Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

иду» и сделаю отсюда вывод, что . «я существую», и буду разуметь действия, совершае¬мые моими глазами или ногами, то заключение не бу¬дет настолько непогрешимым, чтобы я не имел осно¬вания в нем сомневаться, так как я могу думать, что вижу или хожу, хотя бы я не открывал глаз и не трогался с места, как бывает подчас во сне и как могло бы быть, даже если бы я вовсе не имел тела. Если же я подразумеваю только действие моей мысли иЛи моего чувства, иначе говоря, мое внутреннее со¬знание, в силу которого мне кажется, будто я вижу или хожу, то заключение настолько правильно, что я в нем не могу сомневаться, ибо оно относится к ду¬ше, которая одна лишь способна чувствовать и мыс¬лить каким бы то ни было образом.

10. О том, что имеются понятия, настолько ясные сами по себе, что, определяя их по школьным прави¬лам, их можно лишь затемнить и что они не приобре¬таются путем изучения, а ‘рождаются вместе с нами. Я заметил, что философы, пытаясь объяснять по правилам их логики вещи сами по себе ясные, лишь затемняют дело. Сказав, что положение я мыслю, сле¬довательно, я существую является первым и наиболее достоверным, представляющимся всякому, кто методи¬чески располагает свои мысли, я не отрицал тем са¬мым надобности знать еще до этого, что такое мыш¬ление, достоверность, существование, не отрицал, что для того, чтобы мыслить, надо существовать, и тому подобное .

11. О том, что мы яснее можем познать нашу душу, чем наше тело. Мы тем лучше познаем вещь, или субстанцию, чем больше отмечаем в ней свойств. А мы, конечно, относительно нашей души отмечаем их мно¬го больше, чем относительно чего-либо иного, тем бо¬лее что нет ничего, побуждающего нас познать что-ли-

240

бо, что еще с большей достоверностью не приводило бы нас к познанию нашей мысли.

13. В каком смысле можно сказать, что, не зная бога, нельзя иметь достоверного познания ни о чем. Но когда душа, познав сама себя и продолжая еще со¬мневаться во всем остальном, осмотрительно стремит¬ся распространить свое познание все дальше, то преж¬де всего она находит в себе идеи о некоторых вещах; пока она их просто созерцает, не утверждая и не отри¬цая существования вне себя чего-либо подобного этим идеям, ошибиться она не может. Она встречает также некоторые общие понятия и создает из них различные доказательства, столь убедительные для нее, что, за¬нимаясь ими, она не может сомневаться в их истин¬ности. Так, например, душа имеет в себе идеи чисел и фигур, имеет также среди общих понятий и то, что «если к равным величинам прибавить равные, то по¬лучаемые при этом итоги будут равны между собой», она имеет еще и другие столь же очевидные понятия, благодаря которым легко доказать, что сумма трех уг¬лов треугольника равна двум прямым, и т. д. Пока душа видит эти понятия и порядок, каким она выво¬дит подобные заключения, она вполне убеждена в их истинности; так как душа не может на них постоянно сосредоточиваться, то, когда она вспоминает о каком-либо заключении, не заботясь о пути, каким оно мо¬жет быть выведено, и притом полагает, что творец мог бы создать ее такой, чтобы ей свойственно было оши¬баться во всем, что ей кажется вполне очевидным, она ясно видит, что по праву сомневается в истинности всего того, чего не видит отчетливо, и считает невоз¬можным иметь какое либо достоверное знание прежде, чем познает того, кто ее создал.

14. О том, что существование бога доказуемо од¬ним тем, что необходимость бытия, или существования, заключена в понятии, какое мы имеем о нем. Далее, когда душа, рассматривая различные идеи и понятия, существующие в ней, обнаруживает среди них идею о существе всеведущем, всемогущем и высшего совер-шенства, то по тому, что она видит в этой идее, она легко заключает о существовании бога, который есть

241

это всесовершенное существо; ибо, хотя она и имеет отчетливое представление о некоторых других вещах, она не замечает в них ничего, что убеждало бы ее в существовании их предмета, тогда как в этой идее она видит существование не только возможное, как в остальных, но и совершенно необходимое и вечное. Например, воспринимая в идее треугольника как нечто необходимо в ней заключающееся то, что три угла его равны двум прямым, душа вполне убеждается, что треугольник имеет три угла, равные двум прямым; подобным же образом из одного того, что в идее су¬щества высочайшего совершенства содержится необ¬ходимое и вечное бытие, она должна заключить, что такое существо высочайшего совершенства есть, или существует.

15. О том, что в понятиях, какие мы имеем о про¬чих вещах, заключается не необходимость бытия, а лишь его возможность. В истинности этого заключе¬ния душа убедится еще больше, если заметит, что у нее нет идеи, или понятия, о какой-либо иной вещи, относительно которой она столь же совершенно мог¬ла бы отметить необходимое существование. По од¬ному этому она поймет, что идея существа высочай¬шего совершенства не возникла в ней путем фикции, подобно представлению о некой химере, но, что, на¬оборот, в ней запечатлена незыблемая и истинная природа, которая должна существовать с необходи¬мостью, так как не может быть постигнута иначе, чем как необходимо существующая (стр. 423—432).

18. Находя в себе идею бога, или всесовершен-ного существа, мы вправе допытываться, по какой именно причине имеем ее. Но, внимательно рассмот¬рев, сколь безмерны представленные в ней совер¬шенства, мы вынуждены признать, что она не могла быть вложена в нас иначе, чем всесовершенным суще¬ством, то есть никем иным, как богом, подлинно су¬щим или существующим, ибо при естественном свете очевидно не только то, что ничто не может произойти из ничего, но и то, что более совершенное не может быть следствием и модусом менее совершенного, а также потому, что при том же свете мы видим, что

242

в нас не могла бы существовать идея или образ какой-либо вещи, первообраза которой не существовало бы в нас самих или вне нас, первообраза, действительно содержащего все изображенные в нашей идее совер¬шенства. А так как мы знаем, что нам присущи многие недостатки и что мы не обладаем высшими совер¬шенствами, идею которых имеем, то отсюда мы долж¬ны заключить, что совершенства эти находятся в чем-то от нас отличном и действительно всесовершенном, которое есть бог, или что по меньшей мере они в нем некогда были, а из того, что эти совершенства беско¬нечны, следует, что они и ныне там существуют. 20. О том, что не мы первопричина нас самих, а бог и что, следовательно, бог есть. Так как отно¬сительно искусно сделанной машины мы достаточно знаем, каким образом мы получили о ней понятие, а относительно нашей идеи о боге мы не можем при-помнить, когда она была сообщена нам богом, — по той причине, что она в нас была всегда, — то поэтому мы должны рассмотреть и этот вопрос, должны разы¬скать, кто творец нашей души или мысли, включаю¬щей идею о бесконечных совершенствах, присущих бо¬гу. Ибо очевидно, что нечто, знающее более совершен¬ное, чем оно само, не само создало свое бытие, так как оно при этом придало бы себе самому все те со¬вершенства, сознание о которых оно имеет, и поэтому оно не могло произойти ни от кого, кто не имел бы этих совершенств, то есть не был бы богом.

21. Легко понять, что нет в нас никакой силы, посредством которой мы сами могли бы существовать или хотя бы на мгновение сохранить себя, и что тот, кто обладает такой мощью (puissance), что дает нам существовать вне его и сохраняет нас, тем более со¬хранит самого себя; вернее, он вовсе не нуждается в сохранении кем бы то ни было; словом, он есть бог.

22. Познав указанным здесь способом существова¬ние бога, можно познать все его атрибуты, поскольку они познаваемы одним естественным светом. Он вечен, всеведущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей, имеет, наконец, в себе все то, в чем мы можем признать что-либо бесконечно

243

совершенное или не ограниченное каким-либо несовер-шенством.

23. Бог не телесен, не познает подобно нам посред-ством чувств, он не создал греха. У бога чувств нет он разумеет и волит, хотя не так, как мы, то есть посредством актов, известным образом раздель-ных. Он разумеет, волит и совершает все, то есть все действительные вещи, постоянно одним и тем же про¬стейшим актом. Он не волит греховного зла, так как оно есть ничто.

24. Познав существование бога и переходя к по-знанию сотворенного им, мы должны помнить, что наш разум конечен, а могущество божье бесконечно.

25. В неизмеримой природе бога и в создан¬ных им вещах существует многое, превосходящее ме¬ру нашего понимания.

26. О том, что не следует пытаться постичь беско¬нечное (infini) и что надлежит лишь полагать неоп¬ределенно большим (indefini) все, чему мы не нахо¬дим границ. Мы никогда не станем вступать в спо¬ры о бесконечном, тем более что нелепо было бы нам, существам конечным, пытаться определить что-либо относительно бесконечного и полагать ему границы, стараясь постичь его. Вот почему мы не сочтем нуж¬ным отвечать тому, кто спрашивает, бесконечна ли по¬ловина бесконечной линии или бесконечное число четное или нечетное и т. п. О подобных затруднениях, по-видимому, не следует размышлять никому, кроме тех, кто считает свой ум бесконечным. Мы же относи¬тельно того, чему в известном смысле не видим пре¬делов, границ, не станем утверждать, что эти границы бесконечны, но будем лишь считать их неопределенно большими. Так, не будучи в состоянии вообразить столь обширного протяжения, чтобы в то же самое время не мыслить возможности еще большего, мы ска¬жем, что размеры возможных вещей неопределенно большие. А так как никакое тело нельзя разделить на столь малые части, чтобы каждая из них не могла быть разделена на еще мельчайшие, то мы станем полагать, что количество делимо на части, число которых неоп-ределенно большое. И так как невозможно представить

244

столько звезд, чтобы бог не мог создать их еще боль¬ше, то их

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн