Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними наконец рас¬положены наиболее общие аксиомы, не отвлеченные, но правильно ограниченные этими средними аксио¬мами. Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдер¬живали всякий прыжок и полет.

CV. Для построения аксиом должна быть приду-мана иная форма наведения6, чем та, которой поль-зовались до сих пор. Эта форма должна быть приме-нена не только для открытия и испытания того, что называется началами, но даже и к меньшим, и сред-ним, и, наконец, ко всем. аксиомам. Наведение, кото¬рое происходит путем простого перечисления, есть детская вещь, оно дает шаткие заключения и подвер¬гается опасности со стороны противоречащих частно¬стей, вынося решения большей частью на основании меньшего, чем следует, количества фактов, и только тех, которые имеются налицо. Но то наведение, которое

211

будет полезно для открытия и доказательства наук и искусств, должно разделять природу посредством должных разграничений и исключений. И затем после достаточного количества отрицательных суждений оно должно заключать о положительном. Это до сих пор не совершенно. Пользоваться же помощью этого на¬ведения следует не только для открытия аксиом, но и для определения понятий. В этом наведении и заклю¬чена, несомненно, наибольшая надежда.

CIX. Надо вообще надеяться на то, что до сих пор в недрах природы таится много весьма полезного, что не имеет родства или соответствия с уже изобретен¬ным и целиком расположено за пределами воображе¬ния. Оно до сих пор еще не открыто, но без сомне¬ния, в ходе и круговороте многих веков и это появится, как появилось предыдущее.

CXV. Здесь также должна быть закончена разруши¬тельная часть нашего восстановления, которая состоит из трех опровержений, а именно: опровержения наив¬ного человеческого ума, предоставленного самому се¬бе, опровержения доказательств и опровержения при¬нятых теорий или философий и учений.

Ибо поскольку цель этой первой книги афоризмов —. подготовить разум людей для понимания и восприятия того, что последует, то теперь, очистив, пригладив и выровняв площадь ума, остается еще утвердить ум в хорошем положении и как бы в благоприятном аспекте для того, что мы ему предложим.

CXVI. Прежде всего мы считаем нужным потребо¬вать, чтобы люди не думали, будто мы подобно древ¬ним грекам или некоторым людям нового времени, как, например, Телезий, Патриций, Северин7, желаем осно¬вать какую-то школу в философии. Не к тому мы стремимся и не думаем, чтобы для счастья людей мно¬го значило, какие у кого отвлеченные мнения о при¬роде и началах вещей. Мы не заботимся о таких умозрительных и вместе с тем бесполезных вещах. На¬против того, мы решили испытать, не можем ли мы положить более прочное основание действенному могуществу и величию человеческому и расширить его границы. И хотя в отношении некоторых частных

212

предметов у нас есть, как мы полагаем, более пра-вильные, более истинные и более плодотворные сужде¬ния, чем те, которыми люди пользуются до сих пор, все же мы не предлагаем никакой всеобщей и цель¬ной теории. Ибо, кажется, еще не пришло для этого время.

СХХ. Что касается низких или даже отврати-тельных вещей, о которых, как сказал Плиний, можно говорить, лишь предварительно испросив позволения, то и эти вещи должны быть приняты в естественной истории не менее, чем прекраснейшие и драгоценней¬шие.

Естественная история от этого не будет осквернена. Ведь солнце одинаково проникает и во дворцы, и в клоаки и все же не оскверняется. Ибо то, что до¬стойно для бытия, достойно и для знания, которое есть изображение бытия. Одинаково существует как низкое, так и прекрасное.

CXXI. В начале и в первое время мы ищем только светоносных опытов, а не плодоносных. .

Хорошо проверенное и определенное познание про¬стых сущностей есть как бы свет. Оно открывает до¬ступ к самым глубинам практических приложений, могущественно охватывает и влечет за собой все ко¬лонны и войска этих приложений и открывает нам истоки замечательнейших аксиом, хотя само по себе оно не столь полезно. Ведь и буквы сами по себе отдельно ничего не означают и не приносят какой-либо пользы, но составляют как бы первую материю для сложения каждой речи. Так же и семена вещей, силь¬ные своими возможностями, совершенно не могут быть использованы, кроме как в своем развитии.

CXXII. Возможно и такое возражение: удивительно и недопустимо, что мы как бы одним ‘ударом и натис¬ком ниспровергаем все науки и всех авторов; и при¬том не взяв себе для помощи и руководства кого-либо из древних, а как бы своими собственными сила¬ми. Мы считаем, что для дела не столь важно, было ли уже известно древним то, что мы откроем, всходили или не всходили эти открытия среди превратности вещей и хода веков, — не более чем должна заботить

213

людей мысль, был ли Новый Свет островом Атлантиды, \ известным древнему миру, или же только теперь впер¬вые открыт. Ибо открытия новых вещей должно ис¬кать от света природы, а не от мглы древности. (…)

Наш путь открытия наук почти уравнивает дарова¬ния и мало что оставляет их превосходству.

CXXIV. Мы строим в человеческом разуме образец мира таким, каков он оказывается, а не таким, как подскажет каждому его мышление. HQ это невозможно осуществить иначе как рассеканием мира и прилеж-нейшим его анатомированием. А те нелепые и как бы обезьяньи изображения мира, которые созданы в фи¬лософиях вымыслом людей, мы предлагаем совсем рас¬сеять. Итак, пусть знают люди (как мы говорили вы-, ше), каковое различие между призраками человече¬ского разума и идеями божественного разума. Те не что ицое, как произвольные отвлечения, эти же, дейст¬вительно, знаки создателя на созданиях, запечатлен¬ные и определенные в материи посредством истинных и отменных черт. Итак, истина и полезность суть (в этом случае) совершенно одни и те же вещи. Са¬ма же практика должна цениться больше как залог истины, а не из-за жизненных благ.

CXXVI. Возразят также, что, удерживая людей от произнесения суждений и от установления определен¬ных начал до тех пор, пока они в должном порядке не придут через средние ступени к наиболее общему, мы проповедуем какое-то воздержание от суждений и приводим дело к акаталепсии — невозможности позна¬ния. В действительности же мы думаем не об аката¬лепсии, а об евкаталепсии, ибо мы не умаляем значе¬ния чувства, а помогаем ему и не пренебрегаем разу¬мом, а управляем им. Притом лучше знать то, что надо, и все же считать, что мы не знаем вполне, чем считать, что мы знаем вполне, и все же ничего не знать о том, что надо.

CXXVII. У кого-нибудь явится также сомнение (скорее, чем возражение): говорим ли мы, что только естественная философия или также и остальные нау¬ки — логика, этика, политика — должны создаваться, следуя нашему пути. Мы, конечно, понимаем то, что

214

сказано, в общем смысле. Подобно тому как обычная логика, которая распоряжается вещами посредством силлогизма, относится не только к естественным, но и ко всем наукам, так и наша логика, которая движется посредством индукции, охватывает все. Ибо мы состав¬ляем нашу историю и таблицы открытия как для тепла и холода, света, произрастания и тому подобного, так и для гнева, страха, уважения и тому подобного, а также для примеров общественных явлений, а рав¬но и для душевных движений — памяти, сопоставле¬ния, различения, суждения и прочего.

CXXIX. Хотелось бы еще показать силу, достоин-ство и последствия открытий; а это обнаруживается нагляднее всего на примере тех трех открытий, кото-рые не были известны древним и происхождение ко-торых хотя и недавнее, однако темно и лишено гром-кой славы, а именно искусства печатания, пороха и мореходной иглы. Ведь эти три изобретения изменили облик и состояние всего мира, во-первых, в делах письменных, во-вторых, в делах военных, в-третьих, в мореплавании. Отсюда последовали бесчисленные из¬менения вещей, так что никакая власть, никакое уче¬ние, никакая звезда не смогли бы произвести большее действие и как бы влияние на человеческие дела, чем эти механические изобретения.

Кроме того, уместно различать три вида и как бы три степени человеческих домогательств. Первый род. состоит в том, что люди желают распространить свое могущество в своем отечестве. Этот род низменен и подл. Второй род — в том, что стремятся распростра¬нить власть в силу родины на все человечество. Этот род заключает в себе, конечно, больше достоинства, но не меньше жадности. Но если кто-либо попытается установить и распространить могущество и власть са¬мого человеческого рода по отношению к совокупности вещей, то это домогательство (если только оно может быть так названо), без сомнения, разумнее и почтен¬нее остальных. Власть же человека над вещами за¬ключается в одних лишь искусствах и науках. Ибо над природой не властвуют, если ей не подчиняются,

215

СХХХ. Рассматривая ум не только в его собствен¬ной способности, но и в его связи с вещами, мы долж¬ны установить, что искусство открытия может расти вместе с открытиями.

КНИГА ВТОРАЯ

II. Правильно полагают, что «истинное знание есть знание посредством причин». Неплохо также устанав¬ливаются четыре причины: материя, форма, действую¬щее начало и цель. Но из них цель или конечная при¬чина не только бесполезна, но даже извращает науки, если речь идет не о действиях человека. Открытие формы почитается безнадежным. А действующее начало и материя (как они отыскиваются и принимаются — вне скрытого процесса, ведущего к форме) — вещи бессодержательные и поверхностные и почти ничего не дают для истинной и деятельной науки. Однако выше мы отметили и исправили заблуждение чело¬веческого ума, отдающего формам первенство бытия. Ибо хотя в природе не существует ничего действи¬тельного помимо обособленных тел, осуществляющих сообразно с законом отдельные чистые действия, одна¬ко в науках этот же самый закон и его разыскание, открытие и объяснение служат основанием как зна¬нию, так и деятельности. И этот же самый закон и его разделы мы разумеем под названием форм, тем более что это название укоренилось и обычно встре¬чается.

III. Кто знает только действующее начало и мате-риальную причину (эти причины преходящи и в неко¬торых случаях суть не что иное, как носители внеш¬ней формы причины), тот может достигнуть новых от¬крытий в отношении материи, до некоторой степени подобной и подготовленной, но не затронет глубже за¬ложенные пределы вещей. Тот же, кто знает формы, тот охватывает единство природы в несходных мате¬риях. И следовательно, он может открыть и произ¬вести то, чего до сих пор не было, чего никогда не привели бы к осуществлению ни ход природных явле¬ний, ни искусственные опыты, ни самый случай — и

216

что никогда не представилось бы человеческому мыш¬лению. Поэтому за открытием форм следует истинное созерцание и свободное действие.

IX. Из двух родов аксиом, которые установлены выше, возникает истинное деление философии и наук, причем мы даем наш особый

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн