

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн