Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

род призраков сложен и глубоко сидит. Это тот, который происходит из плохих и невежест¬венных абстракций. Для примера возьмем какое-либо слово (хотя бы влажность) и посмотрим, согласуют¬ся ли между собою различные случаи, обозначаемые этим словом. Окажется, что это слово влажность есть не что иное, как смутное обозначение различных дей¬ствий, которые не допускают никакого объединения или сведения.

Все же в словах имеют место различные степени негодности и ошибочности. Менее порочен ряд назва¬ний субстанций, особенно низшего вида и хорошо очерченных (так, понятия мел, глина — хороши, а по¬нятие землядурно; более порочный род — действия, как производить, портить, изменять; наиболее пороч¬ный род — качества (исключая непосредственное вос-

200

приятие чувств), как тяжелое, легкое, тонкое, густое и т. д.).

LXII. Призраки театра или теорий многочисленны, и их может быть еще больше, и когда-нибудь их, воз¬можно, и будет больше.

Существует род философов, которые под влия¬нием веры и почитания примешивают к философии богословие и предания. Суетность некоторых из них дошла до того, что они выводят науки от духов и ге¬ниев. Корень заблуждений ложной философии троя¬кий: софистика, эмпирика и суеверие.

LXIII. Наиболее заметный пример первого рода являет Аристотель, который своей логикой испортил естественную философию, так как построил мир из ка¬тегорий. Он всегда больше заботился о том, чтобы иметь на все ответ и словами высказать что-либо по¬ложительное, чем о внутренней истине вещей. Это обнаруживается наилучшим образом, при сравнении его философии с другими философиями, которые сла¬вились у греков. Действительно, гомеомерии — у Анак¬сагора, атомы — у Левкиппа и Демокрита, земля и не¬бо — у Парменида, раздор и дружба — у Эмпедокла, растворение тел в безразличной природе огня и воз¬вращение их к плотному состоянию — у Гераклита — все это имеет в себе что-либо от естественной фило¬софии, напоминает о природе вещей, об опыте, о телах. В физике же Аристотеля нет ничего другого, кроме звучания диалектических слов. В своей метафизике он это вновь повторил под более торжественным назва¬нием, как будто желая разбирать вещи, а не слова. Пусть не смутит кого-либо то, что в его книгах о жи¬вотных, в проблемах и в других его трактатах часто встречается обращение к опыту. Ибо его решение при¬нято заранее, и он не обратился к опыту, как должно, для установления своих мнений• и аксиом; но, напро¬тив, произвольно установив свои утверждения, он при¬тягивает к своим мнениям искаженный опыт, как пленника. Так что в этом отношении его следует об¬винить больше, чем его новых последователей (род схоластических философов), которые вовсе отказыва¬лись от опыта.

201

LXIV. Эмпирическая школа философов выводит еще более нелепые и невежественные суждения, чем школа софистов или рационалистов, потому что эти суждения основаны не на свете обычных понятий (кои хотя и слабы и поверхностны, но все же некото¬рым образом всеобщи и относятся ко многому), но на узости и смутности немногих опытов. И вот такая фи¬лософия кажется вероятной и почти несомненной тем, кто ежедневно занимается такого рода опытами и раз¬вращает ими свое воображение; всем же остальным она кажется невероятной и пустой. Яркий пример это¬го являют химики и их учения 3.

LXV. Извращение философии, вызываемое при¬месью суеверия или теологии, идет еще дальше и при¬носит величайшее зло философиям в целом и их ча¬стям. Ведь человеческий разум не менее подвержен впеч-атлениям от вымысла, чем впечатлениям от обыч¬ных понятий. Яркий пример этого рода мы видим у греков, преимущественно у Пифагора; но у него фи¬лософия смешана с грубым и обременительным суеве¬рием. Тоньше и опаснее это изложено у Платона и у его школы. Встречается оно и в частях других фило-софий — там, где вводятся отвлеченные формы, конеч¬ные причины, первые причины, где очень часто опу-скаются средние причины и т. п. Погрузившись в эту суету, некоторые из новых философов с величай-шим легкомыслием дошли до того, что попытались основать естественную философию на первой главе Книги бытия, на Книге Иова и на других священных писаниях. Они ищут мертвое среди живого. Эту сует¬ность надо тем более сдерживать и подавлять, что из безрассудного смешения божественного и человеческого выводится не только фантастическая философия, но и еретическая религия. Поэтому спасительно будет, если трезвый ум отдаст вере лишь то, что ей принад¬лежит.

LXVIII. Итак, мы сказали об отдельных видах призраков и об их проявлениях. Все они должны быть опровергнуты и отброшены твердым и торжественным решением, и разум должен быть совершенно освобож¬ден и очищен от них. Пусть вход в царство человека,

202

основанное на науках, будет почти таким же, как вход в царство небесное, куда никому не дано войти, не упо¬добившись детям.

LXX. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт. Тот способ пользования опытом, который люди теперь применяют, слеп и бессмыслен. И потому, что они бродят и блуждают без всякой верной дороги и руководствуются только теми вещами, которые попа¬даются навстречу, они обращаются ко многому, но мало подвигаются вперед… Если даже они принимаются за опыты более вдумчиво, с большим постоянством и трудолюбием, они вкладывают свою работу в какой-либо один опыт, например Гильберт — в магнит, алхи¬мики — в золото. Такой образ действия людей и неве-жествен, и беспомощен.

Бог в первый день творения создал только свет, от¬дав этому делу целый день и не сотворив в этот день ничего материального. Подобным же образом прежде всего должно из многообразного опыта извлекать от¬крытие истинных причин и аксиом; и должно искать светоносных, а не плодоносных опытов. Правильно же открытые и установленные аксиомы вооружают прак¬тику не поверхностно, а глубоко и влекут за собой многочисленные ряды практических приложений.

LXXI. Науки, которые у нас имеются, почти все имеют источником греков. Того, что прибавили рим-ские, арабские или новейшие писатели, немного, и оно небольшого значения; да и каково бы оно ни было, оно построено на основе тех наук, которые от¬крыли греки. Но мудрость греков была ораторская и расточалась в .спорах, а этот род искания в наиболь¬шей степени противен истине. Поэтому название со¬фистов, которое те, кто хотел считаться философами, пренебрежительно прилагали к древним риторам — Горгию, Протагору, Гиппию, Полу, подходит ко всему роду — к Платону, Аристотелю, Зенону, Эпикуру, Тео-фрасту и к их преемникам — Хризиппу, Карнеаду и остальным. Они низводили дело к спорам и строи¬ли и отстаивали некие школы и направления в фило¬софии, так что их учения были почти «слова празд¬ных стариков для невежественных юношей», как

203

неплохо пошутил Дионисий над Платоном. Но более древние из греков — Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, Парменид, Гераклит, Ксенофан, Филолай и остальные (Пифагора мы не касаемся как осново-положника суеверия), насколько мы знаем, не откры-вали школ, но с большей сдержанностью, строгостью и простотой, то есть с меньшим самомнением и хвастов¬ством, отдавались отысканию истины. И потому-то они, как мы полагаем, достигли большего. Только труды их с течением времени были вытеснены теми легковес-ными философами, которые больше соответствуют и более угодны обычному пониманию и вкусу. Время по¬добно реке доносит до нас более легкое и раздутое, по¬глощая более тяжелое и твердое. Но и эти философы не были вполне свободны от национального недостатка. У них была та детская черта, что они были скоры на болтовню, но не могли создавать. Их мудрость пред¬ставляется богатой словами, но бесплодной в делах.

LXXII. В тот век знание было слабым и ограничен¬ным как по времени, так и по месту, а это хуже всего для тех, кто все возлагает на опыт. У греков не было тысячелетней истории, которая была бы достойна имени истории, а только сказки и молва древности. Они зна¬ли только малую часть стран и областей мира . В наше же время становятся известными многие ча¬сти Нового Света и самые отдаленные части Старого Света и до бесконечности разрослась груда опытов. Поэтому если мы подобно астрологам будем брать признаки из времени происхождения или рождения этих философий, то ничего значительного для них, по-видимому, не найдем.

LXXIII. Среди признаков нет более верного и яс-ного, чем принесенные плоды. Ибо плоды и практиче¬ские изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философий. И вот из всех философий гре¬ков и из частных наук, происходящих из этих филосо¬фий, на протяжении стольких лет едва ли можно при¬вести хотя бы один опыт, который облегчал бы и улучшал положение людей и который действительно можно было бы приписать умозрениям и учениям фи¬лософии.

204

Как религия предписывает, чтобы вера обнаружи¬валась в делах, так то же самое наилучшим обра¬зом применимо и к философии — судить о ней нужно по плодам и считать суетной ту, которая бесплодна, особенно если вместо плодов винограда и оливы она приносит шипы и чертополох споров и препира¬тельств.

LXXVII. Люди полагают, что философия Аристо-теля во всяком случае принесла большее единогласие, ибо, после того как она появилась, более древние фи¬лософии прекратились и отмерли, а в те времена, ко¬торые за нею последовали, не было открыто ничего лучшего; так что эта философия столь хорошо построе¬на и обоснована, что покорила себе и прошедшее и будущее время. Но во-первых, ложно то, что люди ду¬мают о прекращении древних философий после изда¬ния трудов Аристотеля. Еще долго после того, до са¬мых времен Цицерона и до последовавших за ним ве¬ков, существовали труды древних философов. Но позд¬нее, когда по причине нашествия варваров на Римскую империю человеческая наука потерпела как бы кораб-лекрушение, тогда-то философии Аристотеля и Платона были сохранены потоком времени, как доски из бо¬лее легкого и менее прочного материала. Величай¬шее большинство тех, кто пришли к согласию с филосо¬фией Аристотеля, подчинилось ей по причине состав¬ленного заранее решения и авторитета других. Об¬щее согласие — самое дурное предзнаменование в де¬лах разума, исключая дела божественные и политиче-‘ ские, где есть право подачи голоса. Ибо большинству нравится только то, что поражает воображение и ох¬ватывает ум узлом обычных понятий, как сказано выше.

LXXVIII. Из двадцати пяти столетий, которые об¬нимает наука и память людей, едва ли можно выбрать и отделить шесть столетий, которые были бы плодот¬ворны для наук или полезны для их развития. Пустынь и безлюдий не меньше во времени, чем на земле. По справедливости можно насчитать только три периода наук: один — у греков, другой — у римлян, третий — у нас, то есть у западных народов Европы; и каждо-

205

му из них можно уделить не более двух столетий. А промежуточные времена мира были несчастливы в посеве и урожае наук. И нет причины для того, что-бы упоминать арабов или схоластов, потому что в эти промежуточные времена они скорее подавляли науку

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн