Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

число мы предположим неопределенно большим. То же относится и ко всему остальному.

27. О различии между неопределенно большим и бесконечным. Все мы скорее назовем неопределен¬но большим, а не бесконечным или беспредельным, чтобы название «бесконечный» сохранить для одного бога, столь же потому, что в нем одном мы не видим никаких пределов его совершенствам, сколь и потому, что знаем твердо, что их и не может быть. Что же ка¬сается остальных вещей, то мы знаем, что они несо¬вершенны, ибо, хотя мы и отмечаем в них подчас свойства, кажущиеся нам беспредельными, мы не мо¬жем не знать, что это проистекает из недостаточности нашего разума, а не из их природы.

28. О том, что следует рассматривать, не для какой цели бог создал каждую вещь, а лишь каким образом он пожелал ее создать. Мы не станем также обсуждать, какие цели бог поставил себе, создавая мир. Мы совер¬шенно выбросим из нашей философии разыскание ко¬нечных целей, ибо мы не должны столь высоко о себе полагать, чтобы думать, будто он пожелал поделиться с нами своими намерениями. Но, рассматривая его как причину всех вещей, мы постараемся лишь с помощью вложенной им в нас способности рассуждения постичь, каким образом могли быть созданы те вещи, которые мы воспринимаем посредством наших чувств, и тогда мы благодаря тем его атрибутам, некоторое познание которых он нам даровал, будем твердо знать, что то, что мы однажды ясно и отчетливо увидели как прису¬щее природе этих вещей, обладает совершенством ис-тинного.

29. Бог не есть причина наших заблуждений. Пер¬вый из атрибутов бога, подлежащий здесь нашему об¬суждению, состоит в том, что он — высшая истина и источник всякого света, поэтому явно нелепо, чтобы он нас обманывал, то есть был прямой причиной заблужде¬ний, которым мы подвержены и которые испытываем

на самих себе.

30. Способность познания, данная нам богом и называемая естественным светом, никогда не касается

245

какого-либо предмета, который не был бы истинным в том, в чем она его касается, то есть в том, что она по¬стигает ясно и отчетливо. Этим соображением легко устраняются и остальные приведенные прежде при¬чины для сомнения; не должны более подлежать по¬дозрению и математические истины, обладающие осо¬бенной очевидностью. Если же при помощи чувств мы воспримем что-либобудь то в состоянии бодрствова¬ния или сна — ясно и отчетливо и отделим это от того, что воспринимается смутно и неясно, то легко познаем, что должно принимать за истинное в какой угодно вещи.

32. О том, что у нас лишь два вида мыслей, а имен¬но восприятие разумом и действие воли. Без сомнения, все виды мыслительной деятельности (modi cogitandi), отмечаемые нами у себя, могут быть отнесены к двум основным: один из них состоит в восприятии разу¬мом, другой — в определении волей. Итак, чувствовать, воображать, даже постигать чисто интеллектуальные вещи — все это лишь различные виды восприятия, тогда как желать, испытывать отвращение, утверж¬дать, отрицать, сомневаться — различные виды воле-ния.

34. Наряду с рассудком для суждения требуется и воля. Признаю, что мы ни о чем не можем судить без участия нашего рассудка, ибо нет оснований полагать, чтобы наша воля опредапялась тем, чего наш рассудок никоим образом не воспринимает. Но так как совер-шенно необходима воля, чтобы мы дали наше согласие на то, чего мы никак не восприняли, и так как для вы¬несения суждения, как такового, нет необходимости в том, чтобы мы имели полное и совершенное познание, то мы часто соглашаемся со многим таким, что познали вовсе не ясно, а смутно.

35. Воля обширнее разума — отсюда и проистекают наши заблуждения. Восприятие рассудком распростра¬няется только на то немногое, что ему представляется, поэтому познание рассудком всегда весьма ограни¬ченно. Воля же в известном смысле может показаться беспредельной, ибо мы никогда не встретим ничего, что могло бы быть объектом воли кого-либо иного, даже

246

безмерной воли бога, на что не могла бы простираться и наша воля. Вследствие этого нашу волю мы распро¬страняем обычно за пределы ясно и четко восприни¬маемого нами, а раз мы так поступаем, то неудиви¬тельно, что нам случается ошибаться.

39. Свобода нашей воли постигается без доказа-тельств, одним нашим внутренним опытом. То, что мы обладаем свободой воли и что последняя по своему выбору может со многим соглашаться или не согла¬шаться, ясно настолько, что должно рассматриваться как одно из первых и наиболее общих врожденных нам

понятий.

40. Мы знаем также вполне достоверно, что бог все предустановил. Однако, ввиду того что познанное нами с тех пор о боге убеждает нас в столь великом его мо¬гуществе, что преступно было бы полагать, будто когда-либо мы могли бы совершить нечто им заранее не пре¬дустановленное, мы легко можем запутаться в больших затруднениях, если станем пытаться согласовать божье предустановление со свободой нашего выбора и поста¬раемся понять, иначе говоря, охватить и как бы огра¬ничить нашим разумением всю обширность свободы на¬шей воли, равно как и порядок вечного провидения.

4L Каким образом можно согласовать свободу на¬шей воли с божественным предопределением. Напро¬тив, мы легко избегнем заблуждений в том случае, если отметим, что наш дух конечен, божественное же все¬могущество, согласно которому бог все, что существует или может существовать, не только знает, но и волит и предустановляет, бесконечно. Поэтому нашего разума достаточно, чтобы ясно и отчетливо понять, что всемо¬гущество это существует в боге; однако его недоста¬точно для постижения обширности такого всемогуще¬ства настолько, чтобы мы могли понять, каким образом бог оставляет человеческие действия совершенно сво¬бодными и недетерминированными (indetermmees). С другой стороны, в свободе и безразличии внутри нас мы уверены настолько, что для нас нет ничего более ясного; таким образом, всемогущество бога не должно нам препятствовать в это верить (стр. 434— 443).

247

’45. Что такое ясное и отчетливое восприятие. Ясным я называю такое восприятие, которое очевидно и имеется налицо цля внимательного ума, подобно тому как мы говорим, что ясно видим предметы, имеющиеся налицо и с достаточной силой действующие, когда гла¬за наши расположены их видеть. Отчетливым же я на¬зываю восприятие, которое настолько отлично от всего остального, что содержит только ясно представляющее¬ся тому, кто надлежащим образом его рассматривает.

46. Оно может быть ясным, не будучи отчетливым, но не наоборот.

47. В раннем возрасте душа человека столь по-гружена в тело, что, хотя воспринимает многое ясно, ничего никогда не воспринимает отчетливо; но так как тем не менее она о многих представляющихся ей ве¬щах судит, то вследствие этого наша память заполнена множеством предрассудков, от которых большинство людей и впоследствии не старается освободиться, хотя несомненно, что иначе их нельзя хорошо рассмот¬реть.

48. Все, о чем мы имеем какое-либо понятие, рас-сматривается как вещь или как истина; перечисление вещей. Все, что подлежит нашему восприятию, я делю на два разряда: в первый входят вещи, имеющие не¬кое существование, во второй — истины, которые вне нашего мышления — ничто. Касательно вещей мы име¬ем прежде всего некоторые общие понятия, относя¬щиеся ко всем им, а именно понятия, какие мы имеем о субстанции, длительности, порядке, числе, и, пожа¬луй, еще некоторые другие. Далее, мы имеем понятия более частные, служащие для различения их. Главней¬шее же различие, какое я замечаю между всеми сотво- , ренными вещами, состоит в том, что одни вещи — ин¬теллектуальные, иначе говоря, субстанции мыслящие (cogitantes), или свойства, относящиеся к такого рода субстанциям, другие вещи — материальные, то есть тела или свойства, присущие телам. Восприятие, воле-ние и все виды (modi) как восприятия, так и воления относятся к мыслящей (cogitans) субстанции; к телам (corpora) относятся величина, то есть протяжение в длину, ширину и глубину, фигура, движение, располо-

248

жение и делимость частей и прочие свойства. Но мы испытываем в себе и нечто иное, чего нельзя отнести к одному только духу или лишь телу и что проис¬ходит от тесного внутреннего союза между ними, та¬ковы голод, жажда и т. п., а равным образом движения или страсти души, не исключительно зависящие от мышления, как, например, побуждения к гневу, радо¬сти, печали, любви и т. д., наконец, все чувствования, как, например, света, цветов, звуков, запахов, вкусов, тепла, твердости и прочих, подпадающих лишь под

чувство осязания.

49. Истины подобным образом перечислить нельзя, в чем, впрочем, и нет надобности. До сих пор я пере-числял все то, что мы знаем в качестве вещей; остает¬ся сказать о том, что мы знаем как истины. Так, например, когда мы мыслим, что из ничего не может произойти ничто, мы не думаем, что это положение есть существующая вещь или свойство какой-либо вещи, — мы принимаем его за некоторую вечную исти¬ну, пребывающую в нашей душе и называемую общим понятием, или аксиомой. Подобным же образом гово¬рят, что невозможно, чтобы одно и то же одновременно и было и не было, что сделанное не может не быть не сделанным, что тот, кто мыслит, не может не быть или не существовать, пока мыслит, и бесчисленное множе¬ство подобных положений. Их так много, что перечис-лить их было бы затруднительно. Но в этом нет и на-добности, потому что, когда представится случай ду¬мать о них, мы не сможем их не знать, а также потому, что мы не ослеплены предрассудками.

50. Эти истины могут быть ясно восприняты, но вследствие предрассудков не все на это способны.

51. О том, что такое субстанция и что название это не может быть приписано в одинаковом смысле богу и творениям. Разумея субстанцию, мы можем разу¬меть лишь вещь, которая существует так, что не нуж¬дается для своего существования ни в чем, кроме са¬мой себя. Тут может представиться неясность в объ¬яснении выражения «нуждаться лишь в себе самой». Ибо таков, собственно говоря, один только бог, и нет ничего сотворенного, что могло бы просуществовать

249

хотя бы мгновение, не будучи поддерживаемо и хра-нимо его могуществом. Поэтому справедливо говорят в школах, что название субстанции не однозначно под¬ходит к богу и к творениям, то есть что нет такого зна¬чения этого слова, которое мы отчетливо бы постигали и которое обнимало бы и его и их. Но ввиду того что среди сотворенных вещей некоторые по природе своей не могут существовать без некоторых других, мы их отличаем от тех, которые нуждаются лишь в обычном содействии бога, и называем

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн