Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

последние субстанциями, а первые — качествами или атрибутами этих субстан¬ций.

53. Всякая субстанция имеет преимущественный атрибут: для души — мысль, подобно тому как для тела — протяжение.

Хотя любой атрибут достаточен для познания суб¬станции, однако у каждой субстанции есть преиму¬щественное, составляющее ее сущность и природу свойство, от которого зависят все остальные. Именно, протяжение в длину, ширину и глубину составляет природу субстанции, ибо все то, что может быть припи¬сано телу, предполагает протяжение и есть только не¬который модус протяженной вещи; подобно этому все свойства, которые мы находим в мыслящей вещи, суть только разные модусы мышления. Так, например, фи¬гура может мыслиться* только в протяженной вещи, движение — только в протяженном пространстве, вооб¬ражение же, чувство, желание настолько зависят от мыслящей вещи, что мы не можем их без нее постичь. И наоборот, протяжение может быть понимаемо без фигуры и без движения, а мыслящая вещь — без вооб¬ражения и без чувств; так и в остальном.

-54. Каким образом нам доступны раздельные мысли о субстанции мыслящей, о телесной и о боге. Итак, мы легко можем образовать два ясных и отчетливых поня¬тия, или две идеи: одну — о сотворенной мыслящей субстанции, другую — о субстанции протяженной, если, конечно, тщательно различим все атрибуты мышления от атрибутов протяжения. Мы можем также иметь ясную и отчетливую идею о несотворенной субстанции, мыслящей и независимой, то есть идею о боге, лишь

250

бы мы не предполагали, что эта идея выражает все, что есть в нем, и не примышляли бы что-либо к ней, а считались лишь с тем, что действительно содержится в отчетливом понятии о нем и что мы воспринимаем как принадлежащее к природе всесовершенного су¬щества.

57. О том, что имеются атрибуты, присущие вещам, которым они приписываются, и атрибуты, зависящие от нашего мышления. Одни качества или атрибуты даны в самих вещах, другие же — только в нашем мышлении. Так, время, которое мы отличаем от дли¬тельности, взятой вообще, и называем числом движе¬ния, есть лишь известный способ, каким мы эту дли¬тельность мыслим, ибо мы не предполагаем в вещах движущихся иного рода длительности, чем в непод¬вижных.

58. Числа и универсалии зависят от нашего мыш¬ления. Так же и число, рассматриваемое вообще, а не в отношении к каким-либо сотворенным вещам, по¬добно всем прочим общим понятиям, известным под названием универсалий, не существует вне нашего

мышления.

59. Каковы универсалии. Универсалии образуются в силу только того, что мы пользуемся одним и тем же понятием, чтобы мыслить о нескольких отдельных ве¬щах, сходных между собой. И тогда, когда мы обни¬маем одним названием вещи, обозначаемые этим по¬нятием, название также универсально (стр. 445—451).

68. Чтобы отличить ясное в наших чувствах от неясного, нужно прежде всего отметить, что боль, цвет и прочие ощущения ясно и отчетливо воспринимаются, лишь будучи рассматриваемы как мысли; если же мы принимаем цвет, боль и пр. за вещи, существующие вне нашего духа, мы никаким способом не можем по¬нять, что за вещь этот цвет и эта боль. Если кто-ни¬будь утверждает, что он видит в данном теле цвет или чувствует в каком-либо своем члене боль, то это совер¬шенно подобно тому, как если бы он сказал, что видит или чувствует нечто, но совершенно не знает природы этого нечто, то есть не имеет отчетливого знания того, что он видит и чувствует. Ибо, хотя при недостаточном

251

внимании к своим мыслям он может легко поверить, что имеет о том некоторое знание, так как полагает, будто цвет, который он, как ему кажется, видит в пред¬мете, имеет сходство с тем чувством, какое он испыты¬вает в себе, тем не менее если он начнет размышлять о том, что ему представляется в виде цвета или боли как нечто существующее в окрашенном теле или в по¬раженной части тела, то он, несомненно, найдет, что вовсе не имеет об этом познания.

69. Величины, фигуры и пр. познаются совершенно иначе, нежели цвет, боль и т. п. Особенно это очевидно, если размышляющий заметит, что он совсем иначе по¬знает в видимом теле величину, фигуру, движение, по крайней мере передвижение с места на место (ибо фи¬лософы, предполагая некоторые иные движения, от¬личные от этого, затемнили его истинную природу), расположение частей, длительность, число или прочие свойства, которые, как уже было сказано, ясно воспри¬нимаются во всех телах; совершенно иначе познает в том же самом теле цвет, боль, запах, вкус или что-либо другое, относящееся к чувствам. Ибо хотя мы, видя какое-либо тело, не менее уверены в его существова¬нии, воспринимая в этом случае его цвет, чем воспри¬нимая ограничивающие его очертания, однако несом¬ненно, что мы совсем иначе познаем то его свойство, на основании которого говорим, что тело скорее имеет фигуру, чем то, которое заставляет нас видеть его ок¬рашенным.

71. Первой и основной причиной наших заблужде-ний являются предубеждения нашего детства. Отсюда мы и получили большую часть наших ошибок, а имен¬но: в раннем возрасте душа наша была столь тесно связана с телом, что особенное внимание уделяла лишь тому, что вызывало в ней некоторые впечатления; она при этом не задавалась вопросом, вызывались ли эти впечатления чем-либо, находящимся вне ее, а только чувствовала. G возрастом же, когда наше тело, про-извольно направляясь в ту или иную сторону бла-годаря устройству своих органов, встречало что-либо приятное и избегало неприятного, душа, тесно связан¬ная с ним, размышляя о встречавшихся вещах, полез-

252

ных или вредных, отметила прежде всего, что они су¬ществуют вне ее, и приписала им не только величины, фигуры, движения и прочие свойства,, действительно присущие телам и вполне справедливо воспринимав¬шиеся ею как вещи или модусы вещей, но также и вкусы, запахи и все -остальные понятия такого рода, которые она также замечала. А так как душа находи¬лась еще в такой зависимости от тела, что все осталь¬ные вещи рассматривала лишь с точки зрения его пользы, то она и находила в каждом предмете больше или меньше реальности в зависимости от того, каза¬лись ли ей впечатления более или менее сильными. Отсюда и произошло, что она стала считать, будто го¬раздо больше субстанции или телесности заключается в камнях или металлах, чем в воде или воздухе, ибо ощущала в них больше твердости и тяжести; воздух она стала считать за ничто, поскольку не обнаружи¬вала в нем никакого дуновения, или холода, или тепла.

72. Вторая причина та, что мы не можем забыть эти предубеждения. Наконец, в зрелые годы, когда мы вполне владеем нашим разумом, когда душа уже не так подвластна телу и ищет правильного суждения о вещах и познания их природы, хотя мы и замечаем, что весьма многие из прежних наших суждений, со-ставленных в детстве, ложны, тем не менее нам не так легко вполне от них освободиться; однако несомненно, что, если мы упустим из виду их сомнительность, мы всегда будем в опасности впасть в какое-либо лож¬ное предубеждение. Например, с раннего возраста мы представляем себе звезды весьма малыми; хотя доводы астрономии с очевидностью показывают нам, что звез¬ды очень велики, тем не менее предрассудок еще и те-перь настолько силен, что нам трудно представлять себе звезды иначе, чем мы представляли их прежде.

73. Третья — наш ум утомляется, внимательно от-носясь ко всем вещам, о которых мы судим. Сверх того наша душа только с известным трудом и напряжением может в течение долгого времени вникать в одну и ту же вещь; всего же труднее ей приходится тогда, когда она занята чисто интеллигибельными вещами , не

253

представляемыми ни чувством, ни воображением, по¬тому ли, что, будучи связана с телом, она по своей при¬роде такова, или потому, что в ранние годы мы так привыкли чувствовать и воображать, что приобрели большой навык и большую легкость в упражнении именно этих, а не иных способностей мышления. От¬сюда и происходит, что многие не могут поверить, что существует субстанция, если она невообразима, телесна и даже ощущаема. Обычно не принимают во внимание, что вообразить можно только вещи, состоящие в про¬тяжении, движении и фигуре, тогда как мышлению доступно многое иное; поэтому большинство людей убеждено, что не может существовать ничего, что не было бы телом, и что нет даже тела, которое не было бы чувственным. А так как в действительности ни одну вещь в ее сущности мы не воспринимаем при помощи наших чувств, а только посредством нашего ра¬зума, когда он вступает в действие, то не следует и удивляться, если большинство людей все воспринима¬ет весьма смутно, так как лишь очень немногие стре¬мятся надлежащим образом управлять им.

74. Четвертая заключается в том, что наши мысли мы связываем со словами, которые их точно не выра¬жают. Наконец, ввиду того что мы связываем наши понятия с известными словами, чтобы выразить их устно, и припоминаем впоследствии слова легче, не¬жели вещи, то едва ли мы понимаем когда-нибудь какую-либо вещь настолько отчетливо, чтобы отде¬лить понятие о ней от слов, избранных для ее выра¬жения. Внимание почти всех людей сосредоточивается скорее на словах, чем на вещах, вследствие чего они часто пользуются непонятными для них терминами и не стараются их понять, ибо полагают, что некогда понимали их, или же им кажется, будто они их полу-чили от тех, кто понимал значение этих слов, и тем самым они тоже его узнали .

75. Краткое изложение всего, чему нужно следо-вать, чтобы правильно философствовать. Итак, чтобы серьезно предаться изучению философии и разыска¬нию всех истин, какие только мы способны постичь, нужно прежде всего, освободиться от наших предрао

254

судков и подготовиться к тому, чтобы откинуть все взгляды, принятые нами некогда на веру, пока не под¬вергнем их новой проверке. Затем должно пересмот¬реть имеющиеся у нас понятия и признать за истин¬ные только те, которые нашему разумению предста¬вятся ясными и отчетливыми. Таким путем мы прежде всего познаем, что существуем, поскольку нам при¬суще мыслить, а также, что существует бог, от кото¬рого мы зависим; по рассмотрении его атрибутов мы можем приступить к разысканию истины о прочих ве¬щах, ибо он есть их первая причина. Наконец, кроме понятий о боге и нашей душе мы найдем в нас самих также знание многих вечно истинных положений, как, например, «из ничего ничто не может произойти» н т. д., найдем также понятие о некоторой телесной природе, то есть протяженной, делимой, движимой и т. д., а равно и понятие о некоторых чувствах, воз-буждающих в нас известные расположения, как, на-пример, чувства боли, цвета, вкуса и т. д. Сравнив же то, что мы узнали, рассматривая вещи по порядку, с тем, что думали о них до такого их рассмотрения, мы

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн