Согласно законам природы, однажды при¬шедшие в движения тела продолжают двигаться, пока
260
это движение не задержится какими-либо встречными телами. Очевидно, что воздух или иные текучие тела, среди которых они движутся, мало-помалу умень¬шают скорость их движения.
39. Второй закон природы: всякое движущееся тело стремится продолжать свое движение по прямой. Вто¬рой закон, замечаемый мною в природе, таков: каждая частица материи в отдельности стремится продолжать дальнейшее движение не по кривой, а исключительно по прямой, хотя некоторые из этих частиц часто бы¬вают вынуждены от нее отклоняться, встречаясь на своем пути с иными частицами, а также потому, что, как было сказано раньше, при всяком движении обра¬зуется круг, или кольцо, из всей одновременно дви¬жущейся материи. Причина этого закона та же, что и предыдущего. Она заключается в том, что бог незыб¬лем и что он простейшим действием сохраняет движе¬ние в материи (стр. 485—487).
40. Третий закон: если движущееся тело встречает другое, сильнейшее тело, оно ничего не теряет в своем движении; если же оно встречает слабейшее, которое может подвинуть, оно теряет столько, сколько тому сообщает. Все частные причины изменения частиц тела заключены в этом третьем законе, по крайней мере изменения телесные, ибо здесь мы не исследу¬ем вопроса о том, могут ли ангелы и человеческие мысли двигать тела, а оставляем его до рассмотрения в трактате о человеке, который я надеюсь составить (стр.489).
64. Я прямо заявляю, что мне неизвестна иная материя телесных вещей, как только всячески дели¬мая, могущая иметь фигуру и движимая, иначе говоря, только та, которую геометры обозначают названием величины и принимают за объект своих доказательств; я ничего в этой материи не рассматриваю, кроме ее делений, фигур и движения; и наконец, ничего не соч¬ту достоверным относительно нее, что не будет вы¬ведено с очевидностью, равняющейся математическому доказательству.
261
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ О ВИДИМОМ МИРЕ
.1. Нельзя переоценить божьи творения. Откинув все некогда нами принятое на веру без достаточного рас¬смотрения, нам ныне надлежит — раз чистый разум пролил свет, необходимый для открытия некоторых начал вещей материальных и представил их нам с оче¬видностью, не допускающей сомнений в их истинно¬сти, — надлежит сделать попытку из одних этих начал вывести объяснение всех явлений природы, иначе гово¬ря, действий, встречающихся в. природе и восприни¬маемых нами посредством наших чувств. Начать нужно с явлений наиболее общих, от которых зависят все прочие, именно с заслуживающего восхищения строе¬ния видимого мира. Чтобы избежать заблуждений каса¬тельно этого предмета, нам, на мой взгляд, следует тщательно придерживаться двух правил. Одно из них то, чтобы, непрестанно обращая наш взор на бесконеч¬ное могущество и благость божью, мы знали, что нам нечего бояться впасть в ошибку, представляя себе его творения слишком обширными, прекрасными и совер¬шенными, и что, напротив, мы заблуждаемся, предпо¬лагая для них пределы или ограничения, о коих не имеем достоверных знаний.
2. Стараться постичь цели, поставленные себе бо¬гом при сотворении мира, значило .бы чересчур пола¬гаться на наши силы. Второе таково: нам надлежит непрестанно иметь в виду, что наши умственные спо¬собности весьма посредственны и что нам не следует чересчур полагаться на себя, что, по-видимому, произо¬шло бы, если бы мы пожелали измыслить для мира какие-либо границы, не будучи в том убеждены бо¬жественным откровением или хотя’бы очевиднейшими естественными причинами. Это означало бы, что мы полагаем, будто наша мысль способна вообразить нечто свыше того предела, докуда простиралось могущество бога при сотворении мира; еще более мы погрешим, если вообразим, будто все сотворено им ради нас одних, или если даже будем полагать, что силой нашего духа мо¬гут быть постигнуты цеди, для которых бог создал мир.
262
3. В каком смысле можно сказать, что бог все вещи сотворил для человека. Хотя с точки зрения нравст-венной мысль о том, что все содеяно богом ради нас, и благочестива и добра (так как она тем более побуж-дает нас гореть любовью к богу и воздавать ему хва¬лу за его благодеяния), хотя в известном смысле это и верно, поскольку нет в мироздании ничего, что не могло бы быть нами так или иначе использовано (на-пример, ради упражнения нашего ума и ради удив-ления перед богом при созерцании его дел), тем не менее никоим образом не вероятно, чтобы все было создано ради нас и чтобы бог не задавался при сотво-рении мира никакими иными целями. И было бы, как мне кажется, дерзко выдвигать такой взгляд при об-суждении вопросов физики, ибо мы не можем сомне-ваться, что существует или некогда существовало и уже давно перестало существовать многое, чего ни один человек никогда не видел и не познавал и что никому не доставляло никакой пользы (стр.504—507). 45. Я настолько не хочу настаивать на том, чтобы все, что я напишу, было принято на веру, что намерен высказать некоторые гипотезы, которые сам считаю неправильными. А именно, я не сомневаюсь в том, что мир изначально создан был во всем своем совершенстве, так что тогда же существовали Солнце, Земля, Луна и звезды; на Земле не только имелись зародыши растений, но и сами растения покрывали некоторую ее часть; Адам и Ева были созданы не детьми, а взрослыми. Христианская религия требует от нас такой веры, а природный разум убеждает нас в истинности ее, ибо, принимая во внимание всемо¬гущество бога, мы обязаны полагать, что все, им со¬зданное, было с самого начала во всех отношениях совершенным. И подобно тому как природу Адама и райских дерев можно много лучше постичь, если рас¬смотреть, как дитя мало-помалу складывается во чре¬ве матери и как растения происходят из семян, чем просто видеть их, какими их создал бог, — подобно этому мы лучше разъясним, какова вообще природа всех сущих в мире вещей, если сможем вообразить некоторые весьма понятные и весьма простые начала,
263
исходя из коих мы ясно сможем показать происхож-дение светил, Земли и всего прочего видимого мира как бы из некоторых семян; и хотя мы знаем, что в действительности все это не так возникло, мы объяс-ним все лучше, чем описав мир таким, каков он есть или каким, как мы верим, он был сотворен. А так как я думаю, что открыл подобного рода начала, я и по-стараюсь их здесь изложить.
46. Все тела, составляющие Вселенную, состоят из одной и той же материи, бесконечно делимой и в действительности разделенной на множество частей, которые движутся различно, причем движение они имеют некоторым образом кругообразное и в мире по¬стоянно сохраняется одно и то же количество движе¬ния. Но сколь велики частицы, на которые материя разделена, сколь быстро они движутся и какие дуги описывают, мы не смогли подобным же образом уста¬новить. Ибо так как бог может распределять их беско¬нечно различными способами, то какие из этих спосо¬бов им избраны, мы можем постичь одним только опытным путем, но никак не в силу рассуждения. Вот почему мы вольны предположить любые способы, лишь бы все вытекающее из них вполне согласовывалось с опытом (стр. 510—511).
52. Имеются три основных элемента видимого мира. Итак, мы вправе сказать, что установили уже две раз¬личные формы материи. Они могут быть признаны фор¬мами двух первых элементов видимого мира. Первая — форма осколков, отделившихся от остальной материи в процессе округления и движимых с такой скоростью, что достаточно одной силы их движения, чтобы, стал¬киваясь с другими телами, они дробились последними на бесконечное число мельчайших частиц и приспо¬собляли свои фигуры к точному заполнению малейших уголков и промежутков вокруг этих тел. Вторая — форма всей остальной материи, которая делится на округлые частички, много меньше по сравнению с теми телами, какие мы видим на Земле; однако и эти ча-стички обладают известной определенной величиной и могут, таким образом, быть раздроблены на еще зна¬чительно меньшие части. Далее, в некоторых частицах,
264
мы обнаружим и третью форму материи, именно в тех, кои либо очень грубы, либо имеют фигуру, ма-ло пригодную для движения. Я постараюсь доказать, что из этих трех форм материи и образованы все тела видимого мира: из первой — Солнце и неподвижные звезды, из второй — небеса, а из третьей — Земля с планетами и кометами. Ибо видя, что Солнце и непод¬вижные звезды излучают свет, небеса его пропуска¬ют, Земля же, планеты и кометы его отбрасывают и отражают, я полагаю себя вправе использовать это троякое различие, наиболее основное для чувст¬ва зрения — светиться, быть прозрачным и быть плот¬ным — для различения трех элементов видимого мира (стр. 516-517).
ЧЕТВЕРТАЯ. ЧАСТЬ О ЗЕМЛЕ
188. Какие вещи еще нужно объяснить, чтобы этот трактат был завершен. Четвертую часть «Начал фило¬софии» я бы закончил, если бы присоединил к ней еще две дальнейшие части: пятую — о природе расте¬ний и животных, шестую — о природе человека,— та¬ково бЛло мое намерение, когда я начинал этот трак¬тат. Но так как я еще не уяснил себе всего того, о чем хотел бы в них трактовать, и не знаю, буду ли иметь когда-нибудь досуг и опыт, потребный для выполнения этой задачи, то для того, чтобы уже написанные части были завершены и в них не отсутствовало то, что я счел бы должным в них наметить, если бы не рас-считывал изложить это в дальнейших частях, я при-соединю сюда кое-что относительно объектов наших чувств. До сих пор я описывал Землю и весь вообще видимый мир наподобие механизма, в котором надле¬жит рассматривать только очертание и движение; од¬нако наши чувства, несомненно, заставляют видеть в нем и многое иное, как, например, краски, запахи, звуки и прочие чувственные свойства; если бы я со¬вершенно не упомянул об этом, могло бы казаться,
365
что мною опущено объяснение большинства явлений природы.
189. Что такое чувство и каким образом мы чувст¬вуем. Поэтому следует заметить, что хотя человече¬ская душа и объединена со всем телом, основные свои функции, однако, она выполняет в мозгу. При посред¬стве мозга она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем