Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

многочисленными трактатами, чем прибавляли ей веса. LXXIX. На протяжении тех самых времен, когда человеческий разум и научные занятия процветали в наиболее высокой степени или хотя бы посредственно, естественной философии уделялась самая малая доля человеческих трудов. А между тем именно она долж¬на почитаться великой матерью наук. Ибо все’науки и искусства, оторванные от ее ствола, хотя и могут быть обработаны и приспособлены для практики, но совсем не растут. Известно же, что, после того как христианская вера была принята и окрепла, преобла-дающая часть лучших умов посвящала себя теологии. Этому были отданы высшие награды; этому были в изобилии предоставлены средства вспомоществования всякого рода; это занятие теологией преимущественно и поглотило ту треть или тот период времени, который принадлежит нам, западным европейцам. Тем более что в одно и то же примерно время начали процветать науки и разгораться религиозные споры. В предшест¬вующий же век, в продолжение второго периода, у рим¬лян лучшие мысли и усилия философов были отданы моральной философии, которая была для язычников как бы теологией. Даже величайшие умы посвящали себя в те времена чаще всего гражданским делам, вследствие величины Римской империи, которая нуж¬далась в работе очень многих людей. Время же, в те¬чение которого естественная философия более всего процветала у греков, было наименее продолжительно. Ибо ив более древние времена все те семеро, что на¬зывались мудрецами, за исключением Фалеса4, по¬святили себя моральной философии и политике; и в последующие времена, когда Сократ низвел филосо¬фию с неба на землю, моральная философия приобре¬ла еще большую силу и отвращала разум людей от естественной.

206

LXXX. Итак, эта великая матерь наук недостойным образом была низведена до обязанностей служанки. Но пусть никто не ждет от наук большого движе¬ния вперед, особенно в их действенной части, если естественная философия не будет доведена до отдель¬ных наук или же если отдельные науки не будут воз¬вращены к естественной философии. Оттого и полу¬чается, что у астрономии, оптики, музыки, у многих видов механики и у самой медицины и даже — что бо¬лее всего достойно удивления — у моральной и граж-данской философии и науки логики почти нет никакой глубины, что они только скользят по поверхности и разнообразию вещей.

LXXXIV. Что же касается древности, то мнение, которого люди о ней придерживаются, вовсе не обду¬манно и едва ли согласуется с самим словом. Ибо древ¬ностью следует почитать престарелость и великий воз¬раст мира, а это должно отнести к нашим временам, а не к более молодому возрасту мира, который был у древних. Этот возраст по отношению к нам древен и более велик, а по отношению к самому миру — нов и менее велик. И подобно тому как мы ожидаем от старого человека большего знания и более зрелого суж¬дения о человеческих вещах, чем от молодого, по при¬чине опыта и разнообразия и обилия вещей, которые он видел, о которых он слышал и размышлял, так и от нашего времени, если только оно познает свои силы и пожелает испытать и напрячь их, следует большего ожидать, чем от былых времен, ибо это есть старшее время мира, собравшее в себе бесконечное количество опытов и наблюдений.

Было бы постыдным для людей, если бы границы умственного мира оставались в тесных пределах того, что было открыто древними, в то время как в наши времена неизмеримо расширились и приведены в из¬вестность пределы материального мира, то есть зе¬мель, морей, звезд. Правильно называют истину до¬черью времени, а не авторитета. Поэтому не удиви¬тельно, что чары древности, писателей и единогласия столь связали мужество людей, что они, словно закол¬дованные, не смогли привыкнуть к самим вещам,

207

LXXXV. Если же кто-либо направит внимание на рассмотрение того, что более любопытно, чем здраво, и глубже рассмотрит работы алхимиков и магов, то он, пожалуй, придет в сомнение, чего эти работы более достойны — смеха или слез. Алхимик вечно питает на¬дежду, и, когда дело не удается, он это относит к сво¬им собственным ошибкам. Не следует все же отри¬цать, что алхимики изобрели немало и одарили людей полезными открытиями. Однако к ним неплохо подхо¬дит известная сказка о старике, который завещал сы¬новьям золото, зарытое в винограднике, но притво¬рился, будто не знает точного места, где оно зарыто. Поэтому его сыновья прилежно взялись за раскапыва¬ние виноградника, и хотя они и не нашли никакого золота, но урожай от этой работы стал более обильным.

Те же, кто занимались естественной магией, те, кто все приводили к симпатии и антипатии в силу празд¬ных и беспочвенных догадок, приписывали вещам за¬мечательные способности и действия. Даже если они совершили что-нибудь, то эти дела более поразили сво¬ей новизной, чем принесли пользу своими плодами.

В суеверной же магии (если о ней следует гово-рить) надо обратить внимание на то, что существуют предметы определенного рода, в которых у всех наро¬дов, во все века, науки, основанные на любопытстве и суеверии, и даже религия могли создать какие-то ил¬люзии. Поэтому мы это опускаем.

LXXXVIII. Во всех науках мы встречаем ту уже ставшую обычной уловку, что создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против при¬роды. И то, что недостижимо для их науки, то они на основании той же науки объявляют невозможным и в самой природе.

LXXXIX. Нельзя упускать и то, что во все века есте¬ственная философия встречала докучливого и тягост¬ного противника, а именно суеверие и слепое, неуме¬ренное религиозное рвение. Так, мы видим у греков, что те, которые впервые предложили непривычному еще человеческому слуху естественные причины мол¬нии и бурь, были на этом основании обвинены в не¬уважении к богам. И немногим лучше отнеслись неко-

200

торые древние отцы христианской религии к тем, кто при помощи вернейших доказательств (против кото¬рых ныне никто в здравом уме не станет возражать) установили, что земля кругла, и, как следствие этого, утверждали существование антиподов5.

Наконец, мы видим, что по причине невежества не¬которых теологов закрыт доступ к какой бы то ни было философии, хотя бы и самой лучшей. Одни просто боятся, как бы более глубокое исследование природы не перешло за дозволенные пределы благомыслия; при этом то, что было сказано в священных писаниях о божественных тайнах и против тех, кто пытается проникнуть в тайны божества, превратно применяют к скрытому в природе, которое не ограждено никаким запрещением. Другие более хитро догадываются и со¬ображают, что если средние причины неизвестны, то все можно легче отнести к божественной руке и жезлу: это они считают в высшей степени важным для рели¬гии. Все это есть не что иное, как желание угождать богу ложью. Другие опасаются, как бы движения и изменения философии не стали бы примером для ре¬лигии и не положили бы ей конец. Другие, наконец, очевидно, озабочены тем, как бы не было открыто в ис¬следовании природы что-нибудь, что опрокинет или по крайней мере поколеблет религию (особенно у неве¬жественных людей). Опасения этих двух последних ро¬дов кажутся нам отдающими мудростью животных, словно эти люди в отдаленных и тайных помышлениях своего разума не верят и сомневаются в прочности ре¬лигии и в главенстве веры над смыслом и поэтому боятся, что искание истины в природе навлечет на них опасность. Однако если здраво обдумать дело, то по¬сле слова бога естественная философия есть верней¬шее лекарство против суеверия и тем самым достой¬нейшая пища для веры. Поэтому ее справедливо счи¬тают вернейшей служанкой религии; если одно являет волю бога, то другая — его могущество. Не удиви¬тельно, что естественная философия была задержана в росте, так как религия, которая имеет величайшую власть над душами людей, вследствие невежества и не¬осмотрительного рвения некоторых была уведена от

309

естественной философии и перешла на противополож¬ную сторону.

ХС. Велико различие между гражданскими делами и науками: ведь опасность, происходящая от нового движения, совсем не та, что от нового света. Действи¬тельно, в гражданских делах даже изменения к луч¬шему вызывают опасения смуты, ибо гражданские де¬ла опираются на авторитет, единомыслие и обществен¬ное мнение, а не на доказательства. В науках же и искусствах, как в рудниках, все должно шуметь новы¬ми работами и дальнейшим продвижением вперед.

XCV. Те, кто занимались науками, были или эм-пириками или догматиками. Эмпирики подобно му¬равью только собирают и пользуются собранным. Ра-ционалисты подобно пауку из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извле¬кает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не ос¬новывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутым мате-риал, извлекаемый из естественной истории и из меха¬нических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме. Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей (то есть опыта и рассудка).

XCVIII. Подобно тому как и в гражданских делах дарование каждого и скрытые черты души и душевных движений лучше обнаруживаются тогда, когда человек подвержен невзгодам, чем в другое время, таким же образом и скрытое в природе более открывается, когда оно подвергается воздействию механических искусств, чем тогда, когда оно идет своим чередом. Поэтому тогда только следует возлагать надежды на естествен¬ную философию, когда естественная история (которая есть ее подножие и основа) будет лучше разработана; а до того нет.

XCIX. Надежду же на дальнейшее движение наук вперед только тогда можно хорошо обосновать, когда естественная история получит и соберет многочислен¬ные опыты, которые сами по себе не приносят пользы,

т

но содействуют открытию причин и аксиом. Эти опыты мы обычно называем светоносными в отличие от пло-доносных. Опыты этого первого рода содержат в себе з&мечательную силу и способность, и именно они ни-когда не обманывают и не разочаровывают.

GIV. Не следует все же допускать, чтобы разум перескакивал от частностей к отдаленным и почти са¬мым общим аксиомам (каковы так называемые начала наук и вещей) и по их непоколебимой истинности ис¬пытывал бы и устанавливал средние аксиомы. Так было до сих пор: разум склоняется к этому не только естественным побуждением, но и потому, что он уже давно приучен к этому доказательствами через силло¬гизм. Для наук же следует ожидать добра только то¬гда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не разверстым и перемежающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и за¬тем — к средним, одна выше другой, и наконец к са¬мым общим. Ибо самые низкие аксиомы немногим от-личаются от голого опыта. Высшие же и самые общие аксиомы (какие у нас имеются) умозрительны и от¬влеченны, и у них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны,

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн