Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

смысл общепринятым на¬званиям (которые наиболее подходят к обозначению вещи). Таким образом, исследование форм, которые (по смыслу и по их закону) вечны и неподвижны, со¬ставляет метафизику, а исследование действующего на¬чала и материи и скрытого схематизма (все это ка¬сается обычного хода природы, а не основных и веч¬ных законов) составляет физику. Им подчиняются две практики: физике — механика и метафизике — магия (в очищенном смысле слова), ради ее широких дорог и большей власти над природой.

X. Естественная же и опытная история столь раз-нообразна и рассеяна, что приведет разум в замеша-тельство и расстройство, если не будет установлена и предложена в должном порядке. Итак, должно образо¬вать таблицы и сопоставления примеров таким спосо¬бом и порядком, чтобы разум мог по ним действо¬вать.

XVI. Итак, следует совершать разложение и раз-деление природы, конечно, не огнем, но разумом, кото¬рый есть как бы божественный огонь. Поэтому первая работа истинного наведения (в отношении к откры¬тию форм) есть отбрасывание или исключение отдель¬ных природ, которые не встречаются в каком-либо при¬мере, где присутствует данная природа, или встречаются в каком-либо примере, где отсутствует данная при¬рода, или встречаются растущими в каком-либо приме¬ре, где данная природа убывает, или убывают,, когда данная природа растет. Тогда после отбрасывания и исключения, сделанного должным образом (когда все легкомысленные мнения обратятся в дым), на втором месте (как бы на дне) останется положительная фор¬ма, твердая, истинная и хорошо определенная. Ска¬зать это недолго, но путь к этому извилист и труден. Мы же постараемся не оставить без внимания ничего, что способствует этому.

217

XVII. Опять-таки пусть не отнесут наши слова (да¬же применительно к простым природам) к отвлечен¬ным формам и идеям, или вовсе не определенным в материи, или плохо определенным. Ибо когда мы го¬ворим о формах, то мы понимаем под этим не что иное, как те законы и определения чистого действия, которые создают какую-либо простую природу, как, например, теплоту, свет, вес во всевозможных мате¬риях и воспринимающих их предметах. Итак, одно и то же есть форма тепла или форма света и закон теп¬ла или закон света.

LII. Должно запомнить, что мы в этом нашем Ор-ганоне говорим о логике, а не о философии. Но так как наша логика учит и наставляет разум к тому, что¬бы он не старался тонкими ухищрениями уловлять отвлеченности вещей (как это делает обычно логика), но действительно рассекал бы природу и открывал свойства и действия тел и их определенные в материи законы; так как, следовательно, эта наука исходит не только из природы ума, но и из природы вещей, то не удивительно, если она будет всюду усыпана и освещена созерцаниями природы и опытами по образцу нашего исследования (стр. 108—366).

О ПРИНЦИПАХ И НАЧАЛАХ

Сказания древних о Купидоне, или Амуре . Мифы гово¬

рят, что этот Амур является наиболее древним из всех богов

и, следовательно, из всего существующего, за исключением

Хаоса, который одних лет с ним. .

f…] Этот Хаос, который был сверстником Купидона, обозна¬чал нерасчлененную массу, или кучу материи. Сама же мате¬рия, а также ее сила и природасловом, принципы вещей были символически изображены в образе самого Купидона. Эта первичная материя и ее специфические силы и действие не могут иметь никакой естественной причины (бога мы всегда исключаем), ибо до них ничего не было. Поэтому не было ни¬какой производящей их причины и ничего более первичного в природе. Следовательно, ни рода, ни формы. Вот почему, что бы ни представляли собой эта материя и ее силы и действие, она является чем-то данным и необъяснимым и должна быть взята так, как мы ее находим, и мы не должны судить о ней на основании предвзятого понятия. Ибо, хотя мы можем по¬знать вид и способ действия этой материи, мы, однако, не мо¬жем это познать через познание ее причины, так как непо-

218

средственно после бога она сама является причиной всех при-чин, не будучи сама обусловлена никакой причиной. Дело в том, что цепь причин в природе имеет несомненный и опре-деленный предел и исследовать или воображать себе какую-нибудь причину там, где мы дошли до последней силы и поло-жительного закона природы, является в такой же мере нера-зумной и поверхностной философией, как не искать причины •в подчиненных явлениях. Вот почему Купидон представлен древними мудрецами иносказательно как не имеющий родите-лей, т. е. как не имеющий причины, — идея, имеющая немало-важное значение, едва ли не величайшая из всех когда-либо высказанных. Ибо ничто так не способствовало искажению фи¬лософии, как эти поиски родителей Купидона, т. е. как то об¬стоятельство, что философы не брали принципы вещей так, как они находятся в природе, воспринимая их как положительное учение, основанное на опыте, а скорее выводили их из законов спора, из диалектических и математических умозаключений, из общих понятий и подобных заскоков ума за пределы при¬роды. Вот почему философ, для того чтобы его разум не блуж¬дал в дебрях фикций, должен неустанно напоминать себе, что Купидон не имеет родителей, ибо человеческий разум не знает удержу в этих общих понятиях, искажает природу вещей и себя самого, и, стремясь к далекому, он всякий раз оказывается где-нибудь поблизости (стр. 11—14).

Древние представляли себе первичную материю (такую, которая может быть принципом всех вещей) как имеющую форму и качества, а не как абстрактную, возможную и бесфор¬менную. И конечно, такая лишенная всяких качеств и форм и пассивная материя является, по-видимому, совершеннейшей фикцией человеческого разума, обусловленной склонностью этого разума считать наиболее реальным то, что он сам наибо¬лее охотно впитывает в себя и чем он чаще всего афицируется. Из этой склонности проистекает то представление, что формы (как их обычно называют) есть нечто более реальное, чем ма¬терия или действие, так как материя скрыта, а действие измен¬чиво, материя не оказывает сильного воздействия на разум, действие же есть нечто преходящее. Формы же, напротив, пред-ставляются явными и постоянными. Отсюда возникает пред-ставление, будто первичная и всеобщая материя есть лишь придаток в виде опоры к форме, а действие, какого бы харак-тера оно ни было, есть лишь эманация формы, и, таким обра-зом, первое место было отведено формам. Отсюда, по-видимому, возникло представление о сущем как о царстве форм и идей с прибавлением (так сказать) некоторого рода фантастической материи. Всякий, не зараженный предрассудками, легко может видеть, насколько противоречит разуму принять за прин-цип абстрактную материю. Ибо реальное существование само¬стоятельных, не связанных с материей форм признавалось мно¬гими, реальное же существование самостоятельной материи не признавалось никем, не исключая даже тех, которые принимали такую материю за принцип. Почти все древние мыслители,

219

как Эмпедокл, Анаксагор, Анаксимен, Гераклит и Демокрит,’ хотя и расходились между собой во многих других пунктах,: касающихся первичной материи, тем не менее сходились в том, что все они определяли материю как активную, как имеющую некоторую форму, как наделяющую этой формой образованные из нее предметы и как заключающую в себе принцип движения. Да и никто не может мыслить себе иначе, если он не желает совершенно покинуть почву опыта. Поэтому.: все указанные мыслители подчинили свой разум природе ве¬щей, между тем как Платон подчинил мир мыслям, а Аристо¬тель подчинил мысли словам . Эта абстрактная материя есть материя дискуссий, а не материя Вселенной. Но тому, кто пра¬вильно и систематически философствует, следует анализиро¬вать природу, а не абстрагировать ее (те же, которые не же¬лают анализировать, вынуждены абстрагировать), и первичную материю следует вообще рассматривать как неразрывно связан¬ную с первичной формой и с первичным принципом движения, как мы это находим. Что первичная материя имеет некото¬рую форму, демонстрируется в мифе тем, что он делает Купи¬дона лицом, однако этот же миф говорит о том, что материя как целое, или масса материи, была некогда без формы, ибо хаос лишен .формы. И это согласуется с тем, что говорится в Священном писании, ибо там не сказано, что бог вначале сотворил материю, а лишь что он сотворил небо и землю. В том же месте Священного писания дается некоторое описание состояния Вселенной до акта творения в течение шести дней, и в этом описании имеется ясное упоминание о земле и воде, которые являются названиями форм, однако в целом масса материи была еще бесформенной (стр. 20—24).

Эти древние философы, [Фалес, Анаксимен, Гераклит], прл исследовании следовали не очень совершенной системе. Они лишь выискивали среди видимых и явных тел то, которое им казалось наиболее превосходным, и это они провозглашали принципом всех вещей, и провозглашали его таким как бы по праву его превосходства, а не потому, что оно на самом деле и действительно таково. Ибо они полагали, что такое тело является единственным, о котором можно сказать, что оно есть то, чем оно кажется; другие тела, как они полагали, имеют ту же природу, хотя это не согласуется с их внешним видом. Таким образом, они, по-видимому, или выражались иносказа¬тельно, или говорили под влиянием ослепления: более сильное впечатление покрыло собой все остальное.

Они наталкиваются на те же трудности, в которые по-падают сторонники абстрактной материи, ибо если последние вводят совершенно потенциальную и фантастическую материю, то отчасти делают то же и первые. Больше того, они делают ма¬терию оформленной и актуальной в отношении одной вещи (именно в отношении своего принципа), но потенциальной в отношении всего другого. [•••] Однако факт таков, что в это время не началось еще царство «категорий», где этот абстракт¬ный принцип мог бы укрыться под покровительством и защи-

220

той категорий субстанции, и поэтому никто не осмелился из-мыслить совершенно воображаемую материю, а за принцип принималось нечто, что может быть воспринято чувством, не¬что реально существующее, и лишь способ действия этого прин¬ципа оставался воображаемым (ибо в этом отношении они себе позволили большую вольность). Мы наблюдаем в мире огромную массу противоположностей, как противоположность плотного и редкого, горячего и холодного, света и тьмы, оду¬шевленного и неодушевленного, противоположности, которые враждебно сталкиваются и попеременно разрушают друг друга; и если предположить, что эти противоположности проистекают как из своего источника из одной материальной субстанции, и при этом не показать, каким образом это может совершиться, есть очевидное проявление путаной мысли и отсутствия иссле¬дования (стр. 33—35).

Среди древних философов Парменид принимал два принципа вещей — огонь и землю или небо и землю. Ибо он утверждал, что солнце и звезды представляют собой реальный огонь,

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн