Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

Согласно законам природы, однажды при¬шедшие в движения тела продолжают двигаться, пока

260

это движение не задержится какими-либо встречными телами. Очевидно, что воздух или иные текучие тела, среди которых они движутся, мало-помалу умень¬шают скорость их движения.

39. Второй закон природы: всякое движущееся тело стремится продолжать свое движение по прямой. Вто¬рой закон, замечаемый мною в природе, таков: каждая частица материи в отдельности стремится продолжать дальнейшее движение не по кривой, а исключительно по прямой, хотя некоторые из этих частиц часто бы¬вают вынуждены от нее отклоняться, встречаясь на своем пути с иными частицами, а также потому, что, как было сказано раньше, при всяком движении обра¬зуется круг, или кольцо, из всей одновременно дви¬жущейся материи. Причина этого закона та же, что и предыдущего. Она заключается в том, что бог незыб¬лем и что он простейшим действием сохраняет движе¬ние в материи (стр. 485—487).

40. Третий закон: если движущееся тело встречает другое, сильнейшее тело, оно ничего не теряет в своем движении; если же оно встречает слабейшее, которое может подвинуть, оно теряет столько, сколько тому сообщает. Все частные причины изменения частиц тела заключены в этом третьем законе, по крайней мере изменения телесные, ибо здесь мы не исследу¬ем вопроса о том, могут ли ангелы и человеческие мысли двигать тела, а оставляем его до рассмотрения в трактате о человеке, который я надеюсь составить (стр.489).

64. Я прямо заявляю, что мне неизвестна иная материя телесных вещей, как только всячески дели¬мая, могущая иметь фигуру и движимая, иначе говоря, только та, которую геометры обозначают названием величины и принимают за объект своих доказательств; я ничего в этой материи не рассматриваю, кроме ее делений, фигур и движения; и наконец, ничего не соч¬ту достоверным относительно нее, что не будет вы¬ведено с очевидностью, равняющейся математическому доказательству.

261

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ О ВИДИМОМ МИРЕ

.1. Нельзя переоценить божьи творения. Откинув все некогда нами принятое на веру без достаточного рас¬смотрения, нам ныне надлежит — раз чистый разум пролил свет, необходимый для открытия некоторых начал вещей материальных и представил их нам с оче¬видностью, не допускающей сомнений в их истинно¬сти, — надлежит сделать попытку из одних этих начал вывести объяснение всех явлений природы, иначе гово¬ря, действий, встречающихся в. природе и восприни¬маемых нами посредством наших чувств. Начать нужно с явлений наиболее общих, от которых зависят все прочие, именно с заслуживающего восхищения строе¬ния видимого мира. Чтобы избежать заблуждений каса¬тельно этого предмета, нам, на мой взгляд, следует тщательно придерживаться двух правил. Одно из них то, чтобы, непрестанно обращая наш взор на бесконеч¬ное могущество и благость божью, мы знали, что нам нечего бояться впасть в ошибку, представляя себе его творения слишком обширными, прекрасными и совер¬шенными, и что, напротив, мы заблуждаемся, предпо¬лагая для них пределы или ограничения, о коих не имеем достоверных знаний.

2. Стараться постичь цели, поставленные себе бо¬гом при сотворении мира, значило .бы чересчур пола¬гаться на наши силы. Второе таково: нам надлежит непрестанно иметь в виду, что наши умственные спо¬собности весьма посредственны и что нам не следует чересчур полагаться на себя, что, по-видимому, произо¬шло бы, если бы мы пожелали измыслить для мира какие-либо границы, не будучи в том убеждены бо¬жественным откровением или хотя’бы очевиднейшими естественными причинами. Это означало бы, что мы полагаем, будто наша мысль способна вообразить нечто свыше того предела, докуда простиралось могущество бога при сотворении мира; еще более мы погрешим, если вообразим, будто все сотворено им ради нас одних, или если даже будем полагать, что силой нашего духа мо¬гут быть постигнуты цеди, для которых бог создал мир.

262

3. В каком смысле можно сказать, что бог все вещи сотворил для человека. Хотя с точки зрения нравст-венной мысль о том, что все содеяно богом ради нас, и благочестива и добра (так как она тем более побуж-дает нас гореть любовью к богу и воздавать ему хва¬лу за его благодеяния), хотя в известном смысле это и верно, поскольку нет в мироздании ничего, что не могло бы быть нами так или иначе использовано (на-пример, ради упражнения нашего ума и ради удив-ления перед богом при созерцании его дел), тем не менее никоим образом не вероятно, чтобы все было создано ради нас и чтобы бог не задавался при сотво-рении мира никакими иными целями. И было бы, как мне кажется, дерзко выдвигать такой взгляд при об-суждении вопросов физики, ибо мы не можем сомне-ваться, что существует или некогда существовало и уже давно перестало существовать многое, чего ни один человек никогда не видел и не познавал и что никому не доставляло никакой пользы (стр.504—507). 45. Я настолько не хочу настаивать на том, чтобы все, что я напишу, было принято на веру, что намерен высказать некоторые гипотезы, которые сам считаю неправильными. А именно, я не сомневаюсь в том, что мир изначально создан был во всем своем совершенстве, так что тогда же существовали Солнце, Земля, Луна и звезды; на Земле не только имелись зародыши растений, но и сами растения покрывали некоторую ее часть; Адам и Ева были созданы не детьми, а взрослыми. Христианская религия требует от нас такой веры, а природный разум убеждает нас в истинности ее, ибо, принимая во внимание всемо¬гущество бога, мы обязаны полагать, что все, им со¬зданное, было с самого начала во всех отношениях совершенным. И подобно тому как природу Адама и райских дерев можно много лучше постичь, если рас¬смотреть, как дитя мало-помалу складывается во чре¬ве матери и как растения происходят из семян, чем просто видеть их, какими их создал бог, — подобно этому мы лучше разъясним, какова вообще природа всех сущих в мире вещей, если сможем вообразить некоторые весьма понятные и весьма простые начала,

263

исходя из коих мы ясно сможем показать происхож-дение светил, Земли и всего прочего видимого мира как бы из некоторых семян; и хотя мы знаем, что в действительности все это не так возникло, мы объяс-ним все лучше, чем описав мир таким, каков он есть или каким, как мы верим, он был сотворен. А так как я думаю, что открыл подобного рода начала, я и по-стараюсь их здесь изложить.

46. Все тела, составляющие Вселенную, состоят из одной и той же материи, бесконечно делимой и в действительности разделенной на множество частей, которые движутся различно, причем движение они имеют некоторым образом кругообразное и в мире по¬стоянно сохраняется одно и то же количество движе¬ния. Но сколь велики частицы, на которые материя разделена, сколь быстро они движутся и какие дуги описывают, мы не смогли подобным же образом уста¬новить. Ибо так как бог может распределять их беско¬нечно различными способами, то какие из этих спосо¬бов им избраны, мы можем постичь одним только опытным путем, но никак не в силу рассуждения. Вот почему мы вольны предположить любые способы, лишь бы все вытекающее из них вполне согласовывалось с опытом (стр. 510—511).

52. Имеются три основных элемента видимого мира. Итак, мы вправе сказать, что установили уже две раз¬личные формы материи. Они могут быть признаны фор¬мами двух первых элементов видимого мира. Первая — форма осколков, отделившихся от остальной материи в процессе округления и движимых с такой скоростью, что достаточно одной силы их движения, чтобы, стал¬киваясь с другими телами, они дробились последними на бесконечное число мельчайших частиц и приспо¬собляли свои фигуры к точному заполнению малейших уголков и промежутков вокруг этих тел. Вторая — форма всей остальной материи, которая делится на округлые частички, много меньше по сравнению с теми телами, какие мы видим на Земле; однако и эти ча-стички обладают известной определенной величиной и могут, таким образом, быть раздроблены на еще зна¬чительно меньшие части. Далее, в некоторых частицах,

264

мы обнаружим и третью форму материи, именно в тех, кои либо очень грубы, либо имеют фигуру, ма-ло пригодную для движения. Я постараюсь доказать, что из этих трех форм материи и образованы все тела видимого мира: из первой — Солнце и неподвижные звезды, из второй — небеса, а из третьей — Земля с планетами и кометами. Ибо видя, что Солнце и непод¬вижные звезды излучают свет, небеса его пропуска¬ют, Земля же, планеты и кометы его отбрасывают и отражают, я полагаю себя вправе использовать это троякое различие, наиболее основное для чувст¬ва зрения — светиться, быть прозрачным и быть плот¬ным — для различения трех элементов видимого мира (стр. 516-517).

ЧЕТВЕРТАЯ. ЧАСТЬ О ЗЕМЛЕ

188. Какие вещи еще нужно объяснить, чтобы этот трактат был завершен. Четвертую часть «Начал фило¬софии» я бы закончил, если бы присоединил к ней еще две дальнейшие части: пятую — о природе расте¬ний и животных, шестую — о природе человека,— та¬ково бЛло мое намерение, когда я начинал этот трак¬тат. Но так как я еще не уяснил себе всего того, о чем хотел бы в них трактовать, и не знаю, буду ли иметь когда-нибудь досуг и опыт, потребный для выполнения этой задачи, то для того, чтобы уже написанные части были завершены и в них не отсутствовало то, что я счел бы должным в них наметить, если бы не рас-считывал изложить это в дальнейших частях, я при-соединю сюда кое-что относительно объектов наших чувств. До сих пор я описывал Землю и весь вообще видимый мир наподобие механизма, в котором надле¬жит рассматривать только очертание и движение; од¬нако наши чувства, несомненно, заставляют видеть в нем и многое иное, как, например, краски, запахи, звуки и прочие чувственные свойства; если бы я со¬вершенно не упомянул об этом, могло бы казаться,

365

что мною опущено объяснение большинства явлений природы.

189. Что такое чувство и каким образом мы чувст¬вуем. Поэтому следует заметить, что хотя человече¬ская душа и объединена со всем телом, основные свои функции, однако, она выполняет в мозгу. При посред¬стве мозга она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн