Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

образом, под на¬чалом Мудрости находятся: Грамматик, Логик, Фи¬зик, Медик, Политик, Этик, Экономист, Астролог, Ас¬троном, Геометр, Космограф, Музыкант, Перспекти-вист, Арифметик, Поэт, Ритор, Живописец, Скульптор (стр. 96).

Законы их немногочисленны, кратки и ясны. Они вырезаны все на медной доске у дверей храма, то есть под колоннадой; и на отдельных колоннах можно ви¬деть определение вещей в метафизическом, чрезвычай¬но сжатом стиле; именно: что такое бог, что такое ан¬гел, мир, звезда, человек, рок, доблесть и т. д. Все это определено очень тонко. Там же начертаны определе¬ния всех добродетелей (стр. 100).

Памятники в честь кого-нибудь ставятся лишь пос¬ле его смерти. Однако еще при жизни заносятся в книгу героев все те, кто изобрел или -открыл что-ни-будь полезное или же оказал крупную услугу государ¬ству либо в мирном, либо в военном деле (стр. 107). Они признают, что чрезвычайно трудно решить, соз¬дан ли мир из ничего, из развалин ли иных миров или из хаоса, но считают не только вероятным, а, напро¬тив, даже несомненным, что он создан, а не существо¬вал от века. Поэтому и здесь, как и во многом другом, ненавидят они Аристотеля, которого называют логи¬ком, а не философом, и извлекают множество доказа¬тельств против вечности мира на основании аномалий3. Солнце и звезды они почитают как живые существа, как изваяния бога, как храмы и живые небесные алтари, но не поклоняются им. Наибольшим же поче¬том пользуется у них солнце (стр. 109).

Они признают два физических начала всех земных вещей: солнце — отца и землю — мать. Воздух счита¬ют они нечистою долею неба, а весь огонь — исходя¬щим от солнца. Море — это пот земли или истечение раскаленных и расплавленных ее недр и такое же свя¬зующее звено между воздухом и землею, как кровь между телом и духом у живых существ. Мир — это огромное живое существо, а мы живем в его чреве, по-

184

добно червям, живущим в нашем чреве. И мы зависим не от промысла звезд, солнца и земли, а лишь от про¬мысла божия, ибо в отношении к ним, не имеющим иного устремления, кроме своего умножения, мы роди¬лись и живем случайно, в отношении же к богу, кото¬рого они являются орудиями, мы в его предведении и распорядке созданы и предопределены к великой цели. Они непреложно веруют в бессмертие душ, кото¬рые после смерти присоединяются к сонму добрых или злых ангелов в зависимости от того, каким из них уподобились в делах своей земной жизни, ибо все устремляется к себе подобному.

Относительно существования иных миров за преде¬лами нашего они находятся в сомнении, но считают безумием утверждать, что вне его ничего не сущест¬вует, ибо, говорят они, небытия нет ни в мире, ни за его пределами, и с богом, как с существом бесконеч¬ным, никакое небытие несовместимо.

Начал метафизических, полагают они, два: сущее, то есть вышнего бога, и небытие, которое есть недоста¬ток бытийности и необходимое условие всякого физи¬ческого становления; ибо то, что есть, не становится и, следовательно, того, что становится, раньше не было. Далее, от наклонности к небытию рождаются зло и грех; грех имеет, таким образом, не действующую причину, а причину недостаточную. Под недостаточ¬ной же причиной понимают они недостаток мощи, или мудрости, или воли. Именно в этом и полагают они грех.

Таким образом, все существа метафизически состоят из мощи, мудрости и любви, поскольку они имеют бы¬тие, и из немощи, неведения и ненависти, поскольку причастны небытию; и посредством первых стяжают они заслуги, посредством последних — грешат: или грехом природным — по немощи или неведению, или грехом вольным и умышленным, либо трояко: по не¬мощи, неведению и ненависти, либо по одной нена¬висти. Ведь и природа в своих частных проявлениях грешит по немощи или неведению, производя чудовищ. Впрочем, все это предусматривается и устрояется бо¬гом, ни к какому небытию не причастным, как суще-

185

ством всемогущим, всеведущим и всеблагим. Поэтому з боге никакое существо не грешит, а грешит вне бога. Но вне бога мы можем находиться только для себя и в отношении нас, а не для него и в отношении к нему; ибо в нас заключается недостаточность, а в нем — дей¬ственность. Поэтому грех есть действие бога, посколь¬ку он обладает существенностью и действенностью; поскольку же он обладает несущественностью и недо-статочностью, в чем и состоит самая природа греха, он в нас и от нас, ибо мы по своему неустроению укло¬няемся к небытию (стр. 112—115).

Гостинник.

Вижу я отсюда, что мы сами не ведаем, что тво-рим, но служим орудиями бога: люди ищут новые страны в погоне за золотом и богатством, а бог пресле¬дует высшую цель; солнце стремится спалить землю, а вовсе не производить растения, людей и т. д., но бог использует самую битву борющихся к их процветанию. Ему хвала и слава.

Мореход

О, если бы ты только знал, что говорят они на основании астрологии, а также и ваших пророков о грядущем веке и о том, что в наш век совершается больше событий за сто лет, чем во всем мире соверши¬лось их за четыре тысячи; что в этом столетии вышло больше книг, чем вышло их за пять тысяч лет4; что говорят они об изумительном изобретении книгопеча¬тания, аркебузов и применении магнита — знамена¬тельных признаках и в то же время средствах соеди¬нения обитателей мира в единую паству, а также о том, как произошли эти великие открытия . Они уже изобрели искусство летать — единственно, чего, кажет¬ся, недоставало миру, а в ближайшем будущем ожи-дают изобретения подзорных труб, при помощи кото¬рых будут видимы скрытые звезды, и труб слуховых, посредством которых слышна будет гармония неба (стр. 119-121).

186

Они неоспоримо доказывают, что человек свободен, и говорят, что если в течение сорокачасовой жесточай¬шей пытки, какою мучили одного почитаемого ими философа враги5, невозможно было добиться от него на допросе ни единого словечка признания в том, чего от него добивались, потому что он решил в душе мол- . чать, то, следовательно, и звезды, которые воздействуют издалека и мягко, не могут заставить нас поступать против нашего решения (стр. 124).

О НАИЛУЧШЕМ ГОСУДАРСТВЕ

Мы же изображаем наше Государство не как госу¬дарственное устройство, данное Богом, но открытое посредством философских умозаключений, и исходим при этом из возможностей человеческого разума, что¬бы показать, что истина Евангелия соответствует при-роде (стр. 134).

Поскольку мы неизменно избегали крайностей, мы все приводили к умеренности, в которой заключается добродетель. И поэтому ты не сможешь вообразить более счастливое и снисходительное государство. И на¬конец, пороки, которые замечались в государствах Ми-носа, Ликурга, Солона, Харонда, Ромула, Платона, Аристотеля и других созидателей государств, уничто¬жены в нашем Городе Солнца, как ясно каждому, кто хорошо рассмотрит его, ибо все наилучшим образом предусмотрено, поскольку этот Город зиждется на уче¬нии о метафизических первоосновах бытия, в котором ничто не забыто и не упущено.

Если бы мы и не смогли претворить полностью в жизнь идею такого государства, все же написанное нами отнюдь не было бы излишним, поскольку мы предлагаем образец для посильного подражания. А что такая жизнь к тому же возможна, показала община первых христиан, существовавшая при Апостолах . Такова же была жизнь клириков вплоть до папы Ур¬бана I, даже при св. Августине, и в наше времяжизнь монахов, которую св. Златоуст считал возмож¬ным распространить на все Государство. И я надеюсь, что такой образ жизни восторжествует в будущем,

187

после гибели Антихриста6, как указано у пророков (стр. 137-138).

И хотя государства под тропиками не могли бы иметь многочисленное население, но мы описываем и стремимся не к величине государства, которая боль¬шей частью проистекает из честолюбия и алчности, а к нравственности, на которой покоится Город Солнца (стр. 140).

Как сказал Правовед7, «естественное право — это право, которому природа обучила всех животных». По¬этому вернее верного, что, согласно естественному пра¬ву, все является общим (стр. 151).

Итак, в нашем Государстве находит успокоение со¬весть, уничтожается жадностькорень всех зол, и об¬ман , и кражи, и грабежи, и излишество, и уничи¬жение бедных, а также невежество , уничтожаются также излишние заботы, труды, деньги, которые добы¬вают купцы, скупость, гордость и другие пороки, ко¬торые порождаются разделением имуществ, а равным образом — себялюбие, вражда, зависть, козни, как уже было показано. Вследствие распределения государст-венных должностей соответственно природным способ¬ностям мы достигаем искоренения зол, которые проис¬текают из неследования должностей, из их выборности и из честолюбия, как учит св. Амвросий, говоря о го¬сударстве пчел. И мы подражаем природе, которая ставит начальниками наилучших, как это происходит у пчел, ибо если мы и прибегаем к избранию, однако оно согласно с природой, а не является произвольным: это означает, что мы избираем того, кто возвышается благодаря своим естественным и моральным доброде¬телям (стр. 154—155). В нашем Государстве должно¬сти доставляются исходя из практических навыков и образованности, а не из благосклонности и родствен¬ных отношений, ибо мы свели на нет родственные связи (стр. 157).

ОБ ОЩУЩЕНИИ ВЕЩЕЙ

Ощущение есть чувствование возбужде¬ния, сопровождаемое умозаключением отно¬сительно действительно существующего пред-

Ш

мета, а не представление о чистой потен¬ции.

Ясно, что ощущение есть возбуждение чувств. Ведь, когда я ощущаю тепло или холод, я сам становлюсь теплым или хо¬лодным, и тепло или холод не ощущаются, если они не спо¬собны производить впечатление и действовать.

Ощущение есть не только возбуждение, но и выражае¬мое в понятии знание о предмете, вызывающем возбуждение на основании производимого им возбуждения; и оно сопровож¬дается столь быстро совершающимся процессом умозаключе¬ния, что этот процесс не замечается. Ведь суждение о целом огне по части теплоты или света есть силлогизм.

Память есть предвосхищение ощущения: воспоминание же есть возбуждение его в подобном ему ощущении. Умоза¬ключение же есть ощущение подобного в подобном и, сколько в мире оказывается родов сходств, или сущностей, или коли¬чества, или качества, или деятельности, или возбуждения, или действия, или места, или времени, или положения, или при¬чины, или фигуры, или цвета, столько же существует и умо¬заключений и силлогизмов. И у всех животных, у которых есть свободная душа в особенных вместилищах, есть и память и способность к образованию представлений. Не так обстоит дело у растений, потому что им досталась в удел душа, стесненная и нечувствительная. И душа есть теплый телесный дух, тонкий, подвижной, способный быстро испытывать возбуждение и чув¬ствовать, подобно огню, как мы доказали во второй книге. Итак, душа является не чистой потенцией, подобно материи, как по¬лагает Аристотель, а тонким предметом, способным быть воз¬буждаемым всяким несходным с ним предметом, но не предме¬том, совершенно похожим на нее. Поэтому душа менее спо¬собна ощущать душу и воздух, и, следовательно, она не являет¬ся чистою, все воспринимающей потенцией. А разум, которым

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн